Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Эпикура.

  • Реферат философия К.Р.№ 2(основ). Этическое сознание


    Скачать 117.5 Kb.
    НазваниеЭтическое сознание
    Дата30.04.2022
    Размер117.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат философия К.Р.№ 2(основ).doc
    ТипРеферат
    #506107

    Федеральное агентство по образованию РФ

    Казанский государственный архитектурно-строительный университет
    Кафедра философии

    РЕФЕРАТ
    по предмету философия

    на тему: Этическое сознание

    Работу выполнил: студент группы ДО-21-2008

    Жданова Фания Габдулхаковна

    Работу проверил: Прохоров Георгий Сергеевич

    Казань, 2009 г.

    План

    1. Сущность, структура, функции морали ……………………………………. 2

    2. Профессиональная этика и ее классификация …………………………….. 6

    3. Многообразие этических учений …………………………………………. 10

    4. Литература ………………………………………………………………….. 15
    Сущность, структура, функции морали.

    Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
    Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
    Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

    Моральные принципы - это основные, фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали.

    Принцип коллективизма выступает одновременно условием и следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих личных интересов общественным и служение им. Такая ориентация «выгодна» обществу, поэтому оно, Как правило, заинтересовано в формировании у личности коллективистских тенденций.

    Принцип индивидуализма в советской этике традиционно рассматривался как антипод коллективизма, несущий отрицательное содержание, как нравственный принцип буржуазной идеологии и морали, согласно которому интересы личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива и личные интересы предпочитаются общественным. В новой, гуманистической этике индивидуализм обретает новый смысл и становится ведущим принципом. Индивидуализм утверждает, прежде всего, ценность, уникальность и неповторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к самовыражению. Ориентируя человека на собственные силы и возможности, а не на социальное иждивенчество, индивидуализм повышает ответственность личности за моральную деятельность.

    Моральные нормы - это конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений.

    Моральные принципы, нормы и идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой систему морали, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Система морали - ее принципы, нормы, идеалы - влияет на нравственность в обществе опосредованно: механизм моральной регуляции реализуется через структуру морали.

    Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.

    Моральные отношения - центральный элемент структуры морали и наиболее «философский» ее элемент. Специфика моральных отношений в том, что их нельзя рассматривать как некий особый, автономно существующий вид отношений: в нравственных отношениях фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимы в нравственном смысле такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

    Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. В первом случае человек подчиняет свои интересы общественным, видит свой долг в служении обществу. В случае индивидуалистической направленности он ориентируется на самого себя, на свои силы, разум, предприимчивость.

    Моральное сознание - это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, становится их основанием и обоснованием. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.

    Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение, явление. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Включает в себя:

    Чувства - это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Возникают чувства на основе непосредственных эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть - сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе иногда и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтральна - ни хороша, ни плоха; ее нравственный статус зависит от целей, на которые она направлена.

    Настроение - особое состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором протекает деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет повышенную работоспособность. В подавленном настроении может быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Стихийность эмоционального уровня не исключает, а напротив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания.

    Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - результат целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итог - моральная компетентность личности, включающая три компонента

    1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Именно на формирование этих знаний направлено изучение этики. К сожалению, одни этические знания не обеспечивают моральности субъекта: можно прекрасно знать все требования морали и, однако, не соблюдать их.

    2. Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Ведь в одни и те же понятия мы иногда вкладываем разный смысл.

    3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».

    Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю  целостность  личности.  К  сожалению, в реальной жизни механизм взаимопроникновения эмоционального и рационального нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как реальным и «сущим» часто бывает противоречие между ними.

    Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека - показатель его нравственной культуры.

    Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок должен рассматриваться в совокупности с предшествующей и последующей деятельностью морального сознания, в общем контексте моральных отношений  обществе. Совокупность этих элементов и составляет содержа-ние нравственного поступка.

    Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок.

    Рассмотрение структуры морали позволяет выявить механизм взаимодействия ее элементов.

    Во-первых, моральные  отношения,  моральное  сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве. Только условно, при анализе структуры морали их можно рассматривать в отдельности; в реальной жизни они взаимопроникают и обусловливают друг друга.

    Во-вторых, структура морали выявляет противоречия между отдельными элементами морали: сознанием, отношениями и поведением. Личность может скрывать свои подлинные чувства и взгляды или демонстрировать поведение, противоположное ожиданиям окружающими. Это может касаться и ее отношений к обществу, другим людям, самой себе.

