Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

  • РЕФЕРАТ на тему: «Физическая культура струнника в музыкальной школе»

  • 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МУЗЫКАНТА СТРУННИКА

  • 2.1 Профессиональные особенности и физическая культура исполнителей на струнных инструментах

  • 2.2 Влияние физических упражнений на развитие профессионально необходимых психофизических качеств музыканта

  • 2.3 Роль физической культуры для музыканта струнника

  • 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МУЗЫКАНТОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 3.1 Профессиональные заболевания музыканта струнника

  • 3.2 Профилактика заболеваний

  • 4 КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ У МУЗЫКАНТА СТРУННИКА 4.1 Массаж

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • fiz_kul — копия. Физическая культура струнника в музыкальной школе


    Скачать 48.11 Kb.
    НазваниеФизическая культура струнника в музыкальной школе
    Дата24.06.2022
    Размер48.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfiz_kul — копия.docx
    ТипРеферат
    #613577

    Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «РОСТОВСКАЯ ГУСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

    ИМ. С.В. РАХМАНИНОВА»


    Направление подготовки 53.05.01 Искусство концертного исполнительства

    Профиль «Скрипка»

    РЕФЕРАТ

    на тему: «Физическая культура струнника в музыкальной школе»

    Студент Э. Е. Мацаренко

    Научный руководитель М.П. Галичаев

    Ростов-на-Дону

    2019

    СОДЕРЖАНИЕ




    1 ВВЕДЕНИЕ 3

    2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МУЗЫКАНТА СТРУННИКА 6

    2.1 Профессиональные особенности и физическая культура исполнителей на струнных инструментах 6

    2.3 Роль физической культуры для музыканта струнника 9

    3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МУЗЫКАНТОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14

    3.1 Профессиональные заболевания музыканта струнника 14

    3.2 Профилактика заболеваний 17

    4 КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ У МУЗЫКАНТА СТРУННИКА 21

    4.1 Массаж 21


    1 ВВЕДЕНИЕ


    Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Но, к сожалению, политическая, социальная и экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, не отразилась существенно на стремлении граждан Российской Федерации к всестороннему духовному, нравственному и физическому совершенствованию. Это, в полной мере, относится и к получению музыкального образования.

    В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 6 тысяч детских музыкальных школ (ДМШ), более 350 музыкальных училищ, консерваторий и вузов музыкального профиля. Количество детей, получающих музыкальное образование в ДМШ, музыкальных кружках и ансамблях постоянно возрастает. В ряде музыкальных вузов и вузов искусства конкурс среди поступающих даже возрос. Это стремление подрастающего поколения к своему духовному развитию, к получению музыкального образования закреплено Законом Российской Федерации об образовании: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства». 

    Однако, несмотря на коренные преобразования в системе образования России и в преподавании физической культуры, физическая подготовленность значительной части молодежи еще не в полной мере отвечает требованиям постоянной мобильности и жизнеспособности в любых жизненных обстоятельствах, успешной конкурентоспособности на рынке труда и творческой деятельности. Особенно актуальна эта проблема для молодежи, получающей образование в музыкальных учебных заведениях. 

    Музыканты - это одна из немногочисленных профессий, которой человек посвящает себя с детства. Будущий музыкант начинает играть с 4-6 лет, то есть в то время, когда организм растет, развивается, формируется. Нервно-мышечный аппарат ребенка раним, а на него уже падает значительная дополнительная нагрузка, так как труд музыканта связан с большим мышечным напряжением плечевого пояса и рук, большими требованиями к ряду физических качеств и функций. Совершенствование исполнительской техники музыканта требует дополнительных затрат времени. Часто этот дефицит времени восполняется за счет пребывания на свежем воздухе и веселых ребячьих игр, за счет физического развития и подготовленности ребенка. Научные исследования говорят о том, что музыкой и иностранным языком дети начинают заниматься с дошкольного возраста или первого класса, а физкультурой и спортом, в основном, с пятого класса. Перегрузка школьников программой по всем предметам и большим объемом домашних заданий, возрастающей в связи с занятиями музыкой, и вынужденной, в связи с этим, малоподвижной позой предрасполагают к возникновению гипокинезии и ее негативным последствиям. Слабое здоровье, неуверенность в своих физических качествах, боязнь получить травму во время занятий физической культурой и спортом, препятствующую совершенствованию исполнительской техники, неоправданные освобождения от подобных занятий со стороны врачей и родителей формируют у этой категории молодежи негативное отношение к физической культуре, как к второстепенному предмету. Отставание в физическом развитии и физической подготовленности настолько очевидно, что музыканты мало пригодны к получению целого ряда других специальностей, а также к службе в рядах Вооруженных Сил России.

