Интервью с Александрой Беловой. Журналист на аутсорсе об изнанке Cosmo, косяках Гуфа и преимуществах интернетжурналистики
Скачать 26.1 Kb.
|
«Журналист на аутсорсе: об изнанке Cosmo, косяках Гуфа и преимуществах интернет-журналистики» Во многих мировых, а также российских изданиях уже давно возникли интернет-отделы и редакции. Они стали формироваться с развитием интернет СМИ, когда со временем страницы газет в интернете прекращали быть копией печатного издания, и превращались в самостоятельные мультимедийные ресурсы. Для того, чтобы ознакомиться с работой интернет-отдела изнутри, мы связались с Александрой Беловой – внештатным автором журнала «Cosmopolitan». Александра, для начала хотели бы спросить у Вас, чем Вы сейчас занимаетесь? Расскажите о Вашей работе в Cosmopolitan. – В Cosmopolitan я была внештатным журналистом, стажером. На самом деле, я не знаю, сколько нужно отработать, чтобы перейти в штат, но, это типичная система СМИ. Это был мой первый серьезный опыт в написании и редактуре текстов. Сейчас я тоже развиваюсь в сфере редактуры и авторства, пишу статьи для одного блога про дизайн интерьера, работаю с главным редактором. Также, веду один из СММ проектов Ozon. Недавно я закончила работу в арт-кластере «Таврида», состояла в медиа команде и выполняла обязанности СММ-менеджера социальных сетей «Тавриды». В общем понимании журнал существует в двух видах: печать и интернет. В чем преимущества интернет СМИ? – Основное преимущество в том, что интернет СМИ – дешевле. Больше читателей. Ты бесплатно даешь аудитории статьи, она их читает. Также есть возможность написать больше материалов, так как, у тебя не уходит время на верстку. Думаю, не стоит объяснять, что вёрстка журнала – более трудоёмкая работа, нежели вёрстка на сайте. Во время моей работы в Cosmo мне удалось самой сверстать статьи, не под своим именем, а под именем главного редактора. Несмотря на то, что я делала это впервые, на всю работу у меня ушло 15 минут. Интернет СМИ – быстрее, удобнее, проще, можно производить больше контента и получить от аудитории мгновенный отклик. Cosmo – журнал о звездах, о себе, о красоте. Чем кликабельнее ты сделаешь заголовок, тем больше внимания привлечешь. В печати все-таки другая редакционная политика, там более деликатно к этому относятся. Потому что, с тем, что на бумаге у журналистов сложнее. Я думаю, что это правильно! Конечно, в интернете тоже нельзя писать «Дай 500 рублей, и мы тебе расскажем, почему умерла Алла Пугачева…» Но на сайте, как мне кажется, легче продвигать кликабельные заголовки. Как Вы думаете, можно ли сравнивать печатное издание, которое мы можем осязать, с интернет-изданием? – Нет, зачастую материалы журнала и интернет-издания не перекликаются. А если и перекликаются, то в журнале идёт более экспертная журналистика. Возьмём в пример GQ. Если мы читаем GQ в бумажной версии, то там обязательно присутствуют первоклассные аналитические колонки, есть интервью с «персоной месяца» и экспертное мнение. А GQ в интернет пространстве немного попроще. Во-первых, больше видеоматериалов, потому что, нет никаких посредников. Только твоя платформа и пользователь. Текстовые материалы проще. Конечно, интернет аудитория любит качественный контент, но ей гораздо легче прочесть незамысловатый материал на две страницы. Журналисты печатки и интернета делают контент для разной аудитории. Насколько мне известно, материалы в Cosmo и Cosmo.ru не перекликались. В интернете можно сделать попроще, ведь нужно производить материалы каждый день, так как контент постоянно мониторится. В неделю в онлайн-формате материалов выходит намного больше, чем в ежемесячной печатной версии журнала. Можно ли сказать, что работа в печатных СМИ легче, чем в интернете? Печатаные материалы выходят с меньшей периодичностью. – Мне кажется, что в печатных СМИ сложнее работать. Потому что, в интернет СМИ ты выложил материал с ошибкой, читатели пишут первый комментарий, ты все быстро исправляешь, и никто ничего не видел. В печатных СМИ ты не можешь допустить ошибку, потому что, никто не будет переделывать верстку. Это огромные деньги! Миллиарды в год. Все мы можем ошибаться, однако, некоторые ошибки могут подорвать репутацию СМИ. В интернет СМИ тоже есть такая опасность, но, как я уже сказала, тут есть возможность оперативно внести правки в материал. Подготовка статьи для интернета легче. Когда ты внештаник в интернет-издании, у тебя есть неделя на статью. Ты ее готовишь, согласовываешь и за 15 минут тебе приходят деньги. А когда ты внештатный автор в журнале, ты не можешь каждую неделю получать деньги. Сначала должен выйти журнал