Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Моральные принципы в профессиональной деятельности средних медицинских работников

  • 2. Этические нормы взаимоотношений среднего медицинского работника и пациента

  • 3. Основные проблемы биоэтики

  • 2. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского п. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала


    Скачать 33 Kb.
    НазваниеЭтика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
    Дата13.12.2021
    Размер33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского п.docx
    ТипДокументы
    #301374

    Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
    1. Моральные принципы в профессиональной деятельности средних медицинских работников

    История медицины и практический опыт здравоохранения со всей очевидностью показывают, что медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный медицинский работник не обладает необходимыми этическими качествами. Этика (греч. ethos - обычай, нрав) - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль, нравственность.

    Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

    Известно, что помимо общих моральных норм, регулирующих жизнь общества, существуют нормы классической медицинской этики, имеющие свою профессиональную специфику. Наряду с термином «медицинская этика» часто применяется термин «деонтология» (от греч. deon - должное, долг и logos - учение, слово) - учение о должном поведении медицинских работников. Впервые это понятие было введено в начале XIX в. английским юристом и социологом И. Бентамом.

    Деонтология служит составной частью медицинской этики и носит более конкретный характер применительно к отдельным медицинским специальностям. Понятия «медицинская этика» и «деонтология» органически связаны, так как имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг. В реальной жизни соблюдение деонтологических правил дополняется определенным нравственно-этическим содержанием. С другой стороны, многие нормы морали, особенно профессиональной, так тесно сливаются с деонтологическими требованиями, что их трудно отделить друг от друга.

    Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача. Наиболее известный документ - Клятва Гиппократа (V в. до н. э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий, развития культуры, достижений медицины, однако традиционные вопросы оставались незыблемыми на протяжении веков.

    Основные аспекты медицинской этики:

    - медицинский работник и общество;

    - нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

    - медицинский работник и пациент;

    - медицинский работник и родственники пациента;

    - медицинская тайна;

    - взаимоотношения представителей медицинских профессий;

    - усовершенствование знаний;

    - этика эксперимента.

    Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины - монахини или мирянки - посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были женщины, названные женами-мироносицами, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

    И поэтому, когда в середине XIX в. в Англии и России появились профессиональные сестры милосердия (т.е. женщины, не только желавшие служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы. Краеугольным камнем философии сестринского движения было представление о равном праве на милосердие любого человека, независимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.

    Основательница профессии сестры милосердия Флоренс Найтингейл дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». Высшей оценкой профессионального служения медицинской сестры стала медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды были удостоены многие российские медицинские сестры.

    Нравственно-этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры изложены в ряде международных и российских документов. Так, действуют Международный этический кодекс медицинских сестер и национальные этические кодексы медицинских сестер в большинстве развитых стран. Российские медсестры также имеют свой профессиональный этический кодекс, который был принят в 1997 г. на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу.

    Разработка и принятие Этического кодекса медицинской сестры России стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране. Он составлен с учетом новых направлений развития сестринского дела в России, современных представлений о роли профессии медицинской сестры как самой массовой из медицинских профессий.

    Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры и призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. В соответствии с Кодексом, этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшие задачи профессиональной деятельности медицинской сестры заключаются в комплексном всестороннем уходе за пациентами и облегчении их страданий; восстановлении здоровья и реабилитации; содействии в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний.

    Медицинская сестра, фельдшер, акушерка (далее - медицинская сестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом.

    Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность. Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной также в отношении моральных и юридических прав пациента.

    Медицинская сестра превыше всего должна ставить уважение к жизни пациента, его праву на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Она не имеет права участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми, способствовать самоубийству больного. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам, независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения, других различий. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения.