    Для молодежи, решившей стать высокопрофессиональными музыкантами и обучающейся в училищах и консерваториях, состояние здоровья и низкая физическая подготовленность становятся тормозом в совершенствовании исполнительской техники, требующей определенной степени развития физических качеств и функций, и нередко приводят к возникновению профессиональных заболеваний. 

    Особенно актуальны и требуют научной разработки с применением современных инструментальных и педагогических методов исследования вопросы физического воспитания молодежи, совершенствующейся в игре на духовых инструментах. К физическим качествам и функциям этой категории музыкантов предъявляются особенно большие требования, именно они в большей степени подвержены профессиональным заболеваниям . Между тем в специальной литературе по физическому воспитанию нет достаточно обоснованных педагогических рекомендаций по применению в учебном процессе физических упражнений и видов спорта для лиц данных музыкальных профессий. Особую значимость приобретают исследования, направленные на научное обоснование методики по физическому воспитанию, реализация которой позволит обеспечить необходимый уровень развития профессионально важных физических качеств и функций и улучшит показатели физической подготовленности и состояния здоровья студентов, использующих в качестве музыкального инструмента функцию внешнего дыхания.


    2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МУЗЫКАНТА СТРУННИКА

    2.1 Профессиональные особенности и физическая культура исполнителей на струнных инструментах


    Рабочей позой скрипача является положение стоя или сидя. В обоих случаях мышцы ног и туловища испытывают чрезмерную статическую нагрузку. В связи с этим исполнители на струнных инструментах должны обладать достаточной физической силой и статической выносливостью. Поэтому при исполнении в положении стоя необходимо качество вертикальной устойчивости, в т. ч. с закрытыми глазами. Длительное напряжение мышц плеча и верхнего плечевого пояса, асимметричность позы при удержании инструмента в сочетании с другими факторами приводит к нарушению осанки, шейному остеохондрозу, сколиозу. В результате мышечного перенапряжения у струнников также возникают профессиональные заболевания мышечно-связочного аппарата кистей рук. Утомление наступает быстрее у физически неразвитых исполнителей, что проявляется в подгибании коленей, непроизвольных поворотах головы, треморе рук. Поэтому так важна правильная осанка, обеспечивающая раскрепощенность плечевого пояса, статическая выносливость мышц, удерживающих руки в поднятом положении.

    Работа в оркестре требует длительного напряжения мышц зрительного аппарата, что часто приводит к близорукости.

    Таким образом, структуру ФК струнника можно дополнить

    следующими особенностями:

    • исполнитель должен обладать статической выносливостью мышц верхнего плечевого пояса, а также динамической выносливостью этой группы мышц;

    • должен обладать развитым качеством вертикальной устойчивости, т. е. иметь развитый вестибулярный аппарат;

    • должен уметь проводить профилактику шейного остеохондроза.[1]

    2.2 Влияние физических упражнений на развитие профессионально необходимых психофизических качеств музыканта
    Результаты исследований по этому вопросу представлены в 
    работах В. Г.Батуриной, В. А. Романенко, И. Т. Толкачевой и др. Так, в работах И. Т. Толкачевой изучалось влияние физической  нагрузки на максимальную частоту движений пальцев рук, точность мелких движений, чувство ритма, кратковременную специальную память, тактильную, сухожильную и мышечную чувствительность, мышечную силу кисти, физиологический тремор,  быстроту зрительно-моторной реакции, быстроту решения несложных интеллектуальных специальных задач. В качестве нагрузки использовались занятия легкой атлетикой, плаванием,  лыжами, основной и художественной гимнастикой, спортивными играми.  При увеличении скорости исполнения, включая и гаммы,  количество ошибок увеличивается как бы параллельно увеличению «продукции», что указывает на сохранение контрольной  функции коры головного мозга. Однако само увеличение темпа исполнения всех заданий, как правило, происходит спонтанно и вызывает у самих испытуемых искреннее удивление, когда им выдается результат исследования. Это явление отмечалось у 100%  испытуемых. В сериях на точность мелких произвольных движений после физической нагрузки, включая и тремор пальцев рук,  незначительно увеличивается количество ошибок, но оно как бы  поглощается возросшей продуктивностью исполнения. Сравнение изменений статического и динамического тремора показало, что незначительно возрастает в основном лишь статический  тремор. Активизация интеллектуальных процессов проявляется  в увеличении быстроты решения несложных интеллектуальных 
    заданий: нахождения определенных нотных знаков в условиях дефицита времени; запоминания незнакомого нотного текста и т. п. После занятий резко увеличивается одномоментная максимальная сила кисти, однако силовая выносливость – время удержания  максимального сжатия –уменьшается. 

