Георгий Васильевич Свиридов
Скачать 4 Mb.
|
Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры. Л. Полякова Георгий Васильевич Свиридов советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума. В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность. В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки — Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья. Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов — его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году. Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов. В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью. Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным. «Патетическая оратория» — это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц». Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока. В 1960-е годы пристрастие композитора к народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями. В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой — единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности. Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него. В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику — за внимание к тому, что есть лучшее в русской народно-песенной стихии. «Патетическая оратория» В 1959 году возникает поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского. Литературную канву оратории композитор создает сам, используя фрагменты из поэмы «Хорошо!» и ряд стихотворений, среди которых — «Разговор с товарищем Лениным», «Последняя страничка гражданской войны», «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Произведения эти использованы частично, только в той мере (те строфы и стихи), которая диктовалась общим замыслом оратории. В обращении с текстом композитор проявил обычную для него свободу и вместе с тем редкостную бережность, чуткость и внимание к главному — к индивидуальным свойствам поэта, к своеобразию его поэтического мира. Композитор открывает для музыки В. Маяковского, чьи произведения считались почти не поддающимися переводу на музыкальный язык. В ярком, сильном, новаторском и очень «маяковском» произведении Свиридова начинается новая жизнь величайшего из советских поэтов. Оратория посвящена грандиозной и главной для творчества композитора теме Родины, советского народа, революции. Масштаб взят исключительно широкий. Мысль, главная тема, естественно, представлена в большом обобщении. Однако развертывается она постепенно на протяжении семи частей оратории. Они исполняются без перерыва и тесно друг с другом связаны. Три первых номера воплощают образы революционной борьбы, гражданской войны и завершаются победой революции. Сильно, энергично, без единого такта вступления, сразу с необычного типа декламации солирующего баса — с ораторской речи-приказа: «Разворачивайтесь в марше!» — начинается оратория: Этот «Марш» — монументальная фреска, запечатлевшая грандиозные события революции. Звучание большого смешанного хора в сопровождении маршевой поступи оркестра с яркими фанфарными возгласами труб создают атмосферу напряженную, героическую и торжественную. Второй номер — «Рассказ о бегстве генерала Врангеля» — содержит черты театрального действия. Солист рассказывает — не поет (в его партии указан только ритм, вне звуковысотности) — о бегстве из Севастополя белогвардейцев. Рассказ ведется на фоне и в чередовании с заупокойным хором — отпеванием белой армии. А затем появляется и Врангель, который — «под пули в лодку прыгнул». Третий номер — гимн «Героям перекопской битвы» — торжественный, по-русски песенный и величавый, с плавным и широким разливом мелодии, перекликающейся с песнями гражданской войны. Следующие номера образуют средний раздел оратории. В нем раскрывается образ советского человека в его глубокой любви к Родине, к родной русской земле. Проникновенный монолог баса — «Наша земля» — сосредоточенное раздумье о Родине: Землю, где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся,— но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя. Оркестровое вступление основано на теме в характере русских инструментальных наигрышей. Выдержанная в нежных акварельных красках, она воспроизводит родной пейзаж, образ Родины. В заключительной разделе монолога главная мысль утверждается в музыке активно-действенной, сурово-героической с оттенком маршевости. «Здесь будет город-сад» — для солистки (меццо-сопрано) и смешанного хора — запечатлевает образ советского человека-созидателя, мысль которого обращена в будущее. Сосредоточенное раздумье предшествующего монолога сменяется сценой-действием. Светло, уверенно, величаво звучат заключительные стихи в партии солистки, сопровождаемой хором и оркестром Среднюю часть оратории завершает, как и начальную, монолог баса — «Разговор с товарищем Лениным»: Грудой дел, суматохой явлений день отошел, постепенно стемнев. Двое в комнате. Я и Ленин — фотографией на белой стене. Монолог — осмысление происшедших событий современности и грядущего. Здесь несколько мыслей-образов, смена резко контрастных эмоциональных состояний. Сурова и сдержанна декламационная лирическая мелодия солиста вначале. Но главный образ, завершающий этот разговор,— героический. Он возникает в последней строфе текста: Товарищ Ленин, по фабрикам дымным, по землям, покрытым снегом и жнивьем, вашим, товарищ, сердцем и именем думаем, дышим, боремся и живем!.. Здесь утверждение веры в ленинские идеи, преданность революции, выражение любви к Советской стране. Последний раздел оратории — ее финал «Солнце и поэт». Как и в предыдущем номере, в нем воплощен образ поэта-гражданина, отдающего себя делу революции, созидающего вместе со своим народом новый, светлый мир. Само солнце — жизнь берет его в союзники: Пойдем, поэт, взорлим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами. Это монументальный оркестрово-хоровой номер с участием солиста. Огромную роль в музыке играет тема ликующего звона колоколов, придающая ей торжественный, солнечный характер. Завершается произведение ораторской мелодией — декламацией солиста и хора, утверждающей жизнь, солнце, деятельное служение людям: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! Оратория — монументальное произведение, которое потребовало от автора применения новых исполнительских и выразительных средств. Свиридов использует в нем большой состав симфонического оркестра с расширенной группой медных духовых (восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов, туба), с включением двух роялей, органа и большого состава хора (от ста шестидесяти до двухсот человек). Интересны и своеобразны жанровые оттенки отдельных номеров оратории. Здесь и монологи, и песня-гимн, и сцены. Последние доминируют. Стремление к сценической образности — одна из заметных особенностей оратории. В ней есть действующие лица: народ, выступающий по-разному в различных эпизодах, поэт — трибун революции, образы врагов-белогвардейцев во главе с Врангелем. При широком обобщении, несомненной эпичности сочинения, музыке свойственны огромная динамика, активность образно-тематического развития. (Сценические черты, заложенные в этом произведении, вскоре привлекли к нему внимание театра. Впервые на сцене оно было поставлено режиссером Э. Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году). В создании «Патетической оратории» композитор выступает смелым новатором. Образы оратории, предельно рельефные и лаконичные, даны крупным планом. Музыка фиксирует только самые основные моменты текста без его детализации. Такой метод возлагает особую ответственность на композитора. Каждая новая тема, гармонический поворот, смена фактуры, оркестровки — все существенно, важно, все должно быть направлено к раскрытию главной идеи, основных образов, наиболее важных изменений в их развитии. Появление «Патетической оратории» было крупным событием в советской музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии. Анализ литературного текста Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г. В.Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной: Сердца – такие же моторы. Душа – такой же хитрый двигатель, - утверждает поэт. Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого – свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя, друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь – и снова день трезвонится». Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Поэт широко пользуется приёмами олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»). Поэт принижает образ солнца в отличие от ненавидимых им лирических поэтов. Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира. Музыкально-теоретический анализ произведения Это произведение является седьмой заключительной частью «Патетической оратории» Григория Свиридова. Все сочинение композитор излагает в виде контрастно-составной формы со сквозным развитием. Контрастно-составные (термин предложен В. В. Протопоповым) — формы, состоящие из 2 или нескольких контрастных частей, объединяющихся общностью замысла и развития, текстом, сюжетом, тональной замкнутостью и логикой тонального плана, тематическими и интонационными связями, непрерывностью перехода. Различие частей контрастно-составных форм в темповом отношении обязательно и придаёт целому свойства цикла. Части контрастно-составной формы обычно неоднородны по степени развитости и самостоятельности, каждая из них может иметь структуру простой, сложной, сонатной, полифонической или др. формы. Все произведение написано в размере 6/4 и изменяется лишь в трех тактах на протяжении всего сочинения на 3/4 . Это происходит в тематическом проведении женских партий на текст «Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою». Скорее всего, композитор использовал этот прием для лучшей передачи литературного текста, при таком сочетании размеров данный текст, приобретает акцентуации именно тех слов, которые нужно выделить для лучшего восприятия всей фразы. Здесь композитор очень правильно подошел с точки зрения связи литературного и музыкального текста. Начинается произведение двухтактным оркестровым вступлением, звучит рояль и скрипичная группа оркестра, характер звуковедения markato. В основе лежит повторяющийся мажорный трихорд. Это оркестровое вступление является основой всего произведения, «темой зерном» которая все время звучит в оркестре в разных тональностях и в разных группах оркестра. Весь этот музыкальный фрагмент изложен в виде экспозиции, который вводит слушателя в характер всего произведения. Начальный темп произведения Allegro moderato (умеренно скоро) четверть =109. Хор вступает с третьего такта, звучит общехоровой унисон. Мелодия скачкообразная, (напоминает фанфарное звучание) в ней постоянно присутствуют скачки на кварту квинту и даже октаву. В основном хор все время звучит в унисон, но общую тональность и гармоническое заполнение дает оркестр. Следующий фрагмент начинается с текста «Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою» на динамическом нюансе ff . На фоне восходящего движения духовой группы оркестра звучит женское проведение, где приоритет больше отдается партии сопрано, альтовая же партия играет роль гармонической основы, на которую опирается сопрановая мелодия. В этой фразе композитор требует постоянного поддерживания динамики форте, (non dim.) так как предусматривал то, что исполнитель захочет динамически завершать все фразы, филируя звук. Продолжает тему (poco pesante – постепенно утяжеляя) на этой же динамике мужская группа хора. В оркестре дублируется басовая партия, что