Главная страница
Навигация по странице:

  • «К. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах» Выполнила студентка группы _____ _____________________Проверила

  • Введение 3 Глава 1. Исторический экскурс 4 Глава 2 Структура бессознательного в теории Юнга 6 Глава 3. Архетипы 9 Выводы 11

  • Заключение 12 Библиография 13

  • Персоной

  • К. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах. К. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах


    Скачать 97.77 Kb.
    НазваниеК. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах
    Дата31.03.2021
    Размер97.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах.docx
    ТипРеферат
    #189903

    ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

    Факультет педагогики и психологии

    Реферат

    на тему

    «К. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах»

    Выполнила

    студентка группы _____ _____________________
    Проверила

    к. фил. наук, доцент

    ______________________

    Майкоп, 2020

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1. Исторический экскурс 4

    Глава 2 Структура бессознательного в теории Юнга 6

    Глава 3. Архетипы 9

    Выводы 11

    Заключение 12

    Библиография 13



    Введение


    В психологической жизни человека Юнг выделяет только два основных периода: условно первая и вторая половина жизни индивида. Первый период, как правило, включает время детства, отрочества, подростничества, юности, молодости и частично взрослости. Второй период охватывает все годы взрослой жизни, старения и старости. Критерии выделения периодов очень чёткие. В первый период у человека преобладает экстравертированная установка: он обращён преимущественно к внешнему миру, стремится взаимодействовать со своим социокультурным окружением, к общению с людьми. Начало второго периода знаменуется сменой установок. На первый план выступает интровертированная направленность личности. Человек погружается в свой внутренний мир, пытается разобраться в себе, постигнуть свои истинное призвание и индивидуальность. Юнг предполагает, что вступлению во второй период развития предшествует тяжелый личностный кризис. Именно он и побуждает человека начать анализ своей душевной жизни. Смена установок носит, однако, не одноразовый характер. Достигнув понимания себя, личность вновь обращается к внешнему миру с тем, чтобы в поздние годы проникнуть в самые глубокие слои коллективного бессознательного. На протяжении всей жизни идущая изнутри активность направляется субъектом на поиск своей аутентичности, истинного призвания, закона своей жизни и судьбы [1].

    Архетипическая теория развития личности актуальна для ищущего развития человека, так как предупреждает его об архетипах, которые встретятся ему на пути познания себя.

    Поэтому целью данной работы является рассмотрение теории К. Юнга о коллективном бессознательном и архетипах.

    Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи: знакомство с историей вопроса о бессознательном, рассмотрение теории К. Юнга о структуре личности, коллективном бессознательном и архетипах.

    Глава 1. Исторический экскурс


    Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда. Юнг играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

    Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии согласно Юнгу — осуществление индивидуации личности.

    Также получила известность концепция психологических типов Юнга.

    В 1906 году Юнг опубликовал «Исследование словесных ассоциаций», а позже в этом же году отправил копию книги Фрейду. Тогда между пожилым Фрейдом и Юнгом сложились тесная дружба и прочные профессиональные отношения. В течение шести лет они сотрудничали в своей работе. В 1912 году Юнг опубликовал «Символы и метаморфозы. Либидо» (известный в английском языке как «Психология бессознательного»), в котором были выявлены теоретические различия между ними. Их личная и профессиональная дружба рухнула — они оба утверждали, что не в состоянии признать, что могут ошибиться [4].

    Наряду с З. Фрейдом, А. Адлером и др. Юнг является одним из основателей глубинной психологии, которая изучает так называемые глубинные уровни психики личности. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы, вообще бессознательное, противопоставляемое психическим процессам, функционирующим на верхних «этажах» человеческой психики. В своей теории бессознательного Юнг во многом продолжает линию Фрейда. Прежде всего он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе — многоуровневой и многополюсной. Вместе с тем он не соглашается с пансексуалистской трактовкой либидо, утверждая — вопреки Фрейду, — что основой личности и источником ее конфликтов является не половое влечение, а психическая энергия как таковая, то есть любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой. Такое очень широкое, десексуализированное понятие либидо не могло быть принято Фрейдом.

    В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

    Юнг является автором «аналитической психологии» и одним из основателей трансперсональной психологии. Его вклад в развитие психологии трудно переоценить [2].

    Глава 2 Структура бессознательного в теории Юнга


    Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:

    1. сознание — ЭГО — Я;

    2. индивидуальное бессознательное — «ОНО»;

    3. «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов».

    К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом [2].

    Самую молодую, хрупкую область «души» Юнг называет Сознанием, центром которого выступает Эго. Ниже его располагается личное бессознательное. Оно включает Маску (Персону), Тень и многочисленные, не связанные друг с другом Комплексы – констелляции эмоционально заряженных переживаний, вызванных высоко значимыми личностными событиями. Ещё глубже расположена область коллективного бессознательного – сфера праобразов, Архетипов, в которых запечатлена история становления человечества в самые важные условия его существования. Центральным образованием, выступающим как интеграл всех форм душевной жизни, является, согласно Юнгу, Самость. В структуре Самости сознательное и бессознательное не противоположны друг другу – они действую синергично [2].