    При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

    Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего - не навреди!» и не может безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. «Лекарство не должно быть горше болезни!» Проводя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

    Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах, прежде всего на получение информации о состоянии его здоровья, возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

    Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Она должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Ее моральный и профессиональный долг - разъяснять пациенту в меру своей квалификации последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

    Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством РФ. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

    Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет. Она вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

    Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. При этом она обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, связанных, как правило, с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, т.е. преднамеренные действия с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима, хотя отношение к этой проблеме в обществе неоднозначно.

    Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

    Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинкская декларация и др.) и законодательству РФ. Интересы личности пациента для медицинской сестры всегда должны быть выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациентов в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав.

    Всегда остро стоял вопрос отношения к той или иной форме благодарности со стороны пациента. Медицинская сестра должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в их основе лежит желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Однако она вправе при этом принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

    Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно проводить назначенные врачом медицинские манипуляции в соответствии с перечнем медицинских услуг. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством.

    Столкнувшись с фактами нелегальной, неэтичной или некомпетентной практики, медицинская сестра должна становиться на защиту интересов пациента и общества.

    Требования Этического кодекса обязательны для всех медицинских сестер России. Ответственность за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России определяется уставом Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России. За нарушение норм Кодекса к членам ассоциации могут быть применены следующие взыскания: - замечание;

    - предупреждение о неполном профессиональном соответствии; - приостановление членства в ассоциации на срок до одного года;

    - исключение из членов ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.
    2. Этические нормы взаимоотношений среднего медицинского работника и пациента

    Взаимоотношения медицинского работника и пациента - центральная проблема как классической медицинской этики, так и биоэтики. И в древности, и сегодня проблемы взаимоотношений сложны, не всегда бесконфликтны, часто неравноправны. Трудности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач и медсестра не всегда стараются успокоить, понять больного со всеми его переживаниями и страхами. Они недостаточно учитывают психическую составляющую соматического заболевания, рассматривают пациента как очередной случай в своей медицинской практике. В свою очередь, пациент часто переоценивает технические возможности медицины, доверяя ей свою жизнь и здоровье, требует к себе повышенного внимания, не думая о том, что медицинский работник может быть ограничен во времени.

    Немаловажное значение имеет тот факт, что медицинский работник и пациент могут исповедовать различные ценности, относиться к различным социальным слоям общества, этническим группам, религиозным конфессиям. Свои особенности накладывает и форма собственности учреждения, где оказывается медицинская помощь. Например, в условиях коммерческой медицины, а в настоящее время часто и в государственных ЛПУ, возникает своеобразный конфликт интересов - врач или средний медицинский работник как представители своего учреждения объективно заинтересованы в уменьшении расходов и увеличении доходов, а пациент стремится получить большее количество медицинских услуг с минимальными затратами.

    Сегодня растет доля пациентов пожилого возраста, а хорошо известно, что лечить их труднее. Хронические болезни и груз прожитых лет сказываются на психике, к старости люди становятся излишне раздражительны, обидчивы, сверхтребовательны, забывчивы; у них зачастую складываются непростые отношения в семье. Поэтому медсестра должна стремиться к установлению доверительных отношений с больным, способствующих психологическому спокойствию больного и его физическому излечению.

    К настоящему времени выработаны определенные этические принципы сбора анамнеза, осмотра пациента, постановки диагноза и прогноза заболевания, назначения лечебных и профилактических мероприятий. Основой этих принципов должны быть: корректность, доброжелательность и индивидуальный подход.

    При беседе с пациентом медицинский работник должен уделять достаточное внимание проблемам, с которыми к нему обращается пациент, и выделять необходимое для консультации время. Рекомендуется обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребенку - по имени, к родителям ребенка - по имени и отчеству; необходимо внимательное отношение к рассказу пациента, родственников и деликатная постановка вопросов. Именно в процессе беседы медицинский работник устанавливает с пациентом отношения, основанные на взаимном доверии, таким образом, чтобы пациент мог откровенно рассказать о любой своей проблеме или высказать неудовлетворенность. Доверительные отношения способствуют психологическому комфорту больного и физическому излечению.

