Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение

  • Список использованной литературы

  • КУРСОВАЯ - Естественные права и свободы человека генезис и развитие концепции. КУРСОВАЯ - Естественные права и свободы человека генезис и разви. Естественные права и свободы человека генезис и развитие концепции


    Скачать 52.93 Kb.
    НазваниеЕстественные права и свободы человека генезис и развитие концепции
    АнкорКУРСОВАЯ - Естественные права и свободы человека генезис и развитие концепции
    Дата17.01.2021
    Размер52.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ - Естественные права и свободы человека генезис и разви.docx
    ТипКурсовая
    #168864


    КУРСОВАЯ РАБОТА

    На тему: Естественные права и свободы человека: генезис и развитие концепции

    Содержание



    Введение 2

    Глава 1 Теоретические основы и сущность естественных прав и свободы человека 4

    1.1.Развитие концепции и понятие естественных прав и свобод человека 5

    1.2.Теория естественного права и ее значение для разработки концепции прав и свобод человека и гражданина 13

    Глава 2 Генезис естественных прав и свободы человека 14

    2.1.Анализ развития естественных прав и свободы человека 14

    2.2. Естественное право как источник конституционного права 16

    Заключение 23

    В результате написания курсовой, была достигнута поставленная цель – изучен генезис и концепции развития естественного права и свободы человека. 23

    Список использованной литературы 24



    Введение
    Идея естественного права появилась в Древнем Риме и Древней Греции. Наиболее видными основоположниками являлись Сократ, Аристотель, греческие и римские стоики, Цицерон, Ульпиан и другие римские юристы.

    В период средневековья она начала развиваться в богословских работах Фомы Аквинского. В качестве основного направления правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовое учение сформировалось при разложении феодализма, подготовки и осуществления буржуазных революций XVII—XVIII вв. Её представители: Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие.

    Естественно-правовая теория сыграла значительную роль при борьбе с феодализмом, благоприятствовала переходу общества к более высокому, капиталистическому уровню развития. Однако демократические возможности естественной школы права не были исчерпаны. С особенной силой это проявилось во второй половине ХХ века. Отметим, что само естественное право в качестве нравственных и правовых идей, принципов, идеалов, требований не является правом в юридическом смысле, а выступает моралью, правосознанием, демократическим устремлением, другими словами это ближайшая и необходимая предпосылка права.

    Цель написания курсовой – изучить генезис и концепции развития естественного права и свободы человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

    - изучить теоретические основы и сущность естественных прав и свободы человека;

    - проанализировать генезис естественных прав и свободы человек.
    Структура и логика работы определяются выбранной темой, предметом и объектом исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

    При написании курсовой работы использовались учебные пособия различных авторов, а также материалы из сети Интернет.

    Глава 1 Теоретические основы и сущность естественных прав и свободы человека


    1.1.Развитие концепции и понятие естественных прав и свобод человека


    Права человека – это продукт развития концепции естественных прав, которыми очерчивались рамки, защищающие личность от вмешательства со стороны других граждан и государства, именно поэтому они всегда ассоциировались с идеей либерализма, стремившегося, как известно, к ограничению абсолютной власти. В современном мире права человека – это сердцевина конституционного строя любого цивилизованного государства.

    Философской основой института естественных прав человека является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности самой жизни. Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческого общества, но потребовались столетия, для того чтобы сложились ясные представления о содержании понятия свободы и ее соотношении с государством.

    Сама идея прав и свобод человека развивалась одновременно с обществом и государством. Существование прав, свобод и обязанностей берет свое начало еще в первобытном обществе и связано с принципом разделения труда. Именно тогда появились взаимные права и сопряженные с ними обязанности членов общества, а также неотъемлемая ответственность за их неисполнение. С помощью категории прав и свобод удовлетворялись разнообразные запросы человека, обеспечивалось сохранение жизни, здоровья, безопасности и, конечно же, функционирование самого сообщества.

    Таким образом, права и свободы – это результат определенного этапа развития социума, на котором общественным сознанием достигнут уровень понимания важности каждого индивида для всех социальных перспектив. Так, права и свободы личности, будучи итогом появления и становления общества, главным образом способствовали возникновению и развитию самого цивилизованного государства. С его появлением основные права и свободы личности получают свое закрепление первоначально в нормативных актах государств, а затем и в конституциях.

    Первые стремления реализовать идеи естественного права встречаются у древнегреческих философов-софистов, таких как Ликофрон, Антифрон, Алкидам, в V–IV столетиях до нашей эры. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права.

