Главная страница
Навигация по странице:

  • Исследовательская работа по теме

  • Содержание

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Передо мной стояли следующие задачи

  • Цель

  • История происхождение села Средняя Елюзань

  • Татарское народное творчества - баиты

  • Село Средняя Елюзань в настоящее время

  • Список использованной литературы.

  • работа. Я горжусь тобой,моя земля!. Исследовательская работа по теме История села Средняя Елюзань. ученица 9 класса Дулатова Рахима


    Скачать 99.53 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа по теме История села Средняя Елюзань. ученица 9 класса Дулатова Рахима
    Анкорработа
    Дата29.01.2023
    Размер99.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯ горжусь тобой,моя земля!.docx
    ТипИсследовательская работа
    #910228

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Средняя Елюзань.

    Номинация: Я горжусь тобой, моя земля!

    Исследовательская работа

    по теме:

    «История села Средняя Елюзань».

    Выполнила: ученица 9 класса

    Дулатова Рахима

    Научный руководитель: учитель татарского языка,

    Салдаева Нурия Равилевна

    2020 год

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    История происхождения села Средняя Елюзань........................................... ..4

    Традиции села……………………………………………………………5-6

    Татарское народное творчества –баиты....................................................7-9

    Село Средняя Елюзань в настоящее время ………………………………10

    Социологический опрос…………………………………………………11

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………12

    ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… .13



    Тезис к исследовательской работе

    Я горжусь тобой, моя земля!

    Автор:Дулатова Рахима

    Класс: 9 «А»

    МБОУ СОШ № 2 с. Средняя Елюзань

    Научный руководитель: : Салдаева Нурия Равилевна, учитель родного языка.

    21век-особое время для культуры и истории России, время поиска, У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине, так как у каждого должен быть свой причал, где можно на время остановится и отдохнуть от забот и проблем.  Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. 
    В настоящее время можно отметить  возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Моя малая Родина – это село Средняя Елюзань

      Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

    Я считаю эту тему интересной и актуальной, так как:

    происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края. .

    Передо мной стояли следующие задачи:

    1. Узнать когда и как возникло село.

    2.Познакомится с традициями села.

    3.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

    4Узнать состояние села в настоящее время .

    В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Пообщавшись со школьниками, я поняла, что проходят годы, умирают старые жители и мало что остаётся в памяти людей. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили.

    Я считаю свою работу очень полезной. В итоге изучения и анализа обработки информации пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений.

    Я взглянула на своё родное село по-новому, заметила много интересного.

     Каждый человек  начинает познавать мир через родину, через те места, где родился и вырос. И «мы любим свои края родные, свои родные милые места»

    И буду надеяться на светлое и прогрессивное  будущее моей малой Родины.


    Введение

    У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине, так как у каждого должен быть свой причал, где можно на время остановится и отдохнуть от забот и проблем.  Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. 
    В настоящее время можно отметить  возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Моя малая Родина – это село Средняя Елюзань

    Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.

      Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

         Задачи исследования:

    1. Узнать когда и как возникло село.

    2.Познакомится с традициями села.

    3.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

    4Узнать состояние села в настоящее время .

    История происхождение села Средняя Елюзань
    Средняя Елюзань  — одно из самых больших татарских сёл в Европе; крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской обл. .Название села имеет татарские корни — (тат. Урта Әләзән,,Urta Alazan). Оно официально основано 5 сентября 1681 года темниковскими «четвертными» татарами-мишарами, когда им была отведена в этих местах земля.

    Первое упоминание как татарской деревни в 1700 году.   В 1702 году один из елюзанских челобитчиков писал царю, что они поселились там, где «дано товарыщам их, Мирясу Кудайбердееву, в кругу и в ободу с Асаном мурзою князь Такшеиновым с товарыщи, что им их жеребьи отказаны, а их де жеребьи оставлены, а владеют де они с товарыщи своими [землями] по двадцати по пяти чети в поле, а в дву по тому ж, и из того поместья служат великого государя службу В середине 19 века в селе было 3 мечети, водяная мельница. В конце XIX века в селе находили клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина XIII-го — конец XIV веков). Возможно оно было спрятано жителями в ту же пору, так как в этот период времени на расстоянии нескольких километров от современного месторасположения села, располагалась столица неисследованного до настоящего времени татарского государства с обнаруженными при раскопках остатками центрального отопления, монетного двора (с. Юлеево, примыкающее к восточной части районного центра г. Городище, который основан на месте древнего татарского города).

