Главная страница
Навигация по странице:

  • Реализация идей «естественного» и «свободного» воспитания Л. Н. Толстого в Яснополянской школе Организация учебного процесса в Яснополянской школе

  • Содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся в Яснополянской школе Л.Н. Толстого

  • ИДЕЯ_СВОБОДНОГО_ВОСПИТАНИЯ_И_ЕЕ_РЕАЛИЗАЦИЯ_В_ЯСНОПОЛЯНСКОЙ_ШКОЛЕ. Идея свободного воспитания и ее реализация в яснополянской школе


    Скачать 31.03 Kb.
    НазваниеИдея свободного воспитания и ее реализация в яснополянской школе
    Дата16.12.2022
    Размер31.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИДЕЯ_СВОБОДНОГО_ВОСПИТАНИЯ_И_ЕЕ_РЕАЛИЗАЦИЯ_В_ЯСНОПОЛЯНСКОЙ_ШКОЛЕ.docx
    ТипДокументы
    #848412

    ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ

    Трактовка идей  «естественного»  и «свободного»  воспитания Л.Н. Толстым

           Опираясь на опыт  Ж.-Ж. Руссо  – основателя идей «естественного» и «свободного» воспитания, Лев Николаевич Толстой дал критическую оценку современной школе и последовал взглядам французского педагога. Л.Н. Толстой стремился построить свою теорию воспитания на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей. 

         В своих педагогических исканиях в  начале 60-х годов Л.Н. Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничиться лишь образованием, то есть передачей взрослыми знаний детям. Он не только обучал детей чтению, письму, арифметике, но и проводил воспитательную работу. В ней в последующем  реализовывал идеи «естественного» и «свободного» воспитания. Таким образом, это одно из многих противоречий в педагогических воззрениях и деятельности Л.Н. Толстого. По существу он возражал не против воспитания вообще, но против воспитания, которое проводилось в школах того времени, – против муштры и угнетения, против формализма и зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: «Критериум педагогики – только один – свобода»[23]. 

      В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Л.Н. Толстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка: «Здоровый ребенок родиться на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе.… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра»[16]. В этих словах – идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерные для теории «свободного воспитания». Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей, большая любовь Л.Н. Толстого к детям. 

         Л.Н. Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность.  Идеи «естественного» и «свободного» воспитания Л.Н. Толстой  основывались на интересе детей, пробуждали и развивали их творчество, помогали им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.

         Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861 – 1862 годах Яснополянская школа, открытая Л.Н. Толстым. П.А. Лебедев пишет в статье, что яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Л.Н. Толстого, но его опыт остался незавершенным[15]. 

         Таким образом, идеи «естественного» и «свободного» воспитания Льва Николаевича имеют место быть в педагогической системе. Идеи отечественного педагога основываются на взглядах Ж.-Ж. Руссо, Лев Николаевич сумел организовать учебный процесс с опорой на интерес учащихся, при этом методы наказания, порицания в его идеях отсутствовали. Сущность идей «естественного»  и «свободного» воспитания заключается в принятии ребенка таким, какой он есть, гармоничном развитии всех сил и способностей. Обучение ведется с опорой на принцип природосообразности. Но данное обучение не предусматривало учебной программы, дисциплины, режима занятий, расписания, что очень осложняло когнитивную деятельность учащихся.   

         Таким образом, идеи  «естественного» и «свободного»  воспитания зародились во Франции в XVIII  в., ее основоположником был Ж.-Ж. Руссо. В России идеи «естественного» и «свободного» воспитания получили развитие в конце XIX в начале XX веков в творчестве великого русского педагога, писателя Льва Николаевича Толстого. Воплощение идей «естественного» и «свободного» воспитания проходило в имении Ясная Поляна, которое позже получило название Яснополянская школа.

