Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность работы.

  • музей. Дом музей купца Тетюшинова. Дом Тетюшинова история и значение для города Астрахань


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеДом Тетюшинова история и значение для города Астрахань
    Анкормузей
    Дата07.02.2023
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДом музей купца Тетюшинова.doc
    ТипРеферат
    #924731


    Тема:

    Дом Тетюшинова: история и значение для города Астрахань

    Содержание

    Введение 4

    1. История «Дома-музея имени Г. В. Тетюшинова» 6

    2. Музейно-культурный центр «Дома-купца имени Г. В. Тетюшинова» 8

    3. Значение для города Астрахань «Дома-музея имени Г. В. Тетюшинова» 11

    Заключение 20

    Список литературы 21


    Введение



    Актуальность работы. МКЦ Дом-музей имени Г. В. Тетюшинова не похож ни на один другой. Окутанный тайной резной терем – уникальный памятник архитектуры федерального значения, единственный образец деревянного зодчества XIX века сохранившийся во всем Нижнем Поволжье – дом купца Тетюшинова четверть века стоял заброшенный и ждал своего часа, ждал, когда по его резным террасам вновь пройдутся гости, а светелки озарит детский смех. О необходимости спасения этого архитектурного чуда говорили несколько десятков лет. На его реставрацию потрачено более 70 млн. рублей. И вот сейчас купеческая резиденция ожила, возродившись в новом качестве. Отныне это не просто дом, а музейно-культурный центр, названный в честь своего хозяина: «Дом-музей имени Г. В. Тетюшинова».

    Цель работы изучить историю и значение для города Астрахань «Дома Тетюшинова».

    Задачи:

    Хронологические рамки.

    1872. Здание музейно-культурного центра сооружено местной плотнично-строительной артелью по заказу енотаевского купца 1-й гильдии Григория Васильевича Тетюшинова.

    1869. Дом был построен по одному из типовых проектов, помещенных в "Художественно-архитектурном альбоме"

    1894. После смерти Г.В. Тетюшинова дом переходит во владение к его сестре М.В. Сережниковой

    1901-1930. В первой трети XX в. дом принадлежит ее наследникам: с 1901 г. – дочери К.И. Коринфской, с 1915 г. – внучке К.П. Лугаковской. В 1930 г. наследники передают дом в ведение города, с этого времени он используется как коммунальное жилье.

    1993. Наследники передают дом в ведение города, с этого времени он используется как коммунальное жилье.

    1993-1995. Жильцов дома отселяют, т.к. было установлено, что межэтажные перекрытия находились в аварийном состоянии. Указом Президента РФ дом в 1995 г. был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения».

    2008-2009. На средства, выделенные из федерального бюджета, дом реставрируется и передается в ведение Министерства культуры Астраханской области.

    2010. Начало функционирования МКЦ "Дом купца Г.В. Тетюшинова" - филиала Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина.

    1. История «Дома-музея имени Г. В. Тетюшинова»


    Темной ночью на крыльце дома раздался жалостный плач младенца. Испуганная прислуга захлопотала и поднесла хозяйке дома маленький кричащий сверток. «Может, сдать в воспитательный дом?» - поинтересовалась вышколенная экономка. Известный купец-промышленник с улыбкой поглядел в живые глазки младенца и ответил: «Не нужно, воспитаем как-нибудь!» Удочеренную девочку в крещении назвали Елизаветой. Дом купеческой четы огласился еще одним, на этот раз детским голосом.   

    А принадлежал этот дом не кому иному, как Григорию Васильевичу Тетюшинову - астраханскому и енотаевскому купцу 1-й и 2-й гильдий, промышленнику, изобретателю (он если не первым, то одним из первых начал строить на своих верфях винтовые суда, спроектированные им лично), меценату и вообще разносторонне развитому человеку.




    Григорий Васильевич Тетюшинов был очень хорошо известен в деловых кругах г.Астрахани. В фонде Астраханской городской управы ГААО сохранился ряд дел со списками почетных граждан, где Григорий Васильевич Тетюшинов значится в числе первых десятков лиц этого сословия, и отдельное дело от 1873 г. с указом Правительствующего Сената «О внесении в списки потомственных почетных граждан Григория Васильевича Тетюшинова с женою Глафирой Ивановной».