    С 1780 года находится в составе Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В середине XIX века в селе было 3 мечети, водяная мельница. ». В 1820-х годах татары Средней и Нижней Елюзаней основали за Волгой деревню Новую Елюзань Николаевского уезда.В 1886 году в селе было 302 двора, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз. В 1911 году 626 дворов, 4 мечети, при них 3 школы.


    Традиции села

    У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Традиции каждого народа - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины наших предков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой! У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Традиции каждого народа - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины наших предков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой! 

    Культура и традиции нашего татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Религиозные, то есть, мусульманские праздники зовутся тут словом гает или ает. Например, Ураза гаете – это праздник поста, а Корбан гаете – это праздник жертвоприношения.  Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их: утренняя молитва; посещение кладбища; приготовление угощения; поздравление всех родственников и соседей, особое внимание  уделяют родителям; раздача подарков.

    Традиционными в селе являются коллективизм, взаимоподдержка и взаимовыручка. Все мечети, медресе, многие социальные объекты построены и содержатся на средства прихожан. В их среде распространена приверженность зякату - религиозному налогу, когда жители вносят на социальные нужды крупные пожертвования, исчисляемые десятками тысяч рублей. Приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом. 
    Жители села, после трудовой деятельности, любят и отдохнуть. Пожалуй, самым массовым и популярным сегодня праздником, включающим в себя народные гуляния с различными обрядами и играми, является Сабантуй. Сабантуй – это ежегодное торжество, которое знаменует конец весенних полевых работ. До конца XIX века его отмечали в весенне-летний период до начала пахоты. Этот день отмечали одинаково, но все же со своеобразными чертами у разных этнических групп. Праздник Сабантуй сохранился до наших дней и является очень любимым в народе. Кроме того, все имевшиеся отличия сошли на нет, и теперь этнические группы отмечают его летом, после окончания весенних работ и перед началом косовицы. Интересная традиция татарского народа в том, что праздник этот поэтапный. Сначала его отмечают отдельные села, через неделю – весь район, после – райцентр. Завершается Сабантуй в больших городах - Пензе. Ранее он не был привязан к определенному дню, но в наши дни его отмечают только в воскресенье. К сожалению, некоторые старые обряды, присущие этому празднику исчезли. Традиционно во время праздника люди собирали еду, дети – крашенные яйца. Однако из-за религиозных ограничений в советское время обычай был исковеркан, а собирание еды стало трактоваться как побирательство. В настоящее время Сабантуй является национальным праздником.

    В 2017 году был проведён VIII Всероссийский сельский Сабантуй, в котором приняли участие 50 тысяч человек из 35 регионов России. Почетными гостями Сабантуя были президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, которые приняли участие в церемонии открытия новой школы в Средней Елюзани. Для проведения непосредственно Сабантуя был реконструирован ипподром, поставлена водонапорная башня, проведено электричество. Были сооружены две концертные площадки — большая и малая. Также из готовых срубов, привезённых из Кукморского района Республики Татарстан, было сооружено татарское подворье с гостевым домом, концертной площадкой, музеем, мельницей и небольшими выставочными павильонами. Рядом с подворьем были размещены 13 выставочных площадок по числу районов Пензенской области, где есть татарские деревни и сёла.

    Татарское народное творчества - баиты 


     Наиболее распространенными жанрами татарского устного творчества являлись песни и баиты. Татарские народные песни в огромном своем большинстве состоят из строго рифмованных четверостиший, по содержанию не связанных друг с другом. Баиты , наоборот, сочинялись на одну определенную тему по случаю какого-либо события и представляли единое, целостное произведение. В народных песнях доминируют  мотивы бедности, несчастья, трудного жизненного пути, несчастной любви и вынужденной разлуки. Баиты носят повествовательный характер со многими лирическими отступлениями. Темой для баитов служили необычайные, но реальные события , события общественного значения . Были и фантастические баиты: «баит о Сак-соке» (дети, превращенные в птиц), «баит о возлюбленной цыгана Хамиде», «баит о семи девушках» и т. д.  

