НПК. Андриянова Диана. Исследовательская работа Ищи родину! Нет поэта без родины. Тема Родины в творчестве Василия Фёдорова и Сергея Есенина. Андриянова Диана, учащаяся 5 Б класса
Скачать 0.62 Mb.
|
Муниципальная конференция исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений Прокопьевского района «Эрудит – 2018» Секция «Первые шаги в науку» Исследовательская работа «Ищи родину!... Нет поэта без родины». Тема Родины в творчестве Василия Фёдорова и Сергея Есенина. Андриянова Диана, учащаяся 5 «Б» класса МБОУ «Терентьевская сош» Прокопьевский муниципальный район
Содержание: Введение………………………………………………………………….3 Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века.…………………………………..……………………………...4 Он — марьевский / И поступью и родом.……………………………...5 Память о поэте ……..………………………………………………….7 Тема Родины и природы в творчестве Сергея Есенина и Василия Федорова………………………………………………………………..7 Осень и зима в поэзии В. Федорова и С. Есенина …………….……10 Звукопись в пейзажной лирике Быкова и Есенина .….…….……....12 Цветопись в пейзажной лирике Быкова и Есенина .. … . .………...13 Заключение……………………………………………………….……14 Список используемой литературы……………….…………………..15 Приложение ………………………………………………………… 15 Введение К теме Родины, ответственности поэта перед Родиной, перед своим народом обращались многие русские поэты и прозаики. Тема Родины присутствует и в творчестве нашего земляка, всемирно известного поэта Василия Дмитриевича Федорова. «Ищи родину!... Нет поэта без родины» - этот есенинский завет живет в поэмах и стихах Василия Федорова. Для Есенина Родина – это и вся Россия, и родное его село Константиново, реалии которого угадываются во многих его произведениях. Источником творческого вдохновения для Федорова была его маленькая, затерянная где-то в далекой Сибири, родная деревня Марьевка. В любви к своей «малой» родине, своему народу В. Федоров признается на протяжении всего своего творчества. Оба поэта родились в русской деревне и к вершинам мировой поэзии поднялись из глубин народной жизни. Колыбелью их поэзии стала рязанская и кузбасская земля, русские народные песни. “Моя лирика — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике этого самобытного русского поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Любовью к своему родному краю были проникнуты и произведения В.Д. Фёдорова. Тема. Выбор темы исследовательской работы ««Ищи родину!... Нет поэта без родины». Тема Родины в творчестве Василия Фёдорова и Сергея Есенина» непосредственно связан с моим личным интересом. Прочитав стихотворение В.Д. Фёдорова «Голова моя, головушка» (см. приложение 1), предположила, что поэзия В.Д. Фёдорова близка по тематике поэзии Сергея Есенина. Сопоставляя произведения Сергея Александровича Есенина и Василия Дмитриевича Фёдорова, можно заметить, что очень важной в творчестве этих поэтов является тема Родины. Цель: доказать, что тема Родины в творчестве В.Д. Фёдорова близка по тематике творчеству С. Есенина. Гипотеза: тема Родины в творчестве В.Д. Фёдорова близка творчеству С. Есенина. Актуальность темы. 23 февраля 2018 года мы отмечали 100-летие со дня рождения знаменитого кузбасского поэта и писателя Василия Дмитриевича Федорова. В связи с этим 2018 год в Кузбассе объявлен годом В.Д. Федорова, поэтому тема работы отличается актуальностью. В результате исследования: 1.Изучила биографию двух поэтов (В. Фёдорова и С. Есенина). 2.Исследовала особенности творчества В. Фёдорова и С. Есенина. 3.Выявила взаимосвязь поэтики В. Фёдорова и С. Есенина. Методы исследования: 1.Экскурсия в районную библиотеку - отдел «Краеведение». 2.Теоретический анализ поэзии В. Фёдорова и С. Есенина. Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века Великий поэт Сергей Есенин остался в памяти русского народа не только как легендарная творческая личность, но и как небывалой красоты человек, умеющий лирическими и красивыми словами разить сердца людей. Его шедевры как музыкальная струя, которая льется из самого сердца и души, в которой прослеживается огромная любовь к Родине и ее необъятным просторам. