Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • ПЕРВЫЕ ВЗАИМОТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РУСЬ

  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ

  • КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ

  • ЭКОНОМИКА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ

  • ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ

  • РОЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ В ПАДЕНИИ ВИЗАНТИИ В ХОДЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

  • реферат взаимодействие культур руси и византии. История Валя — копия. Древняя Русь и Византия. Взаимодействие и взаимовлияние культур


    Скачать 33.85 Kb.
    НазваниеДревняя Русь и Византия. Взаимодействие и взаимовлияние культур
    Анкорреферат взаимодействие культур руси и византии
    Дата12.02.2023
    Размер33.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория Валя — копия.docx
    ТипРеферат
    #931908

    Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

    Кафедра: «Истории и экономической теории»

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «История»

    На тему: «Древняя Русь и Византия. Взаимодействие и взаимовлияние культур »

    Выполнил:

    курсант учебной группы 2522

    рядовой внутренней службы

    Копчёнова В. В.

    Рецензент:

    к.и.н., доцент кафедры ИиЭТ

    полковник внутренней службы

    Новиков К. Ю.

    Москва 2022

    Москва 2021

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..……2

    • Первые взаимоотношения с Византией…………………………….………3

    • Религиозное влияние на Русь…..…..…………………………......................4

    • Политическое влияние Византии……………..…………………………….6

    • Культурное влияние …………………….……………………………….…..7

    • Экономика между государствами………………………………………….10

    • Последняя война с Византией……………………………………………....12

    • Роль Киевское Руси в падении Византии в ходе крестовых походов…..13

    Заключение………………………………………………………………….…....15

    Список литературы……………………………………………………..………..17

    1

    Введение:
    Актуальность темы: Хочу начать с того, что Древняя Русь - это древнейшее Государство восточных славян. Различные взаимодействия между другими государствами были не очень налажены, а с Византийцами были ещё сложнее. Со времен Византийской империи Русь и русский народ представлялись в качестве главного противника, страшного монстра, против которого можно использовать любые средства. В свою очередь такое коварное отношение и двуличие вызвали у народов нашей страны большое недоверие к Византии и западной цивилизации в целом. В качестве действенных средств защиты своих интересов они всегда рассматривали мощное централизованное государство и сильную армию. Несмотря на все конфликты, Экономические сделки на рынке между государствами были почти хорошими. Однако, Византийцам не нравились Русские традиции. И после множественных конфликтов можно заметить схожесть культур данных стран. С IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии.
    Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой Азии и хотели установить стабильность торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом. Причём, путь, к схожести культур, был очень сложным для восточных славян. Этот путь я и хочу описать в своём реферате, а именно как под влиянием Византии на Руси сложилась немного другая культура.


    Одна из главных задач Киевской Руси было укрепление авторитета. Для реализации этой задачи киевские князья использовали не только метод устрашения военной силой, но и ведут мирные переговоры с ближайшими соседями и удаленными странами, выгодными в экономическом и политическом сотрудничестве.


    • ПЕРВЫЕ ВЗАИМОТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ:
      Отношения с Византией у русичей зародились со времен военно-торговых походов «из варяг в греки». Но после походов Олега, Русь и Византия разделенные морем, стали как бы ближе друг другу — по крымским и причерноморским владениям Византии. Торговые связи Византии и Руси приобретают регулярность. Ежегодно, летом флотилия руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.


    В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию — возможно, это был поход-реванш.

    Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь.

    В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и

    3

    договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси.

    Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии. Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что Византия в то время постоянно воевала и сильно нуждалась в новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшим силу соседом — Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах.

    Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию.

    В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).

    РЕЛИГИОЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РУСЬ:
    В 959 году княгиня Ольга положит начало отношениям с духовенством Византии. Она первой из великокняжеского рода приняла христианство. Заинтересованная в расширении сферы влияния византийская церковь укрепляет отношения с Русью. Также, в крещении Ольга принимает имя Елена, в честь св. равноап. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне справедливо, но умалять значения Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов.

