ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАШХУР ЖУСИПА. Духовное развитие общества и историческое наследие машхур жусипа
Скачать 35.64 Kb.
|
духовное развитие общества и историческое наследие машхур жусипа Рахимбаева М.Н Старший преподаватель, магистр социологии, Торайгыров университет, г. Павлодар Саятова А.Б студент, Торайгыров университет, г. Павлодар Аннотация Целью написания предоставленной статьи является раскрытие духовного и культурного достояния и просветительских взглядов великого казахского мыслителя, писателя, просветителя, публициста, историка, востоковеда, этнографа, и знатока казахского шежире Машхур Жусипа Копеева. Его труды являются значимыми, для решения глобальных трудностей современного социума «Духовного кризиса». Для современного поколения, М. Ж. Копейулы является образцом и примером мудрости, добропорядочности, святости, чести и благородства. Он честно служил интересам своей нации и является примером для подражания современного поколения. Ключевые слова: Машхур-Жусип Копеев, культура, молодежь, духовность, глобализация общества, казахская литература, язык, современное общество. Keywords: Mashkhur-Zhusup Kopeev, culture, spirituality, young people, globalization of society, Kazakh literature, language, modern society. Огромный вклад в духовное наследие внес Машхур Жусип Копеев. Как писал М.Ауэзов: «Машхур Жусип Копеев не только творил сам, он изучал наследие других народов, записывал и сохранял их для нас». Им были написаны статьи, рассказы, корреспонденции, заметки, собраны различные варианты казахских эпических поэм, собраны тексты народных сказок, легенд, преданий, поговорок, обрядово-бытовых песен. Он, путешествовав по Казахстану, изучал культуры различных краев и это отражалось в его записях, в которых огромное место занимали материалы о происхождении и родовом составе, об окружающей природе, духовной и материальной культуре определенных народов. Огромный след в истории оставили его книги и собранный материал устного фольклора « Наша жизнь», «Кому принадлежит Сарыарка», «Увиденное за долгую жизнь», « Үлгілі сөз», «Бата», «Жар-жар», «Беташар», «Сыңсу», «Жоқтау», «Қара өлең «Айтыс», и др. Из собранного Машхур Жусипом старинного достояния можно назвать стихотворения живших в XVIII веке Бухар жырау, а также Абая, Улбике, Жанак акына и др. Все эти произведения раскрывают духовно-нравственные качества казахов: уважение к истории своего народа, пережившего трудные времена существования, раскрытие обрядов основанных на любви, доброте, гостеприимству, толерантности к обществу. В наше время письменность М.Копеева служат подлинным источником для самопознания и самовоспитания молодого поколения. Они обогащают новое поколение разнообразным колоритом ушедших лет и разрешают обнаружить заметные на первый взгляд спонтанные связи казахов с окружающим миром, содействуют определению роли нравственно-духовного образования в воспитании человека. В своих работах М. Ж. Копеев уделяет внимание красоте в человеке, которая проявляется в его духовной востребованности другими людьми, его наполненности человечностью, способностью принести свет счастья и пользы своими деяниями не только себе, но и в первую очередь окружающим. Он говорит о знании человека творить красоту. Причем, он подчеркивает значимость внутренней красоты человека, тесно связанную с такими качествами, как доброта, отзывчивость, бескорыстие. Но так же огромная часть его рукописного наследия посвящена проблемам этики, педагогики, психологии, естествознанию и религии, что характерно для современного общества. Фактически во всех своих произведениях («О сегодняшнем занятии казахов», «Письмо», «Воздавая должное науке», «Повсеместно я спутницу жизни искал», и др.) он затронул многие вопросы социальной, политической и культурной жизни своего времени, говорил о социальном неравенстве, просвещении, свободе слова и о воспитании. Сейчас молодое поколение имеет много сходств с молодежью времени М.Копеева. Они также говорили о социальном неравенстве, каждый отстаивал свободу слова, добивались автономности своего края, хотели, чтоб их услышали и прислушались к их мнению, добивались равноправия, стремились к просвещению, были против войны и хотели мир во всем мире. Все эти стремления объединяет молодежь того времени с современной молодежью. В современных условиях, молодежь отличается большей мобильностью и избирательностью в своем отношении к миру ценностей, поиском себя, своей индивидуальности. Они стремятся к обретению любви, семьи, друзей, к добросовестной и достойной жизни, а кто-то - к обретению материального и социального благополучия. Про это писал в своих произведениях М.