    Анализ экспериментального материала по изучению суставной чувствительности рук музыкантов как косвенного индикатора состояния мышечного тонуса рук с помощью метода углометрии выявил тенденцию к завышению воспроизведения тупых заданных углов после физической нагрузки. Это вызвано, по-видимому, перераспределением мышечного тонуса, способствующего как восстановительным процессам в перенапряженных  ранее мышечных группах рук музыкантов, так и профилактике  «переигрывания» рук при неумеренных занятиях специальностью студентов-инструменталистов. При изучении влияния физических нагрузок на чувство времени обнаружилось, что после  занятий легкой атлетикой у девушек-музыкантов улучшается  точность воспроизведения интервалов в 10 с, а после занятий художественной гимнастикой происходит достоверное улучшение  воспроизведения интервала в 15 с. 

    Таким образом, исследования показывают, что физическая 
    нагрузка является сильно действующим положительным фактором, по многим параметрам способствующим исполнительской  готовности музыканта. После адекватной физической нагрузки  у большинства музыкантов улучшается продуктивность точных  движений, увеличивается частота движений, убыстряется моторная реакция, улучшаются интеллектуальные возможности, кратковременная память, объем внимания, перераспределяется тонус мышц, несущественно увеличивается мышечное усилие при сжатии динамометра с одновременным уменьшением времени удержания максимального усилия, улучшаются отдельные виды проприотактильной чувствительности, улучшается чувство времени,  совершенствуются ритмодвигательные качества.  Учитывая результаты исследования, можно сделать вывод о  возможности использования разнообразных физических упражнений, поддерживающих работоспособность музыкантов. Однако необходимо давать музыкантам только те нагрузки, которые не вызывают отрицательного влияния на составляющие психофизической структуры комплекса музыкально-исполнительских факторов. Это достигается при соблюдении педагогами дидактических принципов физического воспитания.[1]

    2.3 Роль физической культуры для музыканта струнника




    Профессиональная деятельность музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующий многолетнего каждодневного труда, нередко физически и психически изнурительного. Из-за постоянно увеличивающейся конкуренции среди входящих в жизнь молодых музыкантов уровень качества профессиональной подготовленности непрерывно растёт. И сегодня победителем в споре равных чаще оказывается тот, кто психологически и физически более подготовлен. Профессиональную подготовку музыканта можно, в известной степени, сравнить с подготовкой спортсмена. Такая подготовка и в том, и в другом случае включает в себя следующие основные ее виды: физическую, техническую, теоретическую и психологическую. Физическая подготовка является фундаментом осуществления качественной технической подготовки, а их совокупность не может быть полноценной без теоретической основы, которая в свою очередь позволяет в полной мере понимать все происходящие процессы и осознанно выполнять необходимые двигательные действия. 

    Психологическая подготовка включает в себя формирование и дальнейшее совершенствование психических способностей: готовность к стрессовым и пограничным состояниям, к значительным психическим напряжениям, к необходимости снижения уровня эмоционального возбуждения для улучшения общего баланса нервных процессов, а так же к кризису творчества и пикам артистической деятельности. Квинтэссенцией всей профессиональной деятельности и музыканта, и спортсмена является публичное выступление, в первом случае это концертная деятельность, во втором - соревновательная. Публичное выступление в данном случае необходимо рассматривать как результат напряженного труда, который является важным и ответственным актом, стимулирующим, а часто и предопределяющим, дальнейший профессиональный рост специалиста. Залогом успешности публичной деятельности является психологическое состояние человека (психическая и эмоциональная готовность), а так же его внутреннее (уровень развития физических качеств, моторно-двигательных и функциональных способностей) и внешнее (красота и эстетика тела - подтянутость, грация, легкость движений, осанка и пр.) физическое состояние. Целью нашего исследования является выявление роли физической культуры и спорта в подготовке музыканта к публичной деятельности. Для того чтобы качественно осуществлять публичную деятельность, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Такая готовность по своим параметрам соответствует тому, что в спорте называется оптимальное боевое состояние (спортивная форма).

    Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности. Рассматривая подобное состояние у музыканта, необходимо выделить интеграцию основных составляющих этого явления – физической и психологической. Хорошая физическая подготовка музыканта (общая и специальная), позволяет ему осознавать себя физически здоровым, а тело при этом является послушным, сбалансированным и хорошо настроенным инструментом. Такое физическое состояние способствует созданию благоприятного фона для протекания психоэмоциональных процессов. Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и двигательных способностей, а также развитие функциональных возможностей организма, создающих благоприятные условия для совершенствования разносторонней подготовки. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития и широкой двигательной подготовленности, что является предпосылкой успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка (в нашем случае профессионально прикладная физическая подготовка) - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. В процессе публичной деятельности музыкант находится «на острие творчества», поэтому он должен уметь обеспечивать в различных ситуациях стабильную психоэмоциональную атмосферу. Одним из факторов, нарушающих нормальное течение этого процесса, являются так называемые экстрасигнальные раздражители, негативно воздействующие на исполнителя. Чем более неустойчив творческий процесс, тем меньшая энергия такого раздражителя требуется для нарушения его нормального протекания. Общеизвестно, что многие известные исполнители выходили на сцену при плохом физическом самочувствии и выступали гениально. Современники отмечали такие способности у Рахманинова, Караяна и ряда других выдающихся музыкантов. Выходя на сцену, эти исполнители в физическом плане преобразовывались, стресс публичного выступления включал защитные силы организма и музыканта на некоторое время отпускали его недуги. Для молодых исполнителей, пробирающихся через частоколы различных испытаний (технические зачеты, экзамены, отборочные прослушивания и пр.), поддержание хорошей физической и психологической формы является немаловажным фактором роста профессионального мастерства. Для успешных публичных выступлений музыканту необходима здоровая нервная система, способность управлять внутренним равновесием, мощными активизирующими и тормозными процессами, для того чтобы в условиях различных экстрасигнальных раздражителей реализовать свой творческий потенциал. Перед выступлением музыкант часто испытывает сценическое волнение, сходное с предстартовым состоянием спортсмена, которое вызывает значительное нервно-психическое утомление и ряд связанных с ним отрицательных явлений, к числу которых можно отнести нарушение координации движений, снижение тактильной чувствительности, провалы памяти, ухудшение физического состояния и работоспособности, обильную потливость, сухость в горле и пр. Это приводит к снижению качества исполнения, а иногда является причиной вынужденного отказа от выступления. После концерта музыканту требуется довольно длительное время, для того чтобы естественным образом нормализовать сценическое возбуждение. Поэтому уже на ранних этапах музыкальной профессиональной деятельности для решения данной задачи исполнителю необходимо овладеть приемами искусственной коррекции своих психических состояний. 

    Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 

    1. Физическая культура и спорт играют важную роль в профессиональной подготовке музыканта, это выражается в использовании средств, направленных на достижение оптимального физического и психологического состояния, что и является залогом успешности публичной деятельности. 

    2. Для того чтобы стабильно и качественно осуществлять публичную деятельность музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности, которая заключается в интеграции основных составляющих этого явления – физической и психологической. 

    3. Хорошая физическая подготовка музыканта достигается через применение широкого арсенала средств физической культуры и спорта. 

    4. В рамках психологической подготовки для коррекции своих состояний музыкант помимо обычных средств физической культуры и спорта, должен активно применять психотехнические приемы, такие, например, как аутогенная тренировка.[2]

    3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МУЗЫКАНТОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    3.1 Профессиональные заболевания музыканта струнника

    Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются не так редко, как принято считать . По данным статистики во всем мире около 90 % музыкантов имеют профессиональные заболевания. Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С. Рахманинов, А. Тосканини, С. Танеев, Т. Нейгауз, С. Скрябин и другие. От профессиональной болезни музыкантов ужасно страдал Роберт Шуман, что заставило его прекратить игру на рояле и сосредоточиться на сочинении музыки. 

    В конце XIX века болезни рук стали настолько частыми, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Актуальность решения этой проблемы существует и в сегодняшней реальности. В Берлине даже создан Институт здравоохранения музыкантов, где изучают профессиональные заболевания музыкантов, способы их лечения и профилактики. 

    От функционального перенапряжения при игре на музыкальных инструментах может возникнуть ряд заболевания верхних конечностей (миозиты, бурситы, эпикондилиты, ганглии, тендовагиниты, периартриты, легаментиты и др.), вызывающих не только болевые ощущения, но и ограничивающих трудоспособность музыканта и, в ряде случаев, требующих переквалификации . 

    Преобладающие среди музыкантов формы проявления профессиональных болезней должны быть отнесены к двигательным расстройствам в виде аномального состояния двигательной системы (нарушение нормальных, рациональных отправлений ее при игре, своего рода «перенапряжение» мускулатуры), итогом которого нередко являются непроизвольные сокращения мышц, обычно именуемые судорогами, и боли невралгического характера. Профессиональные невралгии представляют собой невралгии плечевого сплетения (поскольку речь идет о верхних конечностях). Часто встречаются так называемые невромиалгии и невромиозиты, невротендомиозиты . 