придаёт более наполненного звучания хора, это еще раз доказывает то, что связь хора и оркестра в этом произведении очень велика. Далее звучит соло басовой партии на фоне оркестра, который частично дублирует мелодию. Эта часть тоже имеет повествовательный характер, здесь описывается место, где собственно и происходят все действия. Здесь композитор очень грамотно изложил музыкальный материал, для лучшего восприятия и ощущения тех эмоциональных ощущений которые хотел передать Маяковский. Следующая часть снова звучит на знакомой уже нам теме в оркестре. Темп немного ускоряется (con moto – немного с движением четверть =112) . Маркированный штрих в оркестре остается неизменным, тогда как в хоре нужно добиваться широкого связного звучания всех партий. Следующий фрагмент полностью оркестровый, звучит очень величественно и торжественно. Темп еще немного подвигается относительно предыдущего фрагмента (Piu mosso- с движением четверть =120). На протяжении всего оркестрового проигрыша идет перекличка тем в духовой группе между валторнами и трубами, где тема трубы звучит как фанфарный призыв : Штрих в оркестре остается неизменным, композитор использует термин - marcatissimo la melodia, что означает маркируя мелодию. Этот оркестровый проигрыш постепенно подводит нас к сольной партии Баса. Постепенно замедляя на динамике ( sfff)заканчивается оркестровый проигрыш, плавно приходя в темп Andante maestoso – спокойно величественно где четверть =72. Отсюда начинается большой сольный фрагмент Баса. Это соло должно звучать очень широко, величественно и громко( композитор даже написал «прямо в микрофон»). Звучит соло на фоне поставленных аккордов в партии рояля. Что касается темпа, он постепенно то ускоряется, то замедляется. Все эти темповые изменения связаны с эмоциональной подачей настроения Маяковского. Начиная с текста «Устану я захочет ночь» идет сброс по динамике sp. Темп постепенно оживляется (poco animato четверть = 80), идет постепенное развитие динамики которое приводит к унисонному звучанию хора, на фоне знакомой уже нам теме в оркестре. Кульминация всего произведения начинается с текста «Светить всегда», все партии вместе солистом и оркестром звучат в унисон. Здесь, как и в предыдущем фрагменте нет единого темпа, он постоянно изменяется. Последняя фраза солиста звучит в виде речитатива на текст «Светить и никаких гвоздей». И завершает все произведение унисонное звучание всех партий на фоне темы, которая звучит в партии медных духовых инструментов: В этой части Свиридов использует унисонную и октавно-унисонную фактуру, которая очень гармонично вписалась в общий контекст произведения. Практически вся эта часть построена на унисонном звучании всего хора: Тональный план в этой части довольно широк, композитор использует такие последовательности тональностей как D-dur в fis-moll ; отклонение из F-dur через g-moll в Es-dur ;также активное тональное развитие в оркестровой интермедии B-dur , D-dur, H-dur, Es-dur .В сольном разделе баса используется новый тональный спектр: h-moll, cis-moll, e-moll, Des-dur, A-dur. Д иапазон партий а а Общехоровой диапазон Динамика произведения довольно статичная, автором выставлены обозначения силы звука в произведении и это в основном « f» и «mf» в некоторых местах достигает «ff» . При этом, необходимо динамически выделять голоса несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. Способ звуковедения : плавное и скачкообразное, ровность и плавность звуковедения должно быть достигнуто в тактах №,-14-21. Для придания музыке большей выразительности, необходимо подчеркивание мелодической линии в кульминационном разделе. Окраска звука густая, тембра голосов и бесконечное разнообразие их нюансов, зависят от характера произношения текста, его образно- смыслового воплощения в пении. Эта ансамблевая задача является одной из наиболее важных в кругу исполнительских средств. Большое влияние на характер жеста оказывает тип фактуры. Глубокая, плотная фактура на протяжении всего произведения отображается полным жестом с использованием предплечья и плеча. Вокальные трудности в произведении связаны с особенностями мелодического рельефа хоровых партий. Особую внимательность следует обратить на позиционную ровность в исполнении восходящего и нисходящего мелодического унисонного движения, захватывающих звуки разных регистров. Также представляет вокальную трудность длительное выдерживание звуков высокой тесситуры. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения. Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания , с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя. В этом номере находит своё прямое выражение идея всей оратории, воспевается духовное и творческое начало, лежащее в основе самой жизни; вдохновение художника уподобляется и отождествляется с Солнцем - её символом. Эффектное сопоставление тембров и силы звука составляют главную особенность музыкальной драматургии в развитии этого номера. Колокола и Сияние Света прославляют Творца и Создателя. Диалог солиста (бас, поющий в микрофон) и хора исполинскому звучанию, утверждая творчество как основной движущий фактор жизни, онтологически заложенный в мироздании приводит к исполинскому звучанию, утверждая творчество как основной движущий фактор жизни, онтологически заложенный в мироздании. Хоровое творчество Георгия Свиридова – этапное творение в истории современной музыкальной культуры. Оно стоит у истоков нового движения, возрождая традиции искусства русского хорового пения. Оно оказало огромное воздействие на исполнительство и хоровую культуру в целом. Творческий опыт Свиридова увлек многих композиторов, послужил примером - и в этом неоценимая заслуга композитора перед всем нашим многонациональным музыкальным искусством. |