    После официального объявления киевским князем Владимиром христианства – государственной религией в 988 году, отношения с Византией укрепились. Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси

    4

    христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.

    Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус. В 1037 году Ярослав Мудрый разрешил создание митрополии, подчиненной Константинополю.

    Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.

    Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

    Принятие христианства стало толчком к объединению всех народов русского общества. Постепенное вытеснение языческих обрядов и традиций стало началом гуманизации общества. Принятие христианства явилось основой к становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под его влиянием развились храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. Особенно значимым культурным переворотом стало введение единой письменности.

    Вследствие христианизации рождается новый тип государственности Киевской Руси, которая приобретает большинство признаков византийской формы. Светская власть тесно взаимодействует с церковной властью,

    5

    непосредственно главенствуя над ней. XI век ознаменован началом оформления церковной юрисдикции на Руси: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Также церковь играет значительную роль в международных делах, которые связаны с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ

    Международно-политическая концепция Византии, её отношения с Русью зависели от традиционализма идеологических установок, которые заключались в римском имперском универсализме, в эллинистическом противопоставлении греков и «варваров», в христианском экуменизме с идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеей самодержавия. Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатии в балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий. Правовое русло препятствующие совершению неожиданных набегов, разгромов городов, оказанию военного давления, это часть условий во взаимоотношениях между Русью и Византией. Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVIв.в.).

    Одно из важных событий в русской истории - это брак князя Ивана III Васильевича с Софьей, племянницей последнего императора Византии. Она утвердила много порядков и обычаев византийского двора. В следствие этого церемониал стал величественнее и торжественнее. Так же брак с Софьей положительно повлиял, как заметили современники, и на самого царя, который возвысился в их глазах до не досягаемой высоты. Этот брак укрепил положение Руси на международной арене.

    На Руси обряд на царство был введен впервые Иваном III с целью того, чтобы показать, что Москва является приемником Константинополя. А также он объединил Московский герб с Византийским: Георгия Победоносца убивающего змея, с Византийским двуглавым орлом3. Позже Иван VI Грозный приводил себя в сравнение с византийским императором.

    Назначение митрополита на Руси до XV века происходило с согласия византийского патриарха. С течением времени по аналогии с Византией на Руси стали строить монастыри, а церкви превратились в подобие богатых организаций.

    6

    КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ:
    Исполнителями культурной задачи всемирно-исторического значения явились Кирилл и Мефодий. После 860 г. братья были направлены Фотием «к хазарам», в южнорусские степи, населенные славянами. Кирилл, вероятно, уже располагал некоторыми своими переводами на славянский язык. Здесь они обратили в христианство «фульское племя». После первого успеха труд, не «меньший первых», ожидал братьев, ибо Ростислав, князь Моравский, послал послов к императору Михаилу, прося культурной и политической поддержки. Грамота папы Николая V от 864 г. указывает, что претензии немецких князей как нельзя лучше совпадали с интересами Рима.

    Развивался и «культурный обмен». Так, знаменитый иконописец второй половины XIV — начала XV века Феофан Грек писал иконы в новгородских и московских храмах. Не менее известен писатель и переводчик Максим Грек, скончавшийся в 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре.

    Византийское влияние просматривается и в русской архитектуре того времени. Благодаря ему на Руси впервые началось строительство каменных зданий. Взять хотя бы Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

    Меньшее влияние византийских традиций в архитектуре прослеживается в зодчестве Великого Новгорода. При постройке Софии Новгородской (г. г.) местные традиции проявились с такой силой, что значительно видоизменили стиль новгородского храма. Однако, учитывая геополитическое положение Новгорода, вполне вероятно, что на новгородское зодчество могла повлиять западноевропейская романская архитектура. Строившийся по образцу киевского, новгородский Софийский собор подвергся настолько значительной переделке, что стал практически неузнаваемым: «Внешний вид Софии Новгородской напоминал огромный куб, устойчивый и монолитный. Могучие стены собора, сложенные из дикого камня, с малым числом оконных проемов увенчивались шестью величественными куполами. На смену многоступенчатой пирамидальности Софии Киевской пришла монументальная замкнутость Софии Новгородской. Единственным украшением стен Новгородской Софии были мощные лопатки и тонкие полуколонки на гранях центральной апсиды, да аркатурные пояски на барабанах»

    У византийских мастеров русские зодчие обучались и принципам строительства, и принципам украшения храмов мозаиками и фресками.

