Главная страница
Навигация по странице:

  • Эссе на тему:«Как сохранить родной язык в современном мире»

  • Введение И

  • Основная часть

  • Список использованной литературы

  • как сохранить язык. _Как сохранить родной язык в современном мире_. Как сохранить родной язык в современном мире


    Скачать 3.91 Mb.
    НазваниеКак сохранить родной язык в современном мире
    Анкоркак сохранить язык
    Дата19.08.2022
    Размер3.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла_Как сохранить родной язык в современном мире_.docx
    ТипКонкурс
    #649225

    Приложение №1.

    к Положению

    Республиканского конкурса

    на лучшее эссе «Как сохранить родной

    язык в современном мире»

    Конкурс на лучшее эссе

    «Как сохранить родной язык в современном мире»

    Эссе

    на тему:

    «Как сохранить родной язык в современном мире»


    Автор: 

    Ниматулаева Патимат Абдулхапизовна

    Учитель родного языка и литературы

    МБОУ «Кокрекская СОШ»

    Хасавюртовского района с. Кокрек

    Контактный телефон:89285058929

    E-mail: pnimatulaeva@list.ru

    Содержание

    Введение ………………………………………………………………………… 1

    Основная часть………………………………………………………………… 2

    Выводы ……………………………………………………………………… 7

    Список использованной литературы …………………………………………. 10

    Приложения ………………………………………………………………… 11

    Введение

    И если завтра мой язык исчезнет,

    То я готов сегодня умереть. (Р. Гамзатов)

    Культура любого народа сохраняется прежде всего в его родном языке. Свой язык необходимо учить. Благодаря родному языку мы познаем мир, открываем новое и интересное об окружающих нас предметах и людях. Мы учимся понимать друг друга, высказываем свои мысли и чувства, делимся наболевшим, передаем знания. Мой родной язык – звучный, очень мелодичный и образный. Родной язык помогает сохранить память народа, его историю, опыт и традиции. В нем находят отражение красота и ум многих человеческих душ. И неважно, где при этом живёт человек, на своей исторической Родине или за его пределами. Сохранение родного языка в современном мире зависит от каждого из нас. Чтобы формировать интерес у учащихся к изучению и сохранению родного языка и воспитать уважение к культуре и традициям своего народа нужно работать не покладая рук. Перед нами, филологами, проблема сохранения родного языка, стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Молодежь нашей Республики стала меньше читать хорошую художественную литературу на родном языке, не знает классиков поэзии и прозы, не в состоянии ясно и полно излагать свои мысли. Наблюдается тенденция к снижению уровня личностного развития, так как большинство детей, подростков, юношей проводят значительную часть свободного от учебы времени за компьютером, играя, читая новостные ленты, просматривая картинки или бесцельно «бродя» по страничкам в социальных сетях, дабы «убить» время.

    1

    Основная часть

    Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, а также средством выражения чувств, настроений. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить молодежь к литературе, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться. Цивилизация, выступающая за глобализацию, безжалостна. Вместо культуры она несет механизм, а живое всегда проигрывает неживому. Нужна системная государственная политика по сохранению родного языка в современном мире. У меня зреет страх, что потихонечку родной язык теряет свой статус. Мои опасения обоснованы, они касаются многочисленных языков народов Дагестана, в том числе и аварского. Ведь большинство аварцев не знают родного языка. Хотя в Республике проводится немало мероприятий, чтобы сохранить родной язык, культуру, обычаи и традиции.

    Однако результат школьного языкового образования зависит и от понимания детьми и родителями важности знания родного языка. Ведь родной язык – основа развития интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания, становления творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности. Начинаю урок с чтения мудрых мыслей, их много и для меня это книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Думаю, на примере героев произведений выдающегося поэта можно воспитать по-настоящему мужественного, уважительного, мудрого человека, который будет стремиться сохранить свой родной язык. Сава

    2

    Дангулов «То своеобразное, что вошло в нашу литературу с именем Расула Гамзатова, вошло вместе с Гамзатом Цадаса, но одновременно вопреки ему.

    Поэзия Расула обняла и те грани жизни, которых не коснулась гневная муза Гамзата Цадасы. Хотели отец и сын или нет, но своим поэтическим трудом они дополнили друг друга. По крайней мере наши потомки будут постигать современную жизнь Дагестана, слагая Гамзата Цадаса и Расула Гамзатова».

    На каждом уроке можно приводить примеры из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», ибо они имеют большое значение для нравственного воспитания обучающихся. Дети становятся чище, добрее. Начинают относиться к друг другу с уважением, с пониманием. В книге очень много материала для инсценировок. На примере этого произведения ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик дагестанского человека. Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, о сохранении языка. А на уроках родного языка я очень часто провожу творческие работы: отгадывание ребусов, кроссвордов, чтение скороговорок, чтение вырезок из газет на аварском языке (рубрика «знаете ли вы», «Лъалищ нужеда»). Дети дома сами находят из газет интересные статьи о животных, об окружающем мире, о достопримечательностях и тд. Очень важно чтоб на уроке использовались игровые моменты, это уникальный способ заинтересовать ученика. Мотивируют детей к изучению языка также различные конкурсы это такие как: Викторины, «Говори на аварском», КВНы,

