славяне. Славяне. Доклад студенток 1 курса группы поко1 Скибчик Софьи Андреевны и Панфилкиной Елизаветы Сергеевны
Скачать 69.92 Kb.
|
Студенческая научная конференция «Культура древних славян» «ХРАМЫ И СВЯТИЛИЩА ДРЕВНИХ СЛАВЯН» доклад студенток 1 курса группы ПО-КО-1 Скибчик Софьи Андреевны и Панфилкиной Елизаветы Сергеевны Языческие верования пронизывали всю жизнь древних славян, определяли их быт и обычаи. Пережитки языческих представлений сохраняются до 20 века и переплетаются с христианскими обрядами. Сам термин «язычество» достаточно поздний. Произошел от славянского слова «язык» или «языцы» (народ). Понимать этот термин можно как «народная вера». Латинское слово «paganus», т.е. «поганый» не имеет отрицательного смысла, оно означает – язычник, верующий в старых богов. Однако, мы не знаем, как эта религия называлась у самих язычников. Язычество – это очень развитая религия природы, хорошо структурированная, с большим количеством разработанных нравственных понятий (о душе, о загробном мире, о многих др. вещах). Язычество – это явление, которое необходимо было преодолеть, чтобы прийти к христианству. Язычество подготовило почву для того, чтобы позже здесь стала господствовать другая религия. Стоит понимать, что христианизация Руси проходила не всегда добровольно. Самые упорные поборники язычества бежали от православия в лесостепь Тернопольской области, на берег реки Збруч, который, судя по всему, еще в VIII-IX вв. являлся крупным религиозным центром, но по-настоящему крупнейшим на Руси языческим капищем Збручье стало после 998 года. В Збруче обнаруживается некий универсальный стиль русского язычества. Именно здесь был создан знаменитый Збручский идол — самый показательный образ дохристианского культового искусства на Руси. Збручское поселение просуществовало до второй половины XIII века. Интересно то, что конец последнему центру «погани» на Руси положили не православные князья, а монголо-татары. На сегодняшний день Збручский культовый центр является эталонным памятником, поскольку хорошо сохранился из-за того, что был законсервирован язычниками, по всей видимости, надеявшимися туда вернуться. На основе данного хорошо сохранившегося памятника ученые-археологи могут делать реконструкции максимально приближенные к оригиналу. Проблемой изучения язычества является наличие малого количества письменных и материальных источников. В основном о язычестве мы знаем от его противников, например, из христианских летописей. Нет источника языческого происхождения. Своим богам славяне покланялись в особенных святилищах. Известные к настоящему времени в славянских землях культовые памятники могут быть разделены на несколько типов: Круглые площадки – капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям. Малые городища – святилища, круглые площадки огороженные рвом и невысоким валом. Храмы – деревянные постройки, внутри которых находились идолы. Городища – убежища, на которых располагались святилища. Большие культовые центры, в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов. Представленные виды и типы культовых памятников условны, но это деление в какой-то степени отражает возможности того коллектива людей, который сооружал и поклонялся святилищам. Капища Эти жертвенные площадки обычно были расположены за пределами поселений или на окраине могильников, они имели круглую или овальную форму, часто были вымощены камнями или покрыты глиной. На площадках горели огни, об этом свидетельствует их обожженная поверхность, на ней лежали угли, кости животных, иногда обгорелые черепки глиняной посуды. Примером может стать главное языческое святилище Новгорода - Перынь, а именно располагавшееся здесь капище. Центральным культовым объектом на капище являлся идол – скульптурное изображение того или иного бога, которому, по-видимому, и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды, совершаемые на капище. Скорее всего, скульптурное изображение служило своеобразным «посредником» между человеком и определенной силой природы – богом. Славянские идолы зачастую представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2–2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров, выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи. Отличительной чертой славянских идолов было убранство. Кумир мог иметь в правой руке определенный предмет: рог, кольцо, меч, связанный с тем или иным богом. Венчала изваяние чаще всего шапка (либо шлем), сходная с поздними княжескими головными уборами. Руки идола могли быть сложены на груди, при этом правая рука была выше левой. Самой характерной чертой этих святилищ является их ограждение, защита от злых сил. Ограждение бывало разным, чаще всего служил им ров или канава шириной 2-5 метров, неглубокая, имеющая плоское дно, на котором горели огни - символы защиты и очищения. Во рвах сохранились остатки жертвоприношений в виде костей животных, обломков разбитой посуды. В центре площадки изредка