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константиново, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности. Сергей Есенин побывал во многих уголках не только своей родины, но и мира. За время своих путешествий создал многочисленное число произведений. Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, ведь она оборвалась в 1925 году, когда ему всего лишь было тридцать лет. Есенин вошел в нашу отечественную поэзию со стихами о деревенской Руси. Место любимой у поэта занимает Русь, родина, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты. Он — марьевский / И поступью и родом Фёдоров Василий Дмитриевич (1918-1984) родился 23 февраля 1918 года в г. Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребенком. Родившись в городе, Федоров считал себя целиком деревенским: ему не минуло и года, когда семья переехала на жительство в деревню Марьевка Яйского района Кемеровской области. Здесь, в сибирской деревушке, прошло детство поэта и начало его юности. В Марьевке семья поселилась не в самой деревне, а под горой, около озера Кайдор, где стояло всего четыре дома. Через какое-то время семья переехала на гору. К сочинительству (а поэтический талант проявился у Василия Фёдорова в раннем возрасте) мама, которую будущий поэт очень любил, относилась терпимо, даже потом, когда оно отрицательно сказывалось на материальном благополучии, никаких выгод от его писательства не ждала. Ранним знакомством с настоящей литературой В. Фёдоров обязан своим братьям: Андрею и Петру. Любознательный мальчик с интересом читал Пушкина, Лермонтова, Байрона, Купера, Лонгфелло – все, что было сложно достать деревенскому жителю. В. Федоров понимал, что ему надо многому учиться, чтобы стать настоящим поэтом. Юношей жизненные дороги уведут будущего поэта в Иркутск на большой завод. А до этого – учеба в новосибирском авиатехникуме, тогда же сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету «Большевистская смена», под псевдонимом Василий Лехин. В 1938 году, окончив авиатехникум Федоров, был направлен на авиационный завод в Иркутске. С 1938 по 1947 год работал на авиационных заводах Сибири в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи. В 1939 году в заводской газете Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение в областной комсомольской газете. Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Небольшой цикл стихов вошел в коллективный сборник «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В это же время поступил на заочное отделение Литературного института. В 1947 году увидела свет первая книга В. Д. Фёдорова «Лирическая трилогия». Знакомство с Александром Твардовским и положительная оценка его поэмы «Марьевская летопись», помогло Фёдорову перевестись с заочного, на очное отделение. В 1950 году Фёдоров окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1955 году вышла его вторая книга – «Лесные родники», в том же году – «Марьевские звезды», в 1958 году – «Дикий мед» и «Белая роща». Две книги Василия Фёдорова – «Третьи петухи» (1966 год) и «Седьмое небо» – удостоены Государственной премии РСФСР им. М. Горького 1968 года. Поэтический путь Василия Федорова никак не назовешь легким. Этот человек через всю свою жизнь пронес в сердце боль и тревогу своего времени. Умер поэт 19 апреля 1984 в Ессентуках, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Жизнь Василия Дмитриевича оборвалась на взлете, в то время, когда его редкий талант разворачивался на полный свой взмах (см. приложение 4). Жизненная и творческая биография Василия Федорова тесно связана с Сибирью, с нашим Кузнецким краем. С невероятной любовью выражает Василий Фёдоров своё чувство к Марьевке, где фактически родилась его душа и развился его талант. Память о поэте На родине поэта, в селе Марьевка Яйского района, открыт литературно мемориальный музей Василия Дмитриевича Фёдорова. Основной фонд музея состоит из личных вещей и книг Василия Фёдорова, которые передала его жена Лариса Фёдорова. Начиная с 1985 года, на Назаркиной горе проходит ежегодный день памяти поэта-земляка «Фёдоровские чтения», на которых собирается множество почитателей таланта В. Федорова. В феврале проводятся малые чтения, которые включают в себя конкурсы чтецов, викторины о жизни и творчестве Василия Дмитриевича, литературные гостиные. Решением губернатора Кемеровской области утверждены литературные премии им. В.