Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I §1. Сущность невербальных средств коммуникации

  • Презрение

  • Удивление

  • § 2.2 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)

  • § 2.3 Дистанция общения (пространственная организация)

  • § 2.4. Временная организация

  • Глава II § 1. Особенности невербального общения в разных странах

  • Список использованной литературы

  • Невербальные средства общения. I глава. 1 Сущность невербальных средств коммуникации. Роль невербального общения.


    Скачать 125.5 Kb.
    НазваниеI глава. 1 Сущность невербальных средств коммуникации. Роль невербального общения.
    Дата18.04.2018
    Размер125.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНевербальные средства общения.doc
    ТипДокументы
    #41497

    Оглавление

    Введение.

    I глава.

    §1 Сущность невербальных средств коммуникации.

    Роль невербального общения.

    § 2. Классификация основных невербальных средств поведения.

    § 2.1. Мимика.

    § 2.2 Визуальное взаимодействие (контакт глаз).

    § 2.3 Дистанция общения (пространственная организация)

    § 2.4. Временная организация.

    § 2.5. Прикосновение, или тактильная коммуникация

    § 2.6. Жесты


    § 2.7. Пантомимика

    II глава.

    § 1. Особенности невербального общения в разных странах

    § 2. Этикет невербального общения.

    Заключение.

    Введение
    Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем – это язык телодвижений, который мы используем каждый миг нашей жизни. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

    С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого.


    Глава I
    §1. Сущность невербальных средств коммуникации
    Та роль, которую играют жесты в человеческом общении, давно вызывала интерес со стороны ученых. Ещё две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинтилиану, который жил в первом веке до нашей эры. Если обратиться к более близким к нам временам, то можно назвать книги Джона Боливера, выпущенные в 1664 году, которые посвящены языку жестов: «Хирология, или Естественный язык жестов» и «Хирономия, или искусство риторики рук». Боливер впервые составил таблицы (из известных в европейских странах) с систематизацией знаков выразительной жестикуляции. Впоследствии значительно продвинула вперед познание выразительных движений человека книга Чарльза Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком», вышедшая в 1872 году. В XX веке вышло несколько десятков крупных работ о жестах. Их авторами были Д. Эфрон, Ч. Моррис, М. Кричли, Дж. Фаст и др.

    Жестовые сигналы коммуникации животных видоспецифичны и образуют «закрытые» системы . Иные характеристики у жестов человека. «открытость» натруальных жестовых систем, отсутствие генетической закрепленности компонентов определяют возможность появления как новых жестов, так и заимствованных.

    У животных, в отличие от человека, отсутствуют изобразительные движения, они обладают только выразительными движениями. Кроме того, жесты-сигналы животных однозначны, а при характеристике натуральных жестов человека необходимо отметить наличие как моносемантических (однозначных), так и полисемантических жестов. Например, рукопожатие может иметь значение приветствия, прощания, поздравления, одобрения, соглашения; кивок головой может означать приветствие, одобрение, согласие, благодарность, прощание и ряд других. Выбор одного из значений зависит от контекста.

    В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

    В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

    К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

    Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

    Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

    В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.
    Роль невербального общения


    Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.

    Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.

    Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

    Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:

    • подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

    • передаем информацию сознательно или бессознательно;

    • выражаем свои эмоции и чувства;

    • регулируем ход разговора;

    • контролируем и воздействуем на других лиц;

    • восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

    Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.

    Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

    Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

    Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуемо нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик”.

    § 2. Классификация основных невербальных средств поведения



    Чтобы правильно «читать» и применять выразтельные движения, необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения.

    К невербальным средствам общения относятся:

    § 2.1. Мимика



    Название наиболее изученного компонента невербальной коммуникации происходит от греческого слова mimikos – подражательный. Лицо является важнейшей характеристикой человеческого облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждая мина – это сокращение многих лицевых мышц. Причина в том, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций объяснил П. Анохин: «ядро лицевого нерва у человека, точнее моторные нейроны лицевого нерва, находятся в двойной зависимости. С одной стороны, они находятся под контролем субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связей лицевого нерва и определяют всё разнообразие мимических выражений». Благодаря контролю со стороны субкортикальной системы выражение натуральных эмоций всегда симметрично и они всегда полноценны. Благодаря же кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно за счёт ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Поскольку общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие, то таким образом вырабатывается «язык» мимики (универсальные или специфические выражения лица), обогащающий спонтанные (конвенциальные) выразительные движения.

    Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, симметрии-асимметрии, комбинации мышечных сокращений, динамике, амплитуде); фрагментарно (по отдельным зонам: лоб, рот, глаза) и в целом; в социальном и социально-психологическом плане (по выражениям, принадлежащим определённой национальной культуре или многим культурам, по индивидуальному стилю выражения или стилю, принятому в определённой социальной группе); основываясь на терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют, или исходя из впечатлений-эталонов.

    Мимическая характеристика личости может складываться из таких характеристик: сильная -- слабая; неопределённая --- красноречивая; беспорядочная – гармоничная мимика; стереотипная – индивидуальная мимика; разнообразие мимических выражений, быстрота их смены, способность передавать ньансы.

    Рассматривая как целостную мимическую активность, так и частичеую, связанную с деятельностью отдельных ее зон, не следует забывать, что отдельные зоны действуют как звенья единой целостной системы. Изменение какого-либо звена изменяет смысл всей системы – опознание эмоций зависит от участия всех лицевых мышц.

    Типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных у представителей всех народов и культур):
    Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее и нахмуренное выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.
    Презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, рот закрыт, уголки губ опущены, глаза тусклые и сужены.
    Страдание: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены, лицо застывшее.
    Страх: брови немного приподняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза без блеска и расширены, причём нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки глаз оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
    Удивление: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу, глаза широко раскрыты, а приоткрытый рот имеет округленную форму.
    Радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или раскрыты, на лбу горизонтальные складки.
    § 2.2 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)
    Согласно научным данным, взгляд управляет взаимодействием, обеспечивая обратную связь, и даёт богатую информацию о поведении партнера и степени его вовлечённости в коммуникацию. Чаще всего выделяются следующие виды взглядов:

    • Глаза в глаза;

    • Прищуренными глазами;

    • Сведенными глазами (центрированный взгляд); прямой взгляд;

    • Сверху вниз;

    • Снизу вверх;

    • Косой взгляд;

    • Взгляд сбоку;

    • Блуждающий взгляд;

    • Застывший взгляд;

    • Взгляд сквозь партнера.

    Анализируя взгляд, важно учитывать степень открытости глаз (вытаращенные, полностью открытые, прикрытые, суженные, подмигивание), направление взгляда, движение взгляда (твердый, фиксированный, попеременный контакт глаза в глаза, вялый, неопределённый, живой, беспокойный).

    Основные функции визуального контакта: 1) информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий смотрит на говорящего); 2) оповещение об освобождении канала связи (иначе получится монолог); 3) установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые короткие повторяющиеся взгляды позволяют установить контакт для дальнейшей коммуникации); 4) поддержание стабильного уровня психологической близости; 5) стремление скрывать или выставлять своё «Я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие не любят).

    Взглядом можно выразить своё отношение к собеседнику (уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие и т. п.), к его поведению (например, насмешливый взгляд на завравшегося собеседника). Взглядом можно залать вопрос или дать ответ. Например, кратковременное закрытие век означает ответ: «Да».

    Исследования показывают, что в какие-то моменты диалога взгляд обязателен, в какие-то – нет. Обычно визуальный контакт происходит в конце предложений, не происходит во время пауз нерешительности и на стыках двух реплик. Воздействие взгляда зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда на собеседника тем сильнее, чем ближе находится к вам собеседник. Особенно большое влияние оказывает безразличный и пристальный взгляды, которые могут быть весьма неприятными для собеседника.
    § 2.3 Дистанция общения (пространственная организация)
    Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский учёный Э. Холл. Эти исследования привели к образованию новой области в изучении психологии общения – проксемики, т. е. пространственно психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.

    Проксемическое поведение людей вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы), из психофизиологического процесса восприятия и из организации пространства в зависимости от влияния культуры. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями (концентрические пространства с субъектом общения в центре): 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей; 2) персональное расстояние о 45 до 129 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми; 3) социальное расстояние от одного метра до четырёх метров оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное расстояние от четырёх до семи с половиной метров используется при выступлении перед различными аудиториями.