    Значительный вклад в развитие и популяризацию концепции естественных прав человека внес Аристотель. Он утверждал, что существуют права, присущие человеку от рождения, считая при этом, что особенно следует защищать государству право на частную собственность, которое, по его мнению, коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких по смыслу к современной концепции личных прав человека. Так, он не только признавал права гражданина, принадлежащего тому или иному государству, но и считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое, в свою очередь, более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законом государства получила развитие в современных теориях прав человека.

    О существовании идей естественных прав до нашей эры свидетельствует также появление в древних полисах принципа гражданства, что стало важным шагом на пути к обеспечению безопасности и свободы граждан.

    Главную роль в развитии концепции естественных прав и свобод сыграли римляне, первыми опробовавшие принцип разделения властей, в рамках которого и создавалось естественное право.

    В Англии права личности были обеспечены раньше, чем в других государствах, поскольку вся политическая история этой страны представляет собой многовековую борьбу английского народа с королевской властью за легитимные права парламента, в которой он завоевывал себе гражданскую и политическую свободу. Прогрессивным шагом к принятию и реализации концепции естественных прав человека в этой стране стала «Великая хартия вольностей» 1215 года, политико-правовые нормы которой в дальнейшем получили развитие в таких судьбоносных документах, как «Петиция о праве» (1628), «Билль о правах» (1689) и «Акт об устроении» (1701). В «Великой хартии вольностей» впервые был закреплен в законодательном порядке принцип гражданской свободы, «Петиция о праве» провозгласила неприкосновенность собственности, «Билль о правах» обеспечил жителям Англии гарантии естественных прав – право на жизнь, свободу, собственность. «Акт об устроении» не только подтверждал уже провозглашенную защиту «прирожденных» прав, но и гарантировал усиление политических и личных прав граждан. Необходимо отметить, что права человека в упомянутых документах в силу определенного исторического периода тесно переплетались с идеей либерализма, стремившегося к ограничению абсолютной власти, вследствие чего они были сформулированы преимущественно в форме запретов и отрицаний.

    Однако окончательное становление концепции естественных прав происходит в научных доктринах известных европейских и отечественных исследователей. Теоретиками в области личных прав и свобод человека стали идеи таких мыслителей, как Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Г. Гегель. Первым разработал теорию естественных прав человека английский мыслитель Дж. Локк в 1632 году. К ним он относил три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Эти права он считал неотъемлемыми, но отмечал, что права, не обеспеченные законом, не могут быть гарантированы государством. По этой причине Дж. Локк резко критиковал монархическую форму правления. Позднее его идеи были детализированы и дополнены трудами Руссо, Монтескье, Вольтера, указывавших на то, что важнейшим естественным правом человека является свобода. Так, политическая доктрина либерализма, зародившаяся в XVI столетии, проповедовала так называемый индивидуализм и ратовала за максимальные права и свободы личности, которые не наносили ущерб свободе и правам других людей. Отцы доктрины стали носителями идеи ограничения абсолютной власти и воспрепятствовали вмешательству государства в повседневную жизнь его граждан.

    Вопросы свободы рынка, либерального капитализма и торговли представляли собой экономическую составляющую либерализма, которая тесно была связана с категорией естественных прав человека.

    В XVIII веке происходит правовое закрепление естественно-правового понимания свободы. В 1776 году была принята Декларация независимости Соединенных Штатов Америки, провозгласившая: «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых» . Таким образом, идейную основу Декларации составила именно естественно-правовая доктрина, имеющая свои особенности. Провозглашая естественные и неотчуждаемые права человека в Декларации, обладание частной собственностью уступает место стремлению к счастью, в отличие от концепции Дж. Локка. Принятая в 1787 году Конституция США в своей преамбуле провозгласила принцип учреждения Основного закона: «…в целях создания совершенного союза, установления правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, поднятия общего благосостояния и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы мы создаем эту Конституцию…».

    В 1789 году депутатами Национального собрания Франции принимается Декларация прав человека и гражданина. «Наша задача не ограничивается одной Францией, – говорил депутат Петион, – мы должны объявить, какие права составляют общее состояние всех людей и всех времен». В этом документе воспроизведены идеи, получившие свое рождение и развитие в период Английской революции, систематизированные и философски обоснованные в трактатах великого английского философа Дж. Локка, юридически разработанные крупнейшим английским юристом Блэкстоном. В семнадцати статьях Декларации провозглашались «прирожденные» права человека и указывалось, что основная задача правительства – обеспечение прав гражданина. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека».

