Главная страница
Навигация по странице:

  • Тезис: Когда человек «века нынешнего» живет среди общества «века минувшего», конфликт неминуем. Особенно если это личность яркая, страстная, умная.

  • И.С.Тургенев «Отцы и дети»

  • ШП ИС. Гроза А. Н. Островский. Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей


    Скачать 20.55 Kb.
    НазваниеГроза А. Н. Островский. Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей
    АнкорLiter
    Дата24.11.2021
    Размер20.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШП ИС.docx
    ТипДокументы
    #281042

    «Гроза» А.Н. Островский. Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей. Вспомним бедную Катерину из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Обществом небольшого городка Калинова управляли два жестоких самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (по прозвищу «Кабаниха»). Они держали в страхе не только собственных родственников, но и всех жителей маленького города. Проблема заключалась в том, что общество согласилось с тем, что на верхушке его стоят столь грубые и глупые люди. Они стали лидерами мнений, и никто не стремился что-либо изменить. Так что Катерина, которая чувствовала давление со стороны Кабанихи, поняла, что она не в силах поменять окружение, увязшее в предрассудках. Ведь большинство просто приспособилось и лицемерно приняло ханжеские «нормы». Например, Варвара – дочь Кабанихи – часто обманывала мать. Это казалось ей более лёгким решением, чем бороться за свои права, за свою свободу, за свои убеждения. Катерина была совсем не способна так же влиться в общество, принять множество нелепых и жестоких «правил» – словом, подчиниться окружению, забыв о собственном мнении. Это привело к настоящей трагедии – смерти девушки. Таким образом, общество колоссально влияет на человека – и не щадит тех, кто идёт ему наперекор, кто выбирает не то, как «удобнее», а справедливость и свободу.
    «Старуха Изергиль», М. Горький. Общество – это большинство, это сила, это власть. Оно способно решать, кого изгнать и кого принять, кого помиловать и кого наказать. Общество имеет колоссальное влияние на человека. Проблема лишь в том, что окружение – это тоже люди, и им свойственно ошибаться. Обратимся в рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». В нём героиня – старуха Изергиль – делится двумя легендами с путником. В одной из них сын женщины и орла – Ларра – страдает от собственного высокомерия, от своей гордыни. Он отказался примкнуть к обществу, хотя изначально оно вовсе не отвергало его. Но когда Ларра стал вести себя надменно по отношению к другим людям и нарушил их закон, общество приняло решение изгнать самолюбивого юношу, не желавшего считаться с кем-либо ещё, думать о ком-либо, кроме себя самого. Вот яркое проявление власти общества, которое оказалось справедливым и заслуженно наказало обидчика. Однако во второй легенде читатель узнаёт другую историю. Однажды народ встречает сильного неприятеля. Выход один – найти другое место для жизни, пробраться сквозь густые заросли деревьев, чтобы выйти к свету и к прекрасной жизни. Но как это сделать? Никто не знает, куда идти, всем страшно. Кроме того, вести за собой целый народ – это ответственное дело, на которое готовы решиться единицы. Таким человеком стал Данко. В какой-то момент, когда часть пути была уже пройдена, уставшие, голодные и напуганные люди стали ругать юношу, винить его во всех бедах, в том, что он ведёт их ошибочной дорогой и спасения нет. Данко не растерялся, не оробел и не сдался. Он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь. Когда люди достигли цели, пришли на новое, комфортное и пригодное для жизни место, Данко умер. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…», – так пишет автор. Таким образом, общество сильно влияет на человека. Можно даже сказать, что именно оно решает, кого принимать в свой круг, а кого изгнать за его пределы. Но ему тоже свойственно совершать ошибки и принимать неверные решения. Общество заслуженно наказало Ларру и незаслуженно обвинило Данко. Однако это не меняет того, что окружение обладает огромной силой и властью над людьми.