    3

    «Знатоки аварского языка» Что? Где? Когда? (Щиб? Киб? Кида?). И очень важно поощрять учеников грамотами, подписанными именно на родном (аварском языке). Прививать любовь к языку должны конечно и родители, чтобы они общались с детьми должным образом. Но они даже не читают сказки на родном языке. Дети остаются одни с телевизором или компьютером. Семья играет немаловажную роль в сохранении родного языка. Родители хотят всё упростить; ребёнок не хочет говорить на родном – им это не надо. На уроках родного языка и литературы я стараюсь показать бережное отношение к родному слову, потому как родное слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями дагестанского быта, понять и познать себя как представителя своего народа. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя. В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках родного языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников. Дать понять каждому ученику, что человек смолоду должен понимать, что пришёл на эту землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и куда бы не забросила его судьба, он должен быть достойным сыном гор, почитающим традиции. Книга «Мой Дагестан» может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку. «Мой Дагестан» книга- шкатулка, переполненная через край жизненной мудростью, лиризмом, любовью к своей Отчизне. По-моему, это главная книга жизни поэта-исповедь любви к Родине, природе, обычаям, традициям, взаимоотношениям людей, к сохранению родного языка. Уже сам эпиграф «Моего Дагестана» вызывает большое любопытство: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

    4

    Расул Гамзатов обладал необычайным умением подбирать эпиграф к каждому разделу так, что читатель чувствует

    своё участие в нём. «Мой Дагестан»- книга о судьбе Родины, о её прошлом и настоящем. Сколько в нём прекрасных сказаний, анекдотов, афоризмов, образов- отца, близких поэту людей. Перед нами путь поэта с детства до зрелости. Это портрет человека, который думает о биографии отечества – Дагестана. «Мой Дагестан» является книгой- событием в жизни не только дагестанской литературы. Расул Гамзатов, хотя и пишет на аварском, но умело раскрывает душевное богатство и красоту литературы даргинской, кумыкской, татской. У каждого горца может быть свой Дагестан. И у каждого читателя- свой Расул Гамзатов. Каждый может увидеть в нём то или иное духовное начало. Лично для меня Расул Гамзатов- продолжатель великих традиций родной земли. Я очень люблю Расула за ту доброту, что несёт в себе его поэзия. Читая книгу, мысленно можно увидеть Расула, сидящего рядом, который рассказывает о себе, о родителях, о братьях, о соседях, о родном языке. Об обычаях дагестанского народа, о доброте людей, и о многом…Думаю, тем у кого нет своего Дагестана, живётся на земле как сиротам. Я сказала бы, что книга «Мой Дагестан» - путь к сердцам малочисленных народностей нашей страны. Читая книгу, каждый может увидеть себя изнутри, стать лучше на собственных глазах, стать добрее, мудрее. Расул пишет о развитии национальных языков, о проблеме взаимосвязей культур. Он с восторгом говорит о русском языке, а также восхваляет и родной язык. Мы никогда не должны забывать свой родной язык, свои обычаи, традиции, которые веками передавались из поколения в поколение. У маленького моего народа есть большая судьба. Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришёл на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и куда бы не забросила его судьба, он должен быть достойным сыном гор. И пусть никто не будет забывать свой родной язык. Я буду счастлива, если после моего рассказа о книге Расула Гамзатова,

    5

    его прочитают тысячи дагестанских школьников, которые ещё не знают о

    книге «Мой Дагестан». Это произведение может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку.

    Было б очень здорово, если была детская передача каждый день по телевизору, где дети читали любимые произведения дагестанских писателей. «Более пятидесяти лет писал мой отец, не хватило жизни. Теперь пишу я. Но и я не допишу всего, что хотел бы. Поэтому вместо кинжала у изголовья детей я кладу перо и чистую тетрадь. У отца и у меня один Дагестан. Но какой он разный на языках наших перьев! У каждого своего почерка, свои буквы, своя манера, своя мелодия. Так и катится эта арба, сменяя возчиков на своём долгом пути» - так говорил наш великий поэт Расул Гамзатов. К сожалению, нет с нами ни Расула, ни Гамзата Цадаса, но есть Дагестан, который мы должны беречь. Беречь его события, жизнь народа, его быт, обычаи, традиции, обряды, праздники, суеверия и родной язык. Веками в горах Дагестана самой ёмкой оценкой человеческого достоинства было слово «г1адан» - в разной фонетической интерпретации данного слова на разных языках республики. И происшедшее от него слово «г1аданлъи» также синоним словам «гуманность», «порядочность», «человечность». Человек – самое ценное, что есть на земле – мерило добрых и злых дел, символ зрелости и совершенства. Беречь простое, но гордое имя Человека до последних дней жизни – таков девиз нравственной жизни Дагестана. Пока на земле будут жить порядочные люди можно уверенно сказать, что наши традиции и обычаи будут жить веками, и родной язык никогда не умрёт. Для меня языки народов — это как звёзды на небе. И пусть у каждого человека будет своя звезда, которую он полюбит. Я люблю свою звезду – мой родной аварский язык. И я буду делать всё, что в моих силах, чтобы сохранить его.

    6
    Выводы

    Для сохранения родного языка проводится достаточно много: