Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Восточный путь происхождения государства

  • Западный путь возникновения государства

  • Древнеримская форма возникновения государства

  • Древнегерманская форма возникновения государства

  • Африканская форма возникновения государства

  • Афинская форма возникновения государства

  • Список используемой литературы и используемых источников

  • ррр. Формы возникновения государства у различных народов


    Скачать 52.25 Kb.
    НазваниеФормы возникновения государства у различных народов
    Дата15.05.2023
    Размер52.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursach_1_kurs.docx
    ТипКурсовая
    #1131102

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Тольяттинский государственный университет»

    Институт права

    (институт)

    Кафедра «Теория и история государства и права»

    40.03.01 Юриспруденция

    (код и наименование направления подготовки, специальности)

    Гражданско-правовой

    (направленность (профиль)

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Теория государства и права»

    на тему: «Формы возникновения государства у различных народов»


    Студент

    Р.Р. Иксанов

    (И.О. Фамилия)


    (личная подпись)

    Научный руководитель

    Г.А. Ожегова

    (И.О. Фамилия)


    (личная подпись)










    Группа:

    ЮРб-2102а




    Оценка:







    Дата:







    Тольятти 2022

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Введение

    2. Теоретические и исторические основы происхождения государства

    3. Восточный путь происхождения государства

    4. Западный путь возникновения государства

    5. Древнеримская форма возникновения государства

    6. Древнегерманская форма возникновения государства

    7. Африканская форма возникновения государства

    8. Афинская форма возникновения государства



    Введение

    На протяжении уже многих веков вопрос о возникновении форм государства у различных народов остаётся открытым. По причине этого возникает огромное количество различных споров, разногласий, необоснованных теорий и т.д. Каждому из нас необходимо углубиться в данный вопрос и расширить свою базу знаний.

    На стадии распада первобытного общества у различных народов возникли определённого вида разногласия, которые и породили их разделение и определённую самостоятельность в вопросах государственности и других схожих вопросах. Необходимо также уточнить, а что такое государство? «Государство — это определенный способ организации общества, а также организации публичной власти, которая распространяется на все общество, и выступает его официальным представителем и опирается на средства и меры принуждения.»

    Актуальность данной темы в курсовой работе в первую очередь обозначена тем, что в последнее время появляется всё больше и больше информации, связанной с формами возникновения государства различных народов, к сожалению, стало довольно проблематично понять, что из этого правда, а что ложь.

    Целью исследования в данной курсовой работе выступает изучения форм возникновения государства у различных народов и их подробный анализ.

    Объектом исследования являются различные пути возникновения форм государства.

    Предметом исследования являются формы становления государства различных народов.

    Опираясь на поставленную тему курсовой работы и в рамках её исследования необходимо поставить определённые задачи:

    1. Проанализировать и понять какие формы государства возникали у тех или иных народностей

    2. Выявить схожести и различия форм государств у различных народов

    3. Понять, на основе каких предпосылок возникало государство.

    Теоретическую базу для написания курсовой работы составили такие авторы как: Венгеров А.Б., Абдулаев М.А., Бачило И.Л., Комаров С. А., Курицын В. М., и др.

    Методологической основой для написания данной курсовой работы является: сравнительно-правовой метод, диалектический метод, анализ, обобщение, и другие общенаучные методы.

    Курсовая работа включает в себя введение, разбор поставленных вопросов и заключение.

    2. Теоретические и исторические основы происхождения государства

    Первой во всеобщей истории человечества формой организации людей, от эпохи первобытных людей до возникновения хоть какого то права и государства, было первобытное общество. Человек занимался в основном присваиванием, используя для этого орудия труда, изготовленные им самим из природных материалов.

    Общественной организацией общества издавна была семейная община, которой управляли самые искусные и авторитетные во всем племени люди. В основе этой общины лежали родственные отношения, то есть, жившие в общине были родичи. Община имела свои «институты», например: совет старейшин, собрание членов общества, собрание жрецов, и др. Главным в общине безусловно являлся вождь, он исполнял ежедневное управление делами общины и наблюдение за соблюдением определённых правил поведения. Уже тогда существовали выборность и сменяемость власти: вождя выбирали обычно на собрании всеми членами рода.