сохранялись остатки дубового столба от подножья идола или в некоторых случаях центральная яма была обложена камнями. Капища, расположенные рядом с могильниками, вероятно, служили для обращения к божествам потустороннего мира. В большинстве случаев на капищах нет никаких находок. Остатки жертвоприношений на культовых площадках и капищах прослеживаются только по следам огня, костям животных, иногда и человека, обломкам разбитой посуды, что соответствует тому набору даров, которые славяне приносили своим богам. Распространены были оградки капищ из камней и каменные вымостки. Камень служил символом прочности, защиты, сохранности, границей между миром живых и мертвых. Отличительная черта капища в Ходосовичах - двойное ограждение. Узкие канавки были дополнены серповидными рвами. Круговые канавки с горевшими в них огнями и круги из камней должны были защищать мир от враждебных сил. Для создания этих культовых мест и святилищ требовались определенные усилия значительных групп населения, жителей целого посёлка или даже более крупных объединений. Малые городища-святилища Та же идея круга, что и на площадках-капищах, воплощена в малых городищах, центром которых служат такие круглые или овальные площадки диаметром от 7 до 30 м. Центральные площадки этих городищ, на которых стояли идолы, представляли собой капища. Благодаря ограждению в виде низких концентрических валов и широких рвов с плоским дном эти капища имеют стационарный облик и их легче обнаружить. Топографическое положение городищ - святилищ различно и зависит от характера местности. Признаки: малые размеры, непригодность для защиты и места жительства, круглую форму, отсутствие культурного слоя, иногда наличие внутреннего рва, расположение среди славянских поселений 8-13 вв., на вершинах культовых валов и на плоском дне рвов устраивали специальные ритуальные огни, составной частью городищ - святилищ были длинные общественные дома,а сами городища выполняли функции религиозных центров общин. Не все эти признаки удаётся выделить на каждом городище, но только в том случае, когда имеющиеся данные не противоречат всей системе этих признаков, городище можно считать святилищем. Городища у сел Ржавинцы, Бабин, Кулишевка имеют крощечные площадки (диаметры - 22, 7 и 8 соотв.). Они круглые и слегка выпуклые в центре. Городище в Ржавинцах окружено двумя валами, на которых камнями вымощены площадки для разжигания огней, и окружено двумя рвами с пологими стенками. Между валами находились площадки, на которых стояли наземные длинные дома, от которых сохранился культурный слой толщиной 20 см. В центре городища стояла стела - объект поклонения, которая была сброшена в ров при уничтожении городища. Центральная площадка городища Бабин занимает самую высокую точку каменистого останца над Днестром и от нее во все стороны начинаются крутые склоны, по которым вырыты дугообразные рвы. Маленькая площадка городища Кулишевка ограничена с напольной стороны пятью валами, сооруженными в разное время. На внутренних валах находились каменные вымостки, слои сильно пережженной глины, угли, обломки посуды. Для сооружения городищ-святилищ требовалась определённая организация труда и гораздо больше усилий, чем при устройстве жертвенных ям и площадок - капищ, которыми могли пользоваться отдельные семьи и жители посёлка. Время появления и существования городищ - святилищ - VIII-XI вв. - совпадает с периодом господства соседско-большесемейной общины, более многолюдной и обладающей лучше развитым производством и организацией, чем распространённые в предшествующий этап развития, в VI-VII вв., большие медные общины, сил которых для строительства городищ-святилищ, вероятно, ещё не хватало. Городища-святилища входили в состав гнёзд поседений и являлись религиозными центрами общин. В состав каждого гнезда поселений входило или одно городище - святилище, или городище - убежище, так как в некоторой степени из функции совпадали. Городища-убежища Городища - убежища, где население искало защиту от врагов и обращалось за помощью к богам, также имели культовое значение. В отличие от святилищ, они были тщательно защищены оборонительными стенами и охранявшей их стражей, их площадки бывают очень большими, на них нет стационарных жилищ, но стояли длинные общественные дома, предназначенные для сборищ, празднеств, проведения некоторых культовых обрядов. Для примера рассмотрим городище-убежище Тушемля. Городище-убежище Тушемля размещалось на мысе между двумя оврагами. Овальная площадка была обнесена двумя земляными валами с деревянными оградами на вершинах. Внутри городища находилось языческое святилище в виде круглой площадки, по краю которой с интервалами стояли столбы, возможно изображавшие языческих богов. В центре возвышался более массивный столб — по всей вероятности, изображение главного божества. Как Вы уже могли заметить, основная масса культовых сооружений славян имела круглую форму, символизируя солнце, и в то же