Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Предмет исследования

  • Методы исследования

  • 1.2.3. Алтайские накосные украшенияиз ракушек

  • Шалтрак – оберег – погремушка

  • 1.2.4. Шымырак

  • 1.2.5. Шанкы

  • исследовательска. Исследовательская работа Выполнила Кыныракова Илина, обучающаяся 1 класса


    Скачать 28.21 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа Выполнила Кыныракова Илина, обучающаяся 1 класса
    Анкорисследовательска
    Дата08.06.2022
    Размер28.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаисследовательска.docx
    ТипИсследовательская работа
    #576731

    МБОУ «Челушманскаᴙ средняя общеобразовательная школа»

    Jыламаш (каури)

    исследовательская работа

    Выполнила:Кыныракова Илиᴙна,

    обучающаяся 1 класса

    Руководитель:Андадикова Ольга

    Николаевна,

    классный руководитель

    2022

    Содержание
    Введение……………………………………………………………………3

    Глава 1 Теоретическая часть……………………………………………...4

    1.1 Ракушки каури на Руси и на Алтае…………….…………………..4

    1.2 Jыламаш (каури),как материнский символ,- лучший оберег …….5

    1.2.3 Алтайские накосные украшениᴙ из ракушек (Шалтрак)…………..6

    1.2.4 Шымырак…………………………………………………………......7

    1.2.5 Шанкы…………………………………………………………….……8

    Глава 2 Практическая часть………………………………………………….9

    Заключение…………………………………………………………………...10

    Список используемых источников и литературы………………………....11

    Приложения…………………………………………………………………..12

    Введение

    На самом юге колоссальных пространств Сибири есть небольшой горный уголок, который за свою необыкновенную красоту зовется жемчужиной Сибири.

    Конечно же, это Горный Алтай с его высокими сверкающими на солнце  снежными вершинами, чистейшим воздухом, сотнями прозрачных озер и бурных порожистых рек, прохладной сенью темнохвойной тайги и яркой зеленью альпийских лугов. Здесь находится высочайшая в Сибири вершина горы  Белухи, возвышающаяся над уровнем моря на 4506 м. Через крутые ущелья горной страны несет свои бирюзовые воды красавица Катунь, а к северу плещутся о берега волны окутанного легендами Телецкого озера. В рельефе Горного Алтая так же выделяются высокогорные плато, нагорья, плоскогорья.Самая большая по размерам межгорная котловина – Чуйская степь находится на высоте 2000м. над уровнем моря. Находят ракушки каури, которые обитали только в морях. Нам предстоит узнать откуда появились на Алтае эти ракушки, какое применение и значение они имели для алтайского народа.

    Цель: Формирование знаний о ракушках каури - как символа материнского оберега.

    Задачи:


    Предмет исследования: jыламаш (каури).

    Объект исследования: значение jыламаш в  украшений алтайских женщин.

    Гипотеза: значение jыламаш в украшений алтайских женщин в современности сохранилось.

    Методы исследования: наблюдение, опрос, изучение литературы, анализ, сравнение.

    Актуальность: Республика Алтай находится далеко от моря, почему же ракушки каури находят здесь и какое значение оно имело для жителей Алтая?

    Глава 1 Теоретическая часть
    1.1. Ракушки каури на Руси и на Алтае.

    Во времена Киевской Руси они были популярны в Новгородском и Псковских княжествах, и по всему Фино-Угорскому региону, археологи постоянно находят каури, которые местные жители называли змеиными головками. В письменных источниках упоминается, что они получали их в плату за меха поставляемые в Волжско-Камскую Болгарию, а сюда каури привозили арабские купцы, торговые пути которых проходили от Индийского океана через Персидский залив, затем по суше через Тебриз до Каспия.

    "Змеиная головка " переводится как  "jылан баш". Видимо на Алтае со временем "jылан баш" стала "jыламаш". Так откуда же на Алтае появился "jыламаш"? В скифское время Сибирь и Центральная Азия имели широкие связи, как культурные, так несомненно экономические и политические, с отдаленными странами, с передовыми цивилизациями древнего мира. Найденные в курганах дорогие шелковые ткани, ракушки свидетельствуют о существовании обмена между Горным Алтаем и странами Средней Азии. Из Горного Алтая вывозился мех ценных пушных зверей, в частности соболя, и конечно, золото. О занятии охотой на ценного пушного зверя свидетельствует одежда из меха горностая, найденная Радловым в Катандинском кургане, находки и одежды из соболя, белки, горностая и барса в пазырыкских курганах. В обмен на эти товары горноалтайцы получали из Средней Азии дорогие ткани и ковры, изделия, бусы, бисер, а с Индийского океана – ценные раковины каури. Торговые связи поддерживались и с далеким Китаем, откуда привозились шелковые ткани. Таким образом, предки современных народов Южной Сибири и Средней Азии постоянно поддерживали торгово-экономические связи со многими народами Востока.