    В-третьих, противоречивость морали может проявляться внутри ее отдельных элементов:

    - в моральном сознании - между его рациональной и эмоциональной сторонами;

    - в моральном поведении - между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения, как «могу», «хочу» и «надо»;

    - в моральных отношениях - между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

    Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции.

    Гуманизирующая функция морали. Именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его человеком, достойным любви и уважения.

    Регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого. Причем обязательность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки люди их неукоснительно соблюдают. Моральная регуляция осуществляется добровольно, на основе свободного выбора человека и само-стоятельного принятия им решений. Побудительными силами и основными нравственными регуляторами являются общественное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внутренний). В связи с этим можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается, прежде всего, через саморегуляцию и самоуправление личности.

    Воспитательная функция морали определяется ее участием в формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных прие-мов - от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания.

    С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание - необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

    Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.

    С первого момента общения между людьми устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных условиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превращаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дружелюбие (в случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их рассогласованности). Соответственно складываются и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.

    Профессиональная этика и ее классификация.

    Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

    Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

    Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

    Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

    В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

    Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

    Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.

    Каждому из видов профессиональной этики - врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, инженера и т.д. - присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.

    Правда врача и, правда, пациента, врачебная тайна, ответственность врача - это сложный узел этических проблем, который неотъемлемо связан с современной медициной. В 1947 году была принята «Женевская декларация» - современный вариант древнейшей «Клятвы Гиппократа». Эта декларация стала морально-этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктанта. Ее аналог был принят в нашей стране только в 1971 году. Но хотя все наши врачи с тех пор давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике указание в листке нетрудоспособности конкретного заболевания было обязательным вплоть до 1993 года.

    Существование нравственных кодексов определенных профессий - свиде-тельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки труд-ностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную тре-бовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

    Не менее важным нравственные проблемы связаны с предпринимательской деятельностью, бизнесом. Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль, культура жизни, имеющая свои, очень определенно выраженные нравственные принципы.

    Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к эго стилю работы, к характеру общения между партнерами по бизнесу, к приемам и методам конкуренции.

    В России у народа всегда существовало неприязненное отношение к богатству и успешным людям, что сдерживало развитие экономики. Несомненно, и то, что пороки нашего народившегося бизнеса – производные от общего состояния общественной морали. Многие бизнесмены в разных странах придерживаются принципа: «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволено», «Не обманешь – не продашь»,

    Между тем у прежнего российского купечества были иные этические нормы. Миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, а гарантом этого слова была честь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи во многом основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувство долга.

    За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления:

    1. Иерархия, то есть вертикальная организация, где основное средство воздействия – давление на человека сверху, принуждение, отношения «власть-подчинение».

    2. Культура и этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

    3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя продукции и услуг, на отношениях собственности.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

    Профессия - определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

    Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

    Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

    Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

    Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
    Многообразие этических учений.

    Из бесконечного многообразия этических учений предпочтение отдано тем учениям, которые выступают по преимуществу как жизнеучения с оригинальными и развернутыми программами нравственно достойной жизни человека. Они прошли проверку временем, закрепились в историческом опыте в форме устойчивой и представительной традиции.

    Учение Сократа. Сократ полагал, что смысл жизни человека, высшее благо - в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье - это содержание - благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, тоже самое). Здесь эвдемонистическая установка Сократа каректируется убеждением в самоценности морали: не мораль подчинена естественному стремлению к счастью, а, напротив счастье зависит от моральности (добродетельности) человека. Соответственно этому конкретизируется задача этики «помочь человеку стать моральным. Сократ стоит на позициях рационализма.

    Знание - основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание - источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают. Т.е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делаться как можно лучше, а приятнее всех - кто больше всех сознает, что он делается лучше. До сих пор это было моим уделом».

    Учение И.Канта. Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта - выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений.

    Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного закона предопределила тезис об автономии морали. Смысл этого тезиса заключается в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и невыводима ни из чего. Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и "принадлежащего к антропологии", но и подчеркивает ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали. Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе. Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.

    Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли нравственное положение необходимо согласование ее с высшим нравственным законом -категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

    Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т.е. предпочтения долга чувственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Исходя из этого, Кант подвергает критике эвдемонистическую этику, стремясь обосновать непсихологическое понимание морали. По его мнению, нравственность не есть данное природы, напротив, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя должных идеалов.

    Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видит в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не дает ему оснований надеяться на то, что это возможно. Большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумывается о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.