    Особо следует оговорить соблюдение этических правил при проведении инвазивных методов диагностики и лечения (инъекции, внутривенные введения лекарств, взятие крови из вены и др.), которые широко внедрены в медицинскую практику. Их эффективность и безопасность зависят от профессионализма и соблюдения медицинской сестрой деонтологических норм. Необходимость фиксации внимания медицинских сестер на инвазивных методах диагностики и лечения диктуется тем, что все они несут в себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить его перфорацию, а также причинить пациенту боль или нанести психическую травму.

    Работу медицинской сестры при совместном с врачом выполнении сложных диагностических инвазивных манипуляций (в соответствии с перечнем медицинских услуг) можно разделить на три этапа: подготовка больного к манипуляции; проведение манипуляции; послеманипуляционный период.

    После назначения врачом той или другой инвазивной манипуляции в задачу среднего медицинского работника входит профессионально грамотная подготовка к ней больного. В первую очередь нужно помочь больному принять правильное решение, убедить его, что назначенная врачом манипуляция поможет поставить окончательный диагноз заболевания и определить лечебную тактику. Следует убедить пациента в безопасности и необходимости манипуляции, объяснить важность выполнения во время манипуляции всех советов врача. Больному нужно разъяснить, как вести себя во время манипуляции, чтобы она прошла быстрее и легче, предупредить его о возможных (хотя и необязательных) неприятных ощущениях и подсказать, как вести себя при этом. Хорошо проведенная психологическая подготовка к инвазивной манипуляции обеспечивает сознательное, активное участие в ней больного и предотвращает возможную стрессовую ситуацию. Важно хотя бы несколько минут уделить больному перед манипуляцией, ободрить его, напомнить о необходимости спокойного поведения во время манипуляции.

    Деонтологически важно работать четко и слаженно со всей бригадой, проводящей инвазивную манипуляцию, необходимы высокий профессионализм и умение понимать друг друга с полуслова. Во время манипуляции больной внимательно прислушивается к разговору врача с медицинской сестрой, фиксирует свое внимание на произносимых словах, особенно - непонятных ему. Он следит за мимикой, жестами, настроением и другими формами поведения персонала. Это требует от всех участников процедуры согласованности действий, высокой организованности и дисциплинированности, предельного самоконтроля, особого такта в профессиональном общении. Медицинская сестра во время манипуляции имеет возможность не только наблюдать за поведением больного, но и предвидеть его поступки и вовремя корректировать его поведение, держать под контролем всю психологическую ситуацию. Для больного медицинская сестра должна быть заботливым, самым близким человеком, готовым не только сопереживать его страданиям, но и оказать конкретную психологическую и медицинскую помощь.

    По завершении диагностической или лечебной манипуляции, независимо от ее результатов, следует похвалить больного за адекватное поведение, которое в значительной мере облегчило врачу работу, позволило получить нужную информацию. У подавляющего большинства больных, независимо от их самочувствия, возникают вопросы о конкретных результатах исследования. Вот тут и врачу, и медицинской сестре следует проявить профессиональную мудрость. Естественно, что право формулирования ответа принадлежит только врачу; деонтологическая задача медицинской сестры сводится к тому, чтобы в беседах с больным поддерживать версию, высказанную врачом. Недопустима свободная интерпретация медицинской сестрой результатов исследования с целью ложного самоутверждения. Она может оказаться неверной и стать причиной тяжелой ятрогении. Независимо от характера полученной диагностической информации следует успокоить больного, обнадежить в благоприятном исходе основного заболевания, нацелить на совместную борьбу с болезнью.

    После исследования у больного могут возникнуть негативные явления - резь и кровь при мочеиспускании после цистоскопии, ощущение присутствия постороннего предмета в ротоглотке после гастро- или бронхоскопии, распирание кишечника после колоноскопии и др. Во всех таких случаях больного следует успокоить, сказать о временном характере и безопасности этих ощущений. Ни в коем случае нельзя оставаться безучастной к жалобам больного, надо постараться помочь, принять меры, назначенные врачом.