    1.2. Jыламаш (каури),как материнский символ,- лучший оберег.

    Раковины каури были символом женской плодовитости. Узлы, шнуры, пуговицы, металлические петельки, раковины символизировали невинность и неприступность девушки. Народные мастера - умельцы изготавливали ювелирные украшения из серебра, кораллов, раковин каури; драгоценных и полудрагоценных камней. Вначале украшения являлись оберегами и имели только магическое значение; позже  они стали выполнять и декоративную функцию, однако сохраняя при этом свой изначальный смысл.

    Одним из главных оберегов души человека, по представлениям древних, были волосы, поэтому явную семантическую нагрузку несут накосники из погребений женщин в Уландрыке. Они не только украшали причёску, но и несли охранные функции аналогично бронзовым обоймам - накосникам из курганов Сибири и Урала. Амулетами служили раковины каури, глазчатые бусины и имитированные из дерева клыки кабанов.

    Издавна у всех народов длина косы считалась критерием красоты, поэтому алтайцы удлиняли их при помощи специальных украшений из конских волос. В алтайской традиции считалось необходимым украсить волосы. «Кыс баланын бажын кара дюргюспей дят» («Голова девушки не должна быть без украшений»).

    1.2.3. Алтайские накосные украшенияиз ракушек

    Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Девичью голову нельзя держать чёрной», т.е. она не должна быть без украшений говорилось в народе.

    Шалтрак – оберег – погремушка

    При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения - бисер, бусы, раковины каури и т.д., Сначала их прикрепляли к дужке колыбели, а позже использовали при изготовлении шалтрака – оберег-погремушки . Шалтрак прикрепляли на спинку одежды маленьким девочкам от 3 до 8 лет. Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали

    пуговицы, когти, раковины каури, бисер и бусины, подаренные при рождении. При трении предметов шалтрака издавался шорох, звон, чтобы домашние всегда могли знать по звуку, где находится ребенок.

    По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки

    моллюска каури.

    По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого, за одну ракушку отдавали быка.

    Бусины и бисер считались символами многодетности и богатства. Круглой пуговице «топчы» приписывали силу дарить долголетие. От «топчы», якобы, исходит пожелание: «Пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание!».

    Вывод: таким образом, украшения оберегали ребенка от сглаза.

    1.2.4. Шымырак

    Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение - «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.

    Накосные украшения девушек добрачного возраста состояли из шести нитей с жёлтыми и голубыми стеклянными бусами и раковинами каури. Длина такого накосника доходила до 30 см.

    Вывод:таким образом, накосные украшения не только были определителями возраста в девичьем костюме.

    1.2.5. Шанкы

    Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение - «шанкы». Шанкы - это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики чередовались связками бус из восьми параллельных ниток. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Каждый год к шанкы прибавляются звенья с раковинами каури, так что по количеству звеньев можно посчитать, сколько ей лет.

    Считалось, что характерный звук трения раковин каури друг о друга и звон колокольчиков отпугивал злых духов, болезни и неприятности, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки. По звону шанкы мамы, обычно, не видя, могли определить, какая из дочерей идет.

    Вывод: таким образом, накосные украшения не только были определителями возраста в девичьем костюме, но служили также оповещением окружающих о наличии незамужней девушки.

    Заключение

    Мне было очень интересно работать по данной теме. Я узнала, что во многих районах Алтая ракушку называют "jыламаш"от "Змеиной головы".Узнала что, украшения из ракушки обладают не только эстетическими свойствами, но и способностью предохранять, защищать человека от бед и сглаза.

    Таким образом, раковины каури - "Змеиная головка"- jыланбаш как оберег использовали не только для маленьких(новорожденных детей) детей, лежащих в колыбели, в "шымыраке", "шалтраке", "шанкы", но и для замужних женщин. 

    Так же ракушки каури"змеиные головки" использовали в своих культовых одеждах шаманы, как матриархальный культ змеи.

    Можно отметить, что национальная одежда алтайцев в настоящее время продолжает использоваться, хотя и в несколько измененном виде.

    Выводы:

    Я пришла к следующим выводам:

    Ракушки каури попали на Алтай в качестве денег. Jыламаш (каури),как материнский символ - является лучшим оберегом.


    написать администратору сайта