Главная страница
Навигация по странице:

  • Из опыта работы учителя музыки.

  • выступление на семинаре. Выступление на семинаре. Игровые формы приобщения детей к музыкальному искусству или творчеству


    Скачать 29.08 Kb.
    НазваниеИгровые формы приобщения детей к музыкальному искусству или творчеству
    Анкорвыступление на семинаре
    Дата14.04.2022
    Размер29.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыступление на семинаре.docx
    ТипДокументы
    #473284

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа №20»

    Изобильненского городского округа

    Ставропольского края


    Из опыта работы учителя музыки.
    Тема «Игровые формы приобщения детей
    к музыкальному искусству или творчеству».

    2022г

    Игровые формы приобщения детей
    к музыкальному искусству или творчеству

                Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
                Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.
                Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.
                Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
    Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
               Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова, — это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.
    Игра- оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Эльконин: «...игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
    Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
    При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках я отвожу немалую роль методу музыкальной игры. Ведь она плодотворно помогает воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств, уважение к традициям музыкальной культуры разных народов. Музыкальная игра на уроке сближает, организует воспитанников, прививает интерес к музыке. Она учит думать, анализировать, быть на стремнине полезных дел.
                Игра на уроке музыки носит развивающий характер и ориентирована на овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
                Воздействие игры можно рассматриватьв трёх аспектах.
                Первый аспект — физиологический, связанный с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.
                Второй аспект — психологический. Музыка воздействует на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
                Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
    В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи- ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.
                 Цели и задачи музыкальной игры:
    Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.

    В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

    1. Коррекционные:
    развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;
    формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
    2. Оздоровительные:
    развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
    совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;
    развитие быстроты двигательной реакции.
    3. Образовательные:
    обучение речевым, певческим навыкам;
    развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
    формирование умственных умений и действий.
    4. Воспитательные:
    воспитание общей музыкальной, речевой культуры;
    формирование эстетическому восприятию окружающего мира; художественного вкуса
    развитие эмоциональной сферы.
    5. Развивающие:
    развитие познавательной активности;
    поддержание устойчивого интереса;
    укрепление саморегуляции и контроля;
    развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

                 В процессе игры учащиеся должны:
    1. Размышлять о знакомых произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах, формах её воплощения.
    2. Различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки.
    3. Участвовать в коллективной и исполнительской деятельности /пение, пластическое интонирование, импровизация/.
    4. Развивать умения и навыки музыкального самообразования.
    5. Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Разнообразие музыкальных игр
                 Среди музыкальных игр Н.А.Метлов выделил игры с пением, которые развивают слух, голос, умение правильно передавать мелодию, а также игры-сказки
    Н.А.Ветлугина в ходе научных исследований в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки
    Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова изменили представление об игре, их методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.
    Е.Д. Макшанцева предложила еще один вид музыкальных игр — игры-забавы.
    Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении дидактических игр.
    Значение вокальных игр при работе над чистотой интонации с элементами дидактичности показала А.Д.Войнович.
    Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, деловые игры также активно используются в общеобразовательной школе: на уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми .
    Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.
    Приносить детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам.
    Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.
                Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты — ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении — это те, которые не сумели вырасти».
    В своей педагогической деятельности почти на каждом уроке музыки я применяю игровые формы урока, которые способствуют развитию музыкальных способностей учащихся, побуждают у них стремление к ассоциативному мышлению. Дети во время игры получают импульс удовольствия, фантазии, самоорганизации. Они чувствуют раскованно, комфортно, всегда в поиске, в движении, где мышление, творчество проявляются всегда активно. Кстати, всегда вспоминаю А.С.Макаренко, который не раз говорил: игра является одним из значимых основ развития личности ребёнка. Её необходимо постоянно включать в педагогический процесс на уроке и во внеурочной деятельности.
                За время работы в школе я пришла к глубокому убеждению: игра-это творческая лаборатория детства, та радуга, тот аромат жизни ребёнка, дающие творческое начало взросления. Каким ребёнок проявит себя в игре с детства, таким и сформируется у него здоровое ядро творческой активности, нравственных основ взрослой жизни. Если ребёнок «выплёскивает» своё состояние, «переживает» музыкальные образы, невольно развивается познавательная способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

