Хасанова История отечественной литературы - Курсовая работа (3 к. Хасановой Светланы Вячеслав Иванов как теоретик символизма
Скачать 15.89 Kb.
|
Отзыв о курсовой работе студентки группы ПОБ-б-о-19,1 Хасановой Светланы «Вячеслав Иванов как теоретик символизма» Данная курсовая работа посвящена исследованию теоретического наследия известного русского символиста Вяч. Иванова. Творческое наследие Вячеслава Иванова (1866—1949) включает большой корпус оригинальных и переводных поэтических произведений, публицистику, философские эссе, литературоведческие и антиковедческие монографии. Иванов создал оригинальную версию русского символизма, в которой соединились две генеральных тенденции Серебряного века: во-первых, возвращение русской культуры к духовным основам христианства; во-вторых, творческое переосмысление и воссоздание художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения. В 1900—1920 годах В. Иванов активно проповедовал «хоровое» начало в культуре, ставил задачу преодоления индивидуализма через мифотворческое волевое искусство выхода к «соборности» — к надындивидуальной религиозной общности людей. Эти тенденции усилились в годы Первой мировой войны и русской революции 1917 года. Параллельно Иванов вёл просветительскую деятельность, выразившуюся, в частности, в переводах трагедий Эсхила, поэзии Данте, Петрарки и Микеланджело. Его антиковедческие работы, в основном, посвящённые культу Диониса, тесным образом связаны с его духовными и литературными исканиями. Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами: творчество Вяч. Иванова, этого выдающегося поэта и теоретика искусства, важно для сегодняшнего развития эстетической мысли. Несомненно, теория символизма достаточно убедительно и оригинально устанавливает границы между материальным и духовным в сфере искусства, процесс творчества рассматривается в символизме в неразрывной связи с другими духовными процессами, прежде всего с мистическим познанием и религиозностью. Огромная ответственность лежит на художнике-символисте, который не просто творец, но теург. Символистическое произведение существует не само по себе и не ради себя, а именно как связь между людьми и высшими силами, как факт трансляции подлинной сути вещей. Претензии в излишнем субъективизме и формализме, предъявляемые к символизму, во многом устраняются благодаря работам Вячеслава Иванова. Даже его искренняя вера в новую религиозную эпоху языка, воспринимаемая сейчас утопично, не кажется вообще лишённой смысла в наш век тотальной духовной инфляции. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 39 наименований. В первой главе «Русский символизм как литературное течение» автор курсовой работы рассматривает историко-литературные обстоятельства становления и развития символизма как литературного течения. Особое место в первой главе занимают размышления о философской доминанте в художественно-эстетической концепции символизма. Во второй главе «Художественный мир поэзии Вячеслава Иванова С. Хасанова исследует системность символов в поэзии Вяч. Иванова. Особое место здесь занимает интерпретация символики зеркала в ранней лирике поэта (на примере сборников «Кормчие звезды» и «Прозрачность». В курсовом проекте хорошо изложен теоретический материал и тщательно проработана практическая часть. Существенных недостатков не выявлено, однако стоит отметить ошибки в оформлении списка литературы. В целом, исследование студентки Хасановой Светланы отвечает предъявленным требованиям и может быть рекомендована к защите. Оценена на «отлично». Научный руководитель: доктор филол. наук, Профессор кафедры ОиМЛ ГИ СКФУ Бронская Л.И. 23.12.21 |