    Дискинезия – своеобразное профессиональное заболевание пианистов, скрипачей, трубачей, барабанщиков, дирижеров, которое имеет в литературе много названий – координаторный невроз, профессиональный невроз, писчая судорога, писчий спазм, графоспазм и, наконец, «профессиональная дискинезия». Это заболевание характеризуется расстройством координации движений при выполнении профессиональной работы, обязательным условием которой является сочетание быстроты и высокой координации движений. 

    Существует своеобразная дискинезия губ у музыкантов, играющих на духовых инструментах, они подвержены координаторному неврозу губ. Профессиональные дискинезии развиваются большей частью у высококвалифицированных музыкантов и часто бывают трагичны, так как музыканту труднее, чем кому-либо другому, сменить свою профессию. Одна лишь мысль лишиться возможности дальнейшей деятельности на избранном поприще влечет за собой, в большинстве случаев, подавленное настроение больного, тяжело переживается и «обрастает» выраженными реактивными наслоениями. 

    Ухудшение газообмена и увеличение резервного объема выдоха говорит о скрытой эмфиземе легких у певцов (по общепринятым понятиям практически здоровых людей), а также у музыкантов, играющих на духовых инструментах . 

    Длительное и частое повышение внутрибрюшного давления при игре на духовых инструментах, обусловленное напряжением брюшной стенки, создает препятствия к оттоку крови из вен нижних конечностей, что предрасполагает к варикозному расширению вен. Оно усугубляется длительным стоянием, характерным для группы исполнителей, так как при отсутствии сокращения мышц нижних конечностей выпадает основной механизм, способствующий оттоку крови из глубоких и поверхностных вен ног. 

    Условия труда певцов, артистов хора и оперетты отличаются от условий труда музыкантов-инструменталистов. Они чаще склонны к простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, это объясняется чувствительностью голосового аппарата к охлаждению и условиям творческой деятельности. Артисты могут простудиться во время смены декораций, особенно весной и осенью, когда театры не отапливаются и температура в помещении ниже нормы. 

    Часто сценическая деятельность требует выступления в тяжелых, закрытых костюмах, что вызывает перегревание организма, нарушения координации дыхания, затрудняет голосоведение. Иногда актеру приходится петь сидя, лежа или в другой позе, что требует большого напряжения голоса. Чтобы не пропустить время выступления со своей арией, точно подать реплику партнерам по сцене, актер должен быть внимательным, собранным, а это требует большого напряжения нервной системы. Артистам оперетты по ходу спектакля необходимо часто переключаться с речевой тональности на певческую и наоборот. Все это, а также значительные передвижения по сцене, танцы требуют большого напряжения голосового и дыхательного аппарата и нередко сопровождаются различными голосовыми расстройствами. Экспериментально установлено, что нарушение временных отношений фаз вдоха и выдоха, в зависимости от исполняемой музыкальной фразы, длительным и напряженным выдохом предъявляет повышенные требования к работе единой функциональной системы: легкие – сердце. 

    Наиболее частыми заболеваниями у певцов-профессионалов являются фонастения, ларингиты, полипы и певческие узелки, трахеиты, функциональные расстройства, приводящие прекрасные от природы голоса к полному разрушению. 

    Профессиональные заболевания редко встречаются у музыкантов в возрасте старше 30 лет, и в 72 % случаев они встречаются у лиц, моложе 25 лет, особенно часто в возрасте 18-23 лет. 

    Это тот самый возрастной уровень, когда оркестранты, камерные исполнители, солисты овладевают необходимой для профессиональной деятельности техникой своего инструмента, голоса и вступают на профессиональную сцену. Однако, эта техника и профессиональные навыки еще недостаточно хороши, чтобы предохранить музыканта от «срывов», в результате как физической, так и эмоциональной перегрузки. Первые шаги на профессиональной сцене, как правило, совпадают с периодом учебы в музыкальном училище, в консерватории. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков. 

    Однако, несмотря на молодой возраст, время занятий музыкой у 82 % больных профессиональными заболеваниями превышал 10 лет, а у 40 % – 15 лет, так как музыканты обычно начинают играть с 4-6 лет. [3]
    3.2 Профилактика заболеваний

    Очень часто педагоги-музыканты почти не занимаются вопросами профилактики профессиональных заболеваний музыкантов, и, чаще всего, им не хватает теоретической подготовки в этой области. 

    В анамнезе больные профессиональными заболеваниями, как правило, связывают это с хроническим утомлением на почве профессионального перенапряжения мышц и функций, связанных еще с нервирующими моментами и профессиональными перегрузками. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания возникают в результате нарушения естественных физиологических законов работы мышц и функций, которое может быть вызвано как искажением рабочих навыков и физическими особенностями организма, так и недостатком тренированности исполнительского аппарата. 

