Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  • Витька

  • Образ совестливого человека раскрывается и в драме А.Н. Островского «Гроза».

  • Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести Я считаю, что не бывает обстоятельств, когда человек может пойти против совести.

  • ВНЕШНЯЯ ПРИВЕЛКАТЕЛЬНОСТЬ И ВНУТРЕННИЙ МИР

  • Трудно ли быть самим собой

  • Аргументы. И. А. Гончаров Обломов


    Скачать 29.81 Kb.
    НазваниеИ. А. Гончаров Обломов
    Дата26.05.2021
    Размер29.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАргументы.docx
    ТипДокументы
    #210053

    И.А. Гончаров «Обломов»

    В романе И.А. Гончарова «Обломов» выделяется не только внешний конфликт, связанный с взаимоотношениями между Обломовым и обществом, но и внутренний конфликт, который связан с противоборствующими началами внутри Обломова.
    В главе «Сон Обломова» показано, что первоначально Обломов-ребенок был довольно любознательным и неравнодушным к окружающему его миру, однако родительское воспитание и окружающая атмосфера любящей тишину и покой Обломовки способствовали развитию Обломова как пассивного и бездеятельного человека.
    Мечтательный и стремящийся к внутреннему чувству свободы Обломов не может жить в обществе. Его не интересует ни служба, ни светские мероприятия, ни любовь к представительницам светского общества. Илья Ильич Обломов видит пошлость современного ему общества, ничтожность и пустоту того существования, которое ведут окружающие его люди, поэтому Обломов сознательно отказывается от жизни в таком обществе, и выражением этого отказа становится то, что Обломов не выходит из дома и лежит на диване.
    И.А. Гончаров показывает внутренние противоречия центрального персонажа. Обломов не является отрицательным персонажем, потому что он добрый и открытый душой человек, к которому тянется деятельностный Штольц. Все отрицательные черты, которые можно назвать общим словом «обломовщина», сливаются воедино с положительными чертами, образуя противоречивую личность, спорящую с самой собой. Автор романа показывает, что Обломов вступает в беседу с самим собой, неслучайно в повествовании делается акцент на тот вопрос, который Обломов задает самому себе: «Отчего же это я такой?». Обломов, будучи «лишним человеком», пытается понять, почему он отличается от окружающих его людей.
    Любовь к Ольге Ильинской меняет Обломова, у него начинают проявляться те скрытые качества, которые были подавлены в детском возрасте. Главный герой сначала отказывается от привычного ему образа жизни, но вскоре возвращается к нему. Испытание любовью помогает Обломову разрешить внутренний конфликт. Он выбирает тихую и спокойную жизнь, лишенную потрясений. Спутницей жизни становится не активная Ольга Ильинская, которая стремилась изменить Обломова, а Агафья Матвеевна, которая приняла Обломова таким, какой он есть. Обломов, отвечая на вопрос «Что значит быть собой?», отказывается от той жизни, которая ему не нравится, и начинает жить так, как ему комфортно.

    А.П. Платонов «Юшка»
    В рассказе А.П. Платонова «Юшка» показаны разные человеческие отношения с окружающими людьми. Центральным персонажем является Ефим Дмитриевич, которому дали прозвище Юшка, с его образом связано все повествование. Юшка оказывается непохожим на окружающих его людей, поэтому против него фактически выступает целое общество. А.П. Платонов поднимает проблему человека и общества.
    Жители города, в котором живет Ефима Дмитриевича, не любили Юшку. И дети, и взрослые часто обижали Юшку, обзывали его, называли его некрасивым человеком. Отношение жителей города к Юшке были настолько жестоким, что некоторые люди кидали в Юшку камни и били его. А.П. Платонов демонстрирует, насколько жестокими могут быть люди. Умирает Ефим Дмитриевич после того, ка один человек, который начал издеваться над Юшкой, ударил его. Получается, что в конфликте человека с нравственно чистой душой и общества победителем становится жестокое общество, которое оказывается сильнее отдельного человека, которому некому помочь. В рассказе осуждается общество, в котором люди настолько озлоблены по отношению к другим, что это приводит к гибели человека. Общество в произведении представлено как большая толпа людей, которые не принимают непохожего на них человека, делая все, чтобы унизить его и оскорбить. Автор показывает, что обществу свойственно не столько равнодушие, сколько жестокость
    Юшка – добрый человек. Никому ни о чем не говоря, герой ухаживал за девочкой-сиротой. Юшка обладает способностью к самопожертвованию: он экономит деньги на себе, чтобы на них содержать девочку, которой в детском возрасте пришлось столкнуться с несчастьем. Юшка помог девочке оказаться в московском семействе, а затем устроил ее в пансион с обучением. На оскорбления и издевательства различного характера Юшка никак не реагирует, он не обижается на тех людей, которые обижают его. Он добр абсолютно к каждому человеку. А.П. Платонов выражает мысль о том, что в обществе будет царить мир и гармония в том случае, когда люди будут относиться к окружающим людям по-доброму.
    Эта мысль подтверждается и поступком той самой сироты, которой помогал Юшка. Приехав узнать, что случилось с Ефимом Дмитриевичем, она узнала о его смерти. Героиня, выучившаяся на врача, остается в городе, лечит жителей и заботится о них, не ища никакой выгоды и ничего не требуя взамен. В рассказе выражается мысль о том, что человека нужно любить, несмотря ни на что.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