    Однако в процессе эволюции человек начал заниматься более совершенными делами: земледелием, скотоводством, рукоделием и созданием более совершенных орудий труда.

    В процессе дальнейшего экономического кризиса, человек перешёл от «присваивающей экономике» к «производящей». Появилось множество видов ремесла, торговли, мануфактур и др. Именно в это время первостепенным стал именно труд мужчин и общество из матриархального довольно быстро переросло в патриархальное (об этом процессе даже высказывался Аристотель1, основав патриархальную теорию). Следствием этого стало разделение труда и развитие специализаций, что и породило повышение производительности труда. Начал развиваться товарообмен, и в то же время начала появляться частная собственность, что и являлось одной из предпосылок к возникновению государства. Ещё одной из значимых предпосылок можно назвать расслоение общества на классы.

    Но всё же именно первопричиной возникновения государства являлось необходимость воспроизводство здорового и сильного потомства. Так как браки внутри одной общины приводили к смешению крови, потомки были слабы и часто умирали ещё при рождении, а если рождались, то выжить в суровом мире им было очень сложно. Запрет инцеста позволил людям воссоздать здоровое потомство, готовое к ежедневному труду и к дальнейшему производству здоровым потомков. Именно введение табу стало главной причиной возникновения государства.

    Первые государства появились приблизительно 5-6 тысяч лет назад. Изначально они появились как города-государства (небольшая территория вместе с управляющим городом и обычно являющаяся независимым государством). Они представляли собой города, которые объединены друг с другом не кровными узами, а общими интересами или общим делом. В этих городах-государствах люди распределялись на категории ремесленников и образовывали целые производственные квартала. Там же начал основываться аппарат управления и принуждения в лице избираемых вождей и жрецов. Также появился такой духовный институт, как храм, который очень уважали и почитали. Он выполнял организационно-хозяйственные, распределительные, и информационные функции. Город начинает выполнять по отношению к близлежащим селениям функции государственного управления. управление общинными земледелием, наблюдение за гражданами, исполнение различных церемониальных обрядов, осуществление межгосударственного продуктообмена. Также город начинает защищать своих граждан от внешних угроз, взыскивать с граждан определённого вида налоги, разрешает всевозможные споры между людьми и т.д. Стоит заметить, высокий уровень организации власти того времени.

    Вышестоящие лица нуждались в поддержке горожан своего государства для того, чтобы не возникало никаких недовольств или различных восстаний среди своих же людей, для этого они пытались сделать их жизнь максимально комфортной, а свою власть непоколебимой. Для этого правители требовали соблюдения определённых правил и законов, которые начали записываться в письменной форме, но оставалось конечно и большое количество устно закреплённых.

    Стоит заметить, что поняли это все государственные деятели сами, в ходе расширения своих государств и территорий, а не при участии других лиц или под их давлением. Также и обычные горожане поняли необходимость оставаться в государстве, а не жить одному. Они чувствовали себя в безопасности, хоть и соблюдали при этом определённые правила, и делились при этом частью своих доходов с государством.

    Подводя итог этой части, можно сказать, что государственность в целом возникла в ходе эволюции, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества.


    1. Восточный путь происхождения государства

    Все государства формируется и развиваются индивидуально, впрочем, у них есть общая черта: переход к неолитической революции, которая стала причиной уничтожения родоплеменной системы и стала базой для формирования из правовых обычаев в законные нормы. «В зависимости от того, каким способом исполнялись эти изменения, можно отметить два пути формирования государства: восточный и западный». Начнём с восточного.

    Такое направление развития государства также называют азиатским. Основными предпосылками к формированию восточного пути стали:

    1. Переход от кочевого образа к более оседлому, спокойному образу жизни.

    2. Необходимость организации крупных общественных работ (строительство каких-либо внушительных сооружений, земледельческие общие работы и пр.)

    3. Потребность объединять большое количество людей и территорий к общим делам, или для совместного жительства

    4. Необходимость контроля за проведением работ и управления людьми во время и после общественных работ.

