конспект занятия по подготовке к ОГЭ культура Руси 9-15 века. КЗ Культура Руси IX-XV вв.. Изложение событий по годам Повесть временных лет
Скачать 0.97 Mb.
|
Культура Руси IX-XV вв. Литература Руси
Остромирово Евангелие (сер.11 века) – древнейшая сохранившаяся русская рукописная книга Устное народное творчество Фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Бояны – сказители, певцы. Создатели славянской азбуки – монахи Кирилл и Мефодий Зернь, скань, чернение – ювелирные техники. Фрески – росписи по сырой штукатурке Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Крестово-купольный храм – основной тип храмового зодчества в 10-15 веках (пример на картинке). Прямоугольный объем, центр которого разделен столбами. Перекрытием служат крестообразно расположенные своды, а над центральной частью храма возвышается барабан с куполом. купол или глава, Барабан Закомара Лопатки Апсиды Арктурный пояс Портал Храм Покрова на Нерли (Владимиро-Суздальское княжество). В период политической раздробленности роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились местные самобытные архитектурные школы. В XII—XIII вв. важнейшим культурным центром стала Владимиро-Суздальская Русь, которая не просто продолжила традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатила их западноевропейскими идеями и элементами. Особое положение Москвы как резиденции великого князя и государя всея Руси в XIV—XV вв. потребовало соответствующего изменения её облика. Москва становится центром русского зодчества. В это время в архитектуре возрастает влияние европейских мастеров. Киево-Печерский монастырь основан Антонием и Феодосием печерскими Живопись (иконопись) Алипий – монах Киево-Печерского монастыря, первый известный по имени русский живописец (иконописец) С XIV в. начался расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. В конце XIV в. на Руси появились иконостасы как самобытное культурное явление. В конце XIV — начале XV в. в Москве складывается собственная школа живописи. В творчестве Андрея Рублёва получает своё завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Андрей Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени. Дионисий работал над росписями Ферапонтова монастыря в Вологде архитектор Архангельского собора Московского Кремля |