    Так, идея о том, что все люди от рождения свободны и равноправны, а значит, им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых естественных прав, легла в основу первых конституционных актов. Таким образом, естественные права человека, оставаясь нравственно- политическим императивом, приобрели юридическую форму.

    Названные документы действуют и сегодня, они заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель каждого демократического правового государства. В тех станах, где общественное устройство утвердилось на принципах свободы, гражданское общество сформировалось намного быстрее, значительные успехи были достигнуты в области экономики, культуры, науки, образования и социальной защиты населения.

    Естественные права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Эта формула означает приоритет прав человека перед всеми иными нормами человеческого общения. Государство, общество, законодатель не вправе посягать на общепризнанные права человека, ибо они имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты.

    Государство не «дарует» естественные права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. Если государство игнорирует естественные права человека, или более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

    Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:1

    а) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

    б) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

    в) принадлежат человеку от рождения;

    г) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер;

    д) признаются высшей социальной ценностью;

    ж) их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

    Наиболее важными естественными правами и свободами человека являются: право на жизнь; личная свобода и свобода вероисповедания; право на достойный образ жизни, защиту чести, достоинства, доброго имени; свобода мысли, выражения мнений и убеждений; право на выбор места жительства, и т.д.

    Таким образом, права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

    Каждый человек, независимо от своего социального происхождения и положения в обществе, является носителем естественных и равных прав, которые не могут быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

    Права и свободы человека - важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности.

    Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:2

    а) правовые нормы;

    б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

    в) основные права, свободы и обязанности;

    г) законные интересы;

    д) гражданство;

    е) юридическая ответственность;

    ж) правовые принципы;

    з) правоотношения.

    В зависимости от перечисленных критериев различают:

    а) общий, или конституционный, статус гражданина;

    б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

    в) индивидуальный статус.

    Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

    Общий правовой статус– это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

    Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

    Специальный или родовой статусотражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

    Индивидуальный статуспредставляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.3

    Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

    Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.


    1.2.Теория естественного права и ее значение для разработки концепции прав и свобод человека и гражданина



    Среди различных политико-правовых концепций, посвященных правовому статусу личности, особое место занимают учения о естественном праве. Основной тезис теории естественного права заключается в том , что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается, как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым, право на сопротивление гнету и т.д.. Поэтому такое право разумно и справедливо, оно не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

    Естественное право вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека.

    Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в том случае, позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

    Вместе с тем следует иметь ввиду, что сами по себе естественные права как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в формально-юридическом смысле, а представляют собой моральные установки, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшие и необходимые предпосылки права, критерии внутренней эмоциональной оценки правовых предписаний.

    Теория естественного права оказала существенное влияние на формирование современной концепции прав человека, в соответствие с которой, все люди независимо от того гражданами какого государства они являются, с рождения становятся носителями определенного правового статуса – правового статуса человека. Стремление гарантировать права и свободы, образующие правовой статус человека, обусловило принятие таких правовых актов как: Петиция о праве (1628г), HabeasCorpusAct(1679г), Билль о правах (1776г), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776г), Конституция США (1787г), Билль о правах (1789-1791г), Декларация прав человека и гражданина (1789г).4

    Значительными вехами в процессе международного признания и международно-правового закрепления прав человека являются Всеобщая декларация прав человека 1948г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г и др.







    Глава 2 Генезис естественных прав и свободы человека


    2.1.Анализ развития естественных прав и свободы человека



    Естественное право не является какой-либо особой системой юридичес­ких норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых притяза­ний общества, обращенных к государству и основанных на идее существова­ния у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, пра­во на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

    Идея естественного права, естественных прав человека эволюционирова­ла вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В.А. Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право, сопро­вождая «действующее право» на всем его историческом пути». И основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ори­ентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (пи­саного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древне­го Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».

    Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских по­рядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.5

    Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естествен­ные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установлен­ные человеческой природой.

    В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литера­туре начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным пра­вом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

    С этого момента теория естественного права развивалась по двум основ­ным направлениям:

    1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового уче­ния Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

    2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоос­новы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

    Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктри­ны естественного права, можно назвать:6

    а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

    б) различение права и закона;

    в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитываю­щую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

    г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.

    2.2. Естественное право как источник конституционного права



    Одной из актуальных проблем отечественной науки конституционного права является вопрос о характере связи конституционного права с естественным правом. То, что связь между ними существует, является бесспорным, однако четкое понимание того, какова она, отсутствует. В частности, конституционалистами не выработано единого мнения о том, можно ли говорить о естественном праве как об источнике конституционного права, и если можно, то в каком смысле.

