|
сравнительная таблица. Имя, года жизни, страна Основные педагогические труды. Произведение и год
Имя, года жизни, страна
| Основные педагогические труды. Произведение и год
| Основные педагогические идеи
| Какие идеи актуальны в наше время и почему
| Ян Амос Коменский (1592-1670). Чехия
| «Великая дидактика» (1627)
«Материнская школа» (1632)
«Мир чувственных вещей в картинках» (1658)
«Открытая дверь языков и всех наук» (1631) и т.д.
| -Начинать обучение надо по возможности раньше
-Всеобщее обучение –мальчики, девочки, знатные и нет, богатые и бедные, городские и сельские
-Учебный материал должен соответствовать возрасту учеников
-Классно-урочная система
-Дисциплина (без нее не может быть хорошей школы)
| Все, мною перечисленные. Эти идеи - основа образовательного процесса.
| Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827). Швейцария
| «Как Гертруда учит своих детей» (1801)
«Лингард и Гертруда» (1781—1787)
«Лебединая песня» (1826)
| -Принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию. -Теория элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
-Объединение обучения и труда, т.к. это развивает мысль и дух ребенка. -Идея развивающего обучения
| Развивающее обучение используется и в наше время, т.к. позволяет не просто «вызубрить» информацию, а понять ее. Некоторые принципы природосообразности в обучении также актуальны и сейчас.
| Вольфганг Ратке (1571–1635)
Германия
| «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619)
| -обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;
-обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;
-в обучении следует постоянно использовать повторение;
-первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;
-обучение должно вестись без принуждения;
-заучивать ученики должны только то, что ими понято;
-в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;
-в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.
| Полагаю, что его идеи живут до сих пор. Эти же идеи позже сформулировал более обоснованно Ян Амос Коменский.
| Д. Локк (1616–1704)
Великобритания
| «Опыт о человеческом разумении» (1689)
«Мысли о воспитании» (1693)
«Мысли о том, что читать и изучать джентльмену» (1703)
«Рабочие школы» (1696)
«Об управлении человеческим разумом» (1706)
| — ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;
— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;
— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;
— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;
— здоровье ребенка — первая задача воспитания;
— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
— следует отказаться от принуждения в воспитании;
— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.
| Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.
| Жан Жак Руссо (1712-1778)
Швейцария
| «Рассуждения о науках и искусствах»
(1750)
«Новая Элоиза»(роман).
(1761)
«Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат)
(1762)
«Исповедь»
(1772)
| — Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.
— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.
— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.
— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.
— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.
— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.
— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.
| Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.
В наше время свободное воспитание все еще где-то используется, но скорее в отдельных семьях, чем в образовательных учреждениях.
| |
|
|