    7

    Правда, приемы традиционного византийского зодчества здесь сочетаются с «русским стилем»: отсюда и множество куполов.

    Первые книги на Руси привозили именно из Византии. Впоследствии многие из них стали переводиться на русский язык - например, жития святых. Встречались и произведения не только духовного, но и художественного содержания, например, история похождений смелого воина Дигениса Акрита (в русском пересказе – Девгения). Древнерусская литература первоначально имела в основном переводной характер и полностью зависела от Византии. К моменту принятия православного образца христианства, на славянский язык святыми братьями Кириллом и Мефодием уже были переведены многочисленные богословские, библейские и исторические тексты. К ХI веку были полностью переведены книги Нового Завета, много трудов по литургике. Большое значение имеют и переводы юридического характера. На славянский язык переведены сочинения по церковному и гражданскому праву, такие как "Эклога", "Прохейрон", "Номос георгикос" и два главных варианта "Номоканона" – кодекса гражданских и церковных законов Византии. Однако необходимо заметить, что именно в исторических и юридических литературных трудах русскими была выказана наибольшая независимость. И в «Русской Правде», и в «Уставе князя Владимира» хоть и прослеживается знакомство с византийской традицией, но они являются оригинальными трудами древнерусских авторов. Русские не могли удовлетвориться только переводной с греческого языка литературой. В появившихся в XI веке летописях формируется национальное самосознание, т. о. ощущение целостности русского государства не зависело от Византии. Древнерусская литература отходит от былинного эпоса, существовавшего в устном народном творчестве, появляются новые жанры. Развивался такой жанр как агиография – жития святых – обусловленный созданием диптиха русских святых, попыткой обоснования божественности происхождения власти. К жанру ораторских произведений относится «Слово о законе и благодати» (первого митрополита на Руси не грека) митрополита Иллариона, появляются первые записки русских путешественников ("Хождение Даниила"). Необходимо отметить, что по весомому мнению исследователя древнерусская литература не являлась литературой отдельных писателей, как может сперва показаться. Она была искусством надындивидуальным, создававшимся путем накопления коллективного опыта и производящее огромное впечатление мудростью традиций и единством письменности.

    8

    «Древнерусская культура до такой степени не считается с индивидуальностью отдельного человека, в том числе писателя, что предстает как единое и нерасчленимое целое – в совокупности всех творческих усилий независимо от времени их приложения». Это объясняется тем, что литераторы Древней Руси представляли себя не столько творцами нового знания, сколько истолкователями христианкой истины, христианской морали, проводниками византийской христианской культуры.

    Созданием славянской письменности на основе греческого уставного письма мы обязаны выдающимся деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию. После принятия христианства в Киеве, Новгороде и других русских городах начали открываться школы, устроенные по византийскому образцу.
    Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

    Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси. С глубокой древности слово «икона» употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

    Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в

    9

    Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

    Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

    Вскоре после завершения главного храма Руси - Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии - Константинополя) было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.

    ЭКОНОМИКА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ:
    Экономические и торговые связи между Русью и Византией были установлены еще до крещения Руси. После принятия Русью христианства они только окрепли. В обмен на меха, мед, воск, лен Русь покупала изделия из серебра и золота, ткани, краски, оружие, пряности. Взаимовыгодная

    10

    торговля была приостановлена после военного похода русской дружины на Константинополь в 1043 году. Конфликт закончился благодаря браку князя Всеволода с родственницей императора Константина Мономаха.