         Отечественный педагог, как и его зарубежный коллега, видели в ребенке личность. Сущность идей «естественного» и «свободного» воспитания в педагогической системе заключалась в опоре на принцип природосообразности, который подразумевал следование педагога за возрастными качествами ребенка, природными способностями ученика. Лев Николаевич  Толстой, как и Жан Жак Руссо,  выступал против схоластического обучения, утверждая всех в том, что природа ребенка совершенна. В своих статьях Лев Николаевич говорил то, что ребенок рождается в гармонии с природой, его развитие проистекает закономерно и не требует постороннего вмешательства. Педагог, обучая ребенка, должен лишь направлять ход его развития.  
     
    Реализация идей «естественного»  и «свободного» воспитания  Л. Н. Толстого в Яснополянской  школе

    Организация учебного процесса в Яснополянской школе

         Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности учебно – воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Единственным критерием учебного процесса и педагогики вообще Л.Н. Толстой объявлял свободу, единственным методом – опыт. Л.Н. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Л.Н. Толстым была использована Яснополянская школа – своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы»[8].

         Исходя  из принципа свободы в педагогике, Л.Н. Толстой по – новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. В.М. Артемов, описывая Л.Н. Толстого, говорит, что помещая в центр идей «свободного» и «естественного» воспитания личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов:

    1. Принцип сознательности и активности обучения;

    2. Принцип связи обучения с жизнью;

    3. Принцип доступности обучения;

    4. Принцип прочности усвоения знаний;

    5. Принцип природосообразности.

       Организация учебного процесса  в Яснополянской  школе проходит  по этим принципам[3]. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Л.Н. Толстой, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка.

       Особое место в учебном процессе Л.Н. Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, Лев Николаевич справедливо отмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

       Из  данного принципа естественным образом  вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Л.Н. Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: «1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Данный принцип, однако, не означает того, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен. Требуя соблюдения принципа доступности обучения, Л.Н. Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся. Такой подход, справедливо замечал он, часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий. Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.

         Прочность усвоения для Л.Н. Толстого естественным образом связана с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Л.Н. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких – либо знаний. В статье Е. Барутчевой говорится, что  механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Л.Н. Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании. Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала[4].

         Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Л.Н. Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. В своей статье И.А. Соловков  показал, что к важнейшим условиям достижения основательности знаний Л.Н. Толстой относил следующие[17]:

    1. Сознание  в школе естественной, здоровой, доброжелательной обстановки «дух школы», отвечающей детской природе, любознательности, потребности в свободе развития;

    2. Постоянную  и разностороннюю связь обучения  жизнью, обучения с воспитанием;

    3.Применение  в обучении различных методов  и приемов в соответствии с  возрастными особенностями;

    4. Предоставление  детям широких возможностей для самостоятельной учебно – познавательной и творческой работы, при незаметном направляющем влиянии учителя;

    5. Стремление  к установлению межпредметных  связей;

    6. Систематическое,  продуманное повторение и обобщение;

    7. Наличие  полного душевного согласия, гармонии  в отношениях между учителем и учащимися;

    8.Тесная  органическая связь между урочной  и внеурочной познавательной  деятельностью детей;

    9. Обеспечение  в школе связи умственного  с физическим развитием ребенка.

        

     Исходной  психолого – педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности оказался ведущим. Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно – педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь.

         «Образование есть потребность всякого человека,  – писал Л.Н. Толстой в статье «Сельский учитель»,  – поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся»[24].

          Таким образом, организация учебного процесса в Яснополянской школе базируется  на принципах, которые взаимодействуют между собой и отвечают за доступность обучения, качество усвоения знаний, умений и навыков и активизирует учебный процесс в целом. 
     

    Содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся в Яснополянской школе Л.Н. Толстого

         Вопрос  о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем»[16], имея в виду обычную программу школы того времени – чтение, письмо, арифметика, закон божий, об этом говорит Г. Светлова.

         Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Л.Н. Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал двенадцать учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей.

    Когда Л.Н. Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Л.Н. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знания русской и славянской грамоты, учить счету, и закону божьему.

