Главная страница
Навигация по странице:

  • «Мы дружбой народов сильны» Исследовательская работа на тему:«Дружба народов в произведениях писателей и художников Дагестана» Автор

  • Целью исследования является

  • Объектом исследования является

  • Предметом исследования является: поэзия М.М.Зайнулабидова.Основная часть

  • Дие бокьун буго бакъул ч I оразул Кунч I и меседилаб ц I илиц I гьабизе, Гелъ ч I ег I

  • Я солнца соберу все лучи воедино, Свяжу в золотую метлу, Чтоб небо цвело чистотой голубиной, Черные тучи смету.

  • Тонкий сосуд из стекла – Вот вам сердце мое. Не бросайте в него камень Он полон красного вина.

  • Не доносите до меня то плохое, Что обо мне говорят. Не хочу, чтобы в сердце моем Свил гнездо дьявол человеку.

  • В Махачкале Наташею «Ростовой» Меня литературно окрестил – Душевно, прозорливо, без аванса – Аварец, брат мой старший по перу

  • Он знал, такой дано мне оставаться И на балу, и горестном миру. Для Слова русского и горы – не затворы Без пафосно-ошибочных прикрас

  • Пишу о Дагестане миротворно Я, странница, влюбленная в Кавказ.

  • Народы. Дружба народов в произведениях писателей и художников Дагестана


    Скачать 89 Kb.
    НазваниеДружба народов в произведениях писателей и художников Дагестана
    АнкорНароды
    Дата22.05.2023
    Размер89 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmy_druzhboy_narodov_silny_11.doc
    ТипИсследовательская работа
    #1150239

    Гергебильская средняя общеобразовательная школа №1

    Республиканский конкурс исследовательских работ

    «Мы дружбой народов сильны»


    Исследовательская работа на тему:

    «Дружба народов в произведениях писателей и художников Дагестана»


    Автор: Абдулатипова Патимат Багавудиновна,

    ученица 10 класса МКОУ «Гергебильская СОШ№1»

    с. Гергебиль Гергебильского района РД

    паспорт №82 14 581826 выдан ТП УФМС России

    по РД в Гергебильском районе

    выдан 05.02.2015

    Руководитель: Гамзатова Хадижат Кагировна,

    учитель русского языка и литературы

    368250 с. Гергебиль Гергебильского района РД

    паспорт №82 07 460013 выдан ТП УФМС России

    по РД в Гергебильском районе

    выдан 26.05.2008

    тел.: 8-963-796-68-40


    Гергебиль 2016

    Оглавление


    1. Введение…………………………………………………………………….3

    2. Основная часть «Дружба народов в произведениях писателей

    и художников Дагестана»……………………………………………………..5

    1. Заключение………………………………………………………………….14

    2. Список использованной литературы. Информаторы…………………….15

    3. Приложения…………………………………………………………………16



    Введение

    Дагестанская проза и поэзия во все времена была символом воли, любви и страданий народа, и она всегда шла с ним со всеми хорошими и плохими делами. По своей природе поэзия Дагестана всегда служила добру, мужеству, родному краю и его народу.

    А Дагестан живет в моей душе…

    Народная мудрость гласит «Кто не помнит прошлого, тот никогда не узнает будущего». У времени есть своя память – история. Все события, происходящие в мире, уходят в историю.

    Родина! Край! Мать!

    Трудно назвать писателя и поэта, который не посвятил бы Родине, матери самые искренние, идущие от души строки. Это одна из вечных тем в литературе.

    Поэты, писатели Дагестана проповедуют простые истины: какие качества, черты характера надо воспитывать в себе, чтобы быть человеком. Это любовь к родной земле, уважение к страшим, товарищество, дружба между народами.

    Дагестан – многонациональная страна. Многие из них жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду.

    Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой – дагестанская культура, т.е. поэзия и проза – это опыт созидания дагестанских народов, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана – это искусство народных умельцев, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.

    А поэзия и проза Дагестана берет начало в народных пословицах и поговорках.

    Мы, подрастающее поколение, должны знать о людях, которые были основоположниками и продолжателями литературы Дагестана.

    Целью исследования является:

    • изучить духовное наследие местного поэта, считая его поэзию нашим бесценным достоянием, гордостью народа;

    • осмыслить все богатство дагестанской литературы, особенно поэзии, и ее вклад в российскую культуру.

    Гипотеза: если сделать анализ стихотворений поэта, то благодаря этому мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять культуру, народную мудрость.

