История культуры. Жречество, изображения богов и храмы
Скачать 21.46 Kb.
|
Жречество, изображения богов и храмы В Риме, в отличие от ряда других культур, не существовало особого жреческого сословия. Жрецы были должностными лицами, избиравшимися из круга римских граждан. Они полноценно участвовали в общественной жизни и образовывали коллегии с фиксированным кругом обязанностей. Известны коллегии фламинов, фециалов, понтификов, луперков, салиев, арвальских братьев, гаруспиков, авгуров и весталок. Фламинами называли служителей отдельных богов, их коллегия насчитывала пятнадцать человек. Среди фламинов трое считались старшими: это были жрецы Юпитера, Марса и Квирина, они пользовались наибольшим почетом, но на них налагались и строгие ограничения. Так, фламин Юпитера не имел права ездить верхом, иметь узлы на одежде, оставаться за пределами города после заката солнца, так как ему каждодневно надлежало приносить жертву Юпитеру, и так далее. Отличительным признаком фламина была конусовидная шляпа белого цвета, сшитая из шкуры жертвенного ягненка. В эпоху империи к коллегии присоединились фламины обожествленных императоров. Фециалы, пожалуй, были в большей степени чинов никами, чем другие древнеримские жрецы. Они исполняли функции вестников и послов, следили за соблюдением регламента международных отношений: объявления войны и мира, выдачи пленных и так далее. В их же ведении находились международные договоры. Коллегия фециалов насчитывала 20 человек. Само их название интерпретируют по-разному: его возводят к слову fides — верность или foedus — договор. Понтифики, число которых век от века менялось и ко времени императоров достигло пятнадцати, следили за работой других жреческих коллегий. В их ведении находился календарь, священные праздники и жертвоприношения, понтифики знали благоприятные и неблагоприятные дни, хранили память об исторических событиях, а также давали свое заключение относительно всех сакральных дел в общественной и семейной жизни. Глава коллегии, великий понтифик, надзирал над всеми религиозными вопросами и считался по сути главой римской религии. Начиная с Юлия Цезаря этот титул принадлежал римским императорам и со временем перешел к римскому папе. Коллегии салиев, луперков и арвальских братьев имеют отношение скорее к древним земледельческим культам, чем к государственной религии Рима. Салии подразделялись на две коллегии по двенадцать человек — жрецов Марса и Квирина. Они носили короткие пурпурные туники и священные щиты, в марте и октябре салии совершали публичные шествия, во время которых плясали и пели. Будучи жрецами бога земледелия и войны, салии обладали прямой связью с римской военной организацией. Мартовское шествие салиев представляло собой обрядовую подготовку римского войска к выступлению в поход, октябрьское знаменовало завершение периода военных действий. Коллегия луперков насчитывала пятнадцать человек, и жрецы ее служили, по всей видимости, Фавну и его пастушескому культу, хотя празднования свои устраивали только раз в году, в середине февраля на день Луперкалий, о чем подробнее и написано в соответствующем разделе. Арвальские братья, братья-пахари, числом двенадцать, служили божествам земли и плодородия. Внешними их отличиями были венки из колосьев и белые головные повязки. В мае они устраивали торжества и приносили жертвы богине земледелия, называемой Деа Диа. По всей видимости, она была одной из ипостасей Опс, жены Сатурна, отождествленной с греческой Реей. Особое место среди жрецов занимали гадатели, авгуры и гаруспики. Коллегия авгуров состояла из пятнадцати членов, и в их обязанности входило толковать божественные знамения, в основном явления природы, и устраивать гадания-ауспиции по всем значимым поводам. Авгуры также выясняли причины несчастий, постигших римскую общину: неурожаев, болезней и тому подобного. Римские государственные деятели обязаны были прибегать к гаданиям авгуров накануне всех серьезных военных и гражданских событий. Гаруспики, гадавшие по внутренностям животных, получили статус коллегии только при императоре Клавдии, и коллегия эта насчитывала шестьдесят человек. Жриц Весты, весталок, всегда было только шесть, и они выбирались из девочек 6–10 лет, происходивших из самых знатных семей Рима, на тридцатилетний срок. Весталки давали обет целомудрия и поддерживали священный огонь в храме Весты. Считалось, что они также выполняют