и твой материал в нем, только после этого придет гонорар. Насколько помню, у меня была практика написания статей в газету и создания материалов, сразу скажу, для интернет-сайтов у меня выходило быстрее. В газете чувствовалась большая ответственность, и какое-то время было осознание, что фраза «то, что написано пером, не вырубишь топором – работает». И, опять же, держать свои материалы в онлайн ссылками намного проще, например, чем хранить статьи стопочкой. А есть какие-то особенности в работе в интернет-отделе? Помимо того, что какие-то ошибки можно быстро исправить? – Да, в основном там могут работать внештатные авторы. Они есть и в журнале, но очень мало. В интернет-отдел проще нанимать стажеров, материалы не такие сложные, и подготовка поменьше. Вот ещё ключевой момент, на сайте выходят материалы, информацию о которых ты просто можешь найти в сети. В журнал никогда не войдут статьи только с какими-то фактами из интернета. Над материалами в печать долго работают. Несколько раз можно встречаться с экспертом, чтобы написать одну статью и получить достойный комментарий. Расскажите немного о структуре редакции, команде. Чем занимается каждый из отделов? – В интернет-отделе есть новостники, которые работают посменно и чаще удалённо. Например, берем ночную смену с 12 ночи до 7 утра. За это время автор должен выдавать 30-40 новостей. Бывает, что требуют одну новость в три минуты. То есть, ты должен оперативно найти новость и переписать её. Отдельно есть редакторы материалов, гайдов, карточек каких-то, подборок видео. У каждого раздела есть главред и авторы в команде. Есть тема, авторы приносят материал, редактируют, отдают главному редактору, и он сам, как правило, выкладывает материал на платформу. Над редакторами интернет СМИ, есть самый главный редактор, она отвечает и за печатную структуру, и за структуру интернет СМИ. Получается, что редакторы, которые работают в интернет-отделах могут также размещать материалы в журнале? – Да. Они могут отвечать и за интернет СМИ, и за написание материалов в журнал. Но, опять же, в журнале медийщики с опытом, а тут могут и стажеры работать. Вы сказали, что писали для звездного раздела. На какие темы чаще всего создавали материалы? – Моя любимой темой был – Guf. Я в какой-то момент постоянно писала про Guf’а, про его биографию, знакомство с на%*ми, любовные похождения, скандалы. В один момент даже страшно стало. На тв вышло реалити-шоу с Айзой Анохиной(бывшей женой Guf’a). И мой главред присылал мне фрагмент, где вставили скриншоты материалов от моего имени с заголовком: «Guf курил травку и изменял своей жене». Я тогда подумала, что он сейчас меня найдёт, и прочтет все статьи моего авторства. Были материалы, привязанные к тематике выпуска. Например, к 8 марта я написала самую тупую статью, про то, как звезды выкладывают цветы в Instagram и пыталась над этим смеяться. После этого я поняла, что Cosmo не для меня. Как раз хотели про это спросить. Вы сами выбираете темы? – Темы составляет главред. На планерках анализируются рубрики, составляются темы и нам, журналистам, предоставляют выбор. Если нет темы – мы предлагаем сами. Бывало ли у Вас такое, что Вы предложили какую-то тему, а главный редактор сказал, что её точно не возьмут? – На тестовом задании. Нужно было придумать пять тем для статьи – почти все слили. Бывало. На тот момент я не была знакома с повесткой журнала. Правильно ли мы понимаем, что в принципе для размещения материала на сайте нет какого-то «идеального» времени? Знаете, как блогеры говорят, что лучше размещать материалы до 12 дня и после 5 вечера. – Такое время есть. Контент-план также составляется, исходя из активности аудитории в то или иное время суток. Редакция самостоятельно проверяют, какая аудитория их просматривает, когда и что чаще всего читают. Сами журналисты не следят за временем, оно на совести главреда. Ты сдаешь материал, а дальше его вписывают в контент-план. Для анализа своей аудитории, для составления контент-плана используются ли какие-то Google-аналитики или Yandex? – Используются. Всё, как в социальных сетях. Этим занимается отдел маркетинга. Они анализируют через Гугл или Яндекс какие статьи лучше заходят аудитории. На сайте почти нет взаимодействия с читателями. Только комментарии и устаревшие опросы. Поэтому анализ и происходит через программы. А проводятся ли какие-то планерки для внештатных работников? Для стажеров? – Для нас нет. Планерки, конечно же, в редакции проводятся, как обычно. Может собраться только интернет издание, может и весь состав журнала, но не мы. Обычно, главред просто присылает утверждённые темы. То есть, состав редакции и интернет-отдел как-то координируются между собой? – Да, конечно, они работают в одном отделе и в одной редакции сидят. Небольшое, на самом деле, помещение. Там и маркетологи, и журналисты, и корректоры, и продюсеры, и посредине всего этого – стол главреда. А как вообще создаются материалы? Это в некоторой степени рерайт? Может, Вы как-то проверяете статьи на плагиат? – Все новое – это хорошо забытое старое. Если нет никакого выхода на звезду, ты просто открываешь много сайтов, начиная от Википедии, заканчивая любым кликабельным и ищешь там. Материал – это такая вещь, в которой нельзя уместить все. Один сделал акцент на одном, другой ничего об этом не написал. То, как мы переделываем слова, не делает нас крутыми авторами и журналистами, а вот то, как мы структурируем и доносим информацию, какие мы факты возьмем и какой акцент сделаем в материале - вот это авторский стиль. А то, что ты где-то берешь информацию - это нормально. Статья вышла в 2014 году, кто уже об это помнит? А ты напомнишь. Конечно, если ты все скопируешь подчистую, то руку никогда не набьешь. Хочется копировать и вставлять? Иди на того же новостника. Еще немного про материалы. Было ли в вашей работе в Cosmo такое, что звезда, о которой Вы написали, как-то обижалась на Вас или звонила Вашему редактору и жаловалась? Как Вы выходили из этой ситуации? – Однажды я допустила ошибку и перепутала фамилию жены Натана. Она написала моему главному редактору, и я уже мысленно прощалась с рабочим местом. И тут мне говорят, что всё нормально и нужно было только исправить ошибку. Я очень боялась, что мне Guf напишет. В моих статьях были кликбейтные заголовки были о нём: «Guf курил травку и бросил Айзу», «Скандалы Guf’а». На самом деле, звёзды не пишут, чтобы поскандалить, просто видят ошибку и просят исправить. Ты извиняешься и всё. Нормальное вежливое отношение спасет твою ситуации. Если говорить о профессиональной этике, кто наблюдает за тем, чтобы материалы не переходили эту тонкую грань? – Это отслеживает главред подразделений, потому что, именно ему будут писать. Были ли в вашей практике форс-мажорные ситуации? Например, слетела вся вёрстка? Что в этих ситуациях можно и нужно делать? – В Cosmo со мной не случалось таких ситуаций, а вот на «Тавриде» – часто. Однажды, мы готовили онлайн-трансляцию с телевизионной командой. Делали ее на платформе ВК и Одноклассники. За 20 минут до эфира слетает вся вёрстка, отменяются главные гости. И за 20 минут ты просто берёшь и все переделываешь, а плачешь уже потом. Зрителя не будет волновать, почему у тебя случился форс мажор. Лезь из кожи вон, но переделывай. На «Тавриде» нельзя было не выйти в эфир, а вот в Cosmo у тебя лежат запасные материалы. Ты можешь взять статью из архива, слегка переделать заголовок и выпустить. Здесь проще. С какими ещё проблемами может столкнуться интернет СМИ? – Свободные СМИ могут закрывать, как это сейчас происходит с Медузой в нашей стране. У Cosmo, есть проблема с текучкой кадров, это некое больное место. Если будет некому писать статьи, то все пропало. У либеральных СМИ всегда будут проблемы с государственной цензурой. Реакция на материалы Варламова или Meduza отличный тому пример. А если говорить о самих журналистах, какими качествами должен обладать компетентный интернет-журналист? – Быть адекватным, проверять и перепроверять любой материал, особенно в интернет журналистике. Но главное – уметь копать и находить информацию. Написание текста – такой же навык, как научиться ходить. Если ты хочешь писать – ты будешь писать. А вот создавать материал, перед этим покопаться в информации и суметь найти эксперта-могут не все. Самое главное – рыть грамотно, чтобы выудить необходимую информацию с первого раза. Нам журналистам нужно быть актуальными, следить за новыми формантами контента. Главное - это делать структуру материала, которая будет интересна современному пользователю. А ему интересен текст с ссылками, презентациями и картинками. Как говорил Ильяхов: «Визуальное повествование». Должно быть интересно смотреть, а не читать. И даже если ты пишешь текст, ты должен сделать так, чтобы его можно было просмотреть по диагонали, и он был бы статично красивым. Если выбирать между печатными и интернет СМИ, что лучше выбрать начинающему журналисту? Куда лучше пойти? – Нет никаких четких правил, как мне кажется. Не люблю советовать. У каждого свой путь и свои ошибки. Интересно писать в печатных изданиях? – иди, тебя там научат. Интересно писать в интернет СМИ? – иди учись. Вообще не хочешь писать в СМИ, иди в редактуру и пиши презентации для банков. |