    Вся жизнь Григория Васильевича была связана с Каспием и Волгой. На верфи Тетюшинова строились винтовые суда, шхуны, большие транспорты, которые в дальнейшем использовались, как сухогрузы, а иногда и переоборудовались в нефтеналивные суда. Тетюшинов заложил свою верфь во время Крымской войны: с потерей Севастополя и Черного моря значение Астрахани как портового города сильно возросло. Для Каспийского моря были необходимы надежные и быстроходные суда. Винтовые шхуны и мощные транспорты Тетюшинова «Калмык», «Татарин», «Лезгин» были именно таковы. Недаром газеты писали и особенно подчеркивали, что «не уступающие наружным видом лучшим образцам иностранным, они есть произведение русского ума, русских рук, без всякого вмешательства иностранных мастеров». На песчаной косе напротив города Тетюшинов заложил в 1850-е гг. большую верфь, на которой была построена шхуна «Казак» - первое винтовое судно на Каспийском море. В 1858 г. при большом стечении горожан произошел торжественный спуск на воду огромного винтового транспорта «Калмык», принимавшего до 40 тысяч пудов груза.

    Дом Тетюшиновых стал одним из центров светской жизни Астрахани. Быть приглашенным на бал к Тетюшиновым значило тогда примерно то же, что сейчас - быть вхожим в кабинет если не Президента, то уж как минимум губернатора.

    Не забывал Григорий Васильевич и об астраханцах. Именно он стал инициатором открытия Мореходной школы и классов садоводства и огородничества для населения. Также он постоянно поддерживал общественную библиотеку.

    Так уж вышло, что своих детей у Григория Васильевича и его супруги Глафиры Ивановны не было, поэтому в маленькой Лизоньке родители души не чаяли и считали ее даром свыше. Именно для ней Григорий Васильевич построил по собственному проекту дом в Астрахани, предусмотрев в нем все до мелочей, чтобы ненаглядной дочери было здесь удобно...

    К сожалению, жизнь свою Григорий Васильевич окончил в одиночестве - Глафира Ивановна сбежала с любовником на Урал. Елизавета Тетюшинова после смерти отца покинула город. По завещанию Григория Васильевича дом остался в наследство его сестре, а после - племяннице.

    2. Музейно-культурный центр «Дома-купца имени Г. В. Тетюшинова»


    В 1930 г. дом отошел государству и только к 1971 г. был принят на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения. Спустя несколько лет объединением «Росреставрация» были предприняты попытки начать работы, но они не увенчались успехом. До середины 90-х. годов XX века деревянный терем был заселен жильцами. Естественно, это наносило ему непоправимый ущерб...

    В 1995 г. по Указу Президента РФ дом был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения». В этом же году было решено, что здание отдадут  в аренду тому, кто предложит на конкурсной основе свой проект реставрации и реализует его в течение 2,5 лет. 

    В 2007 г.  дом был включен в программу ремонтно-реставрационных работ к 450-летию г. Астрахани. А уже в 2008 г. из федерального центра на его реставрацию было выделено около 80 млн. рублей. Проводился повторный конкурс, тендер на него выиграла ЗАО «МОССИБ». В начале марта этого же года из центра пришел первый транш в 30 млн. рублей и уже в конце месяца началась работа.

    И вот, спустя 30 лет после первых реставрационных работ, 10 сентября 2010 года дом Тетюшинова открыл свои двери для астраханцев и гостей города уже в качестве музейно-культурного центра. С этого дня каждый желающий сможет прикоснуться к истории, причем в буквальном смысле слова.


    Гостей встречают необычные экскурсоводы – купец Тетюшинов собственной персоной и его семья: жена Пелагея и дочь Елизавета. Они, как в старые добрые времена, отныне принимают друзей (друзьями здесь считают всех, кто перешагнул порог дома), потчуют их чаем с баранками и медом из акации, знакомят со своим бытом. Пока взрослые пьют чай или рассматривают старинную мебель, детвора может заниматься творчеством, своими руками мастеря игрушки из чакана, лоскутов и цветной бумаги в специально отведенном детском уголке.