время, отражая представление о мире - «круге земном». Храмы Следующее о чем пойдёт речь - храмы древних славян язычников. К сожалению, археологической информации о данном типе сооружений очень мало. Начнём с того, что вопрос о славянских языческих храмах довольно спорен. Храмы существовали только у западных славян, и традиция их сооружения идёт от кельтов. Перейдём собственно к описанию. Храмами, в противоположность открытым капищам, можно считать закрытые помещения, в которых стояли идолы. Внутренность храма разделялась на две части – переднюю часть и собственно святилище. Святилище иногда находилось в середине храма. Оно отделялось от передней части храма четырьмя колоннами и богатыми завесами, спущенными до земли. Главный идол занимал в святилище место в середине, а вокруг него были расположены другие идолы и священные вещи. Передняя часть храма, окружавшая святилище, была гораздо пространнее. Стены, её окружавшие, были украшены резными изображениями священных предметов, рогами зверей, пурпуровыми тканями, и резьба была не только на внутренней стороне стен, но и на внешней. Не все храмы были окружены прочными стенами: иные, состояли из одних колонн и завешены были тканями снаружи, так же, как и внутри, ими завешивалось святилище. Поверх стен или колонн внешней части храма поднималась кровля, которая также бывала раскрашена, – и таким образом вся внешность храма представлялась пестрой. Этой кровлей и поперечными балками, связывавшими стены или колонны передней части храма, соединялась она со святилищем. Мало что можно сказать о вышине храмов. Они не могли быть слишком низки, ни в коем случае потолок передней части храма не мог быть ниже главного идола, стоявшего в святилище, т. е. ниже пяти аршин или около того. Храмы строились большею частью из дерева: так из дерева был построен и храм Ретрский, храм Арконский, и другие. Это очень естественно, потому что все славяне издавна были мастера на деревянные постройки. Храм был окружен двором, обнесенным оградой, которая, также как и храм, была украшена резьбой с разными раскрашенными изображениями. Крупные культовые центры Помимо культовых сооружений, в разных частях славянской земли известны крупные языческие центры, куда во время праздников собирались массы народа с большой округи. В состав культовых центров часто входило несколько святилищ, среди которых были большие городища, имевшие сложную планировку и разделенные на разные по значению части. Большие городища-святилища включают в себя как составные элементы все типы известных культовых памятников: жертвенные ямы и площадки, круглые капища, ограниченные рвом, валом или рядом камней, храмовые постройки, где стояли идолы, каменные вымостки и жертвенники из камней. Как и остальные святилища они были огорожены от злых сил культовыми валами и рвами, на них также широко применялся огонь. В отличие от рядовых городищ здесь встречаются многочисленные остатки жертвоприношений. По современным археологическим данным, существенных различий в распространении всех видов и типов культовых памятников на землях восточных и западных славян не наблюдается. Мы можем констатировать только их большее или меньшее присутствие в разных областях, что скорее всего связано с разной исторической обстановкой, складывающейся рядом с городскими центрами и на периферии. На сегодняшний день о святилищах древних славян известно не так много. Найденные капища, городища и другие святилища исследованы настолько, насколько это только было возможно, но до сих пор мы можем лишь представлять себе какими были обряды и ритуалы наших предков – язычников. Крупнейшие исследователи, подходившие к таким вопросам, как изучение язычества, распространение его по территории, расселение славян, их культура и т.п., рассматривали исторические науки, тесно соприкасающиеся друг с другом. Это говорит о том, что историю славянского народа и его культуры мы вынуждены изучать путем сопоставления данных различных наук, каждая из которых вносит определенную часть знаний. Языческие святилища древних славян – это немаловажный отголосок в истории самого славянского язычества. Благодаря им мы можем не только судить о мировоззрении древних славян, но и выделять особые предпочтения, угадывать верования и традиции. Эти памятники являются достоверным материальным доказательством подтверждения масштабности язычества древних славян. Учитывая их ареал распространения на большой территории, можно смело утверждать, что язычество носило массовый характер. Информация других наук только подтверждает это, исключение составляет только то, что в разных местностях, намного удаленных друг от друга, сами обряды, ритуалы, названия божеств и т.п. претерпевают иногда даже очень значительные изменения. Но беря во внимание то, что люди в то время обожествляли, как правило, непонятные им силы природы, всегда можно проследить параллель, даже между удаленными областями, отождествления языческих религий. |