    Отдельные исследователи относят естественное право к источникам конституционного права, при этом сама мысль о необходимости рассматривать его в этом качестве представляется им столь привычной, что находит отражение даже в учебной литературе.

    Другие исследователи не включают естественное право в число источников конституционного права. Например, Л.В. Карнаушенко полагает, что "смелая идея включения в систему источников такого элемента, как "естественное право", преждевременна". Е.В. Колесников, разделяя точку зрения тех ученых, которые сводят источники права к формальным источникам, указывает, что "естественное право имеет определенное отношение к современному государственно-правовому развитию. Подобное вневременное ("прирожденное") понимание права можно рассматривать лишь как часть правового сознания и гарантию демократических институтов, а не в качестве формального источника права, способа объективизации юридических предписаний. И.С. Бастен соглашается с мнением, высказанным Е.В. Колесниковым, но добавляет, что "сфера естественного права органически вписывается в систему позитивного права".

    Для того чтобы определить, можно ли говорить о естественном праве как об источнике конституционного права, уточним, что представляет собой естественное право, а также выясним, каковы формы его существования.
    Традиционно естественное право ассоциируется с совокупностью прав и свобод, существование которых обусловлено самой природой человека и которые неотъемлемо принадлежат человеку. Предполагается, что естественное право не зависит от правотворческой деятельности государства и вообще не носит волеустановленного характера. Оно - "постоянно развивающееся идеальное сознание о праве, возникающее из жизненных потребностей и содействующее их дальнейшему росту».7

    Принимая во внимание изложенное, вопрос о том, можно ли считать естественное право источником конституционного права, в сущности, можно рассматривать как вопрос о том, является ли источником конституционного права система правовых идей, отражающая представление о неотъемлемо присущих человеку правах и свободах.

    Что касается форм существования естественного права, то к их числу прежде всего относится правовая доктрина, и именно она выступает исторически первой формой существования естественного права. Второй формой являются общепризнанные принципы права. Если правовая доктрина - это форма, характеризующаяся первичностью воспроизводства системы правовых идей, отражающих представление о неотъемлемо присущих человеку правах и свободах, в научном правосознании, то общепризнанные принципы права предполагают общеизвестность и легитимность указанных идей, существование их в качестве составляющей массового правосознания.

    В современных условиях значимость доктринальной формы существования естественного права снижается. Это объясняется тем, что естественно-правовой доктрине, несмотря на большую востребованность, не хватает "стабильности", имеются разночтения в представлениях разных авторов о сущности и содержании естественных прав.

    Что касается общепризнанных принципов права, то они в современных условиях воспроизводятся не в правосознании отдельно взятого общества, а на наднациональном уровне, в качестве общепризнанных принципов международного права. Вследствие этого появляется еще одна, третья форма существования естественного права - основанные на общепризнанных принципах международного права и отражающие их содержание писаные источники международного права - декларации, пакты, конвенции, договоры и иные правовые документы.

    В силу особенностей современной общественной жизни именно общепризнанные принципы международного права и его писаные источники оказываются основными формами существования естественного права.
    Далее важно определить, в каком именно смысле следует говорить об источниках права в контексте анализа избранной проблематики. В отечественной науке конституционного права понятие "источник права" наделяется множеством смыслов. Однако если проанализировать научные публикации, в которых ставится и решается вопрос о том, можно ли говорить о естественном праве как об источнике конституционного права <8>, то обнаружится, что под источниками конституционного права подразумеваются либо идейные начала норм конституционного права, либо легальные основания возникновения конституционно-правовых отношений (официально признанные источники прав и обязанностей, составляющих содержание названных отношений).

    Определим, можно ли рассматривать естественное право в качестве идейного начала норм конституционного права и/или основания возникновения конституционно-правовых отношений и составляющих их содержание прав и обязанностей.

    Что касается возможности рассматривать естественное право в качестве идейного начала норм конституционного права, то она в целом не подвергается сомнению. Например, А.М. Кальяк справедливо указывает на то, что "естественно-правовые идеи закрепляются в конституционных актах и являются действующей доктриной, поддерживаемой в конституционном законодательстве". А.Б. Ходзинская высказывает мнение, что "общие характеристики этических основ естественно-правовой доктрины как субстанциального источника конституционного права очерчивают внутреннюю смысловую границу деятельности государства и действия права".