    Учение Ф.Ницше. Ф.Ницше - ученик Шопенгауэра - восстает против своего учителя, противопоставляя его тезису подавления воли тезис ее титанического перенапряжения, пессимизму - оптимизм на основе морального нигилизма. Он отрицает сострадание. Нищие опирается на теорию Дарвина и берет у него именно те идеи, в которых утверждается тезис о непримиримой борьбе за существование в природе. Эту идею он переносит на капитализм периода свободной конкуренции с его принципом выживания сильнейшего.

    Хотя сам Нищие живет уже в другую эпоху, эти установки составляют содержание всех его трудов. В центр внимания в своей этике он ставит вопросы «переоценки ценностей», «иерархии страстей» и «воли к власти». Какие же ценности, по его мнению, подлежат переоценке? Прежде всего, христианско-социальные добродетели: любовь к ближнему, сострадание, защита слабых. На смену этим ценностям должны прийти новые: дельная власть сильных, индивидуализм, мораль господ, «сверхчеловека», который находится «по ту сторону добра и зла», он вне всяких ценностей.

    Главная идея учения Ницше - сильному мораль не нужна. Она нужна слабому. Сильный должен быть вне морали. Мораль рабов, как угнетенных, уступает место морали хозяев, господ. И если в ранних сочинениях идеал сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического гения-творца (эллинского типа), то с течением времени он обретает грубые черты и ярко выраженные расистские признаки. Главной ценностью становится воля к власти. Такой человек без излишних сантиментов способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни», - говорит Ницше в «Антихристианине». С моралью сочувствия он ведет беспощадную войну, нападает на изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство демократизма, мелочного торгашества. Он воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он - за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей твердой позиции по отношению к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку, декадансу, ухудшению расы, породы. Жизнеспособность, раса, здоровые и нездоровые инстинкты - эти биологические понятия широко входят в этику Ницше.

    В целом мораль Ницше противоречива. В ней мы найдем и остроумную, испепеляющую критику того, что мы могли бы назвать моралью «третьей силы». Ницше показывает глубокую пропасть в противоречивой природе и сущности человека как морального существа. Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало. Он против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Нравственность подлинная основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением и временной иллюзорной поддержкой.

    Учение Эпикура.     Эпикур, опиравшийся на наследие киренаиков и Демокрита, рассматривал этику как "лекарство для души", помогающее избавиться от страданий и обрести внутреннее равновесие.
          Существует устойчивая традиция гедонистического истолкования учения Эпикура, обусловленная различиями в понимании термина "гедонизм", а также другими обстоятельствами, в том числе тем, что на уровне обыденного сознания любая философская идея, приспосабливаемая к нуждам этого обыденного сознания, огрубляется, примитивизируется и, естественно, существенно искажается.

          Наличие определенных гедонистических мотивов не опровергает общей эвдемонистической ориентации Эпикура, определявшего счастье весьма своеобразно - как свободу от телесных страданий и душевных тревог. Соответственно, основная цель этики - помочь человеку избавиться от страданий или облегчить их. Этот контекст обнаруживается во всех этических размышлениях Эпикура. Он отмечает, например, что счастье и удовольствие не тождественны, счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям (избегать неестественных удовольствий, предпочитать духовные, соблюдать меру), иначе страдания не миновать. Кроме этого, условиями счастья являются: атараксия (безмятежность души, невозмутимое, спокойное состояние духа); индифферентность ко всему внешнему; дружба; правильное отношение к жизни и смерти. Все это, по мнению Эпикура, освобождает от страданий и способствует приобретению внутренней незави-

    симости от мира.

          Добродетель - не самоценность, а необходимое для счастья средство, источник которого находится не во вне, а внутри человека. Главная добродетель - мудрость, предполагающая занятие философией, что способствует прояснению сути вещей и помогает преодолеть страх смерти. Мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти (смерть не может причинить страданий: когда есть человек, нет смерти, когда приходит смерть, нет уже человека), он занят разумной организацией "правильной жизни", которая естественным образом подготавливает "прекрасную смерть".

          В дестабилизированной социальной среде человек может спастись бегством от реального мира, находя в себе самом источник моральных ценностей, - такая жизненная философия, предложенная Эпикуром, как и его многочисленные житейские наставления, сохраняют свою популярность и по сей день. Однако, сведение морали к нравственным свойствам индивида чревато возможностью ее релятивистского истолкования, - такого следствия этических рассуждений не смогли избежать и представители другой ориентации позднеантичной "практической философии" - стоики.