Д. Фёдорова. Музей им. В.Д. Федорова также открыт в Марьевской общеобразовательной школе (см. приложение 2). Тема Родины и природы в творчестве Сергея Есенина и Василия Федорова Василий Федоров на протяжении всего своего творчества ведет целеустремленный поиск красоты. Он ищет ее в буднях и праздниках, ищет ее в живой природе, в грозовом посвисте ветра, в трепете былинки, в загадочном и холодном дыхании космоса. При анализе его произведений обнаруживается близость к традициям лирики такого замечательного поэта, как Сергей Есенин. И в первую очередь это касается общности изображения образа Родины. Со стихов о родной Марьевке, о ее людях начнется его первый серьезный творческий взлет. Марьевка станет потом одной из главных песен его сердца на всю жизнь: Прощай, село! Я сын твоих полей. Мне мил простор твоих зеленых пашен. В прощальный час торжественно налей Свой дикий хмель в приподнятую чашу. В твоих чертах Суровый признак есть. И пусть я рос, по-детски мало нежась. – В моей груди все время будет цвесть Твоих лесов невянущая свежесть. Мою страну Не обойдешь в года. Есть много мест, Прославленных другими, Но никому я счастья не отдам Носить твое немеркнущее имя. Промчится время – много, много лет Посмотрят люди, спросят мимоходом: – Откуда он? – И скажут им в ответ: – Он – марьевский И поступью и родом. Поэт гордится тем, что он из безвестной деревни, он проникает в самую суть русского характера – он чувствует огонь души народной, жажду творить красивое. Патриотизм, высокая духовность, любовь к родине, сострадание, боль ответственности, понимание роли поэзии, умение выражать народные чаяния сближает творчество Василия Федорова с творчеством Сергея Есенина. Василий Фёдоров пишет о Марьевке: «Позднее мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею озеро, окаймлённое зарослями черёмухи и калины, за озером – заливные луга, устланные цветами, за лугами – быстрая «пескаревая» река с белёсой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекою – зелёный мыс с тёмными пиками кедров и далёкий туман. Но в нём ещё нет конца. В солнечный день за ним далёким-далёким амфитеатром поднимаются новые поля и перелески. Осенью, когда созревают хлеба, на закате они особенно красивы. На всём уже лежит тень, а этот приподнятый океан на десятки вёрст полукруга все ещё светится и отливает золотом. Когда это всё однажды одним махом, открылось моему взору, я онемел от изумления и полюбил на всю жизнь» (см. приложение 3). Когда ты в Марьевке живешь, Обхаживая грядки, Мне кажется, что мир хорош И в мире все в порядке. Когда гора горит в заре, А грудь рассветом дышит На той Назаркиной горе Мы к правде чуть поближе. Здесь тишина средь лопухов И запаха капусты Высоким криком петухов Приправлена так вкусно. Когда же солнце на закат, Вздыхая аппетитно, Пылит молочный комбинат- Рогатый и копытный. И рад я, что тебя привез К земле первично-личной: Первичных дел. Первичных слез И радостей первичных. Тема Родины прослеживается во всем творчестве и Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни. Родина для Есенина — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. "Рязанские поля была моя страна", — вспоминал он впоследствии. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой». И для поэта, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Рязанские раздолья — вот Родина Есенина, которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни». О пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь… Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли. Родина Сергея Есенина — это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет». Осень и зима в поэзии В. Федорова и С. Есенина Есенин воспевает красоту родной земли в любое время года, но особенно близки ему золотая осень и русская зима: «Закружилась листва золотая», «О край дождей и непогоды», «Осень», «Отговорила роща золотая», «По-осеннему крычет сова…», «Покраснела рябина» и др. Для Василия Федорова, так же, как и для Сергея Есенина, Родина – это и родная природа, и родной край с его полями и лугами, деревнями и жителями, населяющими его. Так же как и у Есенина, в творчестве В. Федорова представлены все времена года. Но особенно любимы им тоже осень и зима. Осень поражает его своей красотой и неповторимостью, и чтобы передать свое восхищение и ощущение связи с миром действительности, поэт вслед за Есениным, широко использует прием очеловечивания предметов и явлений природы. Федоров: Осенняя грусть Всё открыто, всё наружу, Но уже шепчу, скорбя: «Закрывай, Василий, душу, Не выстуживай себя». Стали глубже норы лисьи, Стал пышнее ворс лисят... Листья... листья... листья... листья Золотой пургой летят… Кружат, кружат, кружат, кружат В слёзной скуке ноября. Закрывай, Василий, душу, Не выстуживай себя. Осень грустно засыпает, Дарит свой прощальный взгляд... Лес осенний остывает, В лето нет пути назад. Есенин: И мне в окошко постучал Сентябрь багряной веткой ивы, Чтоб я готов был и встречал Его приход неприхотливый. Рыжая Осень цыганкой веселой Треплет за кудри ветвей тополя, Медной монетой усыпала села, В пляске лихой закружилась в полях. Зима в произведениях В. Фёдорова - это снежное, морозное и сказочное время: На родине моей повыпали снега, Бушует ветер в рощах голых. На родине моей, должно, шумит пурга И печи топятся в притихших сёлах. Приветом детства встала предо мной С годами позабытая картина: Горит луна, и смутно под луной Поблескивает снежная равнина. Отбушевав, снега притихли — спят. Среди снегов, запорошивших вербу, Полозья одинокие скрипят, Как будто жалуются небу. Сместилось всё в сознании моём: Как будто брежу дальними огнями И в полушубке стареньком своём Шагаю за скрипучими санями. Вновь мёрзну, а дорога далека, Сугробам белым нет конца и краю. На родине моей повыпали снега, Я их люблю, за что — и сам не знаю. *** И мороз, И снег бескрайний. На стекле, прикрыв закат, Зарождается из тайны Белый, Белый, Белый сад. Все бело, Как в дни цветенья: Ветви, листья и трава. Нежные до изумленья Зачинаются слова. Есенин считает, что морозные дни лучше летних солнечных. ЗИМА Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей "спасибо" за труды. Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. <1911-1912> Зимние стихи поэтов динамичны, наполнены внутренней энергией и восторгом; лирические герои в них не перестают восхищаться залитыми солнцем, ослепительными снежными просторами. Звукопись в пейзажной лирике В. Фёдорова и Есенина Удивительна также звукопись в стихотворениях поэтов. Сергей Есенин использует согласный звук «в», который воссоздает завывание вьюги, ветра: Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. («Клен ты мой опавший, клен заледенелый..») В. Фёдоров тоже использует согласный «в»: Кружат, кружат, кружат, кружат В слёзной скуке ноября. Закрывай, Василий, душу, Не выстуживай себя. ( «Осенняя грусть») Согласный звук «С», который создает ощущение холода, тишины и ветра, создающего атмосферу холодной пустоты. С. Есенин: В новом лес огласится свисте. По-осеннему сыплет ветр, По-осеннему шепчут листья. («По-осеннему крычет сова..») В. Фёдоров: И мороз, и снег бескрайний. На стекле, прикрыв закат, Зарождается из тайны Белый, белый, белый сад. Всё бело, как в дни цветенья: Ветви, листья и трава. («Белый сад») Цветопись в пейзажной лирике В. Фёдорова и С. Есенина Есенин – мастер использования цвета: «на розовом коне», «листьев медь», «увяданья золотом охваченный». Любимые цвета