    В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особое внимание уделяется внутреннему миру центрального персонажа – Петра Гринева. С раскрытием данного образа тесно связана проблема совершенствования личности.
    Жизнь Петра Гринева можно разделить на «до» и «после», а разделительным жизненным явлением становится служба. В начале повествования Петр Гринев показан как типичный недоросль, стремящийся к разгульному образу жизни. До шестнадцати лет Петр Гринев не задумывался о смысле жизни и собственном предназначении, он жил, плывя по течению. Зная, что его ждет служба, Петр Гринев мечтал о службе в Петербурге, где он бы смог вести праздный образ жизни, как это делали типичные представители дворянского общества. Такое отношение к службе и возможному образу жизни говорит о том, что до шестнадцатилетнего возраста Петр Гринев думал о том, что счастье человека заключается в веселье и различных удовольствиях.
    Отношение Петра Гринева к жизни меняется по пути на службу в Белогорскую крепость, куда главного героя отправляет отец, давший ему наказ «Береги платье снову, а честь смолоду». А.С. Пушкин показывает, как из беспечного молодого человека Петр Гринев превращается в способного взять на себя ответственность мужчину, защищающего честь Родины и честь своих близких. События пугачевского восстания, в которые оказался втянул Петр Гринев, помогают ему обратиться к собственному «я», понять свои сильные личностные качества. В повести показано, как каждый день Петр Гринев самосовершенствуется, постоянно вспоминая отцовский наказ. Защита Родины, которая оказалась в сложной ситуации из-за крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, и любовь к Маше Мироновой помогли Петру Гриневу понять собственное предназначение. Главный герой понял, что счастье заключается не в праздной жизни с получением удовольствий, как он думал раньше, а в любви и способности реализовать свои лучшие качества. А.С. Пушкин показывает, что внешние события влияют на внутренний мир Петра Гринева, он взрослеет и становится опытнее и мудрее. В повести особое внимание уделяется внутренним изменениям центрального персонажа, между Гриневым до службы и Гриневым во время службы наблюдается колоссальная разница. В итоге главный герой обретает самого себя, теперь от Гринева-недоросля нет и следа.

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников ведет разговор с самим собой на протяжении всего повествования.
    Самостоятельно столкнувшись с бедностью и невозможностью реализовать себя в обществе, увидев трагичные судьбы окружающих его людей, Родион Раскольников начинает задумываться об общественной несправедливости. Автор романа показывает, что окружающая главного героя обстановка и атмосфера буквально толкают его на создание безумной теории. Внутренний разговор с собой приводит Раскольникова к делению людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Центральный персонаж идет на убийство не из-за того, что он жестокий человек, мечтающий лишить жизни другого человека, а из-за того, что он хочет проверить собственную теорию. Родион Раскольников идет совершать преступление не сразу, он долго думает о необходимости совершения этого преступления. Ф.М. Достоевский демонстрирует внутреннюю борьбу Раскольникова-гуманиста и Раскольникова-теоретика-наполеониста.
    Размышлениям и переживаниям Родиона Раскольникова уделяется в повествовании центральное место. В первой части романа повествуется о совершенном Раскольниковым преступлении, в последней части романа и в эпилоге показывается, что Раскольников признается в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры и несет наказание на каторге. Целых четыре части Ф.М. Достоевский уделяет внутренним рассуждениям и терзаниям Родиона Раскольникова, совершившему преступление, тем самым проверив собственную теорию.
    Главный герой, пока еще придерживаясь своей теории, в результате многочисленных дум и размышлений приходит к выводу, что он убил не «старушонку», а самого себя, ведь он оказался не «право имеющим», к которым себя причислял, а «тварью дрожащей», которая не имела никакого права на убийство. Раскольников понял, что совершенное им преступление поставило его в один ряд с Лужиным и Свидригайловым, которых он презирал. Достоевский показывает постепенное осознание Раскольниковым ошибочности своей теории. Внешнее совершение жестокого преступления вступило в конфликт с внутренним миром Раскольникова, имеющего гуманистическое начало. Осознание неверности своей теории становится для главного героя настоящим наказанием. Автор показывает, что важнее официального наказания на каторге становится наказание моральное, когда Раскольников приходит к осознанию своей неправоты и греховности самостоятельно, разговаривая с самим собой.