                На уроках музыки в 5 – 9 классах я применяю следующие музыкальные игры и творческие задания:
    Игра « Ассоциация»
    1 вариант:В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
    Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
    2 вариант: Придумать и записать не менее 20 слов ассоциаций к определённому термину или понятию. Например: Мюзикл – музыка, диалог, танец, драма, комедия, театр, Америка, «Нотр Дам де Пари» и т.д. На моих уроках служит как контрольно измерительный тест по пройденной теме.
    Игра – путешествие «Назад в будущее»
    Путешествие на машине времени
    Знакомство с музыкой и музыкальными инструментами прошлого.
    Игра «Карнавал»
    1вариант: Пробуем освоить ритмы Латинской Америки. Для этой игры понадобятся новые инструменты, и сделать их придётся своими руками. Чокало- простая жестяная банка от газированного напитка наполняется мелкими сыпучими предметами_ рисом, песком или мелкими камушками и заклеивается отверстие скотчем и пластырем. Гуиро – в Америке изготавливается из высушенной тыквы. В домашних условиях жестяная банка наполняется высушенным горохом или высушенными косточками маслин, отверстие заклеивается скотчем. Для изготовления маракас – применяются контейнер от шоколадных яиц, который наполняется сухим материалом и одевается на корпус авторучки. Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босановы. Игра заключается в том, чтобы предварительно потренировавшись, попробовать влиться в звучание заранее заготовленной песни или композиции.
    2 вариант: Оказавшись на неизведанной планете чужой вселенной придумать музыкальные инструменты инопланетян и услышать их музыку. Дать названия этим инструментам (придумать как они звучат и нарисовать, или сделать их из подручных материалов(например из гвоздей которые подвешиваются на проволку или из стаканов и т.п.)
    Игра «Музыкальный футбол»
    Игра проводится по правилам футбола. Класс делится на две команды. Вопрос, или задание - бросок мяча. Неправильный ответ или неправильно выполненное задание – гол (поражение) По количеству голов определяется победитель и ему выставляется отметка за работу на уроке. За игрой внимательно наблюдает судья. Все вопросы и творческие задания связаны с пройденными темами на уроках музыки.
    Маршрутная игра « Скорее в дорогу»
    Передвижения по специальной карте по отдельным станциям (Городам) с целью ответить на все вопросы и выполнить заранее приготовленные задания по музыке, собрать все буквы ( в каждом городе за правильный ответ выдаётся по одной букве) и раскрыть очередную тайну музыки. Игра проводится с целью закрепления пройденного материала и знакомством с новым музыкальным термином или понятием, которое заносится в карту путешествия ( муз. словарик)
    Ролевая игра «Встать суд идёт»
    Игра может проводится по заранее выбранной теме ( например «Нужна ли классическая музыка?» «Классическая музыка и современный рок»и др.) В игре происходит защита выбранных позиций, исследование - в рамках правил суда.
    Игра «Импровизация»
    В этой игровой форме используются пластические, вокальные, литературные импровизации. Класс делится на 3 группы. С предложенными литературными героями 1 группа сочиняет небольшое сочинение – миниатюру, 2 группа озвучивает их вокально или изображает с помощью музыкальных инструментов, 3 группа в пластической импровизации передают образ каждого героя. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально – звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ- способ его воплощения.
    Игра «МУЗЫКА НА ВОДЕ»

    Один из вариантов ритмических игр – игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают.. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух. Для начала старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное. Примеры ритмических рисунков можно брать любые. Итак, мы научились улавливать и запоминать ритм. Теперь попробуем приступить к решению более сложной задачи: к играм, которые развивают музыкальный слух и память.
    Задача играющих в этом случае запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа – высокие.
    Игра «УГАДАЙ-КА»

    Для участия в этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент. Конечно, лучше, если это настоящее фортепиано. То есть игрокам нужен такой инструмент, на котором любой играющий смог бы воспроизвести простейший звук. Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены клавиши на клавиатуре (знать их название при этом не нужно) Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извлекать этот звук. Все остальные участники игры отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать, на какую клавишу он нажимал.
    Причем, если используется настоящее фортепиано – значит, поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы), чтобы облегчить начинающему игроку угадывание. Методом «тыка» угадывающий должен остановиться на одном варианте. Остальные участники игры могут высказать свое согласие или несогласие. Если ведущий признает правильность выбора, то ведение игры переходит к этому участнику.
    Творческое задание «Мозговой штурм» Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
    а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
    б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс "Венецианская ночь");
    в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
    Творческое задание « Синквейн» Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
    а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
    б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
    в) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
    Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти. На этих уроках могут быть использованы и разгадывание кроссвордов – как вид игровой формы и творческого задания.
    Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации. Презентации можно использовать в рамках игры «День дублёра»
    Можно много писать, рассказывать о музыкальных играх. Главное это то, что без них невозможно на уроке музыки увлечь детей в мир искусства, в мир прекрасного.

     

     


    написать администратору сайта