семинар. Географическая классификация
Скачать 50.07 Kb.
|
Географическая классификация При географической (или ареальной) классификации учитывается ф акт географического соседства народов, отражающий совместный характер их проживания в пределах какой-либо определенной, чаще всего обширной территории. При географической классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими, или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается, прежде всего, в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Географическую классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование. Географическая классификация используется для выделения условных географических регионов, в которых расселены различные народы мира. На этом основании существуют понятия "народы Кавказа", "народы Севера", "народы Океании" и т. д. Однако подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется широко, поскольку он применен к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом. Однако географический принцип классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа. Географическая характеристика не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при охвате больших территорий; в пределах пространственно незначительных территорий географическая классификация этносов приводит к противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь при совпадении с группированием народов по другим критериям, т. е. только в рамках крупных регионов. Следует отметить, что географическая классификация народов пока недостаточно разработана. Единой, принятой во всех странах географической классификации, определяющей число основных историко-культурных регионов мира, а также границ этих регионов, не существует. Можно говорить лишь о единстве взглядов относительно наиболее общего деления народов: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы. Антропологическая классификация Антропологическая классификация основана не на культурном, а на биологическом, генетическом родстве между различными этническими общностями. Однако только генетических взаимосвязей недостаточно для выделения стандартного набора объективных критериев, позволяющих классифицировать людей по определенным типам. Поэтому в этнологии для определения родственных связей между народами чаще всего исходят из расовых различий между этносами, которые составляют основу антропологической классификации. Биологически человечество относится к одному человеческому виду. Но существует фенотипическое разнообразие людей, т. е. между людьми имеются физические (телесные) различия. К ним относятся различия в цвете кожи, чертах лица, строении скелета, типе волос и т. д. Особенно заметны телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Подобные различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Расовые различия всегда наследственны, они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности — генетики. Сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства. Расовыми признаками являются особенности физического строения людей, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей. Говоря о расах и расовых различиях, следует иметь в виду их географический характер, связь с определенной территорией. Действительно, далеко не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал (область) своего распространения, т. е. встречаются не у всего человечества, а лишь у некоторых народов, расселенных в тех или иных странах. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения — вот два необходимых условия для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым. Антропологическая классификация Антропология – наука, исследующая физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде. Такие физические различия между группами людей называются в науке расовыми. Расы – это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующиеся в определенных пределах. В антропологии расы понимаются как совокупность территориальных групп людей, а не отдельных особей. Поэтому по всем главным физическим признакам, которые характеризуют современных людей, сходство между всеми расами весьма велико, а различия не существенны. Можно считать, что современные расы начинают складываться в позднем палеолите, и с тех пор они постоянно видоизменяются, вследствие смешивания и еще ряда причин. Эти данные, которые этнография заимствует у антропологии, дают важные сведения о происхождении народов, их этногенезе. Признаки, по которым выделяются расы, различны. Одни из них описательные, другие сугубо специальные. Существенными расовыми признаками можно считать форму волос головы и степень развития третичного волосяного покрова (оволосение тела), пигментация (окраска) кожи и волос, а также строение костей черепа, включая лицевые. Однако все эти признаки не всегда позволяют четко установить расовую принадлежность, поэтому используются и специальные признаки - данные о форме зубов, группе крови, генотипе, папиллярных узорах, т.