    В основном изменение величины расстояния в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Увеличивается дистанции обещния с дицами, которые старше по возрасту, отдаляются «незнакомые», приближаются «родственники». Любой человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме, но наиболее чуткими оказываются лица с повышенной тревожностью (у них преобладает реакция «избегания»). Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, однако при этом всё же имеют значение социальный престиж собеседника, его национальность, культура поведения, возраст, пол, степень близости и темперамент. Нарушение оптимальной дистанции общения вызывает у людей негативную реакцию, они пытаются её изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения».

    Один из проксемических компонентов невербальной системы – ориентация (расположение партнёров по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу) и угол общения. Например, место, которое занимается партнёром за столом, определяется характером общения. Если партнёры – соперники, то они садятся напротив, если единомышленники – на одной стороне стола. Обычная беседа и, особенно, случайная, даёт позицию «наискосок» -- через угол.

    Проксемикой изучается и персональное пространство – пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить (не является кругообразным, его удалённость в разные стороны не равна). Мерой персонального пространства служит расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек.

    Наряду с персональным пространством существует пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». При расстоянии 100-125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно может вторгаться в их пространство, критическое расстояние – 90 см.

    В ситуациях длительной групповой изоляции, в условиях скученности, у человека возникает дистресс, поскольку происходит совмещение (наложение друг на друга) персональных пространств и персонализированной территории (удлинённое личное пространство, включающее собственную территорию – место в камере, квартире, транспорте и т. д. – и различные объекты), а, следовательно, возникает информационная перегрузка. Интересная гипотеза М. Аргайла и Д. Дина о равновесии между такими системами невербального поведения, как такесика (физический контакт), визуальное взаимодействие (контакт глаз) и дистанция. По мнению учёных, при слишком интенсивном использовании одной из этих систем происходит торможение проявления других элементов невербального поведения. Например, чем ближе подходит партнёр с целью физического контакта, тем меньше контакт глаз, до полного исчезновения.
    § 2.4. Временная организация
    Этот компонент невербального общения изучен несколько меньше, чем другие. Однако уже полученные результаты позволяют судить о том, что совпадение многих невербальных и речевых компонентов во времени у собеседников улучшает результат общения. Уже хорошо известно, что основная информация о взаимоотношениях между людьми передается в первые двадцать минут общения, а в остальное время отношения развиваются, уточняются, утверждаются. Наборы временных и пространственных констант ситуаций называются хронотопами. Наиболее известны хронотопы «больничной палаты» и «вагонного попутчика». Эти ситуации задают определённый стереотип и эффект общения – откровенность с незнакомым человеком.

    К временным характеристикам невербального поведения личности относятся частота, длина взгляда, паузы, темп речи, частота смены движений. Замечено, что:

    • Общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов;

    • Одновременное появление (зеркальность) у собеседника одинаковых поз, взглядов глаза в глаза, мимики повышает взаимопонимание и углубляют диалогичность общения. При этом продуктивность диалога тем выше, чем больше длительность «зеркальной позы» (повторение позы партнёра) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики»;

    • Для общения полезно увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики» в условиях отсутствия «зеркальной позы».

    • Существенным элементом ритма общения являются паузы, которые несут определённую информацию о личности говорящего (например, чувстве собственного достоинства);

    Нередко временные характеристики общения социально нормированы. Примером служат различные «допуски» опоздания в гости у разных народов. Время общения свидетельствует о социальных статусах общающихся (время официального приёма), о сложившейся системе отношений. Например, подчинённый, который дольше обычного пробыл на приёме у руководителя, вызывает интерес у окружающих. Время, отведенное для высказываний в групповом и парном общении, изменяется также под влиянием принятых в данной национальной культуре норм поведения, от пола и возраста общающихся. В определённый отрезок времени происходит соответствующее ему изменение в проксемике общения, это, в свою очередь, также определяет изменения в невербальном поведении личности. Таким образом, язык тела, пространство и время складываются в одно целое – невербальное и вербальное поведение.

