ПЕТР 1. Докладом Петр Великий реформатор и строитель дела и плоды для Церкви
Скачать 76.79 Kb.
|
С докладом «Петр Великий - реформатор и строитель: дела и плоды для Церкви» выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыка подчеркнул, что с церковной точки зрения реформы Петра I оценивать сложно, поскольку император хотел видеть в Церкви некое подобие социального института, приносящего материальную пользу государству, игнорируя сакральный характер ее устройства и ее главное назначение - заботу о спасении души человека. Pеформы в России начались задолго до царствования Петра Первого - в период правления его отца, царя Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года зафиксировало несвободу Церкви в экономической сфере и в некоторых судебных вопросах. Попытки Патриарха Никона вернуть утраченную Церковью независимость привели к его низложению. Противоречия между властью и Церковью продолжались и впоследствии. Петр I, вступив на престол, предпринял кардинальные меры по европеизации нашей страны; владыка привел слова Александра Солженицына, считавшего первого российского императора не реформатором, а революционером. Но «цивилизационная революция», предпринятая императором, практически не коснулась русского народа: «В результате дворянство стало европейским, а народ как был, так и остался русским. Именно эта двойственность позволила сохранить фундаментальную для нашей страны классическую религиозную и культурную установку», - подчеркнул владыка. Он коснулся событий петровской эпохи: отмены института патриаршества, учреждения в 1721 году Святейшего Синода, подавления заговора, во главе которого стоял сын императора цесаревич Алексей Петрович. Император упразднил некоторые монастыри, запретил становиться монахами молодым людям, при нем еще больше обострился старообрядческий раскол - приверженность старому обряду объявлялась не церковным, а государственным преступлением. Говоря о положительных петровских преобразованиях, архипастырь упомянул о развитии в стране образования и просвещения. Значимые учебные заведения создавались и при монастырях, одним из них стала «славенская школа» при Александро-Невском монастыре, из которой впоследствии выросла Санкт-Петербургская духовная академия. К началу ХХ века в России действовало множество духовных учебных заведений всех уровней - от церковно-приходских школ до духовных академий. Подытожив сказанное, правящий архиерей отметил, что деятельности Петра Первого, в том числе в сфере церковной жизни, невозможно дать однозначную оценку. «Мы видим, что Церковь смогла преодолеть большинство негативных последствий и не потеряла своей внутренней свободы, зиждимой на Христе. Многие архиереи, будучи людьми своего времени, возвышали голос в защиту многовекового канонического устройства Церкви. Нельзя назвать Синодальную эпоху временем упадка Церкви, поскольку мы видим примеры возрождения многих сторон жизни, которые замерли еще до Петра. И особенно это касается духовного образования. К началу XIX века стала устойчивой тенденция возрождения монашеской жизни во всех ее сферах (от духовной до экономической). Стоит сказать и о подъеме духовного самосознания: Федор Михайлович Достоевский был плодом именно Синодальной эпохи. Эпоха Петра принесла много беспокойства для Церкви, однако Церковь, оказавшись в непростом положении в синодальный период, сумела не выродиться духовно, став светским учреждением, явилась училищем просвещения и сохранила центр своего бытия - веру в Бога, которую и засвидетельствовала тысячами новомученников и исповедников в XX веке. Пройдя сложный исторический путь, Русская Церковь живет сейчас в свободном государстве, занимается широкой просветительской и общественной деятельностью, образованием, социальным служением. Ни в какое иное время не была наша Церковь такой свободной, как сегодня. Вся деятельность Церкви направлена на вертикальное измерение человеческой жизни, не отвергается при этом и горизонтальное земное измерение со всеми достижениями цивилизации, облегчающими человеческую жизнь. Не предпочитая одно другому, наша страна, как на двух крыльях, должна идти по тому историческому пути, который ей уготовал Господь», - завершил свое выступление митрополит Варсонофий. Церковная реформа Петра I Петр Великий стремился к абсолютной власти во всех сферах жизни, в том числе и в духовной. Это выразилось в церковной реформе. Причины реформы Начиная с 17 века в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, которые были вызваны положением церкви в государстве. В это время не было налаженной система образования в духовной сфере. А реформа Никона вовсе привела к расколу внутри церкви. Из-за нововведений Никона появились никоняне и старообрядцы. На последних длительное время было гонение со стороны государства. Патриарх был любимцем царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Недовольство церковным своеволием началось именно тогда. Причины: Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской, чем вызвал гнев царя и был выслан. Алексей Михайлович понимал, что необходимо ограничить власть Патриарха и в 1649 году было создано Соборное Уложение, которое