    Задачи исследования:

    • научить детей помогать друг другу, уважать и ценить отношение между людьми;

    • воспитывать уважение к людям разных национальностей;

    • вызвать интерес к истории и культуре родной земли, сформировать нравственные чувства.

    1. Объектом исследования является:

    творчество поэта, выходца из маленького села Тунзи Гергебильского района Максуда Магомедовича Зайнулабидова.

    1. Предметом исследования является:

    поэзия М.М.Зайнулабидова.


    Основная часть

    Кирпич к кирпичу, кладка к кладке – так растут стены будущего дома. Литературное творчество тоже имеет свой фундамент. Зачинатели и продолжатели – это и есть закон преемственности, принцип художественного развития.

    «Первыми ласточками» дагестанской поэзии являлись С.Стальский, Г.Цадаса, Э.Капиев, Р.Нуров. Это старшее поколение, умом и талантом которого проложена поэтическая дорога народов Дагестана, и лучшие представители этого поколения остались в истории потому, что обладали громадным, неубывающим с годами талантом.

    Народный поэт Дагестана, аварец, Гамзат Цадаса гневно бичевал старое. А. Магомедов – кумыкский поэт, до конца своих дней работал в родном колхозе. Прозаик, переводчик, фольклорист больше всего был поэтом.

    И глубоко символично то, что Г.Цадаса, С.Стальскому, А.Магомедову в 1934 г. первым было присвоено почетное звание народных поэтов Дагестана.

    Мусаиб Стальский, братья Митаровы, Хизгил Авшалумов, Абдул-Вагаб Сулейманов мужественно откликнулись на зов Родины и храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

    В 40-50 гг. завершилось становление современных жанров дагестанской литературы (поэзии, прозы, драматургии). На арену выдвинулся такой талантливый поэт, как Расул Гамзатов. Рядом с ним творили народные поэты многонационального Дагестана: А.Гафуров, А.Аджаматов, Т.Хрюгский, Ю.Хаппалаев, Ф.Алиева, С. Рабаданов, многие из которых впоследствии удостоились высоких званий.

    Самым ярким поэтом Дагестана считают Расула Гамзатова. Его творчество вывело поэзию народов страны гор на новые высокие позиции. Р. Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия, как и поэзия великого русского поэта Пушкина, останется всегда актуальной и никогда не потеряет своего значения.

    Благодаря переводам на русский язык произведения поэтов и писателей Дагестана широко известны за пределами Кавказа. В особенности произведения Расула Гамзатова.

    «Р.Гамзатов в литературе – это явление, имеющее для дагестанцев глобальное значение. Познание горного края – Дагестана во многом началось у миллионов людей во всем мире со знакомства с творчеством Р.Гамзатова»1

    Тернист и извилист путь. Многие вступают на этот путь, но не всякие ее находят. Не у всех хватает терпения, силы духа, мужества, чтобы дойти до конца. Но у простого учителя, выходца из маленького села Тунзи Максуда Зайнулабидова, этих качеств оказалось достаточно. Была бы моя воля, прикрепила бы к его груди Золотую Звезду Героя.

    Я придумала бы для него орден Справедливости, Мудрости. Настойчивости.

    Человек живет на земле, чтобы оставить след после себя. А он – это целый клад, достояние.

    Поэт обильного таланта…

    Дие бокьун буго бакъул чIоразул

    КунчIи меседилаб цIилицI гьабизе,

    Гелъ чIегIерал накIкIал нахъеги лъухьун

    ХъахIил зоб миккигIан бацIцIад гьабизе.
    Я солнца соберу все лучи воедино,

    Свяжу в золотую метлу,

    Чтоб небо цвело чистотой голубиной,

    Черные тучи смету.

    Вот с такой завязкой в начале шестидесятых годов XX века стремительно вошел в аварскую литературу молодой поэт Максуд Зайнулабидов. В старину говорили «По одной чарке можно определить качество всего вина». По двум-трем стихотворениям определить поэта, конечно, труднее.

    Великий Р.Гамзатов говорил: «Я хорошо знаю поэзию М. Зайнулабидова, его полные лиризма и мелодичности стихи. Есть у Максуда одно прекрасное качество – он по-настоящему влюблен в могучие горы, в прекрасную природу родного Дагестана. В его стихах видна жажда начинающего поэта пройти весь свой путь в поэзии, служа своему народу».2

    Видите, недаром же говорят, что поэт – как пророк. Великий Расул уже тогда предвидел, по какой дороге пойдет талант Максуда. Не только в кругу поэтов говорят о том, что Максуд – талантливый поэт и верят в него. Так отзывается о нем и ученые.