д. Но при всем этом четкого разделения человечества по расовым признакам, опять-таки, нет, поскольку сходных черт у всех людей существенно больше, нежели отличий. Поэтому представление о количестве рас на планете Земля неоднократно менялось. Например, в начале 19 в., исходя исключительно из внешних признаков, антропологи насчитывали около 16 рас, тогда как в конце 19 в. их число сократилось до 6 В 20 веке, благодаря новым принципам дифференциации расовых признаков, в первую очередь, привязке к общему историческому происхождению различных расовых групп, и к географическому фактору, обусловившему распределение народов различных рас на планете, было сформулировано представление о четырех основных расах – европеоидной, монголоидной, австралоидной, негроидной. В конце 20 в. благодаря новым данным о родстве австралоидной и монголоидной рас утвердилось представление о трех основных расах – европеоидной, негроидной и монголоидной. Причем, под термином «раса» понимается определенная часть человечества, подразделяемая на более мелкие группы – «малые расы», и также имеются так называемые «переходные расы» («контактные расы»), включающие в себя группы народов, которые обладают признаками, свойственными для двух рас. Наибольшую известность такого варианта расового деления приобрела расовая классификация Я. Рогинского и М. Левина, которая выглядит следующим образом. В ней выделяются три расовых группы: евразийская, азиато-американская и экваториальная. В Евразийскую группу входят малые расы: атланто-балтийская, среднеевропейская, индо-средиземноморская, беломорско-балтийская, балкано-кавказская. К последней примыкают две переходные расы – южно-сибирская и уральская, - которые являются переходными к следующей группе рас – азиатско-американской, которая включает в себя следующие малые расы: североазиатскую, арктическую, дальневосточную, южноазиатскую и американскую. От последней малой расы в этой группе отходят два переходные расы – курильская и полинезийская, которые являются переходом к третьей группе рас – экваториальной. Эта группа включает в себя такие малые расы: веддоидная, меланизизйская, негрская, негрильская, бушменская. От последней из малых рас этой группы отходят две переходные расы – эфиопская и южноиндийская, замыкая, таким образом, круг. Религиозная классификация Большинство современных этнологов признают, что критерием классификации этносов выступают особенности их материальной и духовной культуры. В духовной культуре это религия. Актуальност религиозной классификации: «Обострение в наши дни в ряде регионов Земли религиозных проблем и противоречий делает сегодня актуальным изучение и классификацию религий» (академический учебник «Этнология», МГУ, 1994). На III Конгрессе этнографов и антропологов России (Москва, 1999) отмечалось, что традиционные религии в постатеистической России включаются в процесс реконструкции этнической идентичности. Религия нередко становится важным фактором политических игр и межнациональных столкновений. Примеры: арабо-израильская война, гражданская война в Афганистане, начавшаяся в конце 1970-х; сейчас – гражданские войны в странах Ближнего Востока и конфликты между коренными жителями Западной Европы и мигрантами с Ближнего Востока. Рассмотрим этноконфессиональную карту мира. Азия. В Юго-Западной Азии наиболее распространен ислам. В центре Южной Азии господствует индуизм. В Пакистане, Бангладеш и Мальдивской республике – ислам. В Шри-Ланке, Бутане, частично в Непале – буддизм. Юго-Восточная Азия: на п-ве Индокитай в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме преобладает буддизм. На Малаккском п-ве и в Малайском архипелаге – ислам и христианство. Ислам преобладает в Малайзии, Индонезии, Брунее. На Филиппинах преобладает христианство. Восточная и Центральная Азия: Монголия – буддизм. Корея – буддизм и конфуцианство. Китай – конфуцианство, даосизм и буддизм, Япония – буддизм и синтоизм. Африка: ранние формы религии, ислам и христианство. Ислам – Марокко, Мавритания, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Нигер, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Сомали, Танзания. Эфиопия Центральная, или «черная» Африка, особенно Кения, Ангола, Мозамбик, Ботсвана – ранние формы религии. Другие народы Центральной Африки исповедуют христианство, тесно переплетенное с язычеством. В ЮАР преобладает христианство. Америка. Южная Америка (Аргентина, Уругвай, Чили, Перу, Эквадор, около ½ населения Венесуэлы, Колумбии, Боливии): христиане-католики. В Парагвае, Бразилии, Колумбии и Венесуэле примерно половина населения исповедуют древние местные культы. Центральная Америка: Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Гаити, Куба, Пуэрто-Рико и др. – христиане-католики. Северная Америка: христианство. Мексика – католичество, США – протестантизм. Канада – католики и протестанты. Европа: преобладает христианство. В Риме расположен мировой центр католицизма – Ватикан. Ислам исповедуют народы Албании, Боснии и Герцеговины (наследие Османской империи). Приверженцы ислама уже несколько 10-летий наращивают свое присутствие в Европе. В 1990 году там было 29,6 млн мусульман, а в 2010 году – 44,1 млн. По прогнозам, к 2030 году 8% жителей Европы будут мусульманами. Самая крупная мусульманская община – во Франции. Пятерку самых мусульманских Великобритания, Италия, Испания и Нидерланды. Россия: к концу 2012 года, по социологическому опросу «Левада-Центр», среди верующих православных христиан было 74%, мусульман – 7%, христиан-католиков и протестантов, буддистов, иудеев – 1%. В сумме это 82%. Тогда возникает вопрос: к какой религии относятся оставшиеся 18% верующих? Один и вариантов ответа: разные неофициальные источники указывают число мусульман в России – 18-20%. Лингвистическая классификация В основе лингвистической (языковой) классификации лежит принцип сопоставления родственных по происхождению языков, и выявление такого языкового родства означает обычно и установление генетического родства между народами, хотя при этом народы могут сильно различаться по хозяйству и культуре, что объясняется историческими причинами. Родство языков устанавливается по целому ряду признаков – по способу словообразования, грамматическому строю, значению слов, морфемам (минимальные единиц языка, имеющих значение), стилистике, т.