Главная страница
Навигация по странице:

  • Этика производственного отношения общества к природе.

  • Биосфера и общественное производство.

  • И. Кант о соотношении природы и культуры

  • филллл. филоссофия. Этика производственного отношения общества к природе


    Скачать 39.91 Kb.
    НазваниеЭтика производственного отношения общества к природе
    Анкорфилллл
    Дата21.02.2023
    Размер39.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилоссофия.docx
    ТипДокументы
    #947954

    Введение
    Вопросы, которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, - проблема отношений между человеком и природой.

    С развитием общества, с одной стороны, стремительно усиливается господство человека над природой, ослабевает его зависимость от неблагоприятного воздействия ближайшего природного окружения, но с другой стороны – как следствия бесцеремонного вмешательства человека в природную среду возрастает зависимость человека от результатов собственной деятельности в природном окружении.

    Ввиду того, что силы человека сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их, относительно ослабевает зависимость процесса взаимодействия природы и общества от собственно природных факторов, с одной стороны, и усиливается его зависимость от сферы собственно социальных явлений - с другой.

    При этом человечество, несмотря на всю сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью природы. Человек вышел из природы и ей он обязан своим существованием как социальное существо.

    Цель работы – изучить природные основы общественной жизни.

    Этика производственного отношения общества к природе.
    Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел.

    Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. В силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать

    В философии любой эпохи важное место занимали проблемы взаимоотношений человека и природы. С 70-х годов XX в. эта область научного и философского поиска приобретает особое значение в связи с появлением все более ясного осознания угроз надвигающегося экологического кризиса и реальности экологической катастрофы.

    «Экологическая этика» – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставшийактуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий.

    Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постиндустриального развития. Если раньше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индустриального общества и дальнейшим техническим прогрессом гармонические отношения между обществом и природой все больше нарушались и, в конце концов, привели к глубокому экологическому кризису.

    Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

    Задачи экологической этики:

    • разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы;

    • выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

    Если говорить о достижениях в этике ХХ века, то человек наконец-то понял, что все люди имеют одинаковое право на жизнь и свободу, независимо от их расы, национальности, вероисповедания. Теперь человеку осталось понять последнее – что все виды живой природы также имеют равную с ним внутреннюю ценность, те же моральные права.  

    Экологическая этика – направление междисциплинарных исследований, предметом которых является нравственные аспекты отношения человека (общества) к природе. Она ориентирована на пересмотр ценностных основ западной цивилизации в направлении целостного развития человека и органичности его жизнедеятельности. В отличие от экономического подхода к природе (на основе «выгодно» - «невыгодно», «разумно» - «неразумно»), экологическая этика ориентирует наши отношения с природой с точки зрения дилеммы «хорошо» - «плохо».

    Экологическая этика (или Этика благоговения перед жизнью) основана на равноправии человека и природы. Основатель экологической этики Швейцеp писал: «Я не должен делать ничего, кроме неизбежного...

    Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершает преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью».

    Представителей экологической этики объединяет убеждение, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должна лежать этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой. Эту этику называют по-разному: «новая этика» (Г. и М. Мише), «глобальная этика» (Я. Тинберген), «новый международный моральный порядок» (Э. Ласло); многие же предпочитают называть ее «экологической этикой» (Г. Киефер, Д. Козловский и др.), аппелируя к таким «экологическим ценностям», как выживание, обеспечение безопасности, удовлетворение потребностей людей, связанных с поддержанием их жизнедеятельности (продукты питания, одежда, жилье), повышение «качества жизни» и т. д.

    Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг. 20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

    Сегодня актуальность экологической этики не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в развитии человека и общества в целом.

    Биосфера и общественное производство.
    Термин «биосфера» впервые употребил в начале XIX в. Жан Батист Ламарк. Но научным это понятие стало в 1875 г., когда австрийский ученый Эдуард Зюсс назвал биосферой все живые организмы, обитающие на поверхности Земли. Связь живой и неживой природы он трактовал односторонне, отмечая зависимость живых организмов от химических, физических, геологических и прочих факторов, но не учитывая обратное воздействие живого на неживое.

    Представление о биосфере изменил русский ученый и философ Владимир Иванович Вернадский. Он считал, что живое и неживое постоянно взаимодействуют, в процессе жизнедеятельности организмы получают из окружающей среды необходимые химические вещества, а после смерти возвращают их обратно. Русский ученый акцентировал активное влияние живых организмов на косную материю. По его мнению, живое вещество составляет незначительную по объему и весу часть биосферы, при этом оно является ее главным компонентом. Живые организмы – та геохимическая сила, которая играет ведущую роль в формировании облика нашей планеты. Вернадский подчеркивал целостность и гармоничность биосферы: «Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе, как о едином целом в механизме биосферы. Всё учитывается и всё приспособляется с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии».

    Человечество, наряду с растениями и животными, является частью живого вещества. Однако в отличие от других элементов биосферы человечество оказывает интенсивное влияние не только на неживую материю, но и на само живое вещество, создавая новые виды растений и животных. С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории, становится ноосферой.

    Учение Вернадского о ноосфере, которое создавалось в 30-е гг. XX в., так и не сложилось в законченную теорию, русский ученый даже само понятие ноосферы употреблял в разных смыслах. В его понимании ноосфера – это:

    • новое геологическое явление, суть которого заключается в возможности человека преобразовывать Землю своим трудом и мыслью;

    • область проявления научной мысли, когда «эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества»;

    • главный фактор преобразования и дальнейшей эволюции биосферы, когда «человек своей деятельностью создает новую живую природу».

    Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Саму биосферу Вернадский рассматривал как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и космоса. Живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы. Биогеохимические принципы Вернадского утверждают высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.

    Не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе «Несколько слов о ноосфере», созданной в 1943 году: «Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений».

    Естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не HomoSapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу».

    Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. «Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

    Человек впервые реально понял, он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в биосфере,в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан, и уйти из которой он не может.

    Таким образом:

      1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве - времени.

      2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы.

      3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

    Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация культурного человечества» - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.

    Этические аспекты труда.



    Происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

    Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем ужеразвивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

    Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

    Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

    Профессиональная этика изучает:

    • отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    • нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    • взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

    • особенности профессионального воспитания.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми- объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

    Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали.Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

    Поскольку этика относится кобласти философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии. Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло - его антипод. Создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектикуобъективногоисубъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, более того, непримиримый, антагонистический характер, человек «выламывается» из общества, становится диссидентом. Моральные (нравственные) отношения— это те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, права, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенныеморальные обязательстваи вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д.
    И. Кант о соотношении природы и культуры
    Основоположником немецкой классической философииявляется И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Кантатеснейшим образом связаны спроблемойчеловека.

    Кант понимает культуру, каксовокупность всех достижений человечества, созданных им впроцессе развития своихприродных задатков.

    В зависимостиот трех видовзадатков Кант выделяет тристоронывразвитии культуры:

    1. культураумения - навыки, умениепользоваться определеннымивещами для достижения необходимыхцелей;

    2. культура общения – развитие задатковцивилизованности;

    3. моральность – развитиенравственныхкачеств человека.

    Кант проводит различие междукультурой ицивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием.

    Кант пытается определить специфику морали:

    1.Он обосновывает положение о том, что мораль должна иметь абсолютный, вне временной, внеисторический характер.

    2. Мораль неможетбытьобусловлена какими-то внешними факторами - расчетом, выгодой,стремлением ксчастью или наслаждению.

    Нравственное поведение вообще не может иметь внешнихмотивов. Единственным внутренним мотивомнравственногоповедения выступаетдолг.

    Кант предпочиталписать окультуре «чего-то»вбольшейстепени, чем о культуре какнекоейреальности, области (культуре самой по себе). Культура - это искусственное, созданное людьми, результат их действий и поступков, но онаостается внутри «природы» (вкантовской трактовке). Идело не только втом, чтодалеко не все поступки человека мотивированы коренящимся вегосвободной воле моральным выбором, - даже свободные поступки всвоемосуществлении, впроцессе объективации иврезультатах принадлежатмиру явлений, природе. Кант подчеркивал:

    «Какое бы понятиемы ни составили себе с метафизической точки зрения о свободеволи, необходимо, однако, признать, чтопроявления воли, человеческие поступки, подобновсякомудругому явлениюприроды, определяются общими законами природы». 

    Культура, по Канту, остается последней целью природы, она существует внутри нее как явление в пространстве и во времени. Цели, реализуемые культурой, - это цели природы (а не цели свободы) и вовсе не наши (как писал Кант) цели, хотя при определенных условиях могут стать и нашими. Нет никаких оснований искать в истории и в культуре (если следовать Канту) чего-то промежуточного между природой и свободой или же соединения в них природы и свободы. Кант допускал, что в способности суждения может осуществляться связь мышления по законам природы и мышления по законам свободы, но таковая возможна только в субъекте; реально же существующего специфического объекта, в котором бы объединялись и совмещались «природа» и «свобода», нет и быть не может. Философия истории и культуры включена Кантом в телеологию природы. Переходом от телеологии природы к «этикотелеологии» Кант наметил несколько иной ракурс рассмотрения истории синым пониманием целей, содержания историческогопроцесса, местаироли в нем человека. Впозднихсвоихработахон конкретизировалидеи философии истории, понятойкакпроцесс морального совершенствования человечества. «Цельприроды» понималась какутверждениево всемирном масштабе граждански-правовогосостояния, цель «истории свободы» состоитв создании этическойобщности всех людей, царствабезусловнойморальной добродетели. Тамприродавсоответствии сее целями ведетчеловечество помимо егонамерений, здесьчеловечество формируетвисториисамо себя в сознательном стремлении к достижению этического идеала, никогдаполностью не осуществимого, к которому можно лишь бесконечно приближаться.При таком ракурсепониманияисториикультура вкачестве средства морального совершенствования человечества сохраняет свой инструментальный характер и свой онтологический статус феномена природы.

    Заключение
    В кантовской «Критике способности суждения» обосновывается наличие особой реальности, отличной от мира природы и мира моральной свободы, - реальности «целесообразности», которую можно феноменально обнаружить в системе живых организмов и в искусстве, в принципе не обнаруживая при этом саму цель, с которой сообразуется данный объект.

    Поворот, осуществленный вевропейскоммышлении Кантом, позволил сделать предметом интерпретации, теоретического исследования и системных построений именно эту третью реальность, несводимую к «природе» и «свободе» и, по существу, открывающую измерение«культуры». Принциписторизма, соединенныйс открытием Канта, позволил внач. 19 в. представителям классической нем. Философии - И.Г. Фихтеи Гегелю -построить развернутые модели поступательной эволюции универсума кактворческого развития духа. Описанные при этом диалектические механизмы предметной объективации духа и его возвращения к своей субъективности через самоинтерпретацию позволяют считать эти модели развернутыми концепциями философии культуры. 

    Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни. В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и стать опасной для человека и мирового сообщества в целом.

    Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду.


    написать администратору сайта