    К примеру, авторитетный в литературных кругах того времени ученый, профессор Шихабудин Микаилов, анализируя молодую поэзию, в альманахе «Дружба» написал: «В стихах М.Зайнулабидова мы находим такие удивительные слова, как в сказке матери для ребенка. Удивительное свойство творчества Максуда наполняет мое сердце предчувствием больших творческих желаний, Максуд продолжает и развивает остроту поэтического видения и мудрость сегодняшнего дня».3

    Для настоящей поэзии одного таланта недостаточно, ей нужно мужество. Это мужество необходимо, чтобы утвердить новые события, появляющиеся в жизни, закрепить их.

    «С прекрасным талантом в литературу вошел Максуд Зайнулабидов. Писательство – трудное, почетное и гордое дело. Поэт понимает это, поэтому к творчеству относится ответственно и мужественно» - так о нем писал даргинский поэт Ахмедхан Абу-Бакар, народный писатель Дагестана.4

    Бурно стремящаяся в поэзию река М.Зайнулабидова в последующие годы была охвачена спокойствием. После первой книги «Солнечные лучи» голос его стал дремлющим. Почему же он время от времени, издав небольшие по объему книжки «Стучат часы», «Мой рассвет», «С твоим именем в сердце», так долго молчал?

    Причиной тому был твердый характер Максуда, который доводит до конца то, что задумал. Он очень любил своих школьных учителей родного селения Тунзи. Никогда их не забывал, ведь и его отец, погибший в пламене войны, тоже был учителем. И он раз и навсегда решил для себя стать учителем. Закончив ДГУ (1962г.) красным дипломом, он стал работать учителем физики и математики в своей родной школе. Ученики до сих пор с благодарностью вспоминают своего педагога и приходят к нему в любых жизненных ситуациях, обращаются к нему за помощью и сами рады помочь.

    За успехи в педагогической деятельности он стал отличником народного образования России (1980г.).

    Уже много лет Зайнулабидов живет в столице республики. За это время он издал объемные книги, такие как «Долина огненных сердец», «Думы», «Шарабудин-устар из Кикуни», «Новые люди», «Гаджи Махачев», «Генералиссимус Шамиль из Гимры», «Узор, выгравированный в Гергебиле», «Война».

    Хочу обратить внимание на книгу «Генералиссимус Шамиль из Гимры», которая получила высокую оценку и заслужила диплома и Золотой медали им. Шамиля. А книга «Думы» получила прекрасные отзывы. Об этом писал в журнале «Дружба» журналист Эрсипов.5 Он пишет, что стихи Максуда помогают понять действительность, что поэт реалистически отображает сегодняшний день, и жизнь его не зря прожита. Оценивая книгу «Новые люди», мы приходим к выводу, что в любви к Родине и к народу Максуд Зайнулабидов откровенен как никто другой. Магомед Гунашев, оценивая перевод гениальной русской поэмы «Слово о полку Игореве», говорит о том, что перевод осуществлен на высоком уровне и служит уроком для нынешнего поколения людей, когда в стране раздоры и междоусобицы. За поэму «Махмуд из Кахабросо» заслужил премию великого Махмуда.

    В стихотворении «Трещина любви» золотой сосуд – поэтический образ сердца. Поэт талантливо и неповторимо заставляет нас задуматься, почему сердце является стеклянным сосудом, и мы понимаем, что нельзя говорить человеку слова, ранящее сердце.

    Тонкий сосуд из стекла –

    Вот вам сердце мое.

    Не бросайте в него камень

    Он полон красного вина.

    Если разобьется стеклянная рюмка, переполненная жидкостью, то не велика потеря. Но если кинуть камень в сердце, то рана будет болезненной и останется надолго. Здесь же подчеркивается, что лицо человека должно быть всегда озарено улыбкой, а не быть злобным.

    Этот метод является одним из сильных сторон стихов Максуда. Все его стихотворения имеют воспитательное значение.

    Мне видится мир стихов Максуда как книга, разделенная на две части. Первая ее половина состоит из света, радости и счастья, вторая – это волнения, зов сердца и тревога за судьбу страны.