    При самостоятельном выполнении инвазивных манипуляций медицинская сестра несет всю полноту ответственности за их качество и своевременность, за реакцию больного. Как и при более сложных манипуляциях, больной и в этих случаях испытывает если не чувство страха, то внутреннюю тревогу в ожидании неприятных ощущений от вводимого лекарства, а иногда и неуверенность в профессионализме медицинской сестры. А длительные и многократно повторяющиеся инвазивные манипуляции в известной мере невротизируют пациента, обостряют чувствительность к ним, формируют негативное отношение. Требования деонтологии не допускают механического, а тем более грубого выполнения инвазивных манипуляций. Медицинская сестра должна сочувственно относиться к психологическим слабостям больного, уметь успокоить его, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры. Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет добрые слова, сумеет успокоить больного, отвлечь его внимание, положительно сказывается на ее деловом авторитете.

    Большое место в работе медицинской сестры занимает выполнение так называемых интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма. Это очистительные и лечебные клизмы, обработка наружных половых органов, спринцевание у женщин, манипуляции на молочных железах, подача подкладного судна, мочеприемника и др. Выполнение этих рядовых для медицинской сестры манипуляций у больных вызывает естественное чувство стыдливости, неловкости как перед медицинским работником, так и, особенно, перед соседями по палате. Об этом надо помнить, учитывать легкую ранимость психики больного, щадить его самолюбие, стыдливость, которая формируется у человека с раннего детства. Особенно чувствительна и ранима психика женщин, страдающих заболеваниями тазовых и половых органов, мочевыводящих путей, молочных желез и др.

    Выполняя интимные манипуляции, медицинская сестра не имеет права демонстрировать их окружающим, особенно соседям по палате, подчеркивать немощность больного, неопрятность, неспособность обслужить себя и т.д. Деонтологический долг медицинской сестры заключается в щадящем отношении к психике больного, соблюдении профессионального такта. Каждый больной ожидает от медицинской сестры не только облегчения своих страданий, но и сохранения тайны о своем здоровье перед окружающими. И об этом всегда надо помнить. При выполнении интимной манипуляции медицинская сестра должна следить за своей речью, мимикой, жестами, силой голоса, не проявлять брезгливости к больному и неприязненного отношения к своей работе. Нужно умело использовать слово как важный психотерапевтический фактор. Во время манипуляции следует поддерживать контакт с больным, осведомляться о его самочувствии, неприятных ощущениях.

    Желательно любую интимную манипуляцию выполнять не в палате, на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.). Ведь и для окружающих больных вид постороннего человека в обнаженном виде, дополнительные запахи, техника самой манипуляции служат источником отрицательных эмоций. Выполняя манипуляцию, не следует без особой необходимости обнажать тело больного, особенно его «закрытые зоны». Рекомендуется пользоваться специальными простынями с разрезом, пеленками и др. Если манипуляция все же выполняется в палате (подача судна, мочеприемника, клизма), больного лучше отгородить ширмой. Следует учитывать особенности работы с женщинами и мужчинами, подростками и больными пожилого возраста, проявляя индивидуальный подход.

    Тактика общения медицинского работника с пациентом определяется этико-правовой формой взаимоотношений. Если прежде информирование пациента ставилось в зависимость от желания медицинского работника, то в новых формах взаимоотношений получение информации становится правом пациента. Право граждан на информацию о состоянии здоровья закреплено в ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (далее - «Основы»), где сказано, что каждый обращающийся за медицинской помощью имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе, возможных осложнениях, различных имеющихся методах лечения и связанном с ними риском, если таковой имеется.

    В то же время, право на полную и правдивую информацию иногда входит в противоречие с принципом классической медицинской этики, идущим от Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит и, особенно, что угрожает». Необходимо учитывать психическое состояние пациента, соблюдать осторожность при сообщении информации, давать ее в тактичной и доступной форме, чтобы избежать так называемой информационной, или психогенной, ятрогении.

