Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение о человеке.

  • Николая Кузанского

  • эпоха возрожденя 14-15 век. Философия эпохи Возрождения


    Скачать 51.5 Kb.
    НазваниеФилософия эпохи Возрождения
    Анкорэпоха возрожденя 14-15 век
    Дата15.03.2023
    Размер51.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLektsia_po_Vozrozhdeniyu.doc
    ТипДокументы
    #991912

    Тема: Философия эпохи Возрождения

    1. Специфические черты философии эпохи Возрождения

    В эпоху Возрождения (Х1V - ХVI вв.) в философии происходят существенные изменения: она приобретает светский (не церковный) характер, обращается к человеку и проблемам его жизни в материальном, чувственно воспринимаемом, прекрасном мире. Культура Ренессанса формируется в Италии и лишь позднее охватывает другие европейские страны («Северное Возрождение»).

    Крупнейшие мыслители эпохи Возрождения: Л. Валла (1407-1457), М. Фичино (1422-1495), Пико дела Мирандола (1463-1495), П. Помпонацци (1462-1525); Николай Кузанский (1401-1464), Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель Монтень (1533-1592), Дж. Бруно (1548-1600) и др.

    К специфическим чертам философии эпохи Возрождения относят следующие. (Рис.3.4)



    Рис.3.4. Специфические черты философии эпохи Возрождения.

    1. Гуманизм, или «человечность»: стремление к изучению человека и созданию достой­ных его условий жизни, уважение к достоинству и правам личности.

    2. Антропоцентризм: в центре внимания - человек как телесное, разумное, деятельное существо.

    3. Возрождение наследия античной философии, его популяризация, осуществление ли­тературного и философского анализа текстов античных авторов.

    4. Антиклерикализм, то есть направленность философских сочинений против офици­альной церкви (но не против христианства). Нередко утверждалось, что церковь извратила подлинное учение Иисуса Христа, поэтому необходимо возродить идеи «первоначального» христианства.

    5. Элементы диалектики, то есть представления об изменчивости и развитии человека, познания, мира.

    6. Создание социальных утопий, то есть описаний вымышленных стран, где люди живут счастливо.
    2.Важнейшие проблемы философии эпохи Возрождения и

    особенности их решения

    Учение о человеке. Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное» (Дж. Манетти). И в философии, и в искусстве Ренессанса ярко проявилось восхищение человеком, способным сравниться с Богом в своей творческой деятельности.

    Такое восхищение распространялось не только на душу с тремя ее необыкновенными способностями - разумом, памятью и волей, - но и на телесную организацию человека. Достоинства последней усматривались: (а) в царственной, прямой и стройной фигуре; (б) в общем назначении тела, способного к освоению любого вида деятельности; (в) в отсутствии излишних частей. Поэтому оказывалось, что человек устроен по образцу Вселенной (возрождение античной идеи микрокосмичности). Однако соединение души и тела, как правило, считалось загадочным, как и в средние века, оно объяснялось чудесной властью Бога.

    И все же в понимании души, в трактовке ее бессмертия наметился ряд новых тенденций:

    возрождались раннехристианские представления о том, что бессмертие будет даровано далеко не всем. Так, Эразм Роттердамский считал, что человек состоит из тела, духа и души. Она может стать помощницей либо телу, либо духу. Лишь в последнем случае духовная сущность человека обретает бессмертие;

    распространялись представления о бессмертии как состоянии, которое наступит лишь после воссоединения души и воскрешенного тела. Характерно и то, что ужасы ада. терзавшие воображение средневековых людей, отходили в общественном сознании на задний план. Загробная жизнь в ряде концепций представала как райское продолжение земных наслаждений (Л. Валла);

    появились концепции, авторы которых выражали сомнение в бессмертии души. (Так. П. Помпонацци, опираясь на идеи Аристотеля и полемизируя с Фомой Аквинским, подчеркивал, что функции души осуществляются с помощью телесных органов, а значит, не могут реализоваться при их разрушении. Из этого фактически следовал вывод о бессмертии души).

    В эпоху Возрождения была выдвинута идея природного равенства людей: не проис­хождение, то есть не принадлежность к высшим сословиям, а только личные заслуги являются основой жизненного успеха. Высшее проявление такого успеха - достижение славы.

    В связи с этим высоко оценивалась активность и личная ответственность человека. Отказываясь от характерной для средневековья идеи всеобщего предопределения, мыслители Ренессанса нередко придавали большое значение фортуне, то есть удаче, которой активный человек способен воспользоваться. Все эти установки вели к представлениям об индивидуальности, неповторимости личности. В дальнейшем на основе этой идеи был обоснован принцип индивидуализма - признания автономии, независимости личности, интересы которой всегда выше интересов социальной общности.