    Максуд Магомедович не только поэт малого жанра. Характерны для его творчества и поэмы, где он затрагивает очень важные темы. Это произведения о нашей истории и о людях, которые вошли и войдут в историю. Это поэмы о Шамиле, Махмуде, Шарабудин-устаре, Пушкине, где раскрыты исторические пласты. Им также написаны поэмы о Расуле Гамзатове, Магомеде Толбоеве, где ему удалось раскрыть талант и дела выдающихся современников.

    Максуд при встрече нам рассказал о счастливых минутах встреч с Расулом Гамзатовым. Цитирую: «Еще с 1953 года, когда я учился в 8-м классе Гергебильской средней школы, я собирал в отдельные папки вырезки из газет о Расуле Гамзатове. Таких папок, полных вырезок, у меня дома – более двадцати. На всех папках написано одно короткое слово «Орел». Когда я показал Расулу Гамзатову эти папки, он был чрезвычайно удивлен и, перебирая давнишние вырезки с точной датой выхода газеты, несколько раз произнес: «Оказывается, я жил! Потом, поблагодарив меня, сказал, что он такое нигде не видел».6

    Очень удивилась я, когда Максуд Магомедович во время встречи в районном музее рассказал нам такую историю. «Все считают, что Р.Гамзатов родился в с.Цада. Это не так. Он родился в с.Арадерих Гумбетовского района. В 1922-23гг. Гамзат Цадаса был там муллой в мечети, и семья его находилась в Арадерихе. Писать, что отец был муллой, нельзя было. Гамзата Цадаса и так преследовали как религиозного деятеля. Поэтому Расул писал, что он родился в селении Цада. После развала СССР я попросил разрешение у Расула написать статью об этом периоде его жизни.

    Я написал статью «Неизвестный Расул». Она была опубликована в «Дагестанской правде» и в «Литературной газете» (1993, номера газеты не помню).

    Тогда Расул пошутил: «Теперь, Максуд, все цадинцы вызовут тебя на дуэль»7

    Есть у поэта достойные произведения об освоении целины, о трагедии Чернобыля, о строительстве Гергебильской ГЭС (первенец Дагестана), о горах Дагестана, о горце. В этих поэмах автор рассказывает о героизме и смелости. Талантливо раскрыты образы героев прошлых лет.

    В поэме «Долина горящих сердец» (ЦIа рекIарал ракIазул жаниблъи) 1995г. Рассказывается о возникновении рабочего класса в горах и национальном единстве, братстве людей при строительстве Гергебильской ГЭС. Ее строили люди разных национальностей, строители и их потомки живут в поселке Кумри. Они живут в согласии.

    Совместные испытания позволили нам проникнуться в сознании единства, родства, душ – и это наше достояние.

    Дружба между народами – это самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе.

    Одним из основных стихотворений поэта является «Не доносите до меня», где он говорит:

    Не доносите до меня то плохое,

    Что обо мне говорят.

    Не хочу, чтобы в сердце моем

    Свил гнездо дьявол человеку.8

    Это стихотворение призывает нас не опускаться до клеветников и ходить с гордо поднятой головой. Гений поэзии Дагестана, чародей дела и слова, звонкое небо творчества, неповторимость, мудрая поэзия, родник народной поэзии стал знаменит по заслугам.

    Награды

    Максуд Зайнулабидов – Отличник народного просвещения РСФСР,

    Лауреат премии Махмуда из Кахабросо, имеет медали: «Шамиль-имам Дагестана», А.С.Грибоедова, лауреат большой литературной поощрительной премии им.Р.Гамзатова. Он удостоен Почетной грамоты Правительства РД за достигнутые успехи в литературе. Призер конкурсов на лучшие произведения о горянке, о событиях 1999 года, об учителях-участниках ВОВ.

    Максуд Зайнулабидов – заслуженный работник культуры РД.

    Максуд Магомедович занимается и переводческой деятельностью. Он перевел на аварский язык «Слово о полку Игореве», «Подражания Корану» А.С.Пушкина, «Сталинград» Пабло Неруды, стихи М.Ю.Лермонтова, Т.Шевченко, Халила Зейнала, Р.Рождественского, Мирзы Давыдова, Марины Колюбакиной, Космины.

    Наталья Андрианова, российская поэтесса, в журнале «Литература» поместила свое стихотворение «Поэту Максуду Зайнулабидову».

    мне б родниковой мудрости Максуда

    Хоть каплю вглубь России увезти

    О, сердце Дагестанца ли сурово?

    За женственность и светоносный стиль

    В Махачкале Наташею «Ростовой»

    Меня литературно окрестил –

    Душевно, прозорливо, без аванса –

    Аварец, брат мой старший по перу,

    Он знал, такой дано мне оставаться

    И на балу, и горестном миру.