    Рассмотрим в виде схемы структуру личности по Юнгу. Она включает в себя:
    1. СОЗНАНИЕ

    • Восприятие

    • Эмоции

    • Мышление

    • Интуиция

    • Воля

    • Влечения

    • Сновидения

    2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    • Информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания

    • Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты

    • Врожденные биологические инстинкты и побуждения

    • Вытесненные из сознания, подавленные желания, мысли, переживания, образующие «бессознательные комплексы»

    3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    • Архетипы обусловливают:

        • Предрасположенность к поведению определенного типа

        • Коллективные идеи человечества в определенную эпоху, «дух эпохи»

        • Влияют на внешний физический мир, природу, космос

    Рассмотрим компоненты сознания: 1й компонент – это восприятие. Человек видит, слышит, осязает мир и тем самым его осознает. Восприятие говорит нам, что есть — нечто. Но оно не говорит, что это такое. Об этом говорит нам процесс апперцепции — это комплексный процесс работы памяти и мышления, который позволяет нам понять, чем является что-либо. Таким образом, 2-й компонент сознания — это мышление. Но часто, еще полностью не проанализировав информацию, мы уже испытываем эмоциональные реакции приятного или неприятного характера, т. е. чувственные, эмоциональные оценки — обязательный компонент человеческого сознания (3-й компонент). Процесс предвосхищения, интуиции (интуиция — это восприятие, заключенных в ситуации потенциальных возможностей) — одна из основных функций психики, и человек может осознавать интуитивные предвосхищения (4-й компонент сознания) [2].

    Поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным, поэтому Юнг назвал его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем своё происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врождённый более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным [3].

    Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Существование чего-либо в нашей душе признаётся только в том случае, если в ней присутствуют так или иначе осознаваемые содержания. Мы можем говорить о бессознательном лишь в той мере, в какой способны удостовериться в наличии таких содержаний. В личном бессознательном это по большей части так называемые эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Комплексы — это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы [3].

    Глава 3. Архетипы


    Говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, изначальными типами, т.е. испокон веку наличными всеобщими образами. Хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. У человечества никогда не было недостатка в могущественных образах, которые были магической защитной стеной против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души. Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическое пространство.

    За Персоной - актёрской личиной - мы скрываем наше истинное лицо и никогда не показываем его миру. На пути к встрече с собой человек встречает свою Тень. Она напоминает о его беспомощности и бессилии. Тень - это проблемы, которые просто невозможно решить собственными средствами. Признание этих проблем имеет достоинство честности, истинности и действительности, а потому закладывает основание для компенсаторной реакции коллективного бессознательного. Появляется способность услышать мысль, готовую прийти на помощь, воспринять то, чему ранее не дано было выразиться в слове. Необходимая реакция коллективного бессознательного выражается в архетипически оформленных представлениях. Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. В коллективном бессознательном «Я» находится в непосредственной связи со всем миром – такой, что мне легко забыть, кто же «Я» в действительности. «Я потерял самого себя» - хорошее выражение для обозначения такого состояния. Эта Самость является миром или становится таковым, когда его может увидеть какое-нибудь сознание. Для этого необходимо знать, кто ты есть. Едва соприкоснувшись с бессознательным, мы перестаём осознавать самих себя. Сознание слишком легко может уступить место одержимости. Поэтому все стремления человечества направлялись на укрепление сознания [3].

    Еще один архетип – Анима. «Анимой» называют душу, обозначая тем самым нечто чудесное и бессмертное, необычайно самодеятельное и жизненное. Душа является жизненным началом в человеке, тем, что живёт из самого себя и вызывает жизнь. Своей хитроумной игрою душа приводит к жизни пассивное и совсем к ней не стремящееся вещество. Образ Анимы, как правило, проецируется на женщин. Каждому полу внутренне присущи и определённые черты противоположного пола. Из огромного числа генов мужчины лишь один имеет решающее значение для его мужественности. Небольшое количество женских генов, видимо, образует у него и женский характер, остающийся обычно бессознательным. Анима есть жизнь по ту сторону всех категорий, поэтому она способна представать и в похвальном, и в позорном виде.

    И в случае Тени, и в случае Анимы недостаточно иметь о них понятийное знание или размышлять о них. Невозможно пережить их через вчувствование или восприятие. Архетипы являются комплексами переживаний, вступающих в нашу личностную жизнь и воздействующих на неё как судьба.

    Когда рушатся все основания и подпоры, нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа, ранее скрытого в недоступной истолкованию бессмысленности Анимы. Это архетип смысла, подобно тому, как Анима представляет архетип жизни [3].

    Выводы


    Мы рассмотрели основные архетипы, о которых говорил К. Юнг. По его мнению, все эти различные уровни бессознательного (коллективного и индивидуального) и сознания образуют взаимосвязанные системы психики: «Я», Маску (Персона), Тень, образы женщины и мужчины (Анима, Анимус) и т. д. Их призвана объединить Самость. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга, развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Но гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур достичь трудно либо даже невозможно, по меньшей мере к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до конца до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, и сознательных, и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного человека. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается в течение всей жизни, и включает в себя процесс, получивший название индивидуализация, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итогом осуществления индивидуализации является самореализация, но на эту конечную стадию развития личности способны подняться высокообразованные и способные люди, имеющие к тому же достаточный досуг [2].

    Заключение


    Итак, мы рассмотрели теорию К. Юнга о структуре бессознательного и архетипах. Как говорил он сам, познать со стороны архетипы невозможно. Можно только самому пройти по этому пути познания себя, убрать Маску, встретиться со своей Тенью и другими архетипами своего бессознательного, и благодаря Самости найти гармонию. К. Юнг осветил нам путь, который, по-видимому, сам прошёл. И его теория будет полезна всем, кто во второй половине жизни пытается познать себя и найти гармонию.

    Библиография





    1. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга // Л.И. Анцыферова Психологический журнал, 2000, том 21, №2, с. 16-26

    2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 2000.

    3. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Изд-во Ренессанс СП «ИВО-СиД», 1991. Перевод А.А. Руткевича.

    4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав


    написать администратору сайта