    При анализе этических вопросов нередко возрождались идеи античного стоицизма и эпикуреизма. Последнее вело к признанию значимости стремления к счастью, ценности земной жизни и чувственных наслаждений. (Рис.3.5).



    Рис. 3.5. Важнейшие идеи философского учения о человеке в эпоху Возрождения.

    Значительно меньшее внимание в эпоху Возрождения уделялось другим философским проблемам. И все же именно в этот период произошли существенные изменения в понимании материального мира, природы. Для натурфилософии эпохи Возрождения (концепции Николая Кузанского, Дж.Бруно и др.) характерны следующие особенности.

    Во-первых, если в средневековой философии считалось, что Бог находится вне мира, вне пространства и времени, то в целом ряде концепций эпохи Возрождения утверждалось, что Бог растворен в материальном мире, в природе, присутствует везде. Это вело к высокой оценке природы, к провозглашению необходимости и важности ее познания. Учение, отождествляющее Бога и мир, называется пантеизм.

    Во-вторых, природа рассматривалась теперь как живой, целостный организм (принцип организма).

    В-третьих, такой организм находится в состоянии постоянного изменения, развития (элементы диалектики). Именно в этот период формируется представления о множественности миров во Вселенной (Рис.3.6.).



    Рис. 3.6. Особенности понимания природы в философии эпохи Возрождения.

    Существенное значение для разработки диалектики эпохи Возрождения имело творчество Николая Кузанского, обосновавшего принцип единства, совпадения противоположностей. Использование этого принципа привело мыслителя к выводам о том, что Бог находится в центре мира и одновременно ограничивает его, что он везде (присутству­ет в каждой точке пространства) и нигде (нельзя сказать, что весь Бог находится в этом конкретном предмете).

    Диалектический характер носила и теория познания Николая Кузанского - «концепция знающего незнания». Он считал, что объем человеческих знаний постоянно увеличивается. Однако они содержат своего рода пустоты - элементы незнания. Осмысление и учет этого обстоятельства способствует развитию познания, позволяет избежать ложных утверждений.

    Человек в учении Николая Кузанского предстал как микрокосм, воспроизводящий в себе черты Бога и природы. Его душа - это самодвижение, дающее жизнь (движение) телу, что осуществляется, однако, лишь при условии жизнеспособности и здоровья самого тела. Главными способностями души, или ума, философ считал:

    чувственные ощущения, обеспечивающие волевые импульсы и инициативность,

    рассудок, являющийся посредником между чувствами и разумом,

    разум, или интеллект, позволяющий человеку познавать мир и отличающий его от животных.

    Человек, согласно Николаю Кузанскому, должен идти по пути этического самосовер­шенствования. Поведение людей он сравнивал с «игрой в шар», в которой каждый поступок - нечто вроде броска в середину системы концентрических кругов, отдаляющий или приближающий к нравственному идеалу - личности Иисуса Христа.

    Диалектические натурфилософские идеи разрабатывались и Дж. Бруно. Он выдвинул представления о бесконечности космоса и множественности миров, о творческой активности природы (она является источником своего собственного развития).

    Итак, в средние века и эпоху Возрождения была продолжена разработка философских проблем, поставленных еще в античности. Однако в изменившихся социокультурных условиях им были даны иные существенно различающиеся интерпретации, что сопровождалось выдвижением новых идей и созданием оригинальных концепций.

    В средние века было осуществлено философское обоснование религиозного видения мира - мира, где Бог выступал как подлинное бытие, творец и нравственный идеал, для которого, однако, важен и ценен каждый человек. Поэтому задачей человека становилось очищение души, эстетическое приближение к Богу. Такой подход обусловил новый взгляд и на изменения общественной жизни, который предстали как теория нравственного противостояния людей.

    В эпоху Возрождения произошел своего рода «антропологический поворот», в результате чего принципиально изменилась оценка человека - прекрасного, разумного, творческого существа, достойного счастья в земной жизни. При этом сам чувственно воспринимаемый природный мир оказался иным, чем раньше - меняющимся, противоречи­вым и бесконечным. Мировоззренческие идеи в эпоху Возрождения стали важным источником концепций, создаваемых в новое время.
    Задания по теме:

    1)Написать основные направления философии эпохи возрождения(хотя бы 5), указав в них по несколько представителей.

    2)Из каждого направления взять одного представителя, написать про его идеи (1,2)


    написать администратору сайта