Копеев. Он знал, что самопознание и стремление к высшим духовным ценностям позволяют человеку стать собственно человеком это и есть единственно правильный путь становления нравственного человека. Познание своей уникальности и неповторимости, открытие своей истинной природы должно проходить, в первую очередь, через сердце человека,от поскольку тот, кто познал самого себя, сумеет донести всем, о любви к родному краю, народу, уважения и почитания традиций и обычаев других народов. Безусловно, каждый представитель молодежи имеет личные жизненные ценности. Конечно, каждый представитель молодежи имеет собственные жизненные ценности. Как и в любые другие времена, среди молодежи есть и достойные, и безнравственные люди. Неслучайно XXI век характеризуется как время перемен. На сегодняшний день основной проблемой современности является потеря идентичности и самобытности национальной культуры. Можно охарактеризовать это время как век глобализации. Причина данному феномену стало тесное взаимодействие государств и народов. Они перестали прогрессировать изолированно и индивидуально. Событие, произошедшее в какой-либо стране, за считанные минуты получает отклик во всем мире. Одной из причин этого стало быстрое становление средств коммуникации. Внедрение новых технологий, владение новой техникой сегодня вытесняет духовно-ценностное измерение, содействует образованию новых нравственных установок в среде молодых людей, которые фактически перестали читать книги. Художественная и научная литература изучается в сокращенном либо электронном варианте[1]. Среди молодежи внедряется «новая форма» общения - переписка через Интернет. И с этим так же внедряется сленг, что введет к потери культуры языка. Сейчас люди разных возрастов проводят свой досуг за компьютером и телефоном. В данном случае глобализация ведет к упрощению развития социума, утилизации его сознания, проблемы коммуникации, к низкому уровню общекультурной подготовки, снижению грамотности. Некоторые индивиды, не знают, куда деть свой интеллектуальный и инновационный потенциал, затем начинают выгорать, деградировать, идти против общества и духовных ценностей. Главная проблема нашего поколения, отсутствие стремления знать родной язык. Современное поколение не стараются его понять, учить, многие говорят, что казахский язык не так важен и что скоро вообще он исчезнет. Не знание языка, культуры своей нации приведет к уничтожению духовной ценности. Это проблема связана с развитием патриотизма на государственном уровне. Именно поэтому государство в целях стимулирования молодежи организовывают обучающие курсы, различные конкурсы, олимпиады, челленджи, проводимые с целью создания мотивации, заинтересованности в изучении государственного языка. В начале ХХ века ученые, писатели, журналисты, образованные граждане из числа казахского народа, развивая просветительскую работу среди населения, внесли всесторонний вклад в процветание и развитие казахского языка. Машхур-Жусипа Копеев не остался в стороне. В целом его труды - это большой океан философии в бесконечной бездне жизни. В своих произведениях он затрагивает многие вопросы социальной и культурной жизни народа. В своих произведениях он писал: «... Казахские устные песни, причитания, загадки, айтыс являются основой духовной истории, как шанырак, кереге, уык являются основой юрты. История государства без устной литературы будет неполной. Для написания полной истории культуры казахского народа устная письменность является тем недостающим кирпичом». Так как он дает богатую пищу для изучения языка, о его грамматическом и лексическом строении, построении слова, синтаксическом и стилевых особенностях, изучая все это можно только поражаться богатству языка, его глубине. И так потенциал нынешнего поколения может иметь различную целенаправленность: от позитивно-созидательной, конструктивной до экстремистско-революционной. В данном ключе нужно, старшему поколению воспитать молодое поколение оказать помощь им усвоить мировоззренческие представления о том, что пригодно освоить, показать отрицательные стороны жизни, что является пагубным для здоровья, жизни в целом. Нынешний век глобализации как явление современного мира очень многогранное и существенное, которое трудно однозначно охарактеризовать и оценить, оно захватывает государства и народы и вызывает различные противоположные оценки и суждения. Видимо то, что глобализация являет собой новый этап улучшения общества как единого организма. Она содействует становлению науки, техники, технологий, компьютеризации и увеличению доступа к информации. Многие поддерживают её, но есть и противники, которые выделяют её опасности и риски для грядущего. Особенно положительные оценки предрекают становление человеческой цивилизации, обещают понижение угроз войн, межэтнических раздоров, сближение и становление народов. ЛИТЕРАТУРА Гуськова, Е. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста / Е. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 572-574. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13730/ (дата обращения: 18.04.2022). Гутарева, Н. Ю. Проблема глобализации современной культуры / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1278-1280. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17984/ (дата обращения: 19.04.2022). Шулембаева Раушан. Его звали Машхуром, что значит Знаменитый: [о наследии казахского поэта, этнографа, востоковеда и собирателя генеалогии и устного народного творчества Машхур Жусупа Копеева] // Казахстанская правда.- 2013.- 11 октября. - С. 1 М.Т. О творческой биографии М. Ж. Копеева // Өлкетану = Краеведение.- 2013. - №2. - С. 129 – 132 |