Главная страница
Навигация по странице:

  • «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

  • Гришин А.А., ВШЭНиГ, 113101, ПЗ по философии №1. Философия и религия общее и особенное


    Скачать 32.72 Kb.
    НазваниеФилософия и религия общее и особенное
    Дата21.11.2022
    Размер32.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГришин А.А., ВШЭНиГ, 113101, ПЗ по философии №1.docx
    ТипДокументы
    #803273

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»



    Высшая школа энергетики, нефти и газа




    (наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)

    ЭССЕ



    По дисциплине

    Философия




    На тему

    Философия и религия: общее и особенное.





















    Выполнил обучающийся:

    Гришин Александр Андреевич




    (Ф.И.О.)




    Направление подготовки / специальность:

    15.03.02 Технологические машины и




    оборудование




    (код и наименование)




    Курс: 1




    Группа: 113101





    Руководитель:




    Кукаренко Наталья Николаевна




    к.филос.н., доцент кафедры философии и




    социологии


    (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

    Отметка о зачете



















    (отметка прописью)




    (дата)

    Руководитель










    Н.Н. Кукаренко







    (подпись руководителя)




    (инициалы, фамилия)


    Архангельск 2022

    ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
    Философия и религия: общее и особенное.

    Необходимо выделить, что обе системы входят в понятие мировоззрения. Мировоззрение гораздо объемнее понятий философия и религия, которые входят в первое. Мировоззрение в первую очередь система обобщенных взглядов, убеждений, идеалов человека, отражающих понимание им окружающего мира и определяющих общую направленность его деятельности. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов [2]. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по его делам и поступкам.

    Всего выделяют три основные формы мировоззрения: мифология, религия и философия. Исторически философия является последней формой мировоззрения, первыми были мифология и религия.

    Философия представляет собой систему теоретических взглядов на мир в целом и на место человека в нем. От двух прочих форм мировоззрения философия отличается следующими принципами:

    • Теоретичность. Под данным принципом понимается опора на строгие, абстрактно логические рассуждения, имеет свой набор методов и понятий.

    • Всеобщность. Вопросы, которые разбираются философией и касаются всех людей.

    • Вечность в проблематике философских вопросов.

    • Универсальность. Стремление к созданию наиболее полной общей закономерности в природе, обществе, мышлении.

    • Критичность и рефлексия. Критический анализ идей и их пересмотр.

    Основными вопросами философии являются: первичность материального или духовного в мире человека, а также познаваемость мира [3].

    Немецкий философ Гегель рассматривал религию как определенную, но не высшую степень развития Абсолютного духа, как незрелое, несовершенное философствование. С этой точки зрения религия оказывается в начальном классе и должна быть постепенно ассимилирована философией.

    Такой подход является лишь одним из примеров достаточно распространенного взгляда на соотношение религии и философии, согласно которому религия — это слепая вера, которая далека от истинных знаний, а философия — это глубокие знания, основанные на логике и свободе мышления.

    Но такой чисто рационалистический и поверхностный взгляд связан с недоразумением относительно сущности религиозной веры и ложной трактовкой предмета философии. Вера — если она истинна — никогда не была слепой, она всегда зрячая, она является в действительности истинным знанием, которое базируется на очевидности существования Бога [4].

    С другой стороны, философия познает наиболее общие основы бытия природы и человека, пытается охватить Вселенную в целом, ищет всеединства — а потому неизбежно выходит за пределы этого мира.

    Это хорошо понимали философы Древнего мира и Средневековья, для которых философия была именно богопознанием. «Предметом религии, как и философии, является вечная истина в ее объективности, бог и ничто, кроме бога и объяснения бога. Философия не есть мирская мудрость, но есть познание не мирского; не познание внешней массы, эмпирического наличного бытия и жизни, а познание того, что вечно, что есть бог и связанное с его природой Религия является порождением божественного духа, а не человеческое открытие — результат божественного воздействия на человека и деятельности бога в человеке» [1].

    Таким образом, философия и религия частично совпадают по своему предмету, — но они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредственный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитивная и иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для философии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии.

    Философия тем отличается от отдельных наук в том плане, что она не столько логически аргументирована, сколько наблюдательна в описание бытия в целом. А это возможно лишь тогда, когда в основе философии лежит религиозная интуиция. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым фактором развития философии.

    Подытожив сказанное, хочется отметить, что Философия и религия схожи в том, что поднимают и выделяют идентичный круг проблем: о предельных основаниях мира, о природе человека, его предназначении и месте в мире, об этике и ценностях.

    Философия и религия различны в том, как они подходят к решению этих вопросов. Философия имеет подход систематический, рациональный и выдвигает требования самостоятельного мышления. Религия использует свои средства освоения мира: веру, традиции и религиозный авторитет.

    Ни у религии, ни у философии нет единых ответов на вопросы, поскольку ни религия, ни философия не объединены конкретным содержанием. Все религии отвечают на схожие вопросы схожими средствами, равно как и различные философские школы отвечают на те же самые вопросы, но уже своими. Однако ответы, которые вырабатываются в религиозных и философских учениях очень различны.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Баранов Г. В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 4. – №. 6. – С. 55-58.

    2. Кирвель Ч. и др. (ред.). Философия. – Litres, 2017.

    3. Франк С. Л. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки // Метафизика. – 2016. – №. 2. – С. 191-194.

    4. Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философские дискуссии. – 1990. – С. 319-335.


    написать администратору сайта