    Дом бревенчатый, с террасой и светелкой, в плане представляет собой прямоугольник. Стиль, в котором выполнен дом, называют «русским стилем». В результате использования форм традиционной русской архитектуры и богатой резьбы по дереву он имеет нарядный, сказочный вид.

    Главный фасад дома имеет три окна на первом и втором этажах, декор состоит из наличников, карнизов, деталей кровли, террасы. Окна обрамлены богатыми узорчатыми наличниками, на втором этаже - деревянными резными пилястрами, которые завершаются резным треугольным фронтоном. Оформление террасы выражено в решении многообразных порезок, столбов и элементов ограждения. Колонны первого этажа крупнее в диаметре и выглядят мощнее, колонны второго – стройные и легкие по форме. Богатые резные деревянные «полотенца» спускаются вниз от причелин, украшенных резьбой.

    Внутри дома практически без изменений сохранилась планировка и печи, облицованные белым кафелем, с карнизами простого рисунка. К сожалению, время не пожалело круговую лестницу, соединявшую в свое время первый и второй этаж.

    3. Значение для города Астрахань «Дома-музея имени Г. В. Тетюшинова»



    Деревянное чудо второй половины XIX века – дом купца Г.В.Тетюшинова, расположенный на ул. Коммунистической, хорошо известен не только в области, но и за ее пределами. Его изображение имеется на всех буклетах, открытках, альбомах старой Астрахани. 

    Все экспонаты здесь не просто радуют глаз, а живут своей жизнью. Предметы можно потрогать, на стульях посидеть, заглянуть в ящики шкафов, воспользоваться старинными письменными принадлежностями, к примеру, для того, чтобы оставить запись в домовой книге. Этой возможностью в день открытия купеческого дома уже воспользовалась оперная дива Мария Максакова, оставив автограф на память и добрые пожелания. Надо отметить, что это не первая запись. В домовой книге уже содержится немало имен и дат. Это имена астраханцев, благодаря которым собран уникальный интерьер, состоящий из предметов конца XIX начала XX веков. Хотя, чтобы узнать, кто и что подарил, необязательно заглядывать в книгу – все имена дарителей и реставраторов указаны на специальных табличках, прикрепленных к каждой вещи.

    От обычных музеев дом Тетюшинова отличает то, что колоссальная часть экспозиции собрана благодаря жителям города Астрахань, которые пожертвовали музею годами хранившиеся в их семьях предметы того времени. Также неоценимый вклад внесли астраханские реставраторы.

    Первый взгляд на дом:



    Сначала проходим в рабочий кабинет Григория Васильевича, расположенный на втором этаже (экскурсия идет "сверху вниз"):



    Вот в этой домовой книге перечислены все астраханцы (и не только), которые помогли в создании замечательной экспозиции.



    Далее переходим в "девичью" - комнату, где Лизонька Тетюшинова занималась рукоделием...





    На выдвинутом ящичке - табличка: "Дар астраханца Лунгу Александра Андреевича, 26 июня 2010 г.". Такие таблички с именами - практически на всех экспонатах...




    Вот мы и прошли весь второй этаж. Теперь можно не спеша прогуляться по опоясывающей дом галерее.

    Наличники - пожалуй, единственное, что осталось от изначального дома Тетюшинова. Все остальное ввиду износа пришлось изготавливать заново по сохранившимся изображениям.

    В небольшом фотоателье можно сфотографироваться на память, а в салоне — потанцевать: в углу на этажерке примостился граммофон. И если подойти поближе и присмотреться, то можно увидеть, как «модернизировали» старинный инструмент астраханские умельцы: теперь на нем можно слушать не только пластинки, но и компакт-диски.

    На втором этаже есть выход на просторную веранду, колоннами-мачтами напоминающую палубу корабля. И вид, открывающийся на город, только усиливает это ощущение.