некие обряды, скрытые от глаз непосвященных. Весталки имели право владеть собственностью и самостоятельно распоряжаться своим имуществом, и единственные из всех жрецов получали нечто вроде заработной платы. Что касается самих форм почитания богов, то в древнем Риме они были довольно сухи и рациональны. О молитвах и ритуалах мы уже упоминали в самом начале, стоит коснуться также изображений богов и храмовых помещений. Обычай делать статуи богов римляне заимствовали у греков, первоначально же символами богов служили те или иные характерные предметы: Марса олицетворяло копье, Юпитера — камень, Весту — очаг. Храмов как таковых изначально тоже не было, были лишь священные места, такие как огороженный templum для гаданий. Уже в более позднее время, по примеру греков, римляне начали строить монументальные храмы и украшать их великолепными статуями богов своего пантеона. Величайших храмов Древнего Рима Богатство римской культуры можно оценить по известным произведениям римской архитектуры. Многие из них, сохранившиеся до наших дней, стали объектами всемирного наследия. Древнеримские храмы можно найти не только в Риме и разных частях Италии, но также на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Северной Европе. О самых известных из них, расположенных в Италии речь пойдет в этой статье. 1. Храм Юпитера Расположенный на Капитолийском холме, это был самый важный римский храм. Он был посвящен царю богов, Юпитеру, его жене Юноне и дочери Минерве. Самый старый большой храм в Риме, он был построен в 509 году до нашей эры во время основания Республики, хотя впоследствии он несколько раз перестраивался. Его размер остается предметом споров, однако он был якобы больше, чем любой другой храм на протяжении веков, примерно 60 на 60 метров. Именно здесь победоносные генералы завершали свои триумфальные шествия, это место, где консулы и преторы давали обеты богам в первый же день пребывания у власти. Храм служил местом хранения военных трофеев и архивом для гражданских записей. Во время пожара 64 года, храм был разрушен. 2. Храм Весты Этот храм, датируемый 7 веком до нашей эры, предположительно был построен легендарным вторым королем Рима Нумой Помпилиусом, который провел ряд важных реформ, таких как разделение населения на сословия, в зависимости от рода деятельности, провел межевание земель, запретил жертвоприношения и ввел религиозные культы, поклонение богине Весте и учредил должность весталок. Весталки должны были в течении 30 лет воздерживаться от брака служить в храме. В их обязанности входило поддерживать священный огонь и проводить различные религиозные обряды. Весталки имели высокий социальный статус в римском обществе, за оскорбление весталок полагалась смертная казнь. Храм Весты архитектурно отличался от других храмов, тем что был круглой формы, окруженный 20 колоннами. Здание было разрушено в ходе пожара 64 г.н.э. 3. Пантеон Единственный из этого списка, который сохранился до наших дней. Пантеон был построен в Риме в 126 году нашей эры и был посвящен всем римским богам и богиням. 4. Храм Сатурна Храм Сатурна, посвященный в 498 г. до н.э., является старейшим священным местом в Риме, после храмов Весты и Юпитера. Храм посвящен Сатурну, древнему богу земледелия, изгнанному Юпитером и вынужденным жить среди людей. Бог правил людьми, обучал их земледелию и строительству, этот период называют «золотым веком», когда люди наслаждались дарами земли, жили в достатке, не знали войн и рабства. 17 декабря отмечался праздник Сатурнарий, посвященный Сатурну, который был самым популярным праздником в римском календаре. Храм был хранилищем Государственной казны, а также содержал бронзовые таблички, на которых было написано римское право. Сохранившиеся руины храма стоят на блоках, оставшихся от более ранних храмов. Только 3 колонны из оставшихся 8 сделаны из цельного куска камня, остальные собраны из остатков других колонн. 5. Храм Марса Ультора Построенный Августом во 2 году до нашей эры, чтобы ознаменовать победу Августа в 42 г. до н.э. в битве при Филиппах над убийцами Юлия Цезаря и посвященный Марсу, богу войны в облике «Мстителя» (Ультора). Здание стало местом, где принимались важные государственные и военные решения и было недоступно для простолюдинов. На алтаре храма приносили жертвоприношения, а в закромах хранились военные трофеи. Храм был построен из итальянского белого мрамора Cararra. |