конспектГероическая тема в русской музыке 7 класс. Героическая тема в русской музыке 7 класс
Скачать 19.97 Kb.
|
Тема: Героическая тема в русской музыке 7 класс Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре. Задачи: Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи. Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра. Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником. Ход урока 1. Проверка д/з. Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями музыкальных образов, давайте с вами повторим, а для этого отгадаем кроссворд. Отгадывание кроссворда. Музыка, предназначенная для игры не различных инструментах и делится на сольную, ансамблевую и оркестровую. Инструментальная С итальянского языка переводится как песня на воде. Баркарола. Торжественная песня. Гимн. Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. Вокальная. Пение без слов. Вокализ. Вид музыки. Жанр. Один из жанров вокальной музыки, а также может быть и инструментальной. Песня. Небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом. Романс. Её называют душой музыки. Мелодия. Из неё складывается музыкальная и разговорная речь, мелодия. Интонация. То, о чём мы будем говорить на уроках в этом году. Это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Музыкальный образ. -Хорошо. 2. Введение. Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении. Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему? Ответ учащихся:… Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Тема нашего урока: Героическая тема в русской музыке.(слайд 1) Эпиграф к нашему уроку«О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…» Послушайте композициюСимфония №2 «Богатырская» А.П.Бородина Какой характер в музыке, исполняемой гусляром? Какие детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера? Учитель: Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема. 2. Актуализация. Вспомните и назовите музыкальные произведения, посвященных теме защитников Родины. Былины о русских богатырях. С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский” Русские народные солдатские песни. С.С. Прокофьев опера “Война и мир”. Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год. Д.Д. Шостакович “Симфония №7” Петровские канты. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония” М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”. Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере, прослушаем 2 произведения 1. «Александр Невский» С.Прокофьев 2. Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина 3. Новый материал. Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”).Прослушивание М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева: Кто русский по сердцу, тот бодро и смело И радостно гибнет за правое дело. Предателя, мнили, во мне вы нашли? Их нет и не будет на Русской земле! В ней каждый Отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит! 4. Музыка оперы. “Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству. Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками. Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе. В 1-м действии оперы мирная жизнь. 2-е действие (образ врага) . Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков. Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов. 5. Закрепление нового материала и тестирование Тест для самопроверки (Приложение 5). 1. Русский композитор, создавший оперу «Жизнь за царя»: - П.И. Чайковский - М.И. Глинка - С.С. Прокофьев 2. Вид театрального искусства, где сценическое действие слито с вокальной и оркестровой музыкой: - опера - балет - спектакль 3. Главный герой оперы М.И Глинки «Жизнь за царя»: - Александр Невский - Царь - Иван Сусанин 4. Песня главного героя оперы: - вокальное упражнение - ария - романс 5. Название оркестра, который сопровождает действие оперы: - народный - симфонический - джазовый 6. Музыкальный жанр, в котором написано произведение «Александр Невский»: - балет - опера - кантата 7. Композитор, создавший кантату «Александр Невский»: - М.П. Мусоргский - П.И. Чайковский - М.И. Глинка или…_Прокофьев (дописать) 8. Самый низкий мужской оперный голос: - бас - баритон - тенор |