    Жанр баитов больше относится к поэтическому творчеству и отличается приоритетностью текста над музыкой. Однако бытование баитов неразрывно связано с различными напевами: от речитатива до песенной мелодии. Чаще всего, в основе мелодии баита лежит легко запоминающаяся и многократно повторяющаяся попевка.   Баиты не имели строго закрепленной мелодии, практиковалось как сочинение новых текстов на известную мелодию, так и новых мелодий на записанные в книге слова. Баиты сочинялись и распространялись как устно, так и письменно, что связано с широким распространением письменности, как в средние века, так и в новое время.

       До сих пор остается спорным вопрос о том, когда и с какой целью, опираясь на какие народные обряды и традиции художественной литературы сформировался жанр баит. Хотя мы не можем точно указать время создания первого баита и назвать его автора, однако доподлинно известно: человек, осознав, что является венцом всего творения, задумывается и о смерти, подстерегающей его повсюду; когда же он начал терять близких и родных людей и предавать их земле, чувства полные скорби и печали сами собой трансформировались в поэтические строки, соплеменники приняли и разучили сердцу близкие строки, при желании обогатили их своими переживаниями и передали их будущим поколениям.

    Великие умы татарского народа Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и др. не раз высказывали идею о необходимости последовательного изучения жемчужин народного творчества, в том числе и баитов. Как писал Г.Тукай: «Песнь – это самое дорогое и ценное наследие наших предков, это чистое, вечно живое не меркнущее зеркало души народа».

        К сожалению, в последние годы интерес к фольклору заметно угас, людей больше привлекает всё зарубежное: стиль одежды и жизни, манера поведения и воспитания. Люди забывают о своих корнях, не знают родной язык. Многие современные татары не смогут назвать имени ни одного известного татарского писателя и поэта. Многие жанры фольклора забыты. Пора возвращаться к истокам, пока не поздно.

      Преобладающая тема современных баитов - потеря близкого человека, в основном авторами баитов являются женщины  Вот и я решила узнать  больше о людях в  Средней Елюзани, которые сами сочиняют и поют баиты. Одна из хранительниц местного фольклора- Адикаева  Магиря  Закировна. Родилась в селе Средняя Елюзань,  в 1940 году, сейчас ей 77 лет. Она с раннего детства пишет стихи и баиты. Этот талант передался ей по наследству, от мамы. Отец ушел на фронт и не вернулся, 7 детей воспитывала  мама.  Несколько лет назад умер ее брат, которому она написала около 250 баитов.    В данное время у нее 7 детей, которые помогают и во всем поддерживают маму.  Когда ей было 43 года, она родила близняшек, а когда им исполнилось по 1, 8 месяцев , Магиря Закировна овдовела,  ее дети остались без отца.  Воспитывала детей одна.  И по сей день Магиря Закировна сочиняет баиты о самобытности татар, о праздниках, о судьбах людей.  Несколько баитов передала и мне. (Приложения)


       Алия Абдулловна Сенжапова – яркая представительница сказительской династии  Сенжаповых, в которой существовала наследственная передача эпических знаний. Родилась в 1951 году в   городе Саратов . В возрасте 6 лет переехала с родителями на малую родину – село Средняя Елюзань. Она начала писать    баиты после трагических событий – в один год она потеряла самых близких людей-мать, брата, племянника, двоюродную сестру. Сюжеты  и стихотворные строчки баитов  приходят ей во сне, она героический эпос не исполняет, записывает и издает. Всю свою жизнь она посвятила детям, проработала в школе 47 лет. Ей не удалось создать свою семью.  Она передала мне  баит о самом сокровенном в ее жизни - об  одиночестве.  Алия Абдулловна постоянно вспоминает своих талантливых родственников, хранит традиции, которые они ей передали. Сейчас на заслуженном отдыхе   и записывает еще один баит. До сих пор во сне кто-то ей диктует сюжеты героического сказания. Она заносит их прямо в свой ежедневник, сохраняя традиции предков