    Все эти течения происходили на фоне усиления на тот момент деспотий. Нужно было централизовать руководство и всю власть в целом. Так начало выражаться общественное расслоение: возник руководящий слой, рабочий слой. Также интересы руководства стали существенно различаться от интересов обыкновенных граждан. практически это была сила, которая эксплуатировала рабочие средства сообщества. Именно этот руководящий слой стал основоположником государственного аппарата. С ростом численности проблем и вопросов, требующих безотлагательного решения, возникла нужда разделения правящей структуры. Так и начал появляться бюрократический аппарат власти, представляемый разнообразными подразделениями или ведомствами. Нужно отметить, что вышестоящие люди увидели необходимость этих изменений довольно рано, что позволяет отметить их высокий политический разум.

    Стоит отметить некоторые общие черты государств, развивающихся восточным путем:

    1. Государственная форма собственности

    2. Сохранение обычной общины, что, в корне исключало факт появления частной собственности

    3. Отсутствие возможности для развития производственной силы или ее модернизации

    4. Расслоение общества, основанное на личном опыте, авторитете и положении людей в обществе.

    Почти неограниченная власть государственного аппарата, который возглавлял монарх.

    Вместе с этим все восточные государства имели основную особенность. Все они являлись абсолютными монархиями. располагали наисильнейшим государственным аппаратом, в лице монарха, в основе их экономики лежала государственная собственность, а частная имела побочную роль.

    Административно-государственные структуры, которые возникли в связи с экономической необходимостью, и возникают прежде, чем возникает частная собственность. На протяжении многих веков самодержавное государство не только обладало классовым господством, но и само работало основой создания всевозможных классов, и происхождения разнообразных групп и слоев населения.

    Экономика базируется на государственной форме собственности. Вершина государства имела много богатств: всевозможные дворцы, драгоценные камни, рабов, женщин, хотя частная собственность не оказывала большого воздействия на экономику: кардинальный вклад в общественное производство вносился трудом горожан-общинников. Помимо всего, только частный характер этой собственности был условный, поскольку свою должность чиновник утрачивал совместно со всем своим имуществом.

    Не оказывала большого влияния на экономику и частная собственность прочих групп - купцов и всевозможных муниципальных ремесленников. Во-первых, собственность, как и ее владельцы, находились во власти монарха; во-вторых, собственность купцов и ремесленников была соединена со сферой распределения, поэтому ремесленники и купцы вносили вклад скорее в всеобщее производство, нежели в экономику страны.

    Восточные государства возникли до появления всевозможных сословий. То есть фигура власти была простой: в самом верху был монарх, далее его советники, ещё ниже всевозможные чиновники, ну и в самом низу сами общины и люди. Основная форм производства — это земля, которая теоретически располагается в принадлежности общин, на которых работают, теоретически свободные люди, но на практике все равно подчиняются государству, рискуя остаться без головы.

    Азиатская форма государства представляет собой мягкий переход от первобытного общества к государству. Для такого рода обществ отличительно неравенство среди высших и низших слоев населения. Выборность вождей и старейшин начинает становится больше формальной. Это привело к закреплению должностей за определенными лицами, а затем и к наследованию этих должностей.

    Родоплеменная знать2 довольно быстро превращается в определённую группу, которая осуществляет господство и управление другими слоями населения. Знать начала контролировать практически все сферы жизнедеятельности общества, и этим отдаляла власть от остальных членов общины. Фактически невозможно было свергнуть их, в крайнем случае это риск для жизни.

    Азиатская форма происхождения государства отличается от других тем, что родоплеменная знать заняла все публичные должности, закрепилась и превратилась в государственные органы, а общественная собственность очень быстро превратилась в государственную.


    1. Западный путь возникновения государства

    На Западе государство появляется в результате материального неравенства общества: возникает частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел сквозь путь рабовладения ещё в античный период. Шло постоянное соперничество имущих и неимущих классов. Государство создавалось для смягчения борьбы, и чтобы сберечь имущих и оставить за ними собственность, т.е. оно не поддерживало неимущих, так как это было не выгодно государству.

    Так сложилось, что богатые занимали самые высокие должности. Но они и являются собственниками, ни от кого не зависят и сами регулируют всю власть.

