К. Юнг Архетипы. К. Юнг. К. Юнг предположил, что "существует надперсональный пласт в нашей психике"
Скачать 18.62 Kb.
|
Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог, психотерапевт, философ, социолог и культуролог – один из выдающихся ученых XX столетия, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник аналитической психологии и психотерапии, основатель Швейцарского общества практической психологии. К. Юнг предположил, что "существует надперсональный пласт в нашей психике". Наиболее полно свои идеи о врожденных психологических структурах человека Юнг изложил в своей работе "Об архетипах коллективного бессознательного". По теории Юнга существует 3 сферы: коллективное бессознательное, личное бессознательное и сознание. Юнг выдвинул теорию о том, что бессознательное имеет не биологическую природу, как считал Фрейд, а символическую. Главная функция бессознательного – компенсаторная, дополняя сознание оно обеспечивает целостность личности, единство сознания и бессознательного. Бессознательное иррационально, а потому его невозможно познать, но можно изучать его проявления. Оно спонтанно проявляет себя во снах, фантазия, случайных оговорках, а также его можно выявить с помощью гипноза и метода ассоциаций. Иными словами, само по себе бессознательное недоступно, однако сделать косвенные выводы о его сущности очень даже возможно. По Юнгу существует личное бессознательное и коллективное бессознательно. Личное бессознательное это все психологические приобретения личного существования. Все, что человек думал, чувствовал, переживал, а потом забыл, вытеснил или подавил. Коллективное бессознательное – надличностно, то есть его содержание никогда не было чьим-то личным чувствованием, восприятием или мыслью. Это психологический багаж всего человечества, который проявляется в мифах, сказках, искусстве и литературе в виде повторения каких-то образов и сюжетов. Оно не зависит от какого-то общества и эпохи. Это то, что объединяет все человечество. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов. Архетипы, по определению Юнга, — это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями. Юнг подчеркивает, что сам архетип не существует, это форма, которую можно изучать. Понятие подразумевает под собой базовую врожденную структуру психической матрицы человека, которая определяет приоритеты, а, следовательно, координирует направление мышления, а также следующие за ним поступки, реакции на внешние обстоятельства. Архетип личности руководит выбором человека, будь то поиск партнера, работы или формирование отношения к жизни. Понимая специфику отдельного архетипа, можно изменить сценарий жизни, откорректировав внутренние установки, которыми он руководствуется. Психотерапевты широко используют этот подход и помогают людям избавиться от комплексов, вредных «прошивок» и всего того, что мешает обрести им истинное счастье. Особое же внимание Юнг уделяет фундаментальным архетипам: самость, Анимус и Анима, тень, эго и персона. Самость Юнг считал архетип Самости верховным архетипом, который объединяет в себе все архетипы («Архетип Самости – это Бог в нас»). Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности. Анима и Анимус Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений. Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру. Тень Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень. То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь. Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом. Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Эго или «Я» Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Персона Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, чтобы понравиться, скрывая свою темную сторону. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта. Также иногда эти 5 основных архетипов дополняются еще 2: мудрец и Бог. Мудрец Мудрец – это часть личности, которая стремиться к познанию, персонифицированная мудрость, зрелость, жизненный опыт. Архетипу присущи, по мнению Юнга, следующие качества: знания, размышления, мудрость, озарение, ум и интуиция. Архетип Мудрец проявляется в нашем бессознательном тогда, когда нам приходится сделать некий важный выбор, или найти решение трудной жизненной ситуации. Чем больше таких моментов мы переживаем, тем больше развит в нашем бессознательном этот архетип, и тем проще сознанию получать от него ответы и озарения через сновидения, пограничные и измененные состояния сознания. Бог Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением. |