    От обычных музеев Дом купца Тетюшинова отличает еще и то, что большая часть экспозиции собрана благодаря простым горожанам (среди дарителей есть и потомки купца), которые пожертвовали музею годами хранившиеся в их семьях предметы того времени. Эти экспонаты не только можно, но и нужно потрогать руками: посидеть на стульях, заглянуть в ящики шкафов, поиграть на фортепиано, проверить себя в вычислениях на купеческих счетах, ощутить тяжесть чугунных утюгов. И, конечно же, сидя за купеческим столом, хочется поблагодарить за гостеприимство хозяев — воспользовавшись старинными письменными принадлежностями, оставить запись в домовой книге.

    Хозяева дома, как в старые добрые времена, принимая друзей (а друзьями здесь считают всех, кто перешагнул порог дома), потчуют их на веранде чаем из самовара с баранками и медом.

    Пока взрослые чаевничают на уютной веранде и смотрят выступление фольклорных коллективов, дети могут заняться творчеством — своими руками смастерить несложные поделки из чакана, лоскутов и цветной бумаги в специально отведенном для этого детском уголке на первом этаже дома.

    Чудесный астраханский терем спустя много лет обрел вторую жизнь и новую судьбу. А купец Тетюшинов, вернувшись в Астрахань и радушно распахнув двери своего дома, за которыми каждого гостя ждет теплый прием, накрытый стол и душевный разговор, продолжил традиции древнего купеческого города — традиции гостеприимства, добра и дружбы.

    Заключение



    В данной работе мы побывали в Доме-музей имени Г. В. Тетюшинова - известного астраханского купца. Построен дом около 1872 года, по заказу енотаевского купца 1-й гильдии Григория Васильевича Тетюшинова, ныне в нем размещается Музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова».

    Дом представлял собой изначально летнею резиденцию, но в 1912 году он был утеплен наружной обшивкой с засыпкой. В глубине двора располагались конюшня, ледник и другие подсобные помещения.

    К 1970 годам дом сильно обветшал и с 1977 года, неоднократно предпринимались попытки реставрации памятника. Однако выполнена она была только в 2009 году, благодаря тому, что к 450-летнему юбилею Астрахани были выделены необходимые для этого финансовые средства.

    Это единственный образец деревянного зодчества XIX века, сохранившийся во всем Нижнем Поволжье. Каждый посетитель уникального памятника сможет прикоснуться к истории, причем в буквальном смысле этого слова. Все экспонаты здесь не просто радуют глаз, а живут своей жизнью. Предметы можно потрогать, на стульях посидеть, заглянуть в ящики шкафов, воспользоваться старинными письменными принадлежностями, к примеру, для того, чтобы оставить запись в домовой книге.

    Экскурсия по музею проводится в виде необычного интерактивного действия. Хозяева дома - купец Тетюшинов собственной персоной и его семья: жена Пелагея и дочь Елизавета как в старые добрые времена, отныне принимают друзей (друзьями здесь считают всех, кто перешагнул порог дома), потчуют их чаем с баранками и медом из акации, знакомят со своим бытом. Пока взрослые пьют чай или рассматривают старинную мебель, дети могут заниматься творчеством, своими руками мастеря игрушки из чакана, лоскутов и цветной бумаги в специально отведенном детском уголке.

    Список литературы


    1. История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2000.

    2. Природа и история Астраханского края. - Астрахань: Изд-во АГПИ,1996.

    3. Богатырев А.И. Астрахань. Улицы, годы, судьбы. - Астрахань,1999.

    4. Марков А.С. Астрахань на старинных открытках. - Астрахань,1999.

    5. Марков А.С. История Астрахани в событиях и фактах. - Астрахань,1996.

    6. Марков А.С. Были Астраханского края. - Волгоград,1976.

    7. Травушкин Н.С. У Волги, у Каспия. - М., 1985.

    8. Астрахань: Город и время. - Астрахань,1998.

    9. Астрахань: Город и люди. - Астрахань,2001.

    10. Астрахань: Город и будущее. - Астрахань,2003.

    11. Путеводитель по Астрахани и области. - Волгоград,1979.

    12. Никитин В.П. Астрахань и ее окрестности. - М.,1981.

    13. Носова Н.М. Астрахань. Памятные страницы истории и культуры. - Астрахань,1998.

    14. История Астрахани в названиях улиц. Аннотированный справочник. - Астрахань,1999.




    написать администратору сайта