Есенина: синий, малиновый и золотой: « синий плат небес», «О Русь – малиновое поле…», «Луна под крышей, как злат бугор». Читая стихи Есенина, мы совсем по-другому начинаем видеть русскую природу — она предстает перед нами в самых разных красках, она трогательная, всегда меняющаяся и ослепительно красивая: О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску («Запели тесаные дроги...») Для лирики В. Фёдорова тоже характерна цветопись. Он раскрашивает свои пейзажи часто в белые, синие, голубые, чаще всего холодные цвета, как наша суровая, сибирская зима: *** Цветы, Родившиеся ночью Заголубели на заре, Как будто порванное в клочья Лежало небо на траве. *** Городскому, мне всё чаще снится Белый снег, и снятся снегири. *** Зимний ветер, гигикни над елью, Над сосной где укрылся глухарь, Закружи меня белой метелью, Подними и о землю ударь. Сделай так, чтобы в снежные хоры Голос рощи всё время вплетал Позабытую песню, с которой Я когда-то легко засыпал. *** И глядят на меня Из некошеных трав Голубые глаза медуниц. Для Есенина Родина – это и вся Россия, и родное его село Константиново, реалии которого угадываются во многих его произведениях. В поэтической картине мира В. Фёдорова можно выделить малую родину, которая ассоциируется с Марьевкой, и Родину – Россию, гражданином которой он является и по отношению которой поэт испытывает сыновние чувства: Моё имя Василий, И должна понимать — Моё имя с Россией Хорошо рифмовать. Заключение В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Село Константиново было таким местечком для поэта. Вне сомнения, и Василий Федоров – один из выдающихся поэтов второй половины двадцатого столетия. Его пронзительная лирика, сочетающаяся наивность младенца с мудростью убеленного сединами старца покоряла читателей неотразимо. Любовью к своему родному краю были проникнуты и произведения В.Д. Фёдорова. В поэзии его родная деревня Марьевка, Сибирь-матушка слились в единое целое, святое и неделимое, и были объединены одним великим словом – Родина. Итак, сопоставляя тему Родины в творчестве двух поэтов, мы пришли к выводу, что Василий Федоров наследует и развивает идеи, поэтические особенности лирики Есенина, то есть можно говорить, что тема Родины в творчестве В.Д. Фёдорова близка творчеству С. Есенина. Список использованной литературы Алянчикова, З. Д. Штрихи к родословной // Махалова Т. И. На родине поэта Василия Фёдорова. – Кемерово: Сибирский писатель, 1998. – С. 35- 40. Баянов В.М. Сибирская поэзия. На родине моей повыпали снега [Текст]: сборник стихотворений поэтов Кузбасса / сост. В.М.Баянов. – Кемерово: Сибирский писатель, 1998. – с. 432 – 445 Егоров, В. Н. Песенный поэт: Воспоминания к 100-летию со дня рождения поэта Василия Фёдорова // Егоров В. Н. Дорогая Родина моя! Песни на стихи Василия Фёдорова. – Новокузнецк, 2017. – С. 103-124. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы [Текст] / С. А. Есенин. – М.: Дрофа, 2002. Казаркин, А.П. Литературное краеведение в Кузбассе [Текст]: учебное пособие / А.П.Казаркин.- Кемерово: Областной институт усовершенствования учителей, 1993. – с. 32 – 40 Фёдоров, В. Д. Собрание сочинений [Текст] : В 3-х томах / В. Д. Фёдоров. – М. : Молодая гвардия, 1975. Фёдоров, В.Д. Душа ещё полна заботы… [Текст]: стихотворения, поэмы / В.Д.Фёдоров. – Кемерово: Книжное издательство, 1986. – 267 с. Фёдоров, В. Д. О себе и близких [Автобиография, 1972] // Фёдоров В. Д. Наше время такое…: О поэзии и поэтах. – М.: Современник, 1973. – С. 13-58. Или: Фёдоров В. Д. Собр. соч.: В 5 тт. Т. 4. – М.: Современник, 1988. – С. 6-45. Голова моя, головушка Приложение 1 Голова моя, головушка Голова моя, Головушка, Недомога и разлад. Будто вызревшее полюшко Поприбил мне кудри град. Помню, Любовались озимью, Отмечали рост и стать. Значит, беден, Значит, осенью Пышной свадьбы Не играть. Думал, Жизнь переиначиться, Зашумит рекой в разлив. И тоскуется И плачется На есенинский мотив. Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 |