    § 2.5. Прикосновение, или тактильная коммуникация



    Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Тактильно-кинестезическая система отражения даёт менее точную информацию о внешнем мире, о другом человеке по сравнению со зрением, но она формирует представления о положении тела в пространстве, несёт информацию о присутствии другого человека. Наиболее важными являются кинетезические данные о давлении и температуре. Именно мышечные рецепторы сообщают о том, какова сила рукопожатия, прикосновения, насколько близко к нам находится другой человек. Тактильно-кинестезическая систематакже несет информацию об амплитуде невербальных движений, их силе, направлении.

    Начиная с раннего возраста, с помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знании о частях тела другого человека. Прикосновения в виде поглаживаний, прикосновений, поцелуев выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Прикосновение требует чуткости, такта и бдительности. Надо знать, как и с кем обойтись, к кому и насколько привлечь внимание, выразить своё положительное отношение к собеседнику, установить контакт, а можно и вызвать отрицательные эмоции: у некоторых людей сокращение психологической дистанции создает неудобство и вызывает настороженность. В этом случае не стоит злоупотреблять прикосновениями. Важную роль играют также социальный статус, возраст, пол и степень знакомства, национальность и личность собеседников. К примеру, такой тактильный элемент, как рукопожатие, может выполняться по-разному, в зависимости от перечисленных факторов; подростки очень сильно сжимают руку, стараясь выглядеть «настоящими» мужчинами, женщина мягко берёт руки подруги в свои, выражая симпатию, равный подает руку равному вперед прямо (кисть служит продолжением линии всей руки), недостаточно уверенный в себе человек протягивает вялую, безжизненную кисть, японец, в отличии от европейца, подаёт руку как бы издалека. Или такой элемент, как похлопывание по спине и плечу: он возможен только при условии близких отношений, равенстве социального положения общающихся. Проявлением славянского обычая на уровне невербального поведения являются объятия, которые демонстрируют равенство и братство. Поцелуй как элемент физического контакта наблюдается в русской культуре в поведении и мужчин и женщин, в то время, как у англичан встречается редко, только при интимных отношениях. Недопустимы немотивированные и навязчивые прикосновения к собеседнику, особенно если он находится в зависимом положении или впервые с вами общается.

    § 2.6. Жесты



    Интерес к языку жестов, возрастая со временем, вызван той ролью, которую играют жесты в человеческом общении.

    Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:

    • Выражать то же, что и речь;

    • Выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

    • Предвосхищать значения, переданные речью;

    • Акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

    • Быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

    • Сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

    • Заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

    • Заменять отдельное слово или фразу;

    • С опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

    В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:

    Жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чьё-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

    Жесты-сигналы – они непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чьё-либо восприятие (хотя имеют значение для опытного наблюдателя).

    Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенционным жестовым системам относятся: тайный «язык» жестов кочевых народов, «язык» жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижёров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др.

    Существуют различные классификации жестов с точки зрения их эмоциональной тональности. Выделяются следующие тональности общения:

    • Возвышенная;

    • Нейтральная;

    • Нейтрально-обиходная;

    • Фамильярная;

    • Вульгарная.

    Возвышенная тональность характеризуется торжественностью и аффективностью; к ней относятся жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству и ритуальные жесты наподобие возложения руки на Библию или на Конституцию во время принесения присяги. Нейтральной тональностью характеризуются конвенционные жесты (например, регулировщиков дорожного движения или строителей), которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение. Жесты с нейтрально-обиходной тональностью применяются обычно для установления контакта: это, например, жест остановки машины или жест готовности отвечать у школьника. Большинство жестов, используемых в непринуждённой обстановке, имеют фамильярную тональность, как то: похлопывание собеседника по плечу или спине. Несанкционированные обществом жесты относят к вульгарной тональности; они воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе, хотя и приемлемы в непринуждённой мужской беседе. Особенно в общении культурных людей недопустимы жаргонные жесты, тем более со стороны учителей и родителей – во избежание копирования их детьми.

    В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом общения. Выбор основного коммуникативного компонента обуславливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, то выбираются одни жесты, если отчитать – другие.

    В одном случае важна мимика, в другом – жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить горе – обнимают за плечи.

    Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определённое направление жестов, наличие зачаточных форм, своеобразных «полужестов».

    § 2.7. Пантомимика



    Пантомимика – моторика всего тела; совокупность всех выразительных движений – жестов, мимики, походки, осанки, положения тела в пространстве.