д. Родственные языки объединяются в группы различного уровня (семьи и группы). Например, русский, украинский и болгарский языки относятся к одной – славянской – группе языков, но русский, таджикский и английский восходят к общему индоевропейскому языку. Это позволяет констатировать факт, что большинство современных языков образовались из предшествовавшего им некоторого количества так называемых «праязыков». «Праязык» - это «язык-основа», реальная общность диалектов древних племен или народностей, к которым в конечном итоге генетически восходят все языки той или иной группы (семьи) родственных языков. Таким образом, историю языков схематически можно изобразить в виде дерева, у которого от ствола («праязыка») отходят ветви – новые языки, в свою очередь, дающие начало другим ветвям (языкам). В силу такого образного представления о происхождении языков народов мира данную классификацию принято также называть генеалогической. Она помогает этнографии решить целый ряд своих задач – например, реконструировать этногенетические процессы, а также позволяет объяснить близость традиционных культур народов. Также реконструкция лексики разных этапов развития языка указывает на территориальное распространение его народа-носителя, особенности его материальной культуры и т.д. Например, в русском языке существует множество слов с названием леса (лес, ельник, бор, чащоба, осинник, березняк, опушка, бурелом, т.д.), но только одно слово для обозначения моря, что позволяет сделать вывод о «родном» ландшафте русского народа. Также данная классификация по наличию в языке заимствований позволяет выявить степень культурных контактов между народами. Например, в русском языке есть очень много слов тюркского происхождения (деньги, богатырь, базар, бог, т.д.), что позволяет сделать вывод о тесных культурных контактах между этими народами. В структуре генеалогической классификации лингвисты выделяют близкие языки и языковые семьи, а в составе языковых семей (по степени возрастания сходства) – языковые ветви, а в ветвях – группы, в группах – подгруппы, степень сходства которых максимальна. В некоторых случаях выделяют более высокие уровни объединения, чем семьи – надсемьи, стоки и филы (например, для языков австралийских аборигенов или папуасов Новой Гвинеи). Почти все языки народов мира входят в состав тех или иных языковых объединений, однако есть и исключения в виде изолированных языков, которые не имеют родства с другими языками. Возможно, когда-то они и входили в состав каких-то языковых семей, но потом народы-носители данных языков исчезли за исключением немногих «осколков» лингвистического прошлого человечества. Доказательством того, что такая ситуация возможна, является факт существования «мертвых» языков, носителей которых уже не существует. Так произошло, например, с латинским, хорезмийским, согдийским языками, на которых уже никто не разговаривает, но которые сохранились благодаря письменным источникам и переводам, сделанными другими народами. Так, латинский язык сохранился в виде языка религии и науки, похожая ситуация произошла и с санскритом. Так что, вполне возможна ситуация, что ранее на земле жили народы, которые исчезли, так и не создав письменности, и потому их язык перестал существовать вместе с ними. Языковая классификация этносов наибольшее распространение. Народы группируются по языковым семьям. Семьи связаны общим происхождением из языка-основы. Но язык – исторически развивающееся явление культуры, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут сильно отличаться один от другого. Кроме того, внутри языка развиваются диалекты региональные варианты. Поэтому языки классифицируются не по современному состоянию, а по историческому генетическому родству. Языковые семьи лингвисты определяют путем сравнительного анализа словарного запаса и грамматики отдельных языков. Всего на земле насчитывается около 2 тыс. языков. Они объединены в более тридцати семей. Приведу несколько примеров. Много народов мира говорит на языках индоевропейской семьи. Группы: славянская, балтийская, германская, кельтская, романская, албанская, греческая, иранская, армянская, иранская, индоарийская, нуристанская. К индоевропейской семье относится подавляющее большинство населения Европы. В Восточной Европе и Северной Азии расселены народы уральской семьи. В ней финно-угорская и самодийская группы. На финских языках говорят мордва, карелы, марийцы, финны, эстонцы. К угорским относятся языки венгров, хантов и манси. В Западной Азии и Северной Африке расселены народы семито-хамитской (афразийской) семьи. Она делится на 4 группы. Вам наиболее известна семитская группа: арабы, мальтийцы, евреи Израиля и др. Вам хорошо известны некоторые народы алтайской семьи. Она делится на тюркскую и монгольскую группы. Тюркская: татары, чуваши, башкиры, туркмены, турки, узбеки и др. Монгольская: буряты и калмыки, монголы. Самая крупная языковая семья Азии – сино-тибетская. В ней выделяются группы китайская, тибето-бирманская, качинская и др. Этнолингвистическая классификация Наибольшее распространение в этнологии получила классификация народов по принципу их языковой близости. Ведь, как правило, сходство языков говорит либо о генетическом родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Поэтому лингвистическая группировка является одновременно и этнической классификацией. Конечно, один лишь язык не всегда дает возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этническим показателям. Но это не является основанием для отказа от языкового принципа этнической классификации как ведущего. Такая система классификации называется этнолингвистической, поскольку в ее основе лежат два критерия — язык и этническая принадлежность. И поскольку этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения. Языковая панорама современного мира характеризуется богатством и сложностью. Общее число языков мира ученые определяют в 6 тысяч. Налицо, казалось бы, явное несоответствие — число языков расходится с числом народов (5 тысяч). Дело в том, что понятия “этническая общность” и “языковая общность” далеко не идентичны. Обычно каждый народ говорит на одном языке. Все большее распространение имеет, однако, двуязычие (билингвизм), когда какая-то часть народа или даже целый народ постоянно пользуется в обиходе двумя языками. Двуязычие — довольно частое явление в многонациональных странах, где национальные меньшинства кроме родного обычно пользуются также языком наиболее многочисленной или господствующей нации. Так, почти полностью двуязычны (немецкий и французский языки) эльзасцы, живущие на востоке Франции. Двуязычна или даже трехъязычна значительная часть населения таких многонациональных государств, как Бельгия и Швейцария. Значительные группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с локальными языками все большее распространение получают официальные государственные языки (в Индии — хинди, в Пакистане — УРДУ, в Индонезии — бахаса индонесиа, на Филиппинах — пилипино, в некоторых странах Африки — английский или французский языки). Вместе с тем сложилось и такое явление, когда несколько народов говорят на одном и том ж е языке. Так, по-английски (с небольшими местными различиями) говорят англичане, англоавстралийцы, англо-новозеландцы, англо-африканцы, англо-канадцы, американцы США, многие народы Карибской Америки и другие этносы. Испанский язык является родным не только для испанцев, но и для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы и германо-швейцарцы. Иногда некоторые части народа говорят на разных языках. Так, мордовский этнос говорит на двух сильно различающихся между собой языках — мокшанском и эрзянском. Лишь пятая часть ирландцев Ирландии говорит на своем родном языке (кельтской группы), остальные — на английском. Иногда диалектные различия внутри языка настолько велики, что общение между отдельными группами народа без знания общепринятого литературного языка оказывается невозможным. Примером особенно сильных диалектических различий может служить китайский язык. Не случайно некоторые лингвисты считают, что так называемые диалекты китайского языка фактически представляют собой самостоятельные языки. Существует много диалектов арабского языка. Для группировки народов этнолингвистическая система использует генеалогическую классификацию языков, в которой языки объединяются в семьи по признаку родства, устанавливаемого при сравнении их словарного фонда и грамматики. Семьи делятся на группы, а некоторые из последних подразделяются на подгруппы. Языки классифицируются по принципу исторического генетического родства. Установление родства тех или иных языков важно для этнологии как показатель близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. При этом родство языков может означать и родство народов по происхождению, но, как полагают лингвисты, за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач. Для этнологии смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой группе, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре. При этом этнология в языковой классификации основывается на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе, а также учитывает осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В принятой этнолингвистической классификации народов это характеризуется понятием “группа родственных по языку народов”. Например, в индоевропейскую семью входят славянская, германская, романская и ряд других групп. Все народы, говорящие на языке славянской группы, осознают свою близость и генетическое родство и даже в бытовом общении понимают друг друга. Этнологи учитывают и более отдаленное родство между языками и культурами, обозначаемое лингвистами как “языковая семья”. Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь, каждая из языковых семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Сюда же условно отнесены некоторые группы народов, объединяемые скорее на основании географических или культурно-исторических признаков, чем по признаку принадлежности к одной языковой семье (термин “семья” употребляется лишь в тех случаях, когда определенно установлено генетическое родство языков соответствующих народов). К таким народам относятся папуасские и индейские народы. Каждый из них фактически объединяет по несколько семей или даже суперсемей. К примеру, три африканские “семьи” (нигеро-кордофанская, нило-сахарская и койсанская) также по существу являются суперсемьями, состоящими из нескольких семей. Процесс формирования языковых семей был тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие языки встречаются обычно у соседних народов, связанных общим происхождением или длительной совместной жизнью в пределах одного региона. В некоторых случаях языки сходны и у этносов, живущих далеко друг от друга (например, у яванцев и малагасийцев, венгров и манси, якутов и киргизов). Объясняется это тем, что народы, говорящие на этих языках, либо имеют какие-то общие генетические корни, либо жили в далеком прошлом на смежных территориях. Язык — один из важнейших признаков этноса, и при этнолингвистической классификации выделяются группы народов, либо связанные единством происхождения, либо имевшие длительные культурные контакты. По своей форме этнолингвистическая классификация очень близка к генеалогической классификации языков. Этнологи почти без изменений используют выработанную лингвистами систему для группировки народов мира. Хозяйственно-культурная классификация Давно было замечено, что народы, находящиеся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития, имеют как сходство, так и различия в культуре. Вместе с тем обращает на себя внимание как значительное сходство в культуре многих народов, говорящих на различных языках, так и, напротив, большое культурное разнообразие среди народов, говорящих на родственных языках. Далеко не всегда это сходство или различие может быть объяснено уровнем социально-экономического развития. Именно в связи с этим были выделены хозяйственно-культурные типы. Под хозяйственно-культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. Концепция хозяйственно-культурной классификации была разработана российскими этнологами и используется в основном для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющими признаками хозяйственно-культурного типа являются характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Различия между хозяйственно-культурными типами касаются в первую очередь основных занятий большинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ремесел, — а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются главным образом в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не выходит за пределы Средних веков. Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более высокой производительностью труда. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использование тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. При капитализме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов. У современных народов, находящихся на различных уровнях общественно-экономического развития, можно встретить хозяйственно-культурные типы всех трех групп. Следует, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или, по крайней мере, заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков. На территории России в определенных зонально-природных условиях у некоторых народов сохраняются хозяйственно-культурные типы всех трех групп. К ним относятся арктические охотники на морского зверя, охотники и оленеводы тундры, охотники и рыболовы лесной зоны, оседлые приморские рыболовы, земледельцы лесной зоны (наиболее распространенный хозяйственно-культурный тип), земледельцы степи и лесостепи, кочевые скотоводы степей (ныне перешедшие на полуоседлость и оседлость), горные земледельцы и скотоводы. Этнические границы обычно не совпадают с границами хозяйственно-культурных типов; крупные этносы такие границы делят на части, мелкие — объединяют. Тем не менее можно заметить, что, например, традиционная культура восточных славян и большинства народов индоевропейской семьи связана преимущественно с земледелием, а у большинства тюркских типов и монголо-язычных народов — со скотоводством. Гораздо чаще совпадают границы хозяйственно-культурных типов с природно-ландшафтными областями. Так, по существу, для всех народов тундровой зоны (ненцев, нганасан, долган и др.) традиционно оленеводство (для нганасан — охота на диких оленей); для народов крупных рек таежной зоны (хантов, нанайцев, кетов и др.) — рыболовство и т. д. Наряду с хозяйственно-культурными типами существует классификация народов по историко-этнографическим (или историко-культурным) областям — частям ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые или этнографические особенности. Наиболее ярко они проявляются в материальной культуре, но отражаются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом. В рамках такого подхода можно выделить историко-этнографические области разного уровня — историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические районы. Например, в России выделяются такие крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Поволжье и Приуралье, Сибирь, Север, Дальний Восток. В каждую историко-этнографическую провинцию входит несколько областей. В Сибири, например, выделяются такие области, как западносибирская, восточно-сибирская, южно-сибирская. Обычно структура историко-этнографических областей используется для выделения групп народов при их описании: “народы Поволжья”, “народы Северного Кавказа”, “народы Севера”, “народы Сибири”. Хозяйственно-культурная классификация Среди перечисленных видов классификаций народов мира только хозяйственно-культурная является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Рассматриваемый вид классификации имеет существенное значение для этнографии и необходим при исследовании проблем этнической истории, истории возникновения и развития хозяйства и материальной культуры, исторических и культурных связей между народами, наконец, при установлении глобальной непрерывности и общности человеческих культур. Этнографические данные показывают, что при одном и том же уровне социально-экономического развития и в одинаковых условиях природно-географической среды у народов, даже не связанных между собой исторически и относящихся к разным этническим и языковым группам, возникают сходные явления в хозяйстве и материальной культуре. Сходные по этим признакам народы классифицируются по хозяйственно-культурным типам (ХКТ). Под хозяйственно-культурным типом понимают в этнографии комплекс особенностей хозяйства и культуры, который исторически складывается у разных народов, близких по уровню социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Хозяйственно-культурные типы формировались на протяжении всей человеческой истории в ходе приспособления людей к окружающей среде. При этом одни типы очень древние, другие возникли позднее. Поэтому содержание классификации народов по видам практикуемого ими хозяйства и сопряженных с ними культурных явлений имеет стадиальный характер, т.е. рассматривает ее в эволюционном ракурсе как развитие от низших форм хозяйствования к высшим. Поэтому, по мере становления капитализма как доминирующей экономической системы на планете, классификация народов по хозяйственно-культурным типам имеет исторически ограниченное значение и мало применима к классификации народов в современную эпоху (за исключением народов, у которых традиционные хозяйственные системы все еще продолжают существовать). Поскольку существует много различных классификаций систем хозяйства, то для исторических наук (и этнографии в том числе) важно разделение хозяйственных систем на два вида – присваивающее хозяйство, и производящее хозяйство. Под первым понимается непосредственное изъятие пищевых продуктов из природы без изменения последней (охота, рыболовство, собирательство, т.д.). Однако даже такое простое «присвоение» происходит с использованием различных орудий труда и при определенных индивидуальных и коллективных действиях людей, и такой способ хозяйствования не означает, что живущая так общность людей совсем примитивна. Напротив, жизнь людей в присваивающем хозяйстве может сопровождаться делением общества на классы, наличием социального неравенства, т.д. Например, так жили североамериканские индейцы (хайда, нутка, т.д.). Под производящим хозяйством понимается такой способ экономической деятельности, когда осуществляется намеренное выращивание растений, идущих в пищу, а также разведение с этими целями одомашненных животных. Именно в условиях производящего хозяйства происходит социальное расслоение общества, создается государственность, формируется цивилизация. Естественно, что в ходе исторического развития происходило совершенствование форм экономики, в различных регионах мира возникали одни формы ХКТ, а другие исчезали. Их смена была обусловлена целым рядом факторов: эволюцией хозяйственной деятельности, заимствованием технологий у соседей, изменением экологических условий, и т.д. Поэтому ХКТ имеют исторически преходящий характер, когда прежний вид сменяется новым, более развитым, и самый развитий из них – пахотное земледелие – в конечном итоге дал человечеству возможность создания производства – сначала мануфактурного, потом промышленного фабрично-заводского производства, основанного на использовании угля, газа, нефти, а затем и атомной энергии. Поэтому классификация по ХКТ применяется к народам с так называемой традиционной культурой, т.к. на стадии мануфактурного. и тем более промышленного производства, различные формы хозяйствования резко трансформируются на «индустриальный уровень», например, та же охота начинает вестись с помощью технических приспособлений, а не традиционным способом. Концепция ХКТ была разработана советскими этнографами М.Г. Левиным и Н.