Главная страница
Навигация по странице:

  • УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • Содержание Введение 1. Сущность философии2. Сущность науки3. Философия и наука

  • Культурно-мировоззренческая

  • Непосредственно

  • 3. Философия и наука 3.1 Сходства философии и науки

  • 3.2 Различие философии и науки

  • Список используемых источников

  • реферат по философии на тему сходства и различия философииWord. Философия и наука сходства и отличия


    Скачать 35.59 Kb.
    НазваниеФилософия и наука сходства и отличия
    Дата16.05.2022
    Размер35.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат по философии на тему сходства и различия философииWord.docx
    ТипРеферат
    #532224

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Реферат

    По дисциплине: «Философия»

    На тему: «Философия и наука: сходства и отличия»

    Выполнила студентка: гр.3.039.3.20 Байрам-заде М.А.

    Новосибирск

    2022

    Содержание

    Введение

    1. Сущность философии

    2. Сущность науки

    3. Философия и наука

    3.1 Сходства философии и науки

    3.2 Отличия философии и науки

    Заключение

    Список используемых источников

    Введение

    Философия как в древности, так и сейчас бьется над одними и теме же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? На что я могу надеяться? Что такое человек? На эти вопросы нет и никогда не будет последних и однозначных ответов. Никогда не будет, пока существуют люди.

    Наука имеет дело с проблемами а философия с тайнами. Проблему можно решить. Тайной в отличии от проблемы является то, что нужно прожить. Не знать - знание тут не помогут - а прожить.

    Актуальность темы заключается в том, что связь между наукой и философией не только в том, что они соединены институциально(физик Мах занимал кафедру философии) или соединялись в головах мыслящих физиков. Она значительно глубже, наука опирается на философию, а философия в лице метафизики, лежит в основании фундаментального естествознания.

    Цель работы рассмотреть философию и науку, и определить их сходства и отличия. В соответствии с целью, необходио решить следующие задачи:

    в первом разделе показать сущность философии, через выполняемые ею функции,

    во втором разделе представить сущность науки, через выполняемые ею функции,

    в третьем разделе сравнить сходства и отличия философии и науки и делаю заключение.

    В работе были использованы статьи современных философов и образовательные пособия.

    философия наука мировоззренческий социальный
    1. Сущность философии

    Сущность философии определяется содержанием тех функций, которая способна выполнять философия по отношению к человееку, социальной группе , к науке, искусству, другим явления с социальной действительности. Под функциями понимают способ действия, способ проявления активности системы, общий тип решаемых этой системой задач. Сама философия есть мировоззрение то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человеку к этому миру. Сущность философии -- в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир -- человек». Рассмотрим функции философии.

    Мировоззренческие функции философии

    На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человек среди всех тотальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

    Каждый человек размышляет над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски»1. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может привести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

    Вл. С. Соловьев приходит к выводу о том , что «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. Такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни... Такие общие воззрения, как известно, существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии»1.

    На протяжении многих столетий начиная с эпохи рабовладении значительная часть человечества, прибывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В своей работе "Исторические дела философии" Вл.С. Соловьев утверждает: «она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества...»

    Таково существо гуманистической функции философии.

    Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций:

    конструктивно-ценностная,

    интерпретаторская,

    критическая.

    Содержание конструктивно-ценностной заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. Рассмотрим понятие общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим - следствие.

    Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого (Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса) и в концепциях многих современных философов находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий. Вопрос о разработке представлений о конкретном устройстве государства: это - задача юридической науки и специалистов-политиков (в наши дни соответствующая наука получила название политологии). И уже в начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания философии и теории государственного устройства. Важный вклад в прояснение этого вопроса внес глава московской школы философии права П.И. Новгородцев. Он писал, имея в виду задачи (или функции) философии: "В содержание общественной философии вовсе не могут войти ни построения абсолютно гармонических "последних" состояний, ни представления о переходе к этим сверхприродным нормам жизни". Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь кона может лишь общими и отвлеченными чертами. В этом могут признать ее нелепоту и границы; но прежде всего она сама должна с ясностью представить себе эту границу, чтобы не в пасть в в недоразумения и ошибки". Функции философии, по П.И. Новгородцеву, состоят лишь ив разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве.

