Главная страница
Навигация по странице:

  • То что плотомойки в селе Георгиевском не санкционированы и не будут устраиваться наша семья узнала со слов главы поселения Резвова Сергея Дмитриевича. И власти и экологи против этого.

  • Полоскала по старинке бабка в проруби простынки.

  • «Стиральные дамы» из полоскательного предприятия

  • «… и на плоту отшлёпан хорошенько»

  • Головомойка за платьемойку

  • Вода да мыло грязь с ковра смыли

  • «Полоскать можно только на коленях»

  • Нужная вещь или анахронизм

  • Кстати, о музее

  • Зинаида НИКОЛАЕВА. Фото автора и из открытых источников. «Народная газета» №28 (907) от 12.07.2017.

  • ываыва. Плотомойка. Фото можно листать влево


    Скачать 3.19 Mb.
    НазваниеФото можно листать влево
    Анкорываыва
    Дата15.03.2022
    Размер3.19 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПлотомойка.docx
    ТипДокументы
    #398501

    так, для кетчупа 3 луковицы и 1 головку чеснока пропускаем через мясорубку. Измельчённого лука должен получиться стакан на 200 г.





    Фото можно листать влево

    Для кетчупа выбираем спелые и мясистые сорта помидоров.



    Пропускаем их через мясорубку со специальной насадкой. Томатный сок должен получится однородным без кожуры и семян.



    Добавляем к томатному соку измельчённые лук и чеснок, хорошо перемешиваем, ставим на плиту, доводим до кипения, уменьшаем огонь и провариваем в течение 40 минут, изредка помешивая.







    Фото можно листать влево

    А в это время подготовим специи. Они должны быть все молотые, поэтому 0,5 ч.л. семян укропа )у меня тоже со своего огорода) и пол чайной ложки гвоздики кладём в ступку и тщательно перетираем.







    Фото можно листать влево

    Никогда не встречала в продаже молотую гвоздику, если вы знаете, где её можно купить – напишите мне в комментариях, буду вам очень благодарна.

    А я всегда её перетираю в ступке и затем просеиваю ещё дополнительно через мелкое сито. Ну, а остальные специи у меня уже молотые.





    Фото можно листать влево

    Итак, прошло 40 минут, теперь в томатный сок с луком и чесноком всыпаем стакан сахара (стакан у меня на 200 г), 1,5 ст.л. соли, 0,5 ч.л. чёрного молотого перца, 0,5 ч.л. молотой корицы, также по половинке чайной ложке молотой гвоздики и укропа, ¼ ч.л. молотого красного перца чили (если любите поострее можно положить и больше), вливаем 10 ст.л. уксуса (у меня 9%-ый) - это получается 80 мл и теперь хорошо всё перемешиваем и провариваем ещё 20 минут.







    Фото можно листать влево

    За 5 минут до окончания приготовления кетчупа берём 6 ст.л. крахмала, вливаем к нему 100 мл воды и перемешиваем до однородного состояния. Желательно делать это венчиком, чтобы не осталось комочков.





    Фото можно листать влево

    Прошло 20 минут, как мы добавили специи, и теперь быстро помешивая, тонкой струйкой выливаем разведённый в воде крахмал. Провариваем его ещё в течение минуты-двух и выключаем огонь.





    Фото можно листать влево

    Разливаем кетчуп по стерилизованным банкам и закатываем. Оставляем на столе при комнатной температуре до полного остывания. Банки с кетчупом я не переворачиваю и не укутываю. Из данного количества ингредиентов получается 2 л 200 мл вкусного домашнего кетчупа.

    ОУС как КЕТЧУП

    ИНГРЕДИЕНТЫ:
    3 кг помидор
    0.5 кг яблок
    0.5 кг лука

    РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ:
    Нарезать помидоры. В кастрюлю, закипели, сняли пенку.
    Кидаете лук и натертые яблоки. И варите пока не станет лук прозрачный( мягкий).
    Варите на медленном огне. Крышку не закрываю.
    Почаще помешивать. Еще раз - медленный огонь.
    Варим примерно час! Час, НО, варить надо до желаемой густоты, потому, что у вас могут быть водянистые томаты, или наоборот сухие. Поэтому помешиваете и смотрите, какая вам нравится густота.
    За минут до того как выключите, это примерно через минут.
    Солить. Соль полторы столовой ложки. НО! Опять НО. Вы пробуете на соль, и регулируете, помните когда остынет, будет чуть солёнее чем горячее.
    Далее кидаете сахар. Я кладу полтора стакана. Думаете много? Нет, от кислота томатов "съест" соль. Не будет сладким, будет такой как надо.
    Не забыть положить по чайной ложке перца черного молотого и пол чайной ложке красного жгучего!
    Внимание, перец жгучий по вкусу. Мы любим чуть более острый соус, поэтому пол чайной ложки без горки. А вы делаете по своему вкусу.

    Уксус 9 % -- 3 столовые ложки выливаете за минуту до того как выключить соус. Получается примерно 6 банок по 0,5
    Разливаете и закатываете. Всё.