    «Обломов» И.А. Гончаров. Безусловно, общество имеет значение для отдельного человека. Но далеко не все личности поддаются общественному влиянию и меняются под его давлением. Есть люди, которым удаётся сохранять себя, несмотря ни на что. В таком случае влияние общества сводится практически к нулю. Такой пример мы находим в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Ильич Обломов – не любит светские мероприятия, не любит выходить из дома. Его любимое место – диван, а лучший наряд – домашний халат. Мужчина спокойный и добродушный, его круг общения ограничивается близкими друзьями, он не наносит огромное количество визитов малознакомым людям только из вежливости. Словом, Илья Ильич не подчиняется нормам светского общества. И попытки поменять его натуру оказываются тщетны. Его товарищ Штольц пробует изменить друга. Сначала ему это даже удаётся – Обломов начинает чаще выходить из дома, меняет свои взгляды, ведь он влюбился в Ольгу Ильинскую и менялся ради любви. Но, в конце концов, главный герой возвращается в свой домашний уют. Ему не нужны ценности, навязанные обществом – он знает, как ему будет комфортнее, что ему приносит удовольствие в жизни. Из всего выше написанного можно сделать вывод о том, что общество никак не влияет на человека, если его личность и мировоззрение сформированы и укреплены, если он достаточно смел, чтобы оставаться самим собой, несмотря ни на что.
    «Горе от ума», А.С. Грибоедов. Порой общество не просто влияет на человека, но и давит на него. Яркий тому пример – Александр Андреевич Чацкий из пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Этот герой умён, образован, честен. Он прямо говорит окружению о его пороках и аргументирует свою позицию. Чацкий критикует высший свет, но не для самоутверждения, а для того, чтобы поспособствовать развитию родной страны, погрязшей в кумовстве, казнокрадстве и алчности вельмож. Фамусовское общество встречает эти замечания с негодованием и недовольством. Чацкий не вписывается в его представления о норме, а значит, подлежит наказанию. Оно не влияет и не может повлиять на Александра Андреевича напрямую – герой активно сопротивляется, у него есть собственное мнение, он не стесняется и боится высказывать его. Он смело заявляет, например, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». В то время как светское общество считает возможным использовать лесть и раболепство для того, чтобы получить высокую должность, подняться по карьерной лестнице. Однако общество влияет на Чацкого иным образом. Оно не может поменять личность героя, его характер, убеждения, поведение. Тогда оно будто бы исключает юношу из своего круга. Гости Павла Афанасьевича Фамусова и вовсе принимают Александра Андреевича за сумасшедшего. Герой чувствует себя чужим, ему некомфортно, даже противно находиться среди этих людей. Таким образом, общество диктует свои правила и нормы, порой даже нелепые и глупые. И есть пути для человека: поддаться этому общественному давлению и соблюдать неписаный протокол или пойти наперекор и оказаться за бортом. Чацкий оказался слишком умён и образован, чтобы ломать себя и подстраиваться под общество – и из-за этого испытал одиночество и непонимание. 
    «Ионыч», А.П. Чехов. Порой общество способствует деградации человека и становится причиной его несчастья. Такой пример мы находим в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой получил место земского врача и был рад своему назначению, ведь у него были возвышенные идеалы и благородное стремление помогать людям. Дмитрий Старцев был талантливым врачом и собирался преумножать свои знания, совершенствуя себя. Но окружение героя никак не соответствовало его темпераменту и мировоззрению. Местные обитатели были ограниченными обывателями, которых интересовали только азартные игры, спиртные напитки, обильные обеды и финансовые накопления. Они ничего не читали, зато знали все местные сплетни. Они ни к чему не стремились, но жаждали получать больше денег любой ценой. Изначально главный герой был открытым и честным человеком, для которого любимое дело было самым главным в жизни. Он был искренен. И до глубины души не понимал зажиточных «обывателей». Однако, немного пожив в таком обществе и немного пообщавшись с его представителями, Ионыч превращается в такого же, как и они. Любимой работы больше нет. Она превратилась просто в доход. Он стал злым и скрытым. Общество людей превратило его в подобного им. Находясь в обществе этих закоренелых мещан, Дмитрий постепенно превратился в Ионыча. Так его прозвали пациенты. Старцев и вправду опустился, потолстел, стал грубым и ленивым человеком, безразличным к результату своего труда. От работы он хотел только денег. Все остальное его не интересовало. Вместо светлых идеалов в его жизни остались только смутные сожаления о том, что он что-то делает не так, как и все остальные. Именно окружение отрицательно повлияло на героя: оно поспособствовало его деградации. 
    С автором трудно не согласиться. Я считаю, что сохранение культурного наследия очень важно, ведь таким способом мы передаем память о наших предках другим поколениям. Это поможет не только в приобретении знаний, но и в способности развиваться целому народу. В подтверждение своим словам приведу пример из литературы. В поэме «Реквием» Анны Ахматовой раскрывается данная проблема. Трагические события из ее жизненного опыта она оставляет в строчках своего стихотворения. В нем собраны все переживания народа и горе матерей в период сталинских репрессий. 