    Ряд специалистов-музыкантов отмечают необходимость и большую значимость физических упражнений, как в области совершенствования исполнительской техники, так и в области профилактики и терапии профессиональных заболеваний. Некоторые из них отмечают терапевтическое действие утренней гимнастики, водных процедур, закаливания и массажа, «двигательной терапии» и специальной гимнастики до игры, пения, дирижирования. А ряд авторов рекомендуют неуклонно развивать и тренировать мышцы, заниматься зимними и летними видами спорта, художественной гимнастикой, теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, греблей. Специальные упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на расслабление, растяжение и координацию движений, для укреплений функций внешнего дыхания были предложены педагогами-музыкантами. 

    Большинство авторов единодушны в том мнении, что главным физическим качеством для музыкантов всех специальностей является выносливость. 

    В профилактике профессиональных заболеваний не менее важной стороной учебной, исполнительской и производственной деятельности музыканта является организация занятий, репетиций, концертов, которые далеко не всегда зависят от самого музыканта. Часто учебная и производственная деятельность диктует двухразовые нагрузки: утром – на репетиции, вечером – на спектакле. Работа в вечернее и ночное время очень утомительна. Такие занятия и работа требуют строгого соблюдения режима труда и отдыха. Рациональной она будет в том случае, когда работа чередуется с паузами отдыха. Наблюдения показали, что музыкант не должен играть более 30-40 минут без перерыва. Через 40 минут рекомендуется сделать перерыв на 5-10 минут, так как продолжение игры свыше 40 минут приводит к утомлению нервно-мышечного аппарата. После 3-4 часов занятий отдых должен быть более длительным. Не следует перегружать молодой неокрепший организм непосильными занятиями, необходимо рационально составлять музыкальную программу. Плохое самочувствие, переутомление, нерегулярность питания, злоупотребление алкоголем и табаком, недостаточное пребывание на свежем воздухе, непродолжительный сон и малая двигательная активность могут способствовать более быстрому возникновению профессиональных заболеваний и заболеваний органов зрения. 

    Проанализировав профессиональную и творческую деятельность музыкантов, нами экспериментально установлено, что физиологически обоснованным профилирующим видом спорта для них является плавание. 

    Занятия плаванием оказывают положительное влияние на респираторную систему, совершенствуют ее функцию, что имеет существенное значение в профессиональной деятельности музыкантов-духовиков, вокалистов и хоровиков-дирижеров . 

    Плавание известно как средство профилактики и метод лечения различных заболеваний. В воде практически исключается статическая работа скелетной мускулатуры и мышцы получают возможность расслабиться. Уменьшается нагрузка на позвоночник, а это является благотворным фактором для лечения радикулитов, сколиозов. Активные занятия плаванием помогают вылечиванию различных травм, связанных с растяжением связок, вывихами. 

    При погружении тела в воду повышается окружающее давление и легочные объемы уменьшаются. Функциональная остаточная емкость и остаточный объем воздуха уменьшается в воде примерно на 100-200 мл. Этот факт является очень важным для профилактики эмфизематозных заболеваний легких у певцов и исполнителей на духовых инструментах. 

    Плавание является эффективным средством закаливания, так как вода в 28 раз сильнее, чем воздух, поглощает тепло с кожного покрова тела. Терморегуляция организма в воде играет большую роль в профилактике простудных заболеваний, составляющих до 40 % общей заболеваемости. 

    Совершенствование техники плавания, поворотов, общее согласование движений рук, ног, туловища и дыхания при плавании стимулируют динамическую координацию рук и всего корпуса, совершенствуют двигательные навыки, а это очень важный момент в профессиональной деятельности музыкантов, особенно хоровиков-дирижеров. Кроме того, плавание формирует умение расслаблять мышцы, что профессионально важно для музыкантов всех специальностей. Специалисты также отмечают положительное влияние занятий плаванием на подвижность в суставах. 

    Экспериментально доказано, что плавание – один из циклических видов спорта, совершенствующих выносливость. А выносливость является профессионально важным физическим качеством для музыкантов всех специальностей. 

    Музыкантам необходимо заниматься и спортивными играми. Занимающиеся баскетболом значительно опережают в моторном развитии молодежь, занимающуюся по общепринятым программам по физическому воспитанию. Это особенно проявилось в таких компонентах моторики, как динамическая координация в целом, что наиболее ценно для музыкантов, особенно дирижеров. 