Н. Чебоксаровым в середине 1950-х гг., и продолжает использоваться по сей день. Свои выкладки Левин и Чебоксаров основывали на идеях этнографов 18-19 вв. В частности, выделенные в 19 в. американскими этнографами О. Мэсоном и К. Уислером «пищевые области» («культурные ареалы») коренного населения Северной Америки очень близки по сути к содержанию хозяйственно-культурных типов, предложенных советскими учеными. Хозяйственно-культурная классификация имеет двухуровневый характер. Высший уровень представлен типом, который выделяется на основании преобладающего вида получения продуктов питания и сырья для изготовления предметов потребления. Сейчас принято выделять четыре ХКТ с перечислением их в порядке возникновения: один тип присваивающего хозяйства – охота, рыболовство и собирательство, и три типа производящего хозяйства – ручное земледелие, кочевое скотоводство, и пахотное земледелие. Но четкие границы между данными типами не всегда можно установить, поскольку переход к более высокоорганизованной системе хозяйствования не означает стопроцентного отказа от предыдущих форм хозяйствования, в которых может быть задействована значительная часть сельского населения. Так, например, в океанийском регионе на западе доминирующим является ручное земледелие, а на востоке акцент делается на добывание морепродуктов. Также у значительной части населения Карпат, занятых пахотным земледелием, большее значение имеет овцеводство. В таких случаях определение типа ХКТ осуществляется по наиболее «прогрессивной» форме хозяйствования. Более же низкий уровень хозяйственно-культурной классификации представлен вариантом (или подтипом), которые выделяются на основании экологических условий (ландшафтных различий) обитания представителей данного ХКТ. Но, поскольку четкие границы между ландшафтными зонами провести сложно, то возникают сложности с осуществлением классификации и по вариантам. Например, переходный характер ландшафта между зонами высокогорья и равнинного предгорья Тибета обусловил у групп населения данного региона постепенную сменность высокогорного скотоводства равнинно-степным скотоводством. Поэтому, чтобы не возникало сложностей и путаницы, в качестве примеров того или иного типа и варианта хозяйственно-культурной классификации обычно приводятся «классические» его народы-представители, а не «запутанные» случаи, исследование которых этнографами приводит к тому, что в предложенную Левиным и Чебоксаровым классификацию периодически вносятся различные дополнения, изменения и уточнения. Например, Р.Ф. Итс предложил осуществлять хозяйственно-культурную классификацию с учетом региональных изменений под влиянием европейской цивилизации: для Нового Света – с 17 в., для Африки – с 18 в., для Австралии, Океании и Азии – с конца 18 – нач. 19 в. Данный подход подучил название «исторического» и, в силу своей логичности, был признан этнографами вполне целесообразным. Историко-этнографическая классификация Классификация народов мира по критерию историко-этнографических отличий, как и классификация по ХКТ, была разработана советскими этнографами. Основы ее были заложены также в трудах М.Г. Левина и Н.Н. Чебоксарова, и впоследствии она уточнялась другими исследователями, в частности, Б.В. Андриановым. Эта классификация также основана на сходстве народов по облику их культуры, однако главной причиной этого сходства являлась не близость уровня экономического развития и экологии обитания (как у ХКТ), а взаимообмен культурными достижениями в условиях тесного соседства. Высший иерархический уровень этой классификации сначала был определен как «область», поэтому она и получила название классификации по «ИЭО» («историко-этнографические области»). Однако в ходе дальнейших исследований был выделен еще один, более высокий, уровень – «провинция» («регион»), поэтому использование понятия «область» в ее определении несколько утратило логику, поэтому в качестве более «нейтрального» термина используется понятие «общность», что и отражено в современном названии этой классификации. Историко-этнографическая общность – это часть ойкумены (территории земного шара), у народов которой в силу единства исторического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. В первую очередь эти особенности характерны для материальной культуры (орудий труда, средств передвижения, жилища, одежды, пищевых привычек, обрядов жизненного цикла, религиозных верований, семейных отношений, общинного устройства, т.д.). При этом вполне может присутствовать определенное взаимодействие и в лексическом фонде, хотя между народами могут быть значительные различия по экологии обитания, языковой принадлежности, антропологическому типу, типу хозяйствования и уровню социального развития. Как уже отмечалось, в классификации народов по историко-этнографическим общностям выделяется несколько уровней – провинция (регион), которая делится на области, которые делятся на подобласти, а те ,в свою очередь – на историко-этнографические районы. Как и ХКТ, это все исторические категории, и на протяжении существования человечества эти общности формировались, изменялись их границы и характерные признаки, исчезали и формировались новые, причем только один раз в истории человечества. Приводимое ниже описание историко-культурных общностей дается на хронологический период кон. 19- нач. 20 в.