    Действительно, исторически естественное право - вне зависимости от того, в каких формах оно существует - является идейным источником конституционного права. Будучи "идеальным сознанием", естественное право воспринимается в качестве эталона, которому должно соответствовать конституционное право государства, иными словами, в качестве идейно-нравственной предпосылки (предтечи) тех конституционно-правовых принципов и норм, которые находят свою формализацию в писаных источниках конституционного права.

    В современных условиях конституции остаются документами, закрепляющими основы официальной идеологии регулирования общественных отношений. В условиях, когда гуманизм и антропоцентризм права рассматриваются в качестве символов "цивилизованности" государства, такая идеология по-прежнему в основе своей остается идеологией естественного права. Уже вследствие одного этого обстоятельства можно говорить о том, что естественное право сохраняет значение идейного источника конституционного права.
    Вместе с тем вследствие происходящих в жизни общества изменений, в частности, вследствие огосударствления и юридизации общественной жизни, связь конституционного права с естественным правом как с его идейным источником несколько ослабевает.

    Это подтверждается прежде всего характером норм, содержащихся в конституциях, принятых в период после Второй мировой войны: по крайней мере частично они представляют собой нормы чисто организационного характера. Например, в Конституции Бразилии 1988 г. содержится норма о продаже и перепродаже автомобильного топлива, в Конституции Швейцарии 1999 г. - об особых налогах на карбюраторные двигатели , в Конституции Исламской Республики Афганистан - о преследовании государством террористической деятельности и потребления интоксикантов, включая алкоголь, производство и контрабанду наркотиков.

    Далее необходимо выяснить, может ли рассматриваться естественное право в качестве легального основания возникновения конституционно-правовых отношений, наряду с Конституцией и иными общепризнанными источниками конституционного права.8

    Для нас практическую ценность имеет прежде всего решение вопроса о том, является ли естественное право источником отечественного конституционного права. Решая обозначенный вопрос, необходимо обратиться к писаным источникам конституционного права России.
    Конституция Российской Федерации 1993 г. в ч. 2 ст. 17 устанавливает, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Статья 2 Конституции Российской Федерации также закрепляет положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Если толковать приведенные нормы буквально, то речь в них идет о правах и свободах как таковых, безотносительно к факту их формально-юридического закрепления. Это свидетельствует о том, что государство связано не собственными юридическими установлениями, а идеями, отражающими представление о правах и свободах, неотъемлемо присущих человеку, как первичными нравственными и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их.

    Приверженность Российской Федерации концептуальному подходу, нашедшему свое отражение в Конституции, подтверждается содержанием принятой в 1991 г. Декларации прав и свобод человека. В ней также говорится о естественных правах. В частности, абз. 1 ст. 1 Декларации определяет: "Права и свободы человека принадлежат ему от рождения", а в абз. 1 ст. 2 указывается: "Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина".

    Учитывая изложенное, естественное право следует рассматривать в качестве основания возникновения конституционно-правовых отношений, а значит, в качестве источника конституционного права России. При этом важно понимать, что ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации содержит прямое указание на то, что не только писаные источники международного права, но и общепризнанные принципы международного права являются составной частью отечественной правовой системы. Значит, естественное право следует рассматривать в качестве основания возникновения конституционно-правовых отношений не только в том случае, когда оно формализовано в писаных источниках, но и тогда, когда оно существует в форме общепризнанных принципов права.

    Несмотря на то что нормы конституционного права имеют прямое действие, в реальности в силу их специфического характера, как правило, возникает необходимость создания юридических механизмов их реализации, вне которых конституционно-правовые принципы и нормы зачастую остаются лишь декларациями. В силу этого естественное право, будучи легально признанным основанием возникновения, конституционно-правовых отношений, в действительности далеко не всегда оказывается таковым. Фактически у государства есть возможность осуществлять нормы естественного права или не осуществлять их по собственному усмотрению.
    Кроме того, практика показывает, что права и свободы, с которыми традиционно ассоциируется естественное право, не носят и не могут носить абсолютного характера. Распоряжаться ими человек может только в определенных, установленных действующим законодательством границах. На это указывает то, что возможность ограничения конституционных прав не просто дискутируется, а констатируется.

    Современное государство имеет возможность устанавливать границы свободы человека в реализации принадлежащих ему естественных прав, ограничивать или не ограничивать возможности их осуществления, руководствуясь, например, соображениями общей пользы или безопасности. В связи с этим опять же напрашивается вывод: утверждение о том, что естественное право - легально признанное основание возникновения конституционно-правовых отношений, является больше декларацией, чем выводом, опирающимся на эмпирические наблюдения за реально складывающейся правовой практикой.