    Упражнения в передаче и ловле мяча совершенствуют функцию зрения. При игре с приспущенным мячом (баскетбол, волейбол) не только сводится к минимуму возможность получения травмы, но и развивается сила и гибкость кисти. Наиболее доступными (с точки зрения безопасности и воспитания профессионально важных физических качеств музыканта) являются игры в теннис, бадминтон и настольный теннис.[4]

    4 КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ У МУЗЫКАНТА СТРУННИКА

    4.1 Массаж
    Массаж применяется в основном как средство для снятия усталости, восстановления сил, согревания мышц перед выступлениями, а также как лечебно-профилактическое средство. Массаж – это совокупность специальных приемов, посредством которых оказывают дозированное и рефлекторное воздействие на ткани и органы человека. Эти приемы (поглаживание, разминание и т. д.) выполняются массажистом самостоятельно или специальными аппаратами, в т. ч. вибрационного действия. Воздействие может осуществляться через воздушную (пневмомассаж) или водную (гидромассаж) среду. 

    Влияние массажа на нервную систему весьма разнообразно 
    и зависит от степени раздражения рецепторных окончаний, характера применяемых массажных приемов, длительности их воздействия, места приложения, индивидуальных особенностей массируемого. Массаж может успокаивать, что весьма важно в музыкальной практике, когда необходимо снять слишком сильное психическое напряжение непосредственно перед концертом или создать условия для глубокого и спокойного сна накануне 
    концерта. Массаж может возбудить, что необходимо в тех случаях, когда артист перед концертом находится в состоянии глубокой апатии или у него понижен нервный тонус. Кроме рефлекторного воздействия большое значение имеет непосредственное влияние массажа на нервные проводники, что широко используется в лечебной практике при необходимости понизить проводимость чувствительных и двигательных нервов. Правильно подобранные массажные приемы значительно уменьшают болевые ощущения, что особенно важно при лечении травм и ряда заболеваний. 
    При помощи массажных приемов, особенно вибрации, можно 
    активизировать нервы, регулирующие секреторную деятельность 
    железистых клеток. Так, вибрации в области желудка усиливают 
    отделение желудочного сока, в области печени – отделение желчи и т. д. Ударные приемы на грудной клетке над областью сердца, замедляют и успокаивают сердечную деятельность, что объясняется рефлекторным влиянием на ветку блуждающего нерва, регулирующего деятельность сердца. 

    Общепринято применение массажа для снятия утомления. 
    Известно, что массаж утомленных мышц снимает чувство усталости, вызывает чувство бодрости, легкости, повышает работоспособность. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на мышечные элементы, заложенные в стенках кровеносных сосудов, что способствует перераспределению крови в сосудистом русле, нормализует артериальное давление. 
    При применении массажа необходимо учитывать индивидуальные особенности массируемого, его состояние, степень утомления и т. д. При этом следует помнить, что при неоднократном применении массажа может быть выработан и закреплен условный рефлекс на него. Влияние массажа на мышечную систему. Существует 3 вида мышц: поперечно-полосатые (скелетные), гладкие, сердечные. 

    Поперечно-полосатые мышцы составляют 40% веса тела. Они 
    – активная часть двигательного аппарата. Поперечно-полосатые 
    мышцы поддерживают позу тела (положения сидя, стоя), перемещают его в пространстве (ходьба, бег, плавание), благодаря им 
    осуществляются дыхательные движения, движение глаз, жевание, мимические движения лица и т. д. 

    Гладкие мышцы находятся в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов и в коже. Характерной особенностью гладких 
    мышц является их способность к спонтанной автоматической деятельности. Их сокращение и расслабление происходит непроизвольно и довольно медленно. Сердечная мышца также обладает свойством автоматики, способностью сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в ней самой. В отличие от гладких и сердечных мышц, скелетные сокращаются только от поступления в них сигналов из ЦНС. 

    В лечебной практике используется массаж, который обеспечивает значительный приток артериальной крови к мышцам и 
    тем самым помогает снять мышечную усталость, активизировать 
    восстановительные процессы в мышцах, восстановить их работоспособность. Массаж снимает болевые ощущения, делает мышцы мягкими и эластичными. Массаж может выступать также средством для увеличения силы и выносливости. 

    При изучении биологически активных точек было установлено, что воздействие на определенную точку восстанавливает 
    энергетический баланс, стимулирует или угнетает вегетативную нервную систему, усиливает кровообращение, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение. Пальцевым надавливанием на строго локализованные точки можно дозированно, избирательно и направленно воздействовать на функции различных органов и систем, регулировать деятельность вегетативных функций, обменные и вегетативные процессы в мышцах.

