Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра Философии РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия»на тему «Древнегреческие философы-материалисты» Омск 2021 Содержание

  • Введение Актуальность исследования

  • Целью данной работы является

  • Предметом исследования является

  • Общая характеристика античной философии

  • Милетская школа и Гераклит Эфесский

  • Греция конца V века и учения Демокрита

  • Период эллинизма и этика Эпикура

  • Список использованной литературы

  • Древнегреческие философы материалисты. Реферат - Древнегреческие философы материалисты. Древнегреческие философыматериалисты


    Скачать 31.23 Kb.
    НазваниеДревнегреческие философыматериалисты
    АнкорДревнегреческие философы материалисты
    Дата11.04.2021
    Размер31.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат - Древнегреческие философы материалисты.docx
    ТипРеферат
    #193416

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


    Юридический факультет

    Кафедра Философии

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «Философия»

    на тему «Древнегреческие философы-материалисты»

    Омск 2021

    Содержание

    Введение 1

    Общая характеристика античной философии 2

    Милетская школа и Гераклит Эфесский 3

    Греция конца V века и учения Демокрита 5

    Период эллинизма и этика Эпикура 7

    Заключение 10

    Список использованной литературы 11

    Введение

    Актуальность исследования философии материализма и развития стихийной диалектики обусловлена тем, что именно эти два тесно связанных направления легли в основу всех научных, общественных, политических и культурных изменений в обществе. Сможем получить знания о великих личностях, которые внесли фундаментальный вклад в развитее философии, на разных временных отрезках. И узнаем о том, как они повлияли на общество и науку, какие идеи они отстаивали, и как изменили будущее.

    Целью данной работы является исследование философии материализма и стихийной диалектики посредством анализа временных периодов и личностей, которые внесли свой вклад в развитие этих направлений.

    В работе поставлены следующие задачи:

    1. Краткая характеристика периода античной философии.

    2. Анализ исторических предпосылок.

    3. Анализ философии главных представителей материализма.

    Предметом исследования является изучение философского течения материализм, и его влияние на развитие диалектики в древней Греции.

    Объектом исследования является описание исторических периодов развития материализма, и главных философов, которые внесли свой вклад в развитие данного направления.

    Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

    Общая характеристика античной философии

    Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования, она отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

    Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Во многом направленность интересов древнегреческих философов обусловлена характером мифологии, которая включала в себя вопросы о происхождении мира. Но было и то, что существенно отличало эти два понятия. Мифология рассказывала о том, кто создал все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло.

    Источниками философии данного периода являются знания, накопленные восточными народами, которые оказали колоссальное влияние на формирование материалистического и идеалистического учений древних греков.

    Милетская школа и Гераклит Эфесский

    Примерно в этот же исторический период (VII-VI вв.) в двух главных торговых и культурных центрах Малой Азии - Милете и Эфесе, возникли первые школы древнегреческого материализма: милетская школа и школа Гераклита, которые положили начало развитию стихийной диалектики.

    Милетские материалисты отрицали любое участие бога в возникновении и развитии вселенной. Они являлись противниками любых мифологических и религиозных взглядов, полагались на собственные идеи и находили ответы на свои вопросы в чем-то «определенно-телесном» - материи, находящейся в постоянном движении. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой, они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о зарождении мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

    В тоже время к их взглядам на природу примкнул Гераклит из Эфеса (ок. 520–460 гг. до н. э.). Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

    Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу жизни и вовсе стал отшельником. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».

    В учении о бытии («онтологии») Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.

    Гераклита можно считать основоположником «учения о познании» («гносеологии»). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

    М. А. Дынник, указывая на характерные особенности его философии, писал [1;с.13]: «Цельность и непосредственность мировоззрения, поэтическая свежесть языка, еще не выработавшего установившихся философских терминов, характерны для Гераклита как для представителя древней формы материализма».

    Несмотря на большой скачок в развитии материализма и стихийной диалектики. Философы так и не смогли произвести революционных изменений в обществе, так как их мировоззрение было ограниченно рамками существующего общественного строя.

    Греция конца V века и учения Демокрита

    Древняя Греция к середине V века достигает внутреннего подъема. Новая более демократичная форма рабовладельческого государства почти полностью вытеснила первобытнообщинный строй. На эти изменения повлияло развитие древнегреческой науки и культуры, и экономический подъем государства в период победы над персидской гегемонией.

