Главная страница
Навигация по странице:

  • Тематика Проблематика Идея Тип (модус) художественности

  • Фантастическое Уровень «внешней формы» Стихи – проза

  • Национальные

  • Внутрилитературные

  • P roblema

  • Idea

  • литературное произведение как многоуровневое художественное целое. 5. Литературное произведение как многоуровневое художественное ц. Художественное произведение это сложно построенный смысл. Юрий Лотман Литературное произведение как многоуровневое художественное целое


    Скачать 80.22 Kb.
    НазваниеХудожественное произведение это сложно построенный смысл. Юрий Лотман Литературное произведение как многоуровневое художественное целое
    Анкорлитературное произведение как многоуровневое художественное целое
    Дата09.11.2021
    Размер80.22 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла5. Литературное произведение как многоуровневое художественное ц.pptx
    ТипДокументы
    #267691

    Художественное произведение – это сложно построенный смысл. Юрий Лотман

    Литературное произведение как многоуровневое художественное целое

    Разные подходы к пониманию произведения как художественного целого


    В основе систематизации уровней литературного произведения лежат различные понятия и термины. Наиболее устоявшимися в теории литературы являются понятия «форма» и «содержание».
    Мысль о нерасчленимости содержания и формы, об их единстве разделяется большинством литературоведов. «Форма есть не что иное, как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной формы» (В. Кожинов).
    Дискуссионным остается вопрос о том, какие элементы произведения являются формальными, а какие содержательными.

    В. Кожинов: «Отдельные стороны, уровни и элементы литературного произведения, имеющие формальный характер (стиль, жанр, композиция, речь художественная, ритм), содержательный (тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, идея художественная, тенденция) или содержательно-формальный (сюжет), выступают и как единые, целостные реальности формы и содержания». В теоретическом литературоведении кроме дихотомического подхода («форма и содержание») существуют и другие взгляды на этот вопрос. Так, А.А. Потебня и его последователи определяли три аспекта творений искусства: внешнюю форму, внутреннюю форму, содержание (в применении к литературе – слово, образ, идея). В.Е. Хализев в форме, несущей содержание, выделяет также три стороны: предметно-изобразительное начало, мир произведения; собственно словесная ткань, художественная речь; соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного «рядов», т. е. композиция. Некоторые отечественные исследователи рассматривают целостность художественной структуры произведения как единство четырех уровней: - концептуального, - уровня организации произведения как художественного целого, - уровня «внутренней формы» , - уровня «внешней формы» (М. Мещерякова). Взяв за основу данную уровневую модель, уточним некоторые ее элементы.

    Концептуальный уровень произведения


    Тематика
    Проблематика
    Идея
    Тип (модус) художественности
    Протожанр

    Уровень организации произведения как художественного целого


    Жанр
    Сюжет
    Композиция
    Хронотоп
    Система персонажей

    Уровень «внутренней формы»


    Художественное время
    Художественное пространство
    Детали
    Портрет
    Пейзаж
    Мир вещей
    Интерьер
    Психологизм
    Фантастическое

    Уровень «внешней формы»


    Стихи – проза
    Внешнее построение (абзацы, главы, строфы, явления, действия и др.)
    Художественная речь (лексика, тропы, синтаксис, темпоритм)

    Тема


    От греч. thema — то, что положено в основу.
    Тема - круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения.
    Совокупность тем в произведении называется тематикой.

    Типология тем в художественной литературе


    Вечные. Это темы, общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков: темы отцов и детей; человеческого возраста; войны и мира; любви и ненависти; нравственности и греха и т.д.
    Национальные. Это темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как экзотика.
    Исторические. Фактор времени – «сверхтема», все прочие явления жизни рассматриваются через призму истории.
    Внутрилитературные. Искусства как такового: самопознание художника, процесс творчества, творческие искания.

    Проблема и идея


    Problema (греч.)— задача, задание
    Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Проблематика – совокупность проблем.
    Idea (греч.)— образ, представление
    Идея художественная- авторская концепция мира и человека в нем («я-в-мире»).
    Идея отражает авторское представление об идеале. Включает систему оценок (в том числе разные точки зрения персонажей), которые читатель должен обобщить и понять авторское представление об идеале.



    написать администратору сайта