философия. Штейнке_задание11. Философия о природе человека. Типы антропологических концепций
Скачать 28 Kb.
|
Философия о природе человека. Типы антропологических концепций. Природа человека – философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям. Содержание понятия «природа человека» исторически изменялось, но в большинстве философских учений оно употреблялось и употребляется как идентичное понятию «сущность человека», причем сама сущность отождествлялась с душой, разумом, а его тело рассматривалось как некий атрибут, без которого человек хотя и не существует, но который не определяет или не входит в состав его сущности. Последовательное решение вопроса о природе человека предполагает решение проблемы его целостности. Решение этой проблемы можно выразить в тезисе: «Целостность человека – это характеристика не того факта, что у человека есть тело, а того, что «он» есть тело. Тело – это не часть человека, а сам человек». Можно эту идею целостности человека выразить и так: тело человека духовно, а духовность телесна. Тело пронизано духовным или духовное неотрывно от телесного. Человек природное телесное существо, обладающее сознанием, чувствами, волей. В силу того, что человек есть часть природы, и живет в природной среде, преобразованной его трудом, он подчиняется и изменяется вместе с изменением этой «второй» природы. Речь идет о том, что все свойства человека, в том числе и его чувства – эстетические, нравственные, религиозные – имея в качестве своего материального носителя телесного человека и «вторую» природу возникают, формируются и изменяются в процессе общественного производства людьми своей жизни. Поэтому, вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы. Основным показателем этого процесса является изменение потребностей людей, как материальных, так и духовных. Состояние потребностей людей той или иной эпохи – характеристика состояния и качества человеческой природы, присущих людям этого периода или этапа человеческой истории. Антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах. В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов: антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика. Антропобиология изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, то есть его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и тому подобное. Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию. Этнолингвистика. Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами. Доисторическая археология изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков. 2. Философские вопросы антропосоциогенеза. Антропосоциогенез (происхождение человека и общества) – процесс формирования человека как особого вида живых существ и человечества как особой формы объединения индивидов. Антропогенезом называют научную дисциплину и раздел философии, изучающие указанный процесс. Здесь внимания удостаиваются физический тип человека и все формы человеческого поведения. Считается, что внутреннее устройство и функционирование человеческого организма сыграли решающую роль в становлении всего человеческого, в том числе культуры. Основные концепции антропосоциогенеза: 1. Креационистская или мифологическая. Человек и человечество – Божьи творения или произведения неких сверхъестественных сил, при этом человека отличает от всего прочего богоподобный разум, свободная воля и бессмертная душа, человечество же в целом находится под особо пристальным контролем и опекою своего Творца; 2. Эволюционная. Человек – результат биологической эволюции, общество формировалось и продолжает формироваться в процессе социальной или культурной эволюции. При этом среди биологических качеств, особо важных для антропосоциогенеза, выделяют «гомидную триаду»: прямохождение, кисть руки, приспособленную к труду, высокоразвитый мозг. В истории общества подчерчивают: огромное количество сложных индивидов, составляющих социум, что обуславливает грандиозную сложность социальных процессов и создаваемых ими структур; 3. Трудовая. Человек, изменяя природу своим целенаправленным трудом, становится разумным и социальным существом, производительные силы и производственные отношения сплачивают и организовывают социум; 4. Культурологическая. Человеческие стада изначально отличались особой прочностью, потому что слишком слабые на фоне зверей-конкурентов люди были достаточно умны, чтобы быстрее и лучше других наращивать силы путем объединения, а крепкие коллективы интенсивно обменивались опытом, что порождало бурный рост искусственной среды – культуры, делавшей людей все более человечными; 5. Игровая. Человек непрестанно вырывается за рамки своей животности от избытка внутренней «детской игривости» – творческой активности, спонтанной жажды разнообразия развлечений, бурной игры внутренних сил, а вовлеченные в коллективные игры личности формируют общество в качестве среды для максимально полной реализации этой сверхживотной игривости; 6. Психоаналитическая или психосоматическая. Создавая табу, призванные сдерживать сильные разрушительные влечения каждой личности, мы становимся сдержанными животными, то есть социализируется, общество же постоянно укрепляется, чтобы еще лучше обуздывать стихии, рвущиеся из подсознания; 7. Семиотическая. Создание и совершенствование языка преобразовывает человека, вынужденного приспосабливаться к речевым контекстам, язык же становится и эффективнейшим средством связи между людьми, сплачивает нас воедино; 8. Космогеная или космогенетическая. Люди – это занесенные на Землю инопланетяне или же организмы, выращенные инопланетными экспериментами. Человек – часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, которые обеспечивают основные жизненные процессы: саморегуляцию, адаптацию, продолжение рода. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и тому подобное. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию. Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социоло-гизаторскими концепциями. Биологизаторский подход как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Социологизаторские концепции умаляют биологические особенности человека и, недооценивая личностное, абсолютизируют социальное начало в человеке. Выделение в человеке биологического и социального начал – это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология. Для понимания сущности человека важно выявлять его биосоциальную природу – соотношение биологического и социального в нем: 1. Какие черты врожденные, а какие привиты обществом (воспитанием, общением, трудом и иной деятельностью, местом в обществе, общественными нравами и идеалами и тому подобное); 2. Как биологическое и социальное взаимодействуют между собой; 3. Что в человеке изменчиво и под влиянием чего, а что неизменно и насколько. Проблема биосоциальной природы человека – часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе «человек – общество – природа». Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества и природы осуществляется как в философии и науке, так и в рамках междисциплинарных исследований – глобалистики, социальной экологии и так далее. 3. Экзистенциалы человеческого бытия. Философия экзистенциализма возникла в начале двадцатого века, но она актуальна и в настоящее время. Ее актуальность определяется сохранившимися чертами мира, который эту философию породил – технический прогресс, войны, отчуждение индивида от общества, изолированный человек и так далее – все это приводит человечество к размышлениям о смысле бытия. В соответствии с характером пути поисков смысла Жан-Поль Сартр разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический. Иррациональность человеческого бытия послужила причиной возникновения термина «экзистенция» – «для себя бытие», «бытие в мире», «здесь бытие», «наличное бытие». Экзистенция делает человека одиноким и чужим в природном и человеческом мире, и даже «по отношению к самому себе как природному существу». У Хайдеггера человек в эссенции (существе) представляется как экзистенция, для человека взаимоотношения между экзистенцией и эссенцией в отличие от всех сущих не имеет такого значения. «…отношение между эссенцией и экзистенцией, имеющее…силу для всех сущих (кроме человека), в случае с человеком видоизменяется, и человек в своем существе (эссенции) предстает как экзистенция. («Сущность «личного» бытия в его существовании»)» [Гагарин, 2009, 7]. Хайдеггер рассматривает экзистенцию в смысле идеи историчности: человек существует в пределах своей жизни, то есть в опредленных временных границах (бытие человека – бытие сущего не сводится только к сущему). Для Хайдеггера экзистенциальное выступает как бытийное, онтологическое. У Хайдеггера Dasein лежит в основе всех экзистенциалов, а экзистенция носит ситуативный характер, бытие-в-мире. «…в фундаментальной онтологии Хайдеггера экзистенциалы являются модусами Dasein, а не экзистенции. В экзистенциальной антропологии близких ему по духу мыслителей … необходимость в онтологической конструкции Dasein отпадает, и экзистенциалы предстают модусами самой экзистенции)» Dasein определяет экзистенцию, она как бы произрастает из Dasein, все, что является следствием Dasein выступает как экзистенциал. «…Dasein предстает как экзистенциал-матрица, который онтологически позиционирует все другие экзистенциалы как свои возможные предикаты. В свою очередь, основополагающим экзистенциалом Dasein, объединяющим все модусы бытия человека, является забота, а исходным экзистенциалом – бытие-в-мире.» Нахождение в ситуации в мире – основание бытия; существование первично, сущность вторична – основные условия Dasein. «…Dasein – это бытие, наделенное сознанием, здесьбытие, тут-бытие, т.е. человеческое присутствие. Но такое здесь-присутствие, через которое «говорит» само бытие». Другими словами, это человеческое присутсвие в бытии, не лишенное осознания человеком. Dasein субъективен, то есть проявляя отношение к смыслу бытия, ситуативен, так как проявляя отношение к смыслу бытия, он таким образом становится соединен с ним. Экзистенция проявляясь через бытие-в-мире, становится бытием, которое существует в человеческом субъективном сущем – Dasein. Философско-антропологический поворот девятнадцатого-двадцатого веков привел к изменению терминологии – к появлению и использованию «экзистенциалов». Экзистенциальные понятия или экзистенциалы вместо категорий как основных понятий метафизики предлагает М. Хайдеггер. Экзистенциалы служат для того, чтобы выявить аспекты человеческого бытия. «Все экспликаты, возникающие из аналитики присутствия, получены во внимании к структуре его экзистенции. Поскольку они определяются из экзистенциальности, мы называем бытийные черты присутствия экзистенциалами. Их надо четко отделять от бытийных определений неприсутствие-размерного сущего, которые мы именуем категориями». Таким образом, в экзистенциалах выражены бытийные черты экзистенции, а не сущего (как это происходит с категориями). Экзистенциал выступает как универсальный стержень внутреннего