фактически подчиняло церковь государству.. Монастыри всегда имели огромные земельные владения. Этим были недовольны боярство и купечество. Последние из-за того, что церковь являлась им сильным конкурентом в торговле. Продукция последних была гораздо ниже из-за отсутствия налогов со стороны государства. Требовались серьезные преобразования, чем и занялся Петр I. Царь был известным приверженцем западных традиций, чем вызывал множество недовольства. Особенно не нравились преобразования Петра духовенству. Из-за разных взглядов на развитие России между царем и церковью нарастало обоюдное недовольство. Церковнослужители пытались воздействовать на правителя через его сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Царевич был замучен и казнен за измену, а представители духовенства, писавшие ему, лишены сана и жизни. Основные события В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр воспротивился избранию нового главы духовенства. Такой запрет действовал 21 год. В 1701 году был создан Монастырский приказ, к которому отходили архиерейские дома, Патриарший двор и монастырские земли. Во главе приказа встал светский человек Мусин-Пушкин. Таким образом, царь возложил на государство контроль за имущественными владениями церкви и судебные функции для расследования дел над духовенством. Все эти действия Петра носили лишь материальный интерес, а не духовный. Основное что интересовало императора - богатство церкви. В январе 1701 года была проведена секуляризация церковных земель. Кроме этого, издавались новые указы, ограничивающие права церкви: в монастырях прошли чистки, всех “непостриженных” выгнали, так как Петр считал, что за стенами обители могут скрываться лишь государственные преступники; женщинам разрешалось постригатсья в монахини только после 40 лет. Монахи не имели право владеть земельными угодьями. Людям разных сословий запрещалось подавать милостыню, благотворительность принималась только напрямую в богодельни. Вплоть до окончания Северной войны царь не вносил ясности в дальнейшую судьбу духовенства. Не было понятно будет ли созван новый Собор и назначен глава церкви. Изначально контроль над делами церкви вменялись. С 1711 года ведать всеми духовными и светскими делами стал Главенствующий Сенат, главный управленческий орган. Священный Синод После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич. В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церквью. Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода. Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным. В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи. Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы. В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование на практически на 200 лет. В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь. Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан. Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом. Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы: существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями; проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей; вести борьбу с суевериями; запрет на лжеучения; патриарший суд должно было вершить государство. Изменения в сфере духовного образования Изначально для того, чтобы стать священнослужителем не требовалось специального образования. Духовным лицом мог стать практически каждый. В небольших поселениях складывались целые поповские династии, когда после смерти отца духовным наставником становился его сын. Многие вступали в сан исключительно из корыстных побуждений. Каждый священник мог действовать в любой местности. На Руси существовало “бродячее поповство”. Такие представители толпились на крестцах, куда приходили прихожане, которым понадобился священник на один раз. Такое положение дел абсолютно не устраивало Петра I, и по его указу был ограничено вступление в духовенство, а выход из сана, наоборот, упрощен. Это значительно сократило количество священников. Вводятся своеобразные ограничения по количеству прихожан на церковь. Шло упорядочивание церковных приходов, где служил лишь один постоянный священник. Для специального образования священнослужителей были созданы Духовные школы. Каждому епископу было приказано иметь дом, а при доме школу для обучения детей. Таким образом, произошла своеобразная чистка среди духовных служителей. Допускались к службе люди только хотя бы с минимальным духовным образованием. Преобразования в монастырях Отношения к монастырям у Петра I еще с детства сложилось крайне негативное. он считал их оплотом заговоров и крамолы. Количество монастырей по стране было значительно уменьшено монастырей. Усложнялись условия для вступления в монашество. Монастрыское хозяйство Петр I старался использовать под полезные светские учреждения: приюты для нищих и солдат-инвалидов. Монахам и монахиням разрешалось покидать монастырь только на два-три часа. Длительное отстуствие запрещалось. Заключение Церковная реформа Петра I внесла колоссальные изменения в духовную жизнь России. 18 век стал временем радикальных перемен. С подчинением церкви светской власти все стороны жизни людей были под контролем государства. |