    Заключение
    В результате написания курсовой, была достигнута поставленная цель – изучен генезис и концепции развития естественного права и свободы человека.

    Современное понимание естественного права значительно различается от предыдущих толкований. По сравнению с эпохой антифеодальных революций, в первую очередь, поменялись взгляды на человека как носителя естественных прав. В отличие от доктрин прошлого, правоведение 20 века рассматривает индивида с точки зрения социальных взглядов человека, как участника различных общественных и политических связей. То есть естественные права гарантируют независимость личности от государственной власти, от социально-экономических прав человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей. Другими словами естественные права преобразуются параллельно изменениям потребностей людей.

    Естественное право, безусловно, следует рассматривать в качестве источника конституционного права. С одной стороны, оно выступает идейным источником норм конституционного права, с другой стороны, официально признаваемым источником прав и обязанностей, составляющих содержание конституционно-правовых отношений. Вместе с тем, если значимость естественного права в качестве идейного источника норм конституционного права всегда реальна, то реализация потенциала, заложенного в нем как в источнике прав и обязанностей, во многом зависит от государства и проводимой им правовой политики. В современных условиях такой потенциал, к сожалению, в полной мере не реализуется.

    Список использованной литературы
    1. Бастен И.С. Понятие и виды источников конституционного права // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2012. N 2.

    2. Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире / Отв. ред. В.Д. Зорькин, П.Д. Баренбойм. М.: Изд-во ЛУМ; Юстицинформ, 2013.

    3. Кальяк А.М. Влияние естественно-правовой доктрины на конституционное право: отдельные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 7. С. 3 - 6.

    4. Карнаушенко Л.В. Источник конституционного права (современные подходы к определению понятия) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. N 1.

    5. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2010.

    6. Кондрашев А.А. Ограничения конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая практика // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 40 - 47.

    7. Конюхова И.А. Конституции нового поколения: состояние и перспективы развития // Современное конституционное право: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е.В. Алферова. М.: ИНИОН, 2010.

    8. Кузнецов О.С. Источники права и социальные регуляторы конституционного права: терминологическое сходство и различие // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2009. N 21.

    9. Медушевская Н.Ф. Формирование российского гражданского общества: исторический и социокультурный факторы / Н.Ф. Медушевская, К.Е. Сигалов // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 4. С. 11 - 14.

    10. Польщикова Л.А. Генезис понятия "естественное право" в контексте гуманистического образования // Педагогическое образование в России. 2009. N 4.

    11. Сигалов К.Е. Частноправовые и публично-правовые основания эффективности государства // История государства и права. 2014. N 17. С. 11 - 15.

    12. Стародубцева И.А. Конституционные механизмы ограничения прав и свобод личности в России и зарубежных странах // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 2. С. 24 - 28.

    13. Ходзинская А.Б. Основы естественно-правовой доктрины как субстанциального источника конституционного права // Юридические науки. 2009. N 1.

    14. Чиркин В.Е. О тенденциях развития конституций в современном мире // Современное конституционное право: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е.В. Алферова. М.: ИНИОН, 2010.

    15. Чудаков М.Ф. Источники права в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 12. С. 4 - 8.

    16. Эбзеев Б.С. Конституционное право России / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.



    1 Кузнецов О.С. Источники права и социальные регуляторы конституционного права: терминологическое сходство и различие // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2009. N 21.

    2 Стародубцева И.А. Конституционные механизмы ограничения прав и свобод личности в России и зарубежных странах // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 2. С. 24 - 28.

    3 Эбзеев Б.С. Конституционное право России / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

    4 Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире / Отв. ред. В.Д. Зорькин, П.Д. Баренбойм. М.: Изд-во ЛУМ; Юстицинформ, 2013.

    5 Ходзинская А.Б. Основы естественно-правовой доктрины как субстанциального источника конституционного права // Юридические науки. 2009. N 1.

    6 Чиркин В.Е. О тенденциях развития конституций в современном мире // Современное конституционное право: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е.В. Алферова. М.: ИНИОН, 2010.

    7 Сигалов К.Е. Частноправовые и публично-правовые основания эффективности государства // История государства и права. 2014. N 17. С. 11 - 15.

    8 Кондрашев А.А. Ограничения конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая практика // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 40 - 47.


    написать администратору сайта