Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников

  • эссе. Эссе вещьвсебе в мистицизме


    Скачать 19.92 Kb.
    НазваниеЭссе вещьвсебе в мистицизме
    Дата19.10.2022
    Размер19.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе.docx
    ТипДокументы
    #742423

    Эссе

    «ВЕЩЬ-В-СЕБЕ» В МИСТИЦИЗМЕ

    И. Кант, занимаясь теорией познания, разрабатывает понятие «вещь-в-себе», противопоставляя его понятию явления. Их отличие заключается в том, что «вещь-в-себе» - это то, какой объект есть сам по себе, явление же – это то, каким предмет является человеку («Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» [4, с. 156 - 157]). В основе этого разделения лежит идея, что, познавая объект, человек видоизменяет и трансформирует его, так как наш познавательный инструментарий не может нам дать истинную картину мира. Важно еще отметить, что название «вещь-в-себе» не должно вводить в заблуждение: «вещь-в-себе» - это вовсе не вещь, а нечто трансцендентальное, не обладающее такими категориями, как пространство и время. И. Кант настаивал на непознаваемости «вещи-в-себе», однако возникает вопрос, как мы можем быть уверены в существовании «вещи-в-себе», если нет никаких способов узнать о ней? Может быть для того, чтобы познать «вещь-в-себе» нужен другой инструментарий: не эмпирический, а мистический? Таким образом, в этом эссе ставится вопрос: возможно ли познания «вещи-в-себе» в мистицизме?

    Безусловно, в рамках философии И. Канта ответ был бы отрицательный. Он отрицал мистический метод познания в принципе. Попытки ссылаться к различным нематериальным началам для И. Канта являлись «ленивой философией». Рассказам о духах, других мирах И. Кант отводил место лишь на «чаше надежды», однако не видел никаких оснований считать их правдой. Хотя И. Кант не отрицал существование трансцендентального, он считал, что в познании мы должны опираться на опыт («заимствовать доводы из материала, даваемого нам опытом» [2]). Истории мистиков о астральных и эфирных телах, встрече с духами, устройстве вселенной И. Кант опровергал следующим образом: так как каждый из этих «духовидцев», «сновидцев» утверждает свою особенную трансцендентальную картину мира, то, следовательно, ни одна из них не является реальной («если различные люди имеют каждый свой собственный мир, то есть основания предполагать, что они грезят» [2]). Причиной же, по которой некоторые люди принимают за действительность свои фантазии, по мнению И. Канта, заключается в расстройстве мозга, психической болезни. В целом, И. Кант достаточно критично отзывался о мистиках, так, например, об Эммануиле Сведенборге он писал следующее: «Я устал приводить дикие бредни самого дурного из всех фантастов... Натуралист ставит в своем шкафу препараты не только нормальных животных, но и уродов, поэтому он должен быть осмотрителен и не показывать их всякому без разбора» [2].

    Тем не менее, попытаемся взглянуть на понятие «вещь-в-себе» с позиций «ленивой философии», по выражению И. Канта, - мистицизма. Метод познания мистической философии основывается на вере в возможность интуитивного познания путем озарений, провидений, откровений, экстаза и т. п. В мистицизме совершенно по-другому выглядит процесс познания. Если говорить упрощенно, то привычная схема познания выглядит для нас как «некий субъект познает некий объект». В мистицизме же субъект познает сам себя (то есть по сути является и субъектом, и объектом познания) и именно через самопознание возможно познание других объектов. Такое понимание связано с тем, что в основе мистицизма не лежит понятие оппозиций, противопоставлений, наоборот, в мистической философии все едино и все одно. Здесь хотелось бы процитировать знаменитую «Изумрудную скрижаль, которая была написана мифическим основателем герметизма Гермесом Трисмегистом и оказала большое влияние на становление мистицизма: «То, что внизу, аналогично тому, что вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи» [1, с. 261]. Важно отметить, что, так как наше сознание, с точки зрения мистиков, и является главным инструментом для познания действительности, то путь познания заключается в изменении сознания. Не случайно, что многие из мистиков использовали психоактивные вещества. Таким образом, можно утверждать, что мистики стремятся познать трансцендентальную реальность путем мистического опыта, и, следовательно, трансцендентальность для них постижима.

    В качестве примеров рассмотрим мистицизм Даниила Андреева и Карлоса Кастанеды. Даниил Андреев писал о своих трансфизических путшествиях, то есть путешествиях в иные миры, в которых категории пространства и времени совсем другие. Важно отметить, что путешествие осуществляет не физическое тело Даниила Андреева, а только его душа. Душа - трансцедентальный объект, и если, по Даниилу Андрееву, она может выступать субъектом познания, то, значит, может познавать трансцендентальное, следовательно, и «вещь-в-себе» тоже. Другой пример познания «вещи-в-себе» можно наблюдать в «Учении Дона Хуана» Карлоса Кастанеды. Дон Хуан разделяет такие понятия, как смотрение и видение. Когда человек смотрит на мир, его «эго», я пытается истолковать его и не видит его настоящим. Видение же связано с вытеснением субъекта познания, этого «эго» и «я» и восприятие окружающей действительности такой, какая она есть. Таким образом, из «Учения Дона Хуана» следует, что возможно познание объектов такими, какие они есть, если отбросить наш привычный рациональный инструментарий познания.

    Таким образом, в мистицизме возможно познание «вещи-в-себе». Однако возникает другой вопрос, на сколько понятие «вещи-в-себе» релевантно философии мистицизма. На мой взгляд, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, и И. Кант, и представители мистицизма признают существование трансцедентального начала, которое и является некой сутью вещей. Однако я вижу проблему в том, что, согласно философии И. Канта, «вещи-в-себе» должны быть противопоставлены друг другу. То есть, если говорить упрощенно, «вещь-в-себе» стула должна быть противопоставлена «вещи-в-себе» дивна, иначе это будет все одной «вещью-в-себе». Но мистицизму, как было сказано выше, свойственно не различать объекты, а считать все неким единым целым.

    Таким образом, мистическим путем можно познать «вещь-в-себе», так как мистический путь в целом подразумевает познание трансцендентального, однако в самом мистицизме не стоит проблемы разделения на «вещи-в-себе» и «явления».
    Список использованных источников

    1. Вандерхилл Э. «Мистики XX века», энциклопедия/ Вандерхилл, Э ; [перевод с английского Д. Гайдук]. – Москва: Миф, Локид, 1996. – 526.

    2. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики// Библиотека Гумер – философия: [сайт]. – URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant/grez.php (дата обращения: 03.04.2022)

    3. Мистицизм, мистика//Все о философии: [сайт]. – URL: http://filosof.ru/enc/item/f00/s06/a000683.shtml (дата обращения: 03.04.2022)

    4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике/Кант И. – Москва: ОГИЗ, 1934. – 377 с.

    5. Рассел Б. Мистицизм и логика// Библиотека Гумер — философия: [сайт]. – URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rassel/mist_log.php (дата обращения: 03.04.2022)

    6. Фролов И. и др. Введение в философию//Библиотека Гумер – философия: [сайт]. – URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/07.php (дата обращения: 03.04.2022)


    написать администратору сайта