    «По реформе короля Солона все население было раздроблено на четыре класса в соответствии с материальным принципом. В первый класс включались те, кто обретал со своей земли 500 медимнов - пятисотники, второй класс составляли располагавшие 300 медимнов - всадники, третий класс – с 200 медимнами - зевгиты, и четвертый класс – феты.» Только самые богатые, а это пятисотники, могли занимать верховные должности в государстве, менее важные должности занимали представители второго и третьего классы, а феты имели право лишь участвовать в голосовании, но не избираться. Классовость имела довольно серьезное значение в жизни общества

    Позже классы изменяются, но темперамент взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют нищих. В 20 веке, когда собственниками стало большинство членов сообщества, а в некоторых государствах –совершенно все, принципы равенства и демократии, стали разноситься на все общество.

    Выделим основные черты Западных государства:

    1. Государство возникло изначально как общество частных собственников;

    2. В основе государства лежит господство частной собственности.

    3. Частная собственность смогла обеспечить высокий уровень и качество всех производимых вещей и технологий государства.

    4. Практически все западное общество является собственниками имущества.


    1. Древнеримская форма возникновения государства

    Для древнеримской формы происхождения государства отличительно безжалостное сословное соперничество между так называемыми «патрициями и плебеями». Патриции — это члены римской фамильной общины, которая составляет исконное население древнейшего Рима, оно и считалось римским народом. Патриции обладали землей, и решали важнейшие вопросы общины. Плебеи - население, которое образовалось из плененных жителей прочих латинских городов и общин, а также из жителей других стран. Поэтому они не состояли в римской общине и не могли участвовать в собраниях, не могли иметь допуска к земле общины, в общем то лишены были почти всех прав. Во время данной борьбы плебеи отнимали власть у патрициев часть за частью. В результате этих побед у общественной организации Рима возникла демократичность. Утвердилось равноправность всех вольных граждан, всякий человек мог быть и земледельцем и воином, установился социально-политический авторитет аграрной общины.

    Состояние кардинально изменилось к концу 2 века до н.э., когда начали отымать земли у крестьян. С другой стороны, в следствии непрекращающихся покорений в городах и других местностях собирается гигантская масса рабов, и римская семья, которая постоянно исполняла функцию пресечения и удержания рабов, оказалась не в состоянии этого делать. Власть не была готова к такому наплыву рабов, и не знала как на них воздействовать.

    Экономически наисильнейшая группа решила взять власть в свои руки, образовала интересные ей органы, для осуществления их собственных целей. Но в эти процессы вмешались плебеи. Представители прочих племен, свободные, не связанные с римским родом, располагали торговым и богатством помогли плебеям материально и их финансовое влияние выросло. Их весьма долгая соперничество против патрициев, складывалась на процесс создания классов в римском обществе, стимулировала распад родоплеменного строя, что он и сделал. В Риме, еще до упразднения единой власти был сорван старинный общественный строй, а вместо него был построен новый общественный порядок, основанный на территориальном разделении и имущественных различиях. Власть сконцентрировалась в руках военных людей и была ориентирована не только против тех самых рабов, но и против обыкновенных пролетариев, горожан которые фактически были отстраненны от военной службы и лишенных какого-либо оружия.


    1. Древнегерманская форма возникновения государства

    “Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия - завоевания франками Римских территорий”3

    Германцы, были могучим и весьма многочисленным народом. Приблизительную численность германцев, как сейчас предполагают, знал только Цезарь4; 180000 человек. Для того, чтобы разместить это количество людей, была необходима огромная территория. Военное агрессивное наступление германцев по всей линии реки Рейна это прямое следствие роста населения, которое стремилось к расширению своих территорий, то есть покорению чужих, чем они и занялись. В конце 5 века путь в беспомощную и беззащитную на тот момент Римскую империю, был открыт для вторгнувшихся германцев. Им не могли дать отпор. Германские варвары отняли у римлян почти все их земели и благополучно поделили ее между собой. Господство германцев продолжалось довольно долго, так как они были хорошо подготовлены к таким наступлениям.

    Германцы, пленив все римские народы, должны были удерживать их в совершенном повиновении, но для этого требовались контролирующие аппараты принуждения. Но не было возможности надзирать такое обилие римлян, никакие органы с этим бы не справились, они и не представляли как можно было это сделать. Во главе римских местных органов управления, была потребность установить кого-то из вне, то есть другое государство или лицо. Ближайшим проверенным ищ народов-завоевателей был военачальник. Защита завоеванных земель от внутренних и наружных угроз требовала увеличения его власти. И наконец подоспел момент для возвышения власти командующего в королевскую власть и это свершилось. А следовательно, и родоплеменной строй стал государственным. Совершенствование государственной структуры произошло довольно спонтанно.