    СОВЕСТЛИВОСТЬ

    В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» совестливым человеком можно назвать центрального персонажа – мальчика Витьку. Желая «не спасовать, не струсить, не опозориться» перед Левонтьевскими ребятами, Витька спорит с ними по поводу того, что он сможет съесть всю собранную ягоду. Выполнив обещание, Витька наполняет туесок травой, присыпав ее небольшим количеством ягоды, и отдает его бабушке, которая понесла землянику на продажу. Кроме того, Витька своровал у своей бабушки калач, чтобы Левонтьевские ребята ничего ей не рассказали. В.П. Астафьев показывает, что Витька, в отличие от Левонтьевских ребят, не может спокойно отнестись к тому, что он совершил безнравственный поступок. Мальчик не может уснуть ночью, так как мучится угрызениями совести. Автор показывает, что Витька – на самом деле добрый мальчик, который совершил плохой поступок лишь из-за страха опозориться перед другими ребятами. Витька называет себя настоящим преступником за то, что обманул бабушку и украл у нее калач. Витька как совестливый человек внутренне признает свою вину и раскаивается, несмотря на то что признать свою вину перед бабушкой ему не так просто. Читатель понимает, что Витька постарается больше никогда не совершать подобных безнравственных поступков, так как совесть преподала ему жизненный урок.
    Образ совестливого человека раскрывается и в драме А.Н. Островского «Гроза». Когда Тихон уехал из Калинова, Варвара предложила главной героине встретиться с Борисом, которого Катерина искренне любила. Катерина вступает в конфликт с самой собой, поскольку не хочет изменять своему законному мужу, но и не может не отдаться любви человеку, которого она любит всей душой. Долгое время Катерина не может решить, как ей поступить, что подтверждает мысль о том, что Катерина – совестливый человек. Когда Тихон возвращается в город, Катерина не может долго скрывать от него правду. Совесть не позволяет главной героине спокойно относиться к тому, что она согрешила, поэтому она признается мужу и его семье в измене.

    Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? Я считаю, что не бывает обстоятельств, когда человек может пойти против совести. 

    Одним из них был Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» - роман «о неминуемом пробуждении совести, о самом страшном для человека, о душевных муках».

    Родион Раскольников видит страдания людей. Герой приходит к мысли о том, что устройство мира несовершенно. И тогда в голове Раскольникова рождается страшная мысль: он хочет совершить преступление (не считая своё действо таковым),  - убить старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от зла. Суть идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысливая свои поступки глубоко. За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит о том, что можно взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность. У людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна. Герой пытается позволить себе убийство по совести. Он выдвигает идею о том, что все страдания человечества можно искупить кровью по совести. Раскольников отвергает мучения совести: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? Тем, что он – злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, и совесть молчит, не спорит, не укоряет героя.

    Совесть словно пытается предостеречь героя от злого поступка. Сон, в котором Раскольников видит, как забивают до смерти лошадку, - это совесть героя. Жестокое истязание немого, беззащитного, невинного существа есть прообраз убийства Лизаветы, преступление, которое герой в конце концов не может вынести. Проснувшись, Раскольников в первый и последний раз в романе молится Богу, просит показать ему «путь», спасти его от «проклятой мечты». В эту минуту он сознавал «Божию правду» - совесть.

    Совершив убийство старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы, Раскольников пошёл против совести. После преступления душевные муки Раскольникова становятся почти невыносимыми. Советь мучила Родиона Романовича Раскольникова.

    А.П. Чехов «Студент»