    Возьмем, к примеру, походку. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Походка бывает «ровная», «плавная», «виноватая», «уверенная» и т. д. Можно выделить и особенные признаки походки: элементы движения при ходьбе, например, положение носков, движения рук и плеч. Походка зависит от физического самочувствия и возраста человека, от его состояния.

    Весьма важными невербальными коммуникабельными компонентами являются также какие-либо резкие изменения лица и другие непроизвольные реакции, которые обычно плохо поддаются контролю (а потому и весьма информативны). К ним относятся: внезапное побеление или сильное покраснение (иной раз пятнами) лица, сужение или расширение зрачков, усиление биения пульса на венах рук или артерии шеи или снижение частоты пульса, пот, испарина, дрожь (в мышцах лица, в пальцах рук и ног), скрип зубами, укорачивание дыхания или нарушенность дыхания, спазматические движения горла, рефлекторное сглатывание слюны, урчание в животе, частое моргание, нервные почёсывания.


    Глава II
    § 1. Особенности невербального общения в разных странах
    Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь – пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.

    Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия.

    Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец – на нос.

    В некоторых странах Африки смех – показатель изумления и замешательства.

    Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

    В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) – это считается очень оскорбительным жестом.

    Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.

    Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

    Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания.

    Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.

    Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это – оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» – победа).

    В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.

    В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его.

    Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.

    У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо – если помещений несколько – при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

    Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах.

    § 2. Этикет невербального общения




    Большая часть информации передается невербальными средствами общения.

    Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу, щелкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щеки или пальцем переносицу, демонстрировано рассматривать свои ногти и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично указывать пальцем. Не отставляют мизинец во время еды, курения.

    Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника по плечу, не теребят пуговицу его пиджака, не толкают его локтем, на стряхивают с его или со своей одежды пылинки (чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, спрашивают у него разрешение). При разговоре жестикуляцию сводят до минимума. Только некоторые слова и фразы, такие как «Садитесь, пожалуйста», «Познакомьтесь, пожалуйста», «Можно вам представить?» и т. Д. сопровождаются соответствующим жестом.

    Жесты должны быть скупы, неразмашистые, определенные: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам. При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В Японии – «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.

    Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и «Всё в порядке».

    Если поднимают место большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение – «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1».

    Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос.

    Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей.

    Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

    Поднятые брови в Германии означают восхищение; в Англии – выражение скептицизма.

    Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находится в состоянии алкогольного опьянения.

    Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он протирает указательным пальцем основание носа, то эта означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

    В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство.

    В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

    Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Итак,

    - если пальцы рук сцеплены. Возможно три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест означает разочарование желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение;

    - защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете;

    - почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться;

    - почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека;

    - пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке;

    - собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками – это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо;

    - человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает;

    - скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему.

    Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник при скрещивание рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную;

    - жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают щёку – это жесты размышления и оценки;

    - обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то тему разговора следует поменять;

    - если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение;

    Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе.

    Уверенного в себе человека, который хочет показать своё превосходство

    над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук за голову».

    С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотят расположить его к себе, то наклоняются немного вперёд с протянутыми ладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста.

    Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.

    По тому, как слушающий выпускает дым сигареты, можно определить его отношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянно вверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причём чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен.

    Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен.

    Опущенные плечи и поднята голова – настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова – собеседник заинтересован. Потирание века – собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас.

    Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное впечатление.
    Заключение


    Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.

    Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

    Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо.

    Список использованной литературы:


    1. «Язык жестов» А. Мельник, М., «Терра-Книжный клуб», 2003 г.

    2. «Грамматика общения» Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, М., «Смысл», 1999 г.

    3. «Психология» А. А. Радугин, М. 1998 г.

    4. «Невербальные коммуникации», Кнапп М.Л , 1978.

    5. «Язык телодвижений» Пиз А., Нижний Новгород «Ай Кью», 1992.

    6. «Бизнес-этикет» Энн Мэри Сабат М. «ФАИР», 1998.

    7. «Ваше тайное оружие: мимика, жесты, движение» Рюкле Хорст 1995.

    8. «Как понять иностранца без слов», Холл. Э..–М.: «Наука», 1995.








    написать администратору сайта