    То что плотомойки в селе Георгиевском не санкционированы и не будут устраиваться наша семья узнала со слов главы поселения Резвова Сергея Дмитриевича. И власти и экологи против этого.

    То, что это жизненно необходимо в жаркое летнее время оказывается никому не важно. Главное какая-то запрещающаяся статья в очередном указе. Наш край лесной людей немного и урон от того что кто-то постирает в реке ковры и паласы хозяйственным мылом невелик. Посмотрели в интернете, почитали историю, узнали, как в других регионах решается эта проблема. Очень заинтересовала статья о Костроме. Думаю, что и другим будет интересно познакомиться с ней.

    Полоскала по старинке бабка в проруби простынки.
    Сейчас даже те, кто знает, как это выглядит, не могут правильно произнести название. Плотомойня, плотомойка? Или, может, портомойня, платьемойня, бельемойня?  Всё – правильно, всё о ней, родимой нашей полоскальне. Просто в разных местах это сооружение именовалось по-разному. 

    Порты и платья моем

    В Костроме издавна предпочитали слово «платьемойня» (или «платьемойка»), а галичанам, к примеру, пришлось по душе — «портомойня». «Порт» — вполне приличное слово, так звали в старину одежду.  «Мойня» — потому что наши предки обычно говорили не «полоскать», а «мыть». А вот плотомойни применялись чаще на реках с сильным течением. Женщины с выстиранным бельем грузились на плот, который отчаливал от берега. На середине реки он устремлялся вверх, против течения, а прачки вставали по краям бревенчатого сооружения и опускали свои простыни, рубахи, полотенца в холодную проточную воду. Плот – плывет, белье – полощется, разговор — льется, жизнь – течет …

    «Стиральные дамы» из полоскательного предприятия

    Краевед Андрей Анохин в книге «Кострома в будни и праздники» подробно описывает местные полоскательные предприятия. Это был целый доходный промысел, труженицы которого полоскали белье с лав, плотов и прочих сооружений. Полоскальщицы часто «мыли» не только свое белье, но и чужое, зарабатывая тем самым на житье.  

    Устройством полоскален занимались предприниматели, выигравшие торги в городской управе. «В Костроме, — пишет А. Анохин, — арендаторы ладили три вида платьемоен. Тёплая – длинный бревенчатый дом с окошками, внутри которого имелась прорубь с деревянным настилом вокруг; холодная – тесовый сарай с прорубью и настилом, и, наконец, – обыкновенная открытая прорубь, огороженная вешками, чтобы какой-либо подвыпивший легковой или ломовой извозчик не свалился в бельевую прорубь. Впрочем, вешки защищали мало. За пользование первыми двумя видами стиральных мест взималась плата. Арендатор согласовывал её с городской управой. В XIX веке, например, она составляла от одной до шести копеек за одну бельевую корзину, в зависимости от объёма корзин. Сумма весьма значительная и не всякому обывателю по карману. К услугам последних арендатор предоставлял открытые проруби».

    Управа обязывала предпринимателей следить не только за обустройством полоскален, но и за порядком на них. Однако  арендаторы часто жадничали, содержали платьемойки кое-как, а нанятый ими смотритель (он же сборщик денег с пользователей полоскален) предпочитал не вмешиваться в шумные бабьи разборки. Ссор и драк здесь всегда хватало. Иной раз, пишет исследователь, борьба за лучшее место кончалась тем, что «некоторые стиральные дамы совершали прорубные купания». Когда же скандалы заходили слишком далеко, вмешивался полицейский. Тот со «стиральными дамами», среди которых были в основном прачки, кухарки, прислуга,  не церемонился, составлял протокол и штрафовал аж на целых три рубля…



    «… и на плоту отшлёпан хорошенько»

    Пока на платьемойке был смотритель, местная ребятня туда не смела сунуться. А как уходил – тут уж им было раздолье – ныряй, купайся хоть до посинения… У нашего земляка, замечательного российского поэта Владимира Леоновича есть стихотворение «Поклон костромским старухам». В нем – реальный эпизод из его жизни. Мальчишкой он едва не утонул в Волге, недалеко от полоскальни, где женщины «стирали, пялили рубахи»:

    «Река — тогда она была рекой —

    Снесла меня, едва зашёл по шейку,

     Но я спасён был бабой костромской

     И на плоту отшлёпан хорошенько…» – пишет поэт.



    Платьемойни весной. Начало 20 века

     Головомойка за платьемойку

    До революции гласные думы Костромы долго, но безуспешно предлагали сделать платьемойни бесплатными, доступными для всех, обосновывая это требованиями гигиены и санитарии. Но плата за пользование полоскальнями была отменена только в советские годы. Но и смотрителей тоже тогда не стало. Водопроводная сеть становилась все более и более разветвленной, пришла она и на окраины. Но многие по-прежнему упорно ходили полоскать на Волгу. И дело тут не в привычке. А в том, что иначе белье не казалось им по-настоящему свежим. Словно река наделяла его какой-то особой — здоровой, чистой, сильной и древней — энергией

    Еще в самом конце 90-х – начале 2000-х тогдашний мэр Костромы Борис Коробов за эти платьемойки устраивал  своим подчиненным из ЖКХ настоящие головомойки. «Люди требуют отремонтировать, а вы все тянете и тянете!» — ругался он на планерке. Полоскальни чинили, и они продолжали служить людям.