    В рассказе А.П. Чехова «Студент» продемонстрирован конфликт, происходящий внутри центрального персонажа Ивана Великопольского.
    После того как Иван Великопольский, будучи студентом духовной академии и сыном дьячка, находился на тяге в страстную пятницу, что по религиозным традициям считалось грехом, он пытается отвлечь себя от мысли о своей греховности. Он рассуждает о тех общественных несправедливостях, с которыми приходится сталкиваться представителям русского народа вне зависимости от временных рамок. Можно сказать, что Иван Великопольский вступает в конфликт с самим собой, потому что подсознательно он понимает, что совершил грех, отправившись на тягу в страстную пятницу, но пытается оправдать себя и обвинить в произошедшем все и всех, но не себя.
    А.П. Чехов показывает, что Иван Великопольский, который в начале повествования выступает как носитель в большей степени отрицательных качеств, внутренне преображается, происходит совершенствование личности. Оказавшись в холодную ночь у костра во дворе двух вдов, Иван Великопольский греет руки и вспоминает евангельскую историю о тройном отречении апостола Петра от Иисуса. Рассказывая эту историю двум вдовам, Иван Великопольский фактически сравнивает себя с Петром, который также грел руки у костра, а затем совершил грех: бессознательно отрекся от своего учителя Иисуса. Евангельская история и сравнение себя с Петром помогает Ивану Великопольскому осознать свой грех, что стало первым шагом к очищению. Раскаявшись в собственном грехе, Иван Великопольский приходит к настоящему себе. Если отправление студента на тягу в неположенный для этого день было своеобразным отходом от Бога и веры, то осознание своей греховности становится возвращением к Богу и вере.
    А.П. Чехов показывает, что один случай помогает Ивану Великопольскому найти самого себя и свой смысл жизни. Случай у костра заставляет Ивана Великопольского не бежать от себя, не пытаться оправдать свой поступок, а поразмышлять о смысле жизни. Неслучайно рассказ заканчивается словами о том, что жизнь главному герою казалась «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Теперь Иван Великопольский ищет причины всех произошедших событий не во внешних обстоятельствах, как это было в начале повествования, а в своем внутреннем мире.

    ВНЕШНЯЯ ПРИВЕЛКАТЕЛЬНОСТЬ И ВНУТРЕННИЙ МИР

    Марья Болконская, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», не отличалась внешней привлекательностью. Причем ее некрасивость увеличивалась, когда она специально пыталась кому-то понравиться или смотрела в зеркало. В то же время, когда героиня не думала о своей внешности, ее лучистые, добрые глаза делали лицо прекрасным и озаряли его светом. И Марья была действительно доброй, милосердной и сердечной. Несмотря на ее мягкий характер, на ней держался весь дом, ведь она поддерживала своего брата, его жену (пока последняя не умерла), отца. Болконская воспитывала племянника и передавала ему самое лучшее и нравственное от себя. Несмотря на первоначальную враждебность, она подружилась и с Наташей Ростовой, стала ей верной подругой, также оказывала поддержку в самых трудных ситуациях. Внутренний мир Марьи Болконской был гораздо прекраснее ее внешности. В конце концов, ее внутреннюю красоту оценили, у нее появились любовь, семья, близкие друзья. Этот пример говорит о том, что внешность далеко не всегда соответствует внутреннему миру.

    Рассмотрим другой пример. Дарья Мелехова, героиня романа М. Шолохова «Тихий Дон», была привлекательной женщиной, притягивающей взгляды окружающих. Однако за внешней красотой не скрывалось духовного богатства. Дарья была поверхностной, нетерпеливой, ленивой. Героиня была настолько легкомысленной, что ее измены мужу были не коварством, а безрассудством. Она действительно каждый раз верила, что встретила любовь, а потом верила, что снова любит мужа. Ее душа была пуста и не способна любить. Дарье хотелось лишь развлекаться и веселиться. При этом ее нельзя назвать злой и расчётливой, она просто ветреная и ленивая женщина. Однако за все приходится платить, и Дарья поплатилась смертью. Она заразилась сифилисом, который в начале ХХ века почти не поддавался лечению. Потеря красоты для нее была подобна смерти, потому что больше у нее ничего не было, поэтому она утопилась. За красивой внешностью подчас скрывается бессодержательность. Привлекательность ничего не стоит, если душа пуста.


    Трудно ли быть самим собой?

    В качестве первого аргумента — «Война и мир». Этот многогранный труд, кажется, способен дать ответы на любой вопрос, раскрыть различные проблемы с позиции добра и зла. Лев Николаевич Толстой не пропустил и вопрос становления личности, обретения собственного я. Так, автор знакомит читателя с Пьером Безуховым. Впервые он встречается покорному зрителю у Анны Павловны в салоне. Посреди дам и остальных мужчин он кажется, несколько шумным и одновременно потерянным молодым человеком, который словно через силу разговаривает с окружающими людьми. Пьер — незаконный сын старого графа, который со дня на день может умереть, оставив молодому человеку весомое состояние. Это единственная причина, по которой его терпят в социуме. Пьер развивается по ходу сюжета как личность, но все же остаётся добрым, справедливым и прямолинейным. За эти качества светский мир отвергает его или выдерживает дистанцию, ведь Безухов у не составит труда уличить хозяина дома в праздности и лени. Герой графа остаётся самим собой на протяжении всего произведения. Его не сломала ни война, ни масоны, ни семейная жизнь с Элен. Не сказать, что ему пришлось трудно, ведь выгодное денежное положение и перспектива стать одним из самых богатых людей существенно сглаживает углы. Иначе происходит в работе


    написать администратору сайта