    Покорение германцами внушительных территорий с одной стороны, показало бессилие родоплеменного режима гарантировать превосходство этих на завоёванных территориях, а это содействовало организация государства раннего на тот момент феодального типа. А с другой стороны, это завоевание сумело развалить рабовладельческие порядки и тем самым сильно ускорило переход к феодализму. Так возникло древнегерманское государство, завоевывая и присваивая большое количество территорий


    1. Африканская форма возникновения государства

    Свои особенности имело формирование государств в Африке. «Современная наука - африканистика отмечает несовпадение во времени таких процессов как государствогенез5 и классогенез6».

    В ряде регионов в результате необычного сочетания внутренних и внешних факторов происходила некая монополизация функций общественного характера и лишь затем намечалось появление хоть каких-то классов. Этот период существенно отличался как от организации власти в других племенных объединениях, так и от более современного государства, что послужило причиной для выделения нового этапа становления государственности-эпоха раннего государства.

    Можно выделить несколько особенностей раннего государства Африки:

    1. Верховная власть была не наследственной, ее выбирали.

    2. Система управления строилась на «геронтократическом»7 принципе для нижних уровней, и на «аристократическом» для более высоких.

    3. Правители были тесно связаны с некой системой ограничений, это включало в себя: ограничение в передвижении, в контактах с населением.

    4. Правитель был ограничен в принятии важнейших решений, так как существовал некий противовес их власти в лице совета из представителей различной родовой знати, которая тоже имела власть.

    В целом в этом регионе процесс присваивания функции общественного управления вершиной знати прошла успешно, то есть этап зарождения государства, при отсутствии какой-либо частной собственности являлся главной причиной в становлении государственности.


    1. Афинская форма возникновения государства

    Примером одной из первых более-менее серьезных организаций власти, где публичная власть и ее органы осуществляли реальный контроль за городом, защищала его и была подотчётна другим высшим органом, являются Афины.

    Одной из первых предпосылок к общей государственности в Афинах стали реформы Тесея(Тезея)8. Изменения были в том, что в Афинах учредили центральное управление, то есть часть определенных дел, которые находились в независимом ведении отдельных племен, стали общедоступными и переданы в соответствующие органы. Благодаря этому преобразованию Афины продвинулись в своем развитии сильно далеко: взамен элементарного союза живущих по соседству городов случилось их слияние в единый, общий народ. Именно из-за этого появилось афинское общенародное право, которое стала главным над правовыми обычаями раздельных племен. Афинские граждане заработали определенные полномочия и законную защиту. Стремительные темпы развития Афин, сделали их фаворитом в вопросах государственности

    Вторая реформа Тесея, состояла в разделении всего народа, независимо от рода, или племени, на три класса: «эвпатридов9, геоморов10, и демиургов11», и в предоставлении права на замещение определенных должностей. К сожалению, это разделение не привело к каким-либо результатам, помимо замещения должностей верховными людьми, так как оно не смогло установить никаких отличий между всеми классами. Впрочем исходя из всего этого можно сделать вывод – первый рывок в образовании страны складывается в разрыве наследственных связей порядком деления членов каждого рода на классы и наделяя их определенными правами. Новые группы, которые образовались вследствие разделения труда, сотворили новые государственные аппараты для достижения и защиты своих интересов; были учреждены разного рода государственные должности и основаны новые органы. А затем государству для ведения войн и для охраны торговых судов потребовались собственные военные силы, но первоначально они были только морскими и им требовалось время на переподготовку. Были учреждены навкрарии12, каждая навкрария должна была вооружить и снабдить людьми и едой одно военное судно. Это учреждение разрывало родовое устройство: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно начало разделять народ не по родственным группам, а по регионам проживания.

    Пытался разделить общество на классы и Солон, но права и обязанности граждан государства стали устанавливаться пропорционально величине их земли, и в той же мере, в какой стали приобретать огромное влияние имущие классы, начали вытесняться кровные объединения; родовой строй потерпел поражение. Но стоит отметить, что при Солоне было принято направление, которого еще очень долго придерживалось Афинское государство, направление на укрепление государственности.