    Интерпретаторская функция тесно переплетается с конструктивно-ценностными задачами философии и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. "Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд... Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он, как, например, Шопенгауэр или буддисты, стремится уйти от земных тревог и проповедует нирвану, он непременно, исходя из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики - с опровержения иных, на его взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка... Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории... "

    Следующая мировоззренческая функция философии культурно-воспитательная.

    Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

    Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

    Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

    Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.

    С выше рассмотренными функциями философия имеет иобъяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, "философия философии" (теория философского знания).

    Итак основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

    Методологические функции философии

    С точки зрения метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке:

    · эвристическую,

    · координирующую,

    · интегрирующую,

    · логико-гносеологическую.

    Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики. Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, "участвовать" в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др. Пример, Философский метод способен оказывать положительное воздействие на научную работу не только отдельными своими понятиями или категориальными блоками, но и принципами. Приведем один исторический факт, связанный с применением в естествознании философского принципа - принципа восхождения от абстрактного к конкретному.

    Приведенный пример эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия "на виду" и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует "с тыла": через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос - каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).

    Координирующая состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод один из его компонентов) и объекта в науке.

    Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал следующие изменения, происшедшие в естествознании XX столетия. Исторически в самом естествознании долгое время существовало более или менее полное обособление его отдельных отраслей между собой. Это стало возможным в силу длительного господства аналитического метода. По этой причине между предметом изучения и методом исследования, присущим определенной науке, сложилось и прочно удерживалось строго однозначное соотношение: один предмет - один метод. Однако, начиная с середины прошлого столетия, это соотношение стало нарушаться и коренным образом изменилось в XX в.: строгая однозначность сменилась многозначностью отношений, когда один и тот же предмет изучается с разных сторон сразу несколькими методами или один и тот же метод применяется к исследованию разных предметов. Преобладающим стало соотношение: один предмет - несколько методов, несколько разных предметов один метод. Прогресс познания привел к устранению резких граней между науками, что выразилось, например, в возникновении пограничных наук, в "предметно-методологическом" вхождении одной науки в другие (физики и химии - в биологию, химии - в физику и т.п.).

    Перед учеными стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи "старых" и "новых" методов, соответствия "классики" и "современности", разработки принципа соответствия в отношении методов частно-научного исследования. Необходимо исследовать, в какой мере этот принцип применим к данному случаю, в какой конкретной форме он проявляется в естествознании в целом и по отдельным широким отраслям знания. Эта задача может стать одной из главных проблем, разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение должна внести и философская методология.

    В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй конкретности истины.

    Интегрирующая функция философии. Термин "интеграция" (от латинского integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий. Применительно к функциям философии термин "интегрирующий" связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организованности. Термин "интеграция" применяется в смысле, противоположном понятию "дезинтеграция".

    В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в "переходных" науках. Такие "пограничные" науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство "обособленности" (прерывности) и "взаимопроникновения" (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегратив-ной и интегративной).

    Помимо "переходных", или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример - кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример - онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

    Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования - "интеграция по методу". К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или "математизация" и "философизация" науки).

    Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В результате междисциплинарное единство научного знания реально осуществимо. Категории философии ("объект", "субъект", "системность", "развитие", "детерминизм", "необходимость", "закон", "структура", "причинность", "случайность" и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания, осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, создают и укрепляют его единство, целостность.

    В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов.

    На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон - метод принцип - теория - идея - метатеория - конкретная наука - метанаука смежная наука - комплексная наука - научная картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы. В каждом отдельном случае интеграции наук (естественных, технических, общественных) указанные интегративные факторы, что отмечает Н. Р. Став-ская, координируют и субординируют научные дисциплины в относительное (групповое) единство, обусловливая специфический механизм их взаимопроникновения.

    Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой - опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.). Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет лишь разновидность общей интегрирующей функции.

    Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

    Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.

    Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, "отходя" на время от объекта, в конечном счете "приходить" к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.

    Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

    Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.


    2. Сущность науки

    Основная форма человеческого познания - наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой человеку так или иначе подлежит ориентироваться, жить и действовать.

    Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться и что ей недоступно. Однако философам прошлого века был неведом наш реальный, практический опыт массированного, под час неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений, на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. И это осмысливание необходимо начать с рассмотрения социальных функций науки.

    Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

    Современная наука во многих отношениях существенна, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже пол столетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, выделяются три группы выполняемых ею социальных функции:

    культурно-мировоззренческая,

    непосредственно непроизводительной силы,

    социальной силы.

    Культурно-мировоззренческая функция науки. Благодаря Коперниковскому перевороту наука впервые получила право монопольно определять мировоззрения именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; это были первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и стремлений человека.

    Потребовалось много времени чтобы предлагаемые наукой ответы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятия наукой вполне достойной, респектабельной сферы человеческой деятельности и так произошло формирование науки как социального института в структуре общества.

    Непосредственно производительная функция науки. Процесс превращения науки в производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью сколько перспективой. До середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию. Со временем стало понятно что наука мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производительной деятельности и это резко изменило отношение к науке. И я вилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства.

    Функция социальной силы науки. В настоящее время в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция, которая выступает в качестве социальной силы, непосредственно включающаяся в процесс социального развития. Данные и методы науки все больше применяются для разработки масштабных планов и программ социально-экономического развития.

    3. Философия и наука

    3.1 Сходства философии и науки

    · Философия, как и наука, учит человека думать, развивает духовно и умственно.

    · Наука, как и философия, изучает мир, его эволюцию . А также сама является продуктом этой эволюции.

    3.2 Различие философии и науки

    · Преемственность мысли сближает философию с наукой, и не даром основы науки заложены тоже в древней Греции, наука идет от видимых вещей и ее выводы проверяются ими. Пример: в физике гипотеза кварков - частиц, из которых состоят все тела, после их обнаружения стала теорией. Но философские, так сказать, "кварки" никогда не будут открыты, по скольку главные философские утверждения не проверены опытом. Они находятся, как бы за природой, по чему Аристотель и назвал их метафизикой("мета"- предлог "за", "фюзис" - природа). Именно отстутствие окончательных ответов на вечный вопрос о смысле жизни и человеческого существования отличает философию от науки.

    · Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличии от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных процедур или подтверждены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения.

    · Наука быстро прогрессирует а философские труды посвященные вечным проблемам рассчитаны на века.

    · В философии ценностный аспект имеет гораздо большее значение, чем в науке. Философские взгляды следует рассматривать не в виде теории, подобно научной, а как учения или концепции.

    · В философии, в отличии от науки, не существует окончательных ответов.

    Заключение

    В ходе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

    Сущность философии определяется, выполняемыми ею функциями: мировоззренческой и методологической.

    Сущность науки также определяется её функциями: культурно-мировоззренческой, непосредственно производительной силы и социальной силы.

    Каждый из философов прав по своему: если один подчеркивает сходство философии и науки, то другие концентрируют свое внимание на различии между ними.

    Список используемых источников

    1. Алексеев П.В., Панин П.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 592 с.

    2. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. Учрежденией сред. Проф. Образования / А.А. Горелов. - 15е изд., сре. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.

    3. Губин В.Д. Философия: учебник. - Москва. : Проспект, 2011. - 336 с.

    4. Данильян О.Г., Тараненкко В.М. Философия. Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с. - (Образовательный стандарт XXI).

    5. Манчур Е.А. Философия и наука / Вопросы философии, 2008, №7 с. 159 -- 164.


    написать администратору сайта