    Византия стала крупнейшим торговым партнером Древней Руси, хотя в первой трети X в. она и платила дань Руси в виде «укладов» и фиксированной денежной суммы (в виде продуктов на дорогу и на время их пребывания в стране). Русские купцы пользовались в Константинополе торговыми и иными льготами (не платили торговых пошлин и т. д.). Византию посещало не менее 400-500 человек, останавливаясь в предместье св. Маманта (у Маманта, «Мамы»).

    Глядя на развитую систему торговли ромеев, русские проникались мыслью о важности роли торговли и купечества. Это был знак для торговых городов Руси - Киева, Новгорода, Пскова и др. В мастерских столицы византийская промышленность была занята производством предметов утонченной роскоши.

    Развитию планомерных внешнеторговых операций восточных славян с Византией прежде всего препятствовал довольно низкий уровень их материальной культуры. Достаточно сказать, что лишь к концу IX в. славяне в массовом порядке начали использовать гончарный круг. Но даже те ремесленные отрасли, где успехи были наиболее значительны, ориентировались преимущественно на обслуживание внутреннего рынка, ограниченного близлежащей округой.

    Сказывалось и слабое развитие товарно-денежных отношений. Более или менее крупная торговля в Восточной Европе того времени имела своим естественным источником войну, в связи с чем она представляла собой не форму оборота и приращения капитала, а централизованный сбыт на внешнем рынке различного рода материальных ценностей, захваченных в результате военных грабежей и обложения данями. Полученные продукты обмена (монеты, золотые и серебряные украшения, дорогие ткани и облачения, предметы вооружения) целиком изымались из дальнейшего торгового оборота, большей частью оседая в языческих святилищах, княжеских кладовых и погребах, а также в земле — в виде сокровищ, кладов и предметов погребальной утвари. Относительно рюгенских русов Гельмольд сообщает: «Золото и серебро, которое они, случается, добывают путем грабежей, пленения людей или какими-либо еще способами, они или

    11

    навешивают в виде украшений на своих жен, или складывают в сокровищницу [при храме] своего бога».

    Благодаря взиманию даней и удачным набегам на соседей, торговые запасы, включая самый дорогой товар — живой полон, ежегодно скапливались на княжьем дворе и в трех главных городах Русской земли — Киеве, Чернигове и Переяславле. Но племенная знать прочих «Славиний» Русской земли, не ведущая планомерной внешней экспансии и еще не приступившая к экономической эксплуатации своих сородичей, была лишена этих главных источников регулярного возобновления избыточного продукта. Она довольствовалась «данью», собираемой с природы посредством охоты и бортничества. Товары и изделия звероловов и бортников с северных и восточных окраин Русской земли (племенных территорий северян, радимичей, кривичей), а также из земли вятичей издавна находили сбыт на булгаро-хазаро-арабском Востоке, обеспечивая циркуляцию арабского дирхема по донскому и волжскому торговым путям.

    ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ:

    Последний поход на Византию был совершен в 1043 г. сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Однако поход на Царьград под водительством сына Ярослава Владимира окончился неудачей. Русские суда были разбиты сильнейшей бурей, а отчасти и «греческим огнем»; выброшенные на берег 6 тыс. русских воинов вместе с воеводой Вышатой пытались пробиться на родину, но большая часть их погибла в неравном бою с византийскими отрядами, а 800 чел. были взяты в плен и ослеплены. Оставшаяся часть русского войска во главе с Владимиром Ярославичем успешно отбила атаку посланных вдогонку византийских кораблей - все 24 триеры были потоплены, а находившиеся на них ратники уничтожены или взяты в плен. Отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Через три года, в 1047 г., мир был восстановлен, и Вышата вернулся на Русь. Это была последняя война Руси с Византией.

    Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. За помощь в сохранении престола, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-

    12

    византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. В 1204 г. Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г. монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.

    РОЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ В ПАДЕНИИ ВИЗАНТИИ В ХОДЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ:
    XI-XIII века, когда пути двух стран расходились, были для Византийской империи периодом сложных исторических катаклизмов. В XI в. значительно ослабляются позиции Византии на международной арене. На Западе, в Италии, происходит разрыв отношений южно-итальянских городов с Византией и складывается мощная антивизантийская коалиция норманнов, которые создают герцогства Aпyлию и Калабрию. В это же самое время обостряются отношения Византии с арабо-мусульманским миром. В системе антивизантийской экспансии с Востока и с Запада грозной силой начинает подыматься папство. Запад все настойчивее стремится лишить Византию ее былого могущества, тем более, что в многочисленных битвах империя явно ослабевала.

    Византийская армия была разбита турками-сельджуками. Империя отказывается от военных операций в Малой Азии и в Италии. В своих действиях против Византии активизируются сицилийские норманны. Обостряются отношения со Священной Римской империей.

    IV Крестовой поход в определенном смысле коснулся и Руси. Воспользовавшись тяжелым положением Византии, папа Иннокентий III по дипломатическим каналам обратился к русским князьям с предложением

    13

    принять католицизм. Он посылает на Русь своих нунциев, легатов. Однако русские князья отказались от предложений папы, а тяжелейшее положение Византии привело к сплочению православной Руси. Противостояние Руси папа Иннокентий III не забудет. Он станет вдохновителем Тевтонского ордена на экспансию Прибалтики, к Северным Крестовым походам.

    В русско-византийские отношения, практически давно прервавшиеся, будут вписаны еще два эпизода, когда обе страны соприкоснулись. После утраты Балкан византийцы, остро ощутившие реальную угрозу турецкого завоевания, вновь озаботились вопросом: как спасти империю? И Византия снова обращается к Западу. В 1439 г. во Флоренции была подписана новая, Ферраро-Флорентийская уния с Ватиканом, многие параграфы которой повторяли Лионскую унию 1274 г. И вновь условиями унии было признание Византией супрематии папы, принятие православной империей католической догматики. Византия в православии сохраняла только внешние культовые обряды. Среди приглашенных на собор во Флоренци было и русское духовенство, возглавляемое митрополитом Исидором, греком национальности. Митрополит Исидор подписывает унию. На Руси этот акт митрополита Исидора вызвал гневный протест не только в духовной, но и в светской среде, в том числе и самого великого князя Московского Василия II. По возвращении в Московское княжество митрополит Исидор был смещен, и назначен вый митрополит Иона. Впервые в истории Русского государства назначение митрополита произошло самостоятельно, без обращения к Константинопольскому патриарху. Этим актом Василий II положил начало автокефалии Русской Прав славной Церкви.

    С середины XIV в. до середины XV можно говорить о затянувшейся агонии древнего высокоцивилизованного, некогда могущественного государства - Византийской империи. В XV в. турки-османы переходят к решительным действиям. На рассвете 29 мая 1453 г. штурмом был взят Константинополь. Византийская империя пала. На месте Византии возникает новое государство - османская турецкая империя.

    14

    Заключение:

    Я считаю , что все выше перечисленные связи Руси и Византии приводят к тому , что несмотря на всю свою оригинальность народа Руси, они пережили сильные изменения в духовной сфере, что в итоге привело к более мирным соглашениям и взаимодействиям между государствами. Это показывается, когда Русь приняла христианство, окончательно сложился простой византийский стиль, сохранявшийся почти без изменений около полутора столетий.

    Сама Древняя Русь стала такой под влиянием Византии, но грамотно преобразовывала все те обычаи, что и раньше существовали в ней. На протяжении долгого времени языческие верования и обычаи у восточных славян оставались такими, как и раньше, и переплетались с христианскими праздниками.

    В источниках, которые связаны между собой, можно сказать, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства, но это не означает, что все жители Руси были обращены в христианство.


    15

    Литература:
    1. О культуре Древней Руси // Из истории культуры Древней Руси. – М, 1984
    2.А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001.
    3. Русско-византийские отношения IX-XV вв. — В.В. Карева. «История Средних веков». М.: ПСТБИ. 1999
    4. Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994.

    16


    написать администратору сайта