    В конце поэмы поэтесса призывает всех не забывать эти страшные годы, ведь никто не знает, что будет завтра. Благодаря этим черным страницам истории, написанным в стихотворении, люди могут прочувствовать ту боль и тяжесть, которую пережил тогда весь народ нашей страны. Именно поэтому так важно сохранять культурное наследие. Это поможет не повторять ошибок прошлого и правильно развиваться в дальнейшем. 

       Таким образом, историческая память требует особого внимания. Сохраняя ее, мы  поможем всему человечеству быть в курсе истории не только своей страны, но и мира в целом. 

    Несомненно влияние общества на человека. Привычки, особенности поведения, формирование духовных ценностей, образ жизни. Пушкин часто употребляет местоимение «мы». «Мы все учились понемногу…».С одной стороны, Онегин – своеобразное отражение общества, а с другой – пытается быть другим и не ходить по известным кругам своего поколения. Дуэль с Ленским и его гибель становится вехой на пути Онегина в попытках понять себя, общество, мир. Общественное мнение одерживает над ним верх, но в то же время эти трагические события меняют его.




    А.С.Грибоедов «Горе от ума»

    Тезис: Когда человек «века нынешнего» живет среди общества «века минувшего», конфликт неминуем. Особенно если это личность яркая, страстная, умная.

    Столкновение Александра Чацкого с фамусовским обществом, живущим по законам «века минувшего», «на старших глядя». Чьи уроки призывает Фамусов повторять не умеющего жить как надо молодого человека. Уроки угождать Максима Петровича, образ жизни «тузов московских» и многое, что для Чацкого неприемлемо. Его «Я» никогда не встанет в одну шеренгу с «Мы» московского общества. Не будет он ни «мужем-мальчиком, пажом» Софьи, не встанет на цыпочки перед вышестоящими, не будет праздно шуметь и красиво говорить в угоду моде, как Репетилов. Его «я» не укладывается в рамки фамусовского общества. Вот почему для них он странный, городской сумасшедший. Москва Фамусова с ее предрассудками и Чацкий, желающий «служить, а не прислуживаться» – два параллельных мира. И эта драма вечна.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети»

    Тезис: По Ницше, нигилизм - один из способов зашиты личности от нивелирования окружающим миром. Нигилизм - одна из форм протеста «я» против того, что разрушает его целостность.

    Если рассматривать образ Евгения Базарова как личность, которая выделяет свое «я», отрицая старый мир с его традициями, ценностями, то становится понятно, почему он так нетерпим и категоричен. Время требует перемен – общество сопротивляется. Он берет на себя миссию разрушителя старых, на его взгляд ветхих истин. Его нигилизм – это попытка встряхнуть мир, который нуждается в переменах. И в то же время он понимает, что его отрицание – это только разрушение, а на созидание нового у него нет ни в


    написать администратору сайта