в., применительно к которому выделено 16 историко-культурных провинций (регионов), охватывающих всю территорию земного шара. Сегодня управление процессами социального обслуживания в учреждении является важнейшим критерием его эффективной работы. В широком смысле управление — это процесс воздействия на объект и его свойства с целью изменения его в нужном направлении, а социальное управление — это процесс воздействия на общество и его отдельных граждан с целью сохранения их существующего состояния, либо изменения этого состояния в лучшую сторону [5]. Качественное обслуживание граждан, в том числе и пожилого возраста, невозможно без эффективной системы управления процессами социального обслуживания в организации, которая напрямую связана с реализацией функции управления персоналом. В данных условиях актуальным становится социальный менеджмент. Изначально менеджмент относился лишь к коммерческим организациям. Однако со временем, зарекомендовав себя как эффективную форму управления, менеджмент распространился и на другие сферы жизни, в том числе и на социальную сферу. Авторы по-разному трактуют данный термин. Так, доктор экономических наук Афонин Ю. А. определяет социальный менеджмент как «область управления, формирующую у будущих специалистов теоретические и практические навыки, которые позволяют эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной социальной среды, проектировать социальные организации» [2]. Научный сотрудник Института истории материальной культуры Российской академии наук Попов С. Г. говорит, что» социальный менеджмент — это разновидность менеджмента, которая предполагает разработку целей, формулировку проблем, составление планов посредством использования определённых видов деятельности [6]. Таким образом, социальный менеджмент — это область организаторско-управленческой деятельности, обеспечивающая выработку и реализацию решений по эффективному функционированию организации как системы. Объектом управления в социальном менеджменте выступает система общественных отношений, в которую включены учреждения социальной сферы, а субъектом управления — руководители социальных учреждений и формируемые ими органы управления [3]. Субъект и объект управления, а также существующие между ними связи образуют систему социального управления, в том числе и систему управления по оказанию социальной помощи различным категориям населения. Принципы социального менеджмента. Под принципами социального менеджмента понимают основополагающие правила, положения и нормы, которыми должны руководствоваться управленцы в конкретных социальных условиях. Принципы социального менеджмента должны быть основаны на законах развития общества, соответствовать целям социального менеджмента, учитывать временные аспекты социального управления; быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах [4]. К принципам социального менеджмента относят: Принцип коллегиальности в принятии управленческих решений. Принцип научности социального менеджмента. Принцип прогнозирования социального менеджмента Принцип ответственности за результаты социального менеджмента Принцип рационального подбора и использования кадров. Принцип экономичности и эффективности управления. Принцип системности. Принцип иерархичности. Принцип обязательной обратной связи. В процессе развития общества определенные принципы социального менеджмента могут изменяться. Но, тем не менее, полностью они не исчезнут, поскольку выражают серьезные требования к системе социального управления. Мировая практика в работе с пожилыми людьми отдаёт предпочтение социальному менеджменту. Особенности социального менеджмента в работе с пожилыми людьми включают в себя следующие положения: – комплексный подход к пожилому человеку, предполагающий тесное взаимодействие различных специалистов; – учет психологических особенностей пожилых людей; – организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе социального обслуживания. Социальный менеджмент позволяет обеспечить эффективное управление деятельностью учреждения с целью удовлетворения потребностей той или иной категории населения в различных услугах [1]. Социальный менеджмент в учреждении охватывает три аспекта работы [7]: Социальный аспект (удовлетворение потребности в социальных услугах). Организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении). Важным становится необходимость интегративности и межведомственного взаимодействия между учреждениями системы социального обслуживания всех уровней, некоммерческими организациями и благотворительными организациями. Кадровый аспект (профессионализм специалистов по социальной работе). Данный аспект является одним из значимых в управлении социальными процессами, поскольку эффективность оказания социальной помощи напрямую зависит от профессионализма специалиста. Следовательно, важным становится процесс обучения и подбора персонала, в связи, с чем для учреждений социального обслуживания необходимым становится развитие нового направления — социальный менеджмент. Итак, социальный менеджмент — это область управления, направленная на формирование у специалистов теоретических и практических навыков, позволяющих эффективно воздействовать на социальные явления и процессы. Менеджмент в социальной сфере обеспечивает эффективное управление процессами социального обслуживания, направленными на удовлетворение потребностей населения, в том числе и пожилого возраста, в социальных услугах. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Карлина, Т. А. Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания / Т. А. Карлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67131/ (дата обращения: 04.09.2022). |