    Само же рабовладельческое общество разбилось на два лагеря: тех, кто поддерживал демократа и материалиста Демокрита («линия Демокрита»), и тех, кто встал сторону идеалиста и аристократа Платона («линия Платона»). Самое главное и спорное их отличие заключалось в том, что Демокрит предлагал заменить «кровавую» расправу на более лояльную меру наказания. М.А. Дынник писал [1;с.13]: «В этой классовой сущности рабовладельческой идеологии заключалась причина исторической ограниченности даже самых передовых направлений древнегреческой философии».

    Сама философия на этом этапе своего развития претерпела некоторые изменения. Теперь предметом размышлений материалистов стал вопрос о строении материи.

    Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом. Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как и раньше, тоже сохраняется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

    Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий» - атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

    Материализм и стихийная диалектика Демокрита стали основой для последующих поколений философов и естествописателей. Его учения подвергались доработкам и переосмыслению, стали классикой древнегреческой науки, и еще очень долгое время сохраняли свою революционность и новаторство.

    Период эллинизма и этика Эпикура

    Эллинизм охватывает период жизни Александра Македонского до падения Западной Римской империи. Дынник характеризует его как: «новый период в истории античного рабовладельческого общества, вызванный к жизни рядом существенных изменений в экономике древней Греции и стран Востока, а в связи с этим и рядом изменений политических и идеологических».

    В этот период прежний рабовладельческий строй начал себя изживать, поскольку эксплуатация рабского труда препятствовала развитию новых технологий и улучшению оружий труда.  Данная тенденция привела к глубокому экономическому и политическому кризису, и упадку некоторых городов-государств.

    Александр Македонский на тот момент, завоевавший страны Востока, пытался исправить сложившуюся в государстве ситуацию, путем смешения греков и варваров.  В основе такой политики лежала простая идея влияния и скрещивания культур, развития новых духовных ценностей.

    Данная концепция принесла свои плоды и после смерти Александра Македонского в Греции образовались первые «эллинистические» государства. Главным таким центром была Александрия, сочетавшая в себе главные торговый и культурный центры древней Греции. Здесь ученые совершили открытия в области астрономии, физики, медицины, математики, и многих других отраслях.

    Философия же сосредоточивалась на субъективном мире человека. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества.

    Главным центром материализма в эллинистический период выступала школа Эпикура (ок. 341 – 270 вв. до н.э.). Он развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала возможность Эпикуру избежать идеи фатализма.

    Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

    Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом, прежде всего анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть еще подлинное знание. Без этого перед нами будут непрерывным потоком мелькать лишь чувственные впечатления, а это - просто сплошная текучесть.

    Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания. Согласно Эпикуру, если у человека отнять чувства, то не останется ничего. По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

    Эпикур вдохнул новую жизнь в философию, которую отстаивала «линия Демокрита». За этот свежий взгляд на материализм, последователи еще несколько столетий возвращались к его учениям в борьбе против философских школ отстаивавших идеалистическую философию древнего мира.

    Заключение

    В результате проделанной работы были выявлены основные философы-материалисты и периоды эволюции материализма в древней Греции. Развитие данной философии тесно связанно с такими именами как Гераклит, Демокрит и Эпикур. Они изменили представление людей о природе, космосе и Боге, и внесли в мир такое понятие как диалектика. Под ним понималось непрерывное движение и изменение явлений в природе и обществе, посредством борьбы противоположностей. Именно эту идею объясняли в своих учениях древнегреческие материалисты. В итоге данное философское учение превратилось в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей философии, и ее положения в мире.

    Ключевым и наиболее решающим шагом в развитии материализма являлась концепция нового философского мышления. Философы отрицали любое вмешательство Бога в создание всего сущего, и критиковали любые мифологические и религиозные учения. Материалисты считали, что в основе всего, что нас окружает, лежит материя, которая находится в бесконечном движении и переходит из одного качества в другое.

    В дальнейшем философия материализма обрела новую жизнь в атомистической трактовке Демокрита. Тут стоит отметить тот факт, что для древнегреческих материалистов в целом была характерна черта преемственности. Так Демокрит, основываясь на учениях предыдущего поколения философов, объяснял мир посредством бесконечного движения материи, но уже составлял основу материи - атом.

    Эпикур тоже отстаивал атомистическую теорию, но уже более углубленно разобрал наличие пустого пространства между атомами. Самой важной чертой его философии являлся принцип гедонизма, согласно которому человек должен жить в свое удовольствие при этом сохраняя свои нравственные принципы.

    Список использованной литературы

    1. Дынник, М. А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.- 239 с.

    2. Фролов, И. Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

    3. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 272 с.

    4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.



    написать администратору сайта