    Массаж кисти и пальцев верхних конечностей. Положение 
    массируемого – лежа на спине. Локоть опирается на кушетку и 
    сгибается под углом 90°. Используются приемы поглаживания 
    и растирания. Сначала массируют тыльную, затем внутреннюю 
    поверхность кисти. Массаж кисти начинают с поглаживания и 
    переходят к растиранию межкостных промежутков, стараясь проникнуть как можно глубже. При растирании выполняют прямолинейное и кругообразное, спиралевидное движение подушечками больших пальцев от основания пальцев до лучезапястного сустава, зигзагообразное движение основанием ладони, а затем – прямолинейное ребром ладони. 

    Одна рука массажиста фиксирует кисть, другая ладонью выполняет поглаживание тыльной и ладонной поверхностей всех 
    пальцев в направлении к пястнофаланговым суставам. Таким же 
    способом выполняется поглаживание большим и указательным 
    пальцем каждого пальца массируемого. Растирание проводят в 
    виде штопорообразного или пилообразного движения, при котором пальцы массируемого кладутся на ладонь массажиста. 

    Массаж лучезапястного сустава. Используется растирание. 
    Суставная сумка наиболее доступна с тыльной стороны лучезапястного сустава и с боков. В области сустава производится концентрическое поглаживание и растирание при помощи больших пальцев обеих рук. Для более глубокого массажа суставной сумки тыльной стороне кисти придают положение ладонного сгибания и растирают суставную сумку подушечками пальцев одной руки. Выполняют при массаже пассивные движения: тыльное-ладонное сгибание, радиальное отведение кисти. 

    Массаж предплечья. Проводится в два этапа (после поглаживания и выжимания). Прием – разминание. Первый этап – ординарное разминание внутренней поверхности предплечья (сгибателей кисти и пальцев). Второй этап – разминание фалангами и подушечками пальцев наружной поверхности предплечья (разгибателей кисти и пальцев). Тыльной стороной средних фаланг и их суставами мышца придавливается к костному ложу и смещается в сторону мизинца, при этом большой палец, упираясь в массируемый участок, помогает фиксировать кость и продвигаться вперед. 

    Массаж локтевого сустава. Сумочно-связочный аппарат локтевого сустава лучше массировать в положении, при котором сустав согнут под углом 110°. Наиболее доступна суставная сумка сзади, по обеим сторонам локтевого отростка. Массаж предварительно начинают с поглаживания и выжимания выше и ниже сустава. Затем переходят к растиранию, выполняемому «щипцами» прямолинейно и кругообразно (четыре пальца растирают сустав с внутренней стороны, а большой – с наружной). Затем выполняют кругообразное растирание подушечками 4 пальцев обеих рук 
    (одной рукой – внутреннюю сторону сустава, другой – наружную) 
    и фалангами согнутых пальцев обеих рук. Заканчивают массаж 
    пассивными движениями (сгибание, разгибание, супинация, 
    пронация): массажист ведет одной рукой предплечье, а другой 
    поддерживает снизу локтевой сустав. 

    Массаж плеча. Массируемый лежит на спине. Массаж проводится в два этапа (после поглаживания и выжимания). Первый 
    этап – на внутренней части плеча, второй – на мышце-сгибателе 
    (двуглавой) и разгибателе (трехглавой). Прием один и тот же: ординарное разминание фалангами согнутых пальцев и подушечками 4 пальцев. Заканчивают массаж потряхиванием и поглаживанием. 

    Массаж суставной сумки плечевого сустава. Для лучшего 
    доступа к передней поверхности суставной сумки массируемому 
    предлагают положить руку под поясницу. В этом положении 
    головка плечевой кости выдвигается вперед и выпячивает переднюю стенку суставной сумки. Для доступа к задней поверхности 
    суставной сумки массируемый кладет кисть этой руки на другое 
    плечо, затем конечность отводится от туловища до угла 90°. Применяется концентрическое поглаживание, растирание подушечками пальцев одной или обеих рук. Затем производятся пассивные круговые движения и приведение плеча к ушной раковине. В конце сеанса выполняется встряхивание всей руки. 

    Массаж шеи. Шею массируют одновременно с трапециевидной мышцей. Массируемый лежит на животе, головой опираясь 
    на кисти рук, подбородок подтянут к груди. Используют поочередно: поглаживание, выжимание, разминание, растирание. После местного массажа шеи рекомендуется вставать не сразу.[1]


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. М.П. Галичаев, "Здоровье и физическое здоровье музыканта", 2010

    2. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-струнников: Автореф. канд. дисс.

    3. Пронькова Е.Н. Клиника, лечение и профилактика профессиональных заболеваний рук у музыкантов: Автореф. канд. дисс.-М.,2009.

    4. Струве Б.А. Профилактика профессиональных заболеваний (смычковая группа). -Л.: «Музыка», 2007.


    написать администратору сайта