    Вода да мыло грязь с ковра смыли

    Правда, использовались все больше и больше не для стирки постельного белья, а для мойки ковров. Тогда костромичи словно с ума посходили: весной все набережные рек, все плотомойни были «украшены» сохнущими коврами. Едешь по мосту и видишь на плитах вдоль реки эдакий пэчворк из разноцветных шерстяных «заплат». А  рядом – сторожат выстиранное и загорают их хозяева. Это был целый ритуал, и та женщина, которая его не соблюдала, считалась плохой хозяйкой. Или же она недавно жила в городе и не была знакома с этим местным, не понятно откуда взявшимся обычаем. Причем сколько бы чиновники и экологи ни твердили, что это вредно и для реки (стиральный порошок попадает в воду), и для ковра (шерсть с водой не дружит), народ упорно тащил, вез на машинах на водные процедуры свои ковры, коврики и паласы. Иногда по несколько штук за раз.

    Потом эта мода прошла. И ковровые покрытия уже не в тренде, и появилась альтернатива: стирать паласы можно на автомойке. Это быстро, легко и недорого.





    Закрытая платьемойня у Молочной горы



    «Полоскать можно только на коленях»

    В прошлом году костромские плотомойки неожиданно стали хитом Интернета. Волна обсуждения поднялась после поста депутата Госдумы Дмитрия Гудкова на своей странице в Фейсбуке. «Документ — 24 страницы. Юридические тонкости, электронные хитрости — и полоскалка c веревочками. Неужели вот это есть Россия, поднявшаяся с колен? Нет, полоскать белье в реке можно только на коленях», — возмутился он, прочитав о тендерах на обустройство портомоен в Костромской (г. Буй) и других областях. «То есть когда на Западе люди выстраиваются в очереди за новым смартфоном, в России те же очереди стоят к проруби для полоскания белья. Это даже не XIX век, это уже гораздо глубже», — писал депутат. Некоторые блогеры тут же начали издеваться над «костромскими нанотехнологиями поддержания чистоты», другие изумлялись тому, что на это идут бюджетные деньги, которые можно было бы пустить на что-то более прогрессивное.

    Но, думается, изумление это  было взаимным. Жители, не имеющие водопровода, живущие в домах без удобств, тоже удивились тому, как далеки бывают слуги народа от этого самого народа, насколько мало знают его нужды… В том же Буе плотомойки оказались настолько востребованными, что вместо семи полоскален по контракту местным властям пришлось по просьбе  буевлян еще две дополнительно ставить…

    Нужная вещь или анахронизм?

    А в Костроме платьемойки, похоже, доживают свой век, и, может, мы станем свидетелями закрытия последней из них. Недавно наша читательница Александра с Запрудни пожаловалась: несколько месяцев не могут отремонтировать полоскальню на Белилке.  После зимы это сооружение пришло в негодность. Александра обращалась за помощью к чиновникам. Полученный ответ ее поразил: платьемойню ремонтировать и не собираются. Мол, «зеленые» протестуют: речные постирушки грозят природе серьезными экологическими проблемами, и чиновники с этим согласны.  Если это так, то, пожалуй, это тот самый уникальный случай, когда власти и экологи оказались на одной стороне баррикад.

    Впрочем, на Белилке не все, как Александра, хотят, чтоб полоскальня была восстановлена. Некоторые считают, что от нее – одни проблемы, а реальной пользы – мизер. Кроме ковров, говорят они, здесь больше ничего не стирают, поскольку у всех в домах есть вода, установлены стиральные машины-автоматы, а бабушкин обычай — таскать белье бельевыми корзинами на речку — нынче не в чести. «Да вы поглядите на Белилку, — говорят они, — вода мутная, грязная, кругом тина, мусор. Разве здесь можно полоскать?!» Беспокоят и пьяные компании, которые собираются у воды. Под крышей платьемойки им вольготно — в любую погоду сидят тут до утра, не давая покоя местным жителям. Недавнюю трагедию, когда на Белилке во время купания погиб ребенок, кто-то тоже связывает с этой полоскальней…

    Но дальнейшую судьбу платьемойки все же должны решить не чиновники, а горожане. Им нужно ответить на вопрос: востребована ли сегодня полоскальня. Или это, действительно, анахронизм, место которому в музее, а не на реке?



    Кстати, о музее

    В российском городе Елабуге (Татарстан) есть единственный в мире музей  «Портомойня». Этот исторический объект был восстановлен в первозданном виде. Обладатели современных стиральных машин, практически все делающих за хозяина, с интересом знакомятся с историей ручной стирки с использованием золы и щёлока, узнают, как в старину делали мыло, и могут даже сами поучаствовать в этом процессе.

     

    Зинаида НИКОЛАЕВА.

    Фото автора и из открытых источников.

    «Народная газета» №28 (907) от 12.07.2017.


    написать администратору сайта