Главная страница
Навигация по странице:

  • Сватовство.

  • Рукобитьем

  • Невестина баня.

  • Непосредственно свадебный этап

  • Встреча молодых.

  • Свадебный пир.

  • Послесвадебный этап

  • Поиски ярки.

  • Довенчальный, непосредственно свадебный и послесвадебный


    Скачать 17.96 Kb.
    НазваниеДовенчальный, непосредственно свадебный и послесвадебный
    Дата31.08.2022
    Размер17.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRusskie_svadebnye_obryady.docx
    ТипДокументы
    #657254

    Русские свадебные обряды

    Итак, свадебный обряд делился на три этапа: довенчальный, непосредственно свадебный и послесвадебный. Первый этап включал в себя обряды подготовки к свадьбе и прощания девушки-невесты с подругами, деревней, соседями и т.п. Обрядовые действа: сватовство, смотрины дома жениха, богомолье, сговор сторон жениха и невесты, рукобитье, пропой невесты, предбрачная баня невесты, девичник, расплетение косы.

    Сватовство. С этого обряда начиналась свадьба. Она представляла собой предварительные переговоры о возможности соединить брак.

    Смотрины. Если сторона невесты давала предварительное согласие на брак, то через несколько дней родители и крестные шли осматривать хозяйство жениха. В заключение осмотра, если гостям все нравилось, устраивалась трапеза, во время которой родители обговаривали детали следующих действ. Также могли поступать и отказы от родителей невесты.

    Сговор. В доме невесты родители обсуждали материальную сторону свадьбы. Иногда во время сговора проходили смотрины невесты. Если невеста не нравилась стороне жениха, они запрашивали очень большое приданое. (приданое, расходы с обеих сторон, количество гостей)

    Богомолье. Это обряд обручения жениха и невесты. С этого момента они официально становились женихом и невестой. Уже нельзя было расторгнуть помолвку, так как согласие на брак дано перед Богом.

    Рукобитьем обычно заканчивалось богомолье. Отцы с обеих сторон били друг друга по рукам в знак того, что дело о свадьбе решено окончательно.

    Пропой (запой). На этой трапезе обязательно пили хмельные напитки. Приглашались невесты подруг. Жених должен был принести подарки для невесты и ее подруг.

    Девичник. Он сопровождался причитаниями (вообще, до венчания девушка постоянно должна была плакать, петь грустные песни и причитать, как бы прощаясь со своей девичьей жизнью). Подружки расплетали косу невесте, невеста же дарила им подарки.

    Невестина баня. Этой баней заканчивался девичник. Родители благословляли дочь специально испеченным хлебом, и подружки провожали невесту в баню, которую сами истопили. После мытья девушка подходила к дому, где ее ждали родители с квасом или пивом.

    Непосредственно свадебный этап: выкуп, венчание, встреча молодых, свадебный пир.

    Выкуп символизировал переход невесты из власти родителей во власть рода жениха. Совершался утром в день венчания в доме невесты. Туда прибывал свадебный поезд жениха. Сторону невесты представлял брат невесты, сторону жениха – дружка (это брат жениха, который уже женат или друг, главное чтобы он был веселым, знал много песен и частушек).

    Венчание. Обряд заключения брака. Невесту вели в церковь крестные. Она должна была при входе назвать имя жениха и имена всех его членов семьи. Невеста и жених вставали на новый холст и должны были стоять по венцами, которые держали подруга невесты и дружка жениха.

    Встреча молодых. Свадебный поезд с венчания встречало все село. Дружка из саней выводил молодую, которая была покрыта платком, а та держала за руку своего мужа. Свекровь и свекр встречали молодых на крыльце в шубах, вывернутых наружу. Под ноги молодым тоже бросали шубу, по которой они должны были пройтись от саней до дома. Их осыпали овсом, хмелем. Все это для богатой жизни. Далее родители жениха благословляли новобрачных иконой и хлебом. Молодые целовали икону и хлеб и кланялись родителям. Отщипывали хлеб и ели, запивая молоком. Дальше их провожали в дом. Сажали в красный угол на шубу, вывернутую мехом наружу. Проходили гости, и начинался пир.

    Свадебный пир. На свадебном пире смена блюд шла от холодных к горячим. В народной традиции это связывалось с представлениями о сближении всех сидящих за столом и объединении двух родов.

    Послесвадебный этап: буженье молодых, испытание молодых, поиски ярки.

    Буженье молодых. Утром на второй день свадьбы. Будить новобрачных отправлялись свекровь, сваха, дружка, крестная и тетки молодой и некоторые гости. Приближаясь к помещению, где находилась брачная постель, участники процессии по обычаю бросали в дверь, стену или об порог горшки так, чтобы они обязательно разбились. После буженья были трудовые испытания и баня.

    Испытания. Одним из наиболее распространенных испытаний для молодой было «пахание» (подметание) пола. Вслед за «паханием» пола гости проверяли, умеет ли молодой колоть дрова. Помимо колки дров, молодым предлагали распилить бревно, в щели которого засовывали монеты. Распространенным испытанием было также ношение воды молодухой из нескольких колодцев, ключей или из реки.

    Поиски ярки. широко распространенный обряд второго или третьего дня свадьбы, при котором родственники молодой приходили искать ее в дом мужа. Войдя в дом, родня новобрачной заявляла о пропаже. Начинались поиски, которые сопровождались обходом всех хозяйственных построек. В результате ищущим показывали молодую. Родня признавала ее за пропавшую ярку, но после «внимательного» осмотра в ней находили изменения и поэтому отказывались от своих прав.


    написать администратору сайта