|
Геральдический Барс. Геральдический Барс Работу выполнил ученик 4в класса Васюхин Максим
Геральдический Барс Работу выполнил ученик 4-В класса Васюхин Максим - Лев и его разновидность леопард — один из старейших и самых популярных геральдических символов. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и велиушия, а леопард — храбрости и отваги[2]. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два; если же число их больше, то они иногда называются львятами (фр. lionceaux)
- Поиски символа для герба Республики Татарстан проходили сложно. В ряде проектов предлагалось в качестве центральных атрибутов использовать изображения крылатого (летучего) змея - дракона, так называемого Зиланта, и башни Сююмбеки. Башня Сююмбеки Казанского кремля, построенного в XVI веке, является дозорной. Сооружение ее относится к концу XVII - первой половине XVIII веков, высота башни 58 метров. Крылатый змей, в свою очередь, является древнетюркским и болгарским символом. "Царь-змей" - мифологическое существо - выступал защитником слабых и символом власти и силы. Не случайно, видимо, среди татар с давних пор широко распространены поверья о змеях.
- С крылатым змеем связана татарская легенда об основании Казани и ее герба. В соответствии с легендой, территорию города первоначально занимали змеи. В XVIII веке был записан более подробный вариант этой легенды, по которому крылатый змей после гибели своих сородичей перелетел на пригородный холм Джилантау, с которого долгое время наводил ужас на город, пока не был убит.
- После взятия Казани русские основали на холме Джилантау монастырь, именуемый в писцовых книгах XVI века Илантовым. В писцовых книгах XVII века он стал значиться Зилантовым. Такое название за ним и сохранилось. Крылатый змей Зилант стал гербом Казани. К названию герба имеет прямое отношение и название холма. Джилантау означает "змеиная гора". Змея и змей по-татарски имеют одно и то же наименование "елан". В некоторых тюркских языках и наречиях "елан" звучит как "джилан", тюркский же звук "дж" в древней Руси передавался как "з". Выходит, Джилантау имеет еще одно значение: гора крылатого змея - Зиланта.
- Русские геральдисты внесли существенные изменения в образ крылатого змея. Вначале его изображали в виде гуся со змеевидным хвостом на фоне сердца, пронзенного мечом. Затем, в 1781 году ему добавили красные крылья и ноги. А в 1856 году священная "белая змея" превратилась в черного петуха со змеиным хвостом.
- Депутаты не приняли изображение крылатого змея в качестве государственного символа. Причин тому несколько. Во-первых, его образ не получил достаточно широкого распространения среди волжских болгар. Зилант использовался как символ только некоторыми болгарскими племенами. Наконец, фантастическое существо обладает недобрым началом, способно убить взглядом все живое.
- В ходе дискуссии о гербе свой вариант предложил кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Ш. Марджани (известный татарский историк-бытописатель XIX века) Н. Ханзафаров. Он считал, что центральное место в гербе Татарстана должен занять крылатый барс. Еще в VII веке волжские болгары использовали этот символ - символ богатства, плодородия, благородства, покровитель данного государства. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость.
- На боку барса изображен щит, в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры. Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Четное число лепестков цветка подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.
- Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Татары издавна говорили о нем как о самом священном и могущественном источнике света и жизни на земле. Красное солнце имеет не только божественное значение, но и символизирует безоблачность, непорочность и чистоту, олицетворяет доброе знамение.
- Обрамляет герб по зеленому колцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, так как Республика расположена в междуречье трех крупных рек Европы: Камы, Волги, Вятки. Лепестки орнамента идут от вершины герба, где расположен трехлепестковый цветок тюльпана (изображение тюльпана всегда преобладало в орнаменте казанских татар). Орнамент ниспадает к надписи "Татарстан", как бы переходит в нее. Круглая форма герба обозначает щит.
- В таком варианте герб исполнил художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Р. Фахрутдинов. Так произошло возрождение древнего крылатого барса - символа независимости Республики Татарстан
- Каждому знакомому с осетинским народом наверняка интересно - почему на гербах Северной и Южной Осетий можно увидеть необычного хищника - снежного барса, стоящего на фоне цепочки гор. Как и когда этот грозный зверь стал символом осетинской нации? На самом деле, снежный барс, он же ирбис, он же снежный леопард, издревле обитал в горах центральной части Северного Кавказа, где живут осетины. Правда, в 1950-е годы этот уникальный хищник в результате бездумной охоты оказался истреблен.
- И лишь сейчас его поголовье потихоньку пытаются восстановить в местном заповеднике североосетинские специалисты-биологи. Помогает им в том нелегком деле WWF - всемирный фонд дикой природы. Первые результаты уже есть - несколько барсов, в том числе самец по кличке Эльбрус, уже вернулись в осетинские горы.
- Сам барс мужественен, бесстрашен и умен, никогда на чужое не покушается, но и своего не отдаст. Вот почему осетины выбрали барса в символы своего древнего народа.
- О барсе, как о национальном символе осетин, упоминает еще в 1753-м году знаменитый грузинский ученый, царевич Вахушти Багратиони. Вахушти пишет: осетины изображают барса на своих знаменах. Есть и более ранние римские сведения об использовании барса на аланских стягах еще V века н.э.
- Именно снежный барс изображен на шестопере, оружии аланского полководца Ос-Багатара, найденном у святилища Реком в горах Северной Осетии.
- На гербах Северной и Южной Осетии барс появился в начале 90-х годов как национальный символ осетинского народа.
- Северная Осетия
Спасибо за внимание! |
|
|