    Учение Мухаммеда, арабо-мусульманский философ, разрабатывавший этическое учение, историк. Главным объектом научного интереса мыслителя была этика. Не случайно, поэтому Мискавейх был назван третьим учителем, вслед за ал-Фараби (Первый учитель - Аристотель). Этот титул подчеркивал связь его этического учения с греческой философской традицией, обособлявшей это учение от системы религиозной морали. Опираясь на античную традицию, Мухаммед рассматривает этические вопросы, касающиеся блага, добра, справедливости, счастья и пр. Все эти категории он увязывал воедино как неразрывно связанные друг с другом. На понимание им блага огромное влияние оказало учение Плотина о совершенном Едином, воплощающем представления об абсолютном благе. Только в отношении него можно говорить об истинном бытии, существовании. Чистое добро, по Мискавейху, есть совершенное существование. Чистому добру, благу противостоит зло - результат творения множественных вещей, распада единого. Если благо есть существование, то зло есть несуществование, «небытие во множестве», отсутствие блага. Так, болезнь, например, является злом, она означает отсутствие, несуществование здоровья. Источником зла является неоформленная первая материя, представляющая собой абсолютную множественность: «Она, таким образом, - начало зла и его исток, а ее противоположность, то, что дает материи существование и оставляет в ней свою форму, - начало добра и его исток». Тело обладает тремя измерениями, в него «привходят природные воздействия», и поэтому оно является множественным, т.е. далеким от истинного существования, но оно становится ближе к существованию, если у него будет меньше видовых отличий, акциденций, если оно будет ближе к простоте. Так, небесные тела, состоящие из простой природы, обладают более совершенным существованием, чем тела земные. Земные же тела получают подобие существования в силу того, что между ними устанавливается равновесие по тяжести, по сопряженности и т.п. Человек, поскольку он является сложным существом, мог бы быть «самым низменным, самым порочным животным», однако наличие в нем «общего чувства», единого, объединяющего «нечто» придает ему благородство и добродетельность, и человек обретает «величайшее счастье и достигает блага здешней и будущей жизни». Таким объединяющим началом является общество, которое способствует реализации добродетели, справедливости, приобщению к благу.

    Будда и его учение. Буддизм - древнейшая из мировых религий. Ее название происходит от имени, а точнее, от почётного титула основателя - Будды Шакьямуни, жившего в Индии в V–VI вв. до н. э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования.
    История самого спокойного из людей (кто не видел статуэток Будды?) поражает своим драматизмом. Это драма человеческого поиска, разочарования и прозрения. И поэтому он близок каждому из нас.
    Жизнь есть страдание. У этого страдания есть причина. Есть освобождение от страданий. И есть путь к этому освобождению. Вот так, буквально одной строкой звучат, наверное, многим известные четыре Благородные Истины набирающего сегодня популярность буддизма. Так просто, что даже странно - вот это и есть истина? В этом и было его Просветление?! А как часто мы сами испытываем страдание? Сталкиваемся с болью утрат и разочарований, я уж не говорю о, конечно не грозящих нам - молодым и сильным - болезнями, старостью, смертью? В своей или чужой жизни? И как насчет прозрения? Ну, или хотя бы просто размышления об этом раз и навсегда заведенном круге по имени Сансара. Нет, нет, буддизм вовсе не о том, что «все плохо» и нужно спрятаться от жизни из-за страха перед болью.
    Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, глубоко и ясно понимать ценность вечного и преходящего, и различать между ними. Он учит Освобождению – Благородному Восьмеричному Пути, сотканному из маленьких повседневных усилий, чтобы сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, заставляющих нас гоняться за тем, чему суждено исчезнуть едва мы успеем насладиться им. Он учит Пути, взамен кружению на одном месте. Учит больше работать над собой, взамен пассивному наблюдению за другими. Он учит активному состраданию всему живущему и его жизнь - пример этому.
    Легко увидеть грехи других, свои же напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость. Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся, где попало, - благо. Обузданная мысль приводит к счастью. Чтобы не сделал враг врагу или же ненавистник к ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее. Что бы ни сделали мать, отец или какой другой родственник, истинно направленная мысль может сделать еще лучшее. Плохие и вредные для себя дела – делать легко. То же, что хорошо и полезно, - делать в высшей степени трудно. Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, - тот, беспечный и ленивый, не найдет пути к мудрости. Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, - иди с ним, радостный и вдумчивый.


    Литература:

    1. Апресян Р.Г. Природа морали. Философские науки, 1991г.

    2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, 4-е изд., 2007г.

    3. Алексеев А.С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. М.: Вузовская книга, 2005г.






    написать администратору сайта