    Принципиально новым стало деление, которое ввёл Клисфен13. До него классовость общества характеризовалась делением граждан на разные сословия, то теперь делили не граждан, а территорию, на которой они проживали. Вследствие чего вся земля была разделена на сто самоуправляющихся демов14. Живущие в каждом деме граждане избирали своего старейшину и казначея. Демы получали целый собственный храм и бога покровителя, для которого они могли выбирать служителей. Высшая власть в этой деме принадлежала собранию демотов.

    Совершенством всех этих реформ представлялось афинское государство, которое управлялось неким советом, который состоял из пятисот лучших представителей десяти племен, а заключительной ступенькой являлось общенародное собрание, куда имел доступ и где имел право голоса всякий афинский гражданин. Вместе с этим архонты и другие официальные лица занимались разнообразными ветвями управления и судебными делами. К тому же афиняне организовали жандармерию, которая состояла из пеших и конных лучников, то есть являлись некими правоохранительными органами.

    Подводя результат Афинской формы происхождения государства, можно сделать вывод: возникновение государства у афинян является неплохим образцом создания государства в общем, потому что оно, с одной стороны, происходит, без какого-либо наружного вмешательства, с другой стороны, потому, что в Афинах очень высоко сформирована форма государства, демократическая республика, появляется всецело из родового общества.


    1 Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. по 340 года до н. э

    2 В то время храм имел огромное значение для людей, и он являлся частью гос.аппарата

    3 Кашанина Т.В.// «Возникновение государства и права»// стр.58

    4 Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э

    5 Структурный процесс, призванный осуществлять реализацию тех или иных государственных функций, подкрепленных соответствующими властными полномочиями.

    6 Появление и развитие классов в обществе

    7 Принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим.

    8 Герой Афин, и ключевое лицо различных мифов, после Геракла

    9 Древнейшая аттическая аристократия, лишённая реформами Солона преимуществ перед остальными гражданами Афин

    10 Сословие земледельцев

    11 Сословие ремесленников

    12 Раннее территориальное подразделение Аттики, служившее для военных целей

    13 Сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана того же, из знатного рода Алкмеонидов

    14 Территориальный округ в Древней Аттике, основная хозяйственная, культовая, политическая и административная единица.

    Заключение
    В заключение хочется подвести основные итоги по анализу, рассмотрению и изучению информации в рамках обозначенной темы курсовой работы.

    В рамках курсовой работы было проведено комплексное изучение Форм возникновения государственности у различных народов и достигнуты следующие цели:

    1. Проанализированы и сделаны выводы по поводу возникновения государств у различных народов.

    2. Выявлены схожести и различия форм государства различных народов.

    3. Выявлены предпосылки возникновения государств.

    Таким образом можно сказать, что независимо от того, как развивается государство и каким путём, оно проходит немалый путь развития, которое происходит вследствие природного развития, без насильственного вмешательство из вне. Каждое государство имеет свои особенности, некоторые же очень похожи друг на друга, но ясно одно: как бы сильно другие не старались поставить свои порядки в государстве, оно обосабливается от всех и формируется исходя из своего географического положения, проживающего народа, возрасту становления и характера правящего класса.

    Список используемой литературы и используемых источников


    1. Кашанина, Т.В.//Возникновение государства и права// М.: Юристъ, 1999

    2. Бабаев, В.К.// Теория государства и права// М.: Юрист, 2003

    3. Алексеев, С. С.//Теория права: учебник для вузов// М.: БЕК, 1994

    4. Матузов, Н.И., Малько, А.В.//Теория государства и права: учебник для вузов//Н.И. Малько. – М.: Юрайт, 2012.

    5. Спиридонов, Л.И.//Теория государства и права: учебник для вузов// М.: Кнорус, 2013

    6. Комаров, С.А.// Общая теория государства и права: учебник для вузов// С.А. Комаров. - М.: Юрист, 2014

    7. Нагих С.И.// Основные положения теории происхождения государства Р. Л. Карнейро // Правовая культура, 2013

    8. Жегутов Р.Т.//Теория государства и права// М., Норам – 2013

    9. Кашанина Т.В.// Происхождение государства и права// М., 2012

    10. Осипян, Б.А.// Причины разнообразия форм государственного правления и устройства// Современное право. 2013


    написать администратору сайта