человеческого существования. «Экзистенциалы (или экзистенциалии) – это способы человеческого существования, основания человеческого бытия. Экзистенциалы – не предметы, а темы, в которые их может превратить исследователь экзистенциального бытия. Экзистенциалы выступают, во-первых, как способы существования человека, во-вторых, как ценностные узлы, квинтэссенции смысла, целей, стремлений, «плавающие опоры», которые задают параметры существования в мире абсурда. Введение экзистенциалов в философский обиход позволило осуществить теоретически-исследовательский и мировоззренческий переход от исходного психологического измерения к глубинному онтологическому». Экзистенциалы – части Dasein, выступают априорными аспектами существования экзистенции. Экзистенциалы служат для перехода от психологического (человеческого бытия) к онтологическому (бытия вообще), соединяясь в субъектно – онтологическом аспекте бытия. Экзистенциал – посредник, медиум между онтологией объективного мира и онтологией субъективной реальности. Субъект и субъектность проступают в экзистенциалах (жизненные ценности высшего порядка). Все экзистенциалы у Хайдеггера берут основание из экзистенциала страха. Экзистенциал страха не тождественен феномену страха или психологическому состоянию страха. В отличие от слова «страх» бытового языка, экзистенциал страха не привязан к конкретным явлениям, он всеобъемлющ, а также не может быть вне аналитической проработки определен в один прием и не может быть преодолен. Экзистенциальный страх – непременное условие бытия, которое осуществялется двойным путем. Преодоление экзистенциального страха происходит либо в процессе приобщения к нему, либо в процессе противостояния. Страх дает основание другим экзистенциалам – смерти, молчанию, одиночеству, ничто, шуму и т.д. Он обращен не только вовне, но и вовнутрь, под давлением сил, угрожающих существованию человека, цельности повседневности. М. Хайдеггер ввел понятие экзистенциала, обозначающего проживание особого ценностного состояния бытия. У М. Хайдеггера своеобразным понятием выступает Dasein, которое отличается от экзистенции. Dasein лежит в основе всех экзистенциалов, а экзистенция носит ситуативный характер, бытие-в-мире. Экзистенциалы – части Dasein, который и определяет экзистенцию, все, что является следствием Dasein является экзистенциалом. Так как в экзистенции заключено внутреннее и внешнее напряжение, то экзистенциал выступает как напряженное бытие, а в зазоре, напряжении бытия между тишиной и молчанием, и шумом, и тишиной существует напряжение, которое способно породить определенный пласт художественного творчества композиторов. Экзистенциал – это категория бытия, модус экзистенции, служит для перехода от психологического (человеческого бытия) к онтологическому (бытия вообще), соединяясь в антропо-онтологическом аспекте бытия, является посредником, медиумом между онтологией мира и онтологией человека, выступает как универсальный стержень внутреннего человеческого существования. Источники: https://www.gramota.net/materials/3/2015/12-2/15.htm https://studopedia.ru/11_161452_filosofskie-voprosi-antroposotsiogeneza.htm https://xn--e1akbokk.com/osnovyi-filosofii/31filosofskie-voprosyi-antroposotsiogeneza-49461.html https://studfile.net/preview/2229139/page:23/ https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/ANTROPOLOGIYA.html https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48506/1/lkrv_1997_033.pdf Философский словарь: Человек – высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Сущностным его признаком является деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. Индивид – единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Индивидуальность – понятия, используемые, как правило, для описания органических особей, для характеристики различных аспектов бытия человеческой личности. Жизнь – одна из форм существования материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивидуальное существование. Бессмертие – жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо долгое время. Смысл жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Свобода – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. Творчество – категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Вера – философская категория, результат экстраполяции имеющихся знаний о предмете рассмотрения "в чёрную пропасть" ещё непознанного и надежда на то, что наши представления в этой области обладают достаточной степенью достоверности для практики. Надежда – радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для человека. Любовь – понятие, широко используемое в философии для решения проблем онтологии, гносеологии, антропологии, этики, эстетики. В общепринятом смысле любовь – это чувство, которое переживают и понимают как влечение, привязанность, страсть. Страх – защитная эмоциональная реакция организма, которая побуждает человека избегать опасности. Одиночество - это разобщенность с окружающим миром, это чувство, что никто из окружающих не понимает тебя, и у тебя нет реальных, значимых для тебя отношений с людьми. Страдание – совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, горе, боль, стресс, муки. Игра – всякая деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а доставляет радость сама по себе. Коммуникация – категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Экзистенция – направление в философии двадцатого века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. |