Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Экологическая этика в современном мире


    Скачать 40 Kb.
    НазваниеЭкологическая этика в современном мире
    Дата31.10.2021
    Размер40 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла00024ec6-e06cfa28.doc
    ТипДокументы
    #259859

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


    Рябоконева Ольга Александровна
    преподаватель
    ФГАОУ ВО САФУ имени М.В. Ломоносова
    «Технологический колледж Императора Петра
    I»
    (г. Архангельск)

    Альтернативы современного мирового развития впервые стали практикой международного соглашения в рамках ООН и были обозначены на конференции ООН по окружающей среде и развитию (КООНСР), проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Она стала знаменательным событием, собравшим вместе глав государств и представителей правительств из разных стран мира, а также представителей учреждений ООН, международных организаций и многочисленных неправительственных организаций.

    Конференция ясно показала, что мы не можем больше рассматривать окружающую среду и социально-экономическую сферу жизни общества как изолированные области. Декларация Рио содержит «Повестку дня на XXI век», то есть основополагающие принципы, на которых государства должны основывать свои будущие решения и политику, касающиеся последствий социально-экономического развития для окружающей среды.

    Принятый документ – огромная программа работы на следующее столетие – был принят на основе общего согласия, достигнутого представителями 179 государств. Эта программа всемирного сотрудничества направлена на гармоничное достижение двух целей – высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

    С учетом содержания перелома в развитии человечества, обнаружившегося в XX веке, конференция ООН, констатировав возможность достижения предела нагрузки на природу, назвала альтернативы развития: либо заморозить процесс наращивания промышленного потенциала в мире, увековечив разделение мира на богатые и бедные страны и сопряженные с этим диспропорции в уровне и качестве жизни; либо найти подход к сбалансированности развития человечества и равновесию состояния окружающей среды с одновременной ориентацией на повышение уровня жизни населения всей планеты с целью «удовлетворения основных потребностей человека».

    Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, пришла к заключению, что человечество делает выбор в пользу второго варианта.

    Единственный способ обеспечить себе более безопасное, более процветающее будущее – это решение проблемы окружающей среды и социально-экономического развития в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни всех, и в тоже время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, но мы можем добиться его совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества в целях устойчивого развития»

    Принятый конференцией ООН документ предусматривает следующие программы: защиты атмосферы; рационального использования земельных ресурсов; борьбы с обезлесением; рационального использования уязвимых экосистем, к которым относятся, прежде всего, пустыни; борьбы с опустыниванием и засухами; сохранения биологического разнообразия; защиты океанов и морей и прибрежных районов; экологически безопасного использования биотехнологий; сохранения качества ресурсов пресной воды и снабжения ею; экологически безопасного использования токсичных химических веществ и удаления опасных отходов.

    Это все можно считать мировыми экологическими проблемами. Мы наблюдаем четкую связь между социально-экономическими и экологическими проблемами, и кризисы окружающей среды ставятся на один уровень с экономическими и социальными кризисами. Это является отличительной чертой современной экологической этики.

    Здесь мы переходим от экологической этики к этике глобальной, в соответствии с которой человек ответственен за всю природу. В Древней Греции человек рассматривался как «микрокосм», который заключает в себе как в части всю Вселенную как «макрокосм». Эти представления переняли древнеримские стоики; известны они и в русской философии. Что необходимо ныне для человека — не только ощущать себя частью Универсума, но и чувствовать ответственность за все окружающее его. В этом суть экологической и глобальной этики.

    Основной принцип своей философии — «благоговение перед жизнью» — А. Швейцер раскрывает как «безграничную ответственность за все живое на земле. Именно Швейцера признают наиболее ярким представителем экологической этики.

    Наряду с ответственностью, стержнем экологической этики является любовь к природе. Часто любовь к природе считают чем-то несерьезным, чуть ли не выдумкой писателей. Как можно любить всю природу, в которой есть приносящие вред человеку виды? На самом же деле, как справедливо отметил В. Вундт, чувство скорее ведет к альтруизму, чем рассудок. «Чистый, не обоснованный на эгоизме альтруизм естественно мог развиться только при переходе от рассудочной морали к морали чувства, при допущении, что непосредственные чувства симпатии и любви являются основами альтруистического поступка. Рассудку трудно бывает побороть соображения собственной выгоды, а для чувства любви, жалости, сострадания достаточно бывает мгновения. Поэтому к экологической этике ближе путь через чувство любви, чем через расчет, через благоговение перед природой, чем через принятие экологического законодательства, которое еще надо приучиться исполнять.

    Отвечая на вопрос, кто виноват в современных социально-экологических кризисах, следует назвать несколько причин. Во-первых, правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все остальные слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм, во-вторых, агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом, в-третьих, низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии. Отсюда как следствие и экологическое невежество, и неразработанность экологической теории, и слабость экологического движения.

    Неизвестно, существуют ли какие-нибудь механизмы внутри человека как вида, которые гарантировали бы его спасение от катастрофы. Юридические законы важны, но гарантии их исполнения также отсутствуют, особенно в экологической сфере, в которой не усмотришь за действиями каждого отдельного человека. Необходимо чувство личной ответственности за состояние природной среды, которое возникает только при возрастании нравственного уровня человека.

    Термин экологическая этика напоминает нам о комбинации экологии и этики, темах, которые переплетаются. Экологическая этика обговаривает как вести себя с глобальными проблемами человечества, как, например, истощение озонового слоя, которое увеличивает ультрафиолетовое излучение, влияющее на все живые организмы. Эта проблема могла бы решиться простейшими действиями каждого, прекращением использования озон-истощающих химикатов, если альтернативные пригодны для потребителей. Тем не менее, глобальное действие было произведено, чтобы управлять проблемой. Международная Конвенция, по прекращению производства хлорфторуглеродов является одним из наилучших примеров универсальной этики окружающей среды. Другая проблема парниковый эффект, который стал результатом, главным образом, использования большого количества энергетических ресурсов. Эта проблема, тем не менее, может решаться только индивидуальным действием каждого, путем уменьшения энергетического использования, из-за того, что нельзя запретить использование энергии. Мы могли бы сделать это с помощью выключения лишних лампочек, меньше используя нагреватели, фены и воздушные кондиционеры, осуществив более эффективные энергетические построения, закрывая двери, и работая, в основном, при дневном (естественном) освещении.


    Список литературы

    http://bsuphilosophy.wikia.com
    http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/12_1/
    http://studme.org/1776100719243/etika_i_estetika/ekologicheskaya_etika_osnovnye_printsipy


    написать администратору сайта