            В настоящее время, как отмечают обществоведы, у многих народов проявляет себя тенденция национально – культурного возрождения, выражающаяся в стремлении к возврату в лоно своей культуры ,языка, обычаев и традиций. Фольклор является уникальным источником сохранения самобытности народа, его духовно – культурных достижений. Устное народное творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа, выступая важным средством кристаллизации духовной культуры, он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельные жанры и произведения составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно – эстетические, политические, философские и художественно – эстетические взгляды. Считается, что народное творчество является важнейшим средством формирования личности, причём воспитательные функции фольклора весьма многообразны. В частности, в нём выражено представление народа и о целях и задачах, и о содержании, и о средствах воспитания; а также даются конкретные советы по воспитанию детей. Вот почему сам по себе фольклор, его содержательная часть, ценности, заключённые в нём, могут рассматриваться в качестве уникального и проверенного вековой мудростью средства воспитания.
     

                            


     Село Средняя Елюзань в настоящее время

    Село Средняя Елюзань современного Городищенского района Пензенской области является исконно татарским селом, основанным в 80-х годах XVII столетия. Самое крупное село с компактным проживанием татар, не только в России, Европе, но и мире, насчитывающее около 11 тысяч жителей. 

         Одной из внешних черт облика села является основательность его строений. В Елюзани около 3 тысяч домов, только 7 из них – из дерева, остальные – кирпичные или смешанные. Дома, преимущественно, 2-х-3-х этажные, многие украшены орнаментом из цветного кирпича, мрамора и облицовочного камня. Одноэтажные дома также крупногабаритные – от 100 до 500 и более кв.м.  Высокий уровень благосостояния жителей села обеспечен их трудолюбием. В селе нет безработицы. В условиях разрушавшегося в годы перестройки сельского хозяйства елюзанцы создавали собственные рабочие места. Имеются семь мельниц, где перерабатываются зерновые и масличные культуры. 

    Отличительными чертами духовной жизни Средней Елазани приверженность жителей села исламской религии.  Пятница в Елюзани выходной день. Таким образом, приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом.

      Социологический опрос.

    Я решила провести опрос среди учащихся 9 классов нашей школы.

    Цель опроса: знание истории нашего села. Было опрошено 37 человек

    На вопрос:»Знаете ли вы историю села Средняя Елюзань?» Были получены следующие результаты.

    Знаете ли вы историю села Средняя Елюзань?

    Опрошенные

    (%)

    да

    17 человек

    46%

    нет

    20 человек

    54%

    На вопрос «Знаете ли вы в каком году возникло село? » получили следующие ответы: из 37 человек положительный ответ дали 5 человек, 32 человека на заданный вопрос ответили отрицательно.

    .

    Знаете ли вы в каком году возникло село?

    Опрошенные

    (%)

    да

    5 человек

    14%

    нет

    32 человека

    86%

    На вопрос «Знаете ли вы традиции своего села?» получили следующие ответы: из 37 человек положительный ответ дали 35 человек, а 2 человека ответили отрицательно .

    Знаете ли вы традиции своего села?

    Опрошенные

    (%)

    да

    35 человека

    95%

    нет

    2 человека

    5%

    Вывод: По итогам опроса можно сделать вывод, что ученики знают мало о истории нашего села, поэтому нам нужно изучать историю села Средняя Елюзань

    Заключение

    В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Пообщавшись со школьниками, я поняла, что проходят годы, умирают старые жители и мало что остаётся в памяти людей. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили.

    Я считаю свою работу очень полезной. В итоге изучения и анализа обработки информации пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений.

    Я взглянула на своё родное село по-новому, заметила много интересного.

     Каждый человек  начинает познавать мир через родину, через те места, где родился и вырос. И «мы любим свои края родные, свои родные милые места»

    И буду надеяться на светлое и прогрессивное  будущее моей малой Родины.

    Список использованной литературы.

    1.    Валеев Ф.Т. Западно–сибирские татары во второй половине XIX – нач. XX вв. ( историко–этнографические очерки). – Казань. Татарское книжное издательство, 1980 г.

    2.    Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань. Татарское книжное издательство, 1993 г.

    3.    Этнография татарского народа. – Казань: Магариф. 2004 г.

    4. Традиции свои не растеряв в веках…/ В.Д. Юшков/ Трибуна, № 23, 2008год



    написать администратору сайта