    Для Слова русского и горы – не затворы

    Без пафосно-ошибочных прикрас,

    Пишу о Дагестане миротворно

    Я, странница, влюбленная в Кавказ.9

    Из этих строк видно, что он не только аварский поэт, но и поэт, известный за пределами республики.

    Есть люди, которые по масштабу своей личности подобны горному хребту – дух захватывает, глядя на его седую вершину. Такой поднебесной горной вершиной я представляю себе творчество и личность Максуда Магомедовича.

    Но Максуд в то же время горец, и общение с этим необыкновенным горцем напоминает мне ситуацию, когда усталый, жаждущий путник добирается до горного родника с чистой и прохладной горной водой.

    Поднявшись на эту поэтическую вершину, поэт не запятнал свою честь, не сделал ничего плохого никому. Те времена, когда жизнь его была светла, прошли, а в наступившем неспокойном времени он пытается своими стихами найти светлое в человеческих сердцах. Его произведения пронизаны добрым братством, дружбой, любовью ко всему народу.

    Ему сегодня 78 – это не такой большой возраст. Из них 45 лет отданы творчеству, и много доброго для людей и литературы сделал Максуд Зайнулабидов – мастер слова и поэт обильного таланта. В настоящее время Максуд Магомедович работает секретарем Союза писателей РД.

    Заключение

    Литературное наследие Дагестана глубоко связано с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры.

    Дагестанская культура – это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть красотой родной речи, помогает дружить семьями, родами, аулами и городами.

    Художественное наследие Дагестана образы людей, обычаи и традиции, яркие исторические события. Нам, дагестанцам, нельзя не знать своих корней, нельзя не интересоваться современной культурой. Я надеюсь, что моя работа пробудит у людей любознательность, воображение, вызовет интерес к поэзии, сформирует нравственные чувства, ведь литература всегда была добрым и мудрым помощником человека. Очень надеюсь, что моя работа позволит расширить представления о родине, покажет красоту души и величие дел и мыслей дагестанцев.

    Страницы книг откроют тайны природы, ее красоту, обогатят, наполнят чувством гордости за родной край. Поэзия Дагестана, как живительная влага, напоит щедростью.

    Стихи М.Зайнулабидова учат жизни, доброте, нравственности, терпению, любви к Родине и тревоге за ее судьбу, и вы услышите голос поэта: то задумчивый и негромкий, то радостный и озорной, то суровый. Вы узнаете думы поэта и полюбите его за откровенность и прямоту, помете какой же это настоящий человек. И, конечно, навсегда запомните его имя – Максуд Зайнулабидов.


    Список литературы

    1.З.М.Кадиева «Русско-дагестанские межнациональные отношения». Исторические очерки. Махачкала, 1990 (стр.99)

    2. Р.Гамзатов. Из газеты «Комсомолец Дагестана№, 1961г.

    3. Профессор Ш.Микаилов альманах «Дружба», 1990г. №4

    4. А.Абу-Бакар из журнала «Дружба», 1990г. №4

    5. Эрсипов. Журнал «Дружба».

    6. М.Зайнулабидов IV том книги «Поэт аула и планеты». Махачкала. – 2010. стр. 207

    7. Избранное. Том II. 2008. г.Махачкала

    8. Журнал «Дагестан» №9, сентябрь 2011, г.Махачкала

    Информатор: М.Зайнулабидов. Историко-краеведческий музей им.Тахо-Годи (филиал). Март 2016г.



    1 З.М.Кадиева «Русско-дагестанские межнациональные отношения». Исторические очерки. Махачкала, 1990 (стр.99)

    2 Р.Гамзатов. Из газеты «Комсомолец Дагестана№, 1961г.

    3 Профессор Ш.Микаилов альманах «Дружба», 1990г. №4

    4 А.Абу-Бакар из журнала «Дружба», 1990г. №4

    5 Эрсипов. Журнал «Дружба».

    6 М.Зайнулабидов IV том книги «Поэт аула и планеты». Махачкала. – 2010. стр. 207

    7 Информатор М.Зайнулабидов. Историко-краеведческий музей им.Тахо-Годи (филиал). Март 2016г.с.Гергебиль

    8 Избранное. Том II. 2008. г.Махачкала

    9 Журнал «Дагестан» №9, сентябрь 2011г. Махачкала





    написать администратору сайта