         По  мнению Е. Барутчева, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Л.Н. Толстой признавал религиозно – нравственное воспитание в духе «очищенного христианства»[4]. Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Л.Н. Толстой называл пустячным делом. В воззрениях Л.Н. Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних окажутся и противоречия и неясности.… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование, и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно»[13; 14]. 

         Выдвинув  в противоположность своим прежним  взглядам совершенно правильное положение – принцип воспитывающего обучения, Лев Николаевич, однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно – нравственное учение всепрощения, смирения, непротивление злу насилием.

        Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики»[23],  – писал Лев Николаевич Толстой. 

         Он  указывал, что не следует придерживаться какого – либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно – воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.

    Предавая  большое значение развитию творчества детей, Лев Николаевич рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например сочинения на различные темы.

         Надо  вести преподавание так, чтобы все  учащиеся успевали, говорил Л.Н. Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение, если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок, нет привычных предметов и лиц; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, – писал Л.Н.Толстой – урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать ни каких усилий; если урок слишком легок, будет тоже самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении»[23]. 

         Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала. Предавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Л.Н. Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков»[22]. 

          Таким образом, содержание и методы обучения в Яснополянской школе Льва Николаевича Толстого изменялись в течение всей педагогической деятельности. Данные изменения были обусловлены различными факторами.  Процесс обучения, по мнению, педагога протекал обособлено от воспитания. Но позднее Л.Н. Толстой признал, что это утверждение является ошибочным. Потому как содержание обучения его Яснополянской школы предполагало воспитательную работу совместно с обучением. Методы обучения как способ активизации деятельности учащихся были основаны на их интересе. В частности метод словесности, очень нравился детям и Л.Н. Толстой в совершенстве владел им, написание сочинения для них являлось очень занимательным делом. Метод наглядности востребован даже в современном образовательном процессе, что говорит само за себя.  

         Таким образом, реализацию идей «естественного» и «свободного» воспитания Льва Николаевича Толстого в Яснополянской школе можно увидеть через организацию учебного процесса, содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся. Интерес учащихся являлся основополагающим в процессе обучения. Методы обучения, в частности, наглядность широко использовались педагогом – гуманистом, метод же словесности использовался не менее часто, и Лев Николаевич владел им в совершенстве.

         Вся педагогическая деятельность Льва Николаевича относительно Яснополянской школы делится на три этапа, в течение которой он менял свое мнение по отношению к воспитанию и обучению ребенка, а также учебному процессу в целом. В начале своей деятельности он утверждал, что обучение никоим образом не может взаимодействовать с воспитанием, но позже в письмах к Булгакову он признал ошибочность своих взглядов, так как обучение в Яснополянской школе также сопровождалось воспитательной работой. Воспитательная работа, по мнению Л.Н. Толстого – это не формализм, зубрежка, угнетение личностных качеств ребенка, а полезная внеучебная деятельность, способствующая проявлению природного начала  в человеке. 
    Заключение

         В ходе проведенного исследования и анализа использованной литературы удалось раскрыть цель и задачи исследования. Также удалось рассмотреть сущность идей «свободного» и «естественного» воспитания  в педагогической системе, реализацию данных идей в Яснополянской школе. В исследовании приведен анализ идей «естественного» и «свободного» воспитания Ж.-Ж. Руссо, а также понимание данных идей отечественным педагогом. Раскрыто содержание и  организация учебного процесса Яснополянской школы, приведены методы обучения.

           Воплощение идей Л.Н. Толстого - это сложный многоуровневый  процесс, который позволил по – новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Л.Н. Толстого создавала условие для свободы творчества, и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Лев Николаевич обратился к вопросам педагогики.

         Задача школы, семьи, общества – развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Яснополянская школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

         Согласно  утверждениям Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути – это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор.

         Сегодня школа, отражая противоречивость общественного  развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

         Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье  в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по – новому понять, оценить. Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога – гуманиста бессмертно.  


    написать администратору сайта