    Широко обсуждается в медицинской этике принцип информированного согласия, т.е. осознанного добровольного согласия пациента на определенное обследование и лечение, которое врач должен получить перед началом лечения. Этот принцип дает пациенту возможность сделать сознательный выбор, разделить ответственность за исход лечения с медицинскими работниками. При анализе этой важной проблемы следует исходить из ее особенностей: наличия двух составляющих - информированности и согласительности. Информированность предполагает объективное раскрытие информации и адекватное понимание пациентами клинической ситуации. Согласительный компонент делает упор на добровольность принятия решения.

    Особой проблемой в клинической деятельности медицинских работников является ятрогения - болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинских работников, а также их действиями (последствия диагностических оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др.). В практике медицинского работника причинами ятрогении могут быть излишне подробная беседа с пациентом или его родственниками, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза, или неумело проведенная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам медицинской карты и других медицинских документов.

    Введение в практику средств интенсивной лекарственной терапии, появление инвазивных методов диагностики, сложнейших методик хирургического вмешательства привело не только к успехам медицины, но и ко многим проблемам. Понятие ятрогении расширилось и включило в себя все заболевания и патологические процессы, возникновение которых связано с действиями медицинских работников. В возникновении психогенной ятрогении во многом виноват врач или медицинская сестра. Психогенных ятрогений будет тем меньше, чем лучше медицинский работник будет соблюдать этические правила беседы с пациентом, следовать принципам медицинской этики.

    Одним из важных условий, влияющих на все разделы деятельности медицинского учреждения, служат взаимоотношения в коллективе. Психологический климат в коллективе зависит от многих факторов: социальных, организационных, личностных. Медицинский коллектив в психологическом отношении - одна из сложнейших социальных групп. Это связано с большой напряженностью работы медицинских работников, повышенной ответственностью за жизнь человека, неадекватностью оценки труда медицинских работников обществом и государством, преобладанием в коллективе женщин (более эмоциональных, чем мужчины).

    Одним из показателей взаимоотношений в медицинском коллективе служит наличие конфликтов между коллегами. В зависимости от причин их условно можно разделить на профессиональные, этические и возникшие по другим поводам. В медицинской среде профессиональные споры неизбежны, но они не должны переходить в конфликты.
    3. Основные проблемы биоэтики

    В связи с большими достижениями в биологической и медицинской науке и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. медицинский работник иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числе к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики). Термин «биоэтика» был введен американским биологом В. Поттером в 1969 г. и, по его определению, заключался в соединении биологических знаний и человеческих ценностей.

    Изучая моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины, биоэтика служит междисциплинарной областью знаний, она охватывает медицинскую этику и простирается за ее пределы. Центральное звено в биоэтике - отношение к жизни и смерти, причем жизнь понимается как высшая ценность. Поэтому иногда биоэтику определяют как систему знаний о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

    Основные проблемы биомедицинской этики отчасти перекликаются, а иногда дополняют проблемы классической медицинской этики:

    - право на жизнь;

    - аборт, контрацепция, стерилизация;

    - новые репродуктивные технологии;

    - право на смерть, эвтаназия;

    - медико-биологические эксперименты на человеке;

    - генетика, генные технологии;

    - трансплантация органов;

    - психиатрия и права человека;

    - моральные проблемы при ВИЧ-инфекции;

    - межпрофессиональные отношения в медицине;

    - проблемы социальной справедливости в медицине. Медицинская сестра, работающая в специализированных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь женщинам, не может не задумываться об этических аспектах искусственного прерывания беременности, контрацепции и стерилизации, являющихся современными формами медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Считается ли аборт нарушением основного принципа медицинской этики - «не навреди»? Допустимо ли его проведение, с этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадает с юридической)? Если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопросы зависят от образа мыслей, конфессиональной принадлежности медицинской сестры.

    Одна из важнейших проблем, связанных с новыми биотехнологиями, - искусственное оплодотворение, которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использование этой технологии затрагивает такие человеческие ценности, как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба будущего ребенка. Искусственное оплодотворение не вызывает морального осуждения в обществе и даже имеет законодательное разрешение. Действительно, каждая женщина имеет право быть матерью, и долг медицины - помочь ей в этом.

    Спорным и уязвимым, с точки зрения биоэтики, является метод суррогатного материнства, когда оплодотворенная яйцеклетка (от биологических отца и матери) вносится в матку другой женщины (социальной или суррогатной матери), которая вынашивает и рожает ребенка, а потом передает его биологическим родителям. Таким образом, становится очевидной манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание и жизненное внутриматочное обеспечение (что в будущем может иметь последствия и на психическом уровне) от третьего лица - суррогатной матери. Все это способствует ряду злоупотреблений в отношении не только брака, но и ребенка, который как личность вправе знать собственных родителей и идентифицировать себя с ними.

    Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клонирования человека. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи, врачи, философы, священнослужители. Высказываются две противоположные точки зрения. Первая - клонирование морально этично, и появление человеческих генетических копий безопасно для самого человека и общества. Эта технология открывает путь к освобождению от болезней и бессмертию. Вторая - клонирование аморально и небезопасно, так как наука еще не в состоянии определить последствия, к которым оно приведет.

    Для медицинской сестры, работающей в специализированных учреждениях хирургического профиля, может оказаться немаловажной выработка этической позиции по отношению к такому важнейшему достижению медицинской науки ХХ в., как трансплантология. Сегодня пересаживают практически все жизненно важные органы: почки, сердце, печень, поджелудочную железу. Однако трансплантология породила много сложных этических и правовых проблем, связанных с определением прав и обязанностей донора и его родственников, реципиента, медицинских работников. Кроме того, сложнейшей проблемой остаются условия получения информированного согласия, определения и констатации смерти мозга, распределения донорских органов и соблюдения принципа социальной справедливости, защиты жизни донора и реципиента, сохранения идентичности личности. В настоящее время главным правовым документом в этой области в России служит «Закон РФ о трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.). В нем отражены принципы трансплантации человеческих органов. В то же время данный закон не вполне совершенен и не дает ответа на все этические вопросы.

    Одна из наиболее горячо обсуждаемых сегодня этических проблем - эвтаназия, т.е. намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Иными словами, эвтаназия - это преднамеренное убийство человека (по его просьбе). Различают две основные формы эвтаназии: активную и пассивную. Активная эвтаназия - преднамеренное применение медицинскими работниками каких-либо средств с целью прерывания жизни пациента. К активной эвтаназии также относят самоубийство при помощи врача, который предоставляет больному средства для прекращения жизни. Пассивная эвтаназия - отказ от поддерживающего лечения, которое или совсем не начинают или прекращают на определенном этапе.

    В ст. 45 «Основ» эвтаназия запрещена. В ней указано: «...Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни». Аналогичная позиция содержится и в Этическом кодексе медицинской сестры России. Эвтаназия противоречит и религиозной этике всех основных конфессий, и классической медицинской этике, в частности клятве Гиппократа, однако этот вопрос не может считаться окончательно решенным.

    В современных условиях роль медицинской сестры неизмеримо возросла. Из пассивного помощника врача, лица, осуществляющего простейшие лечебные процедуры и уход за больными, медицинская сестра становится значимой фигурой современного здравоохранения. Она приобретает большую самостоятельность, стоит ближе к больному, чем врач. Это особенно отчетливо проявляется, например, в хосписах, так как инкурабельные больные более других нуждаются в милосердной сестринской помощи, в психологической и духовной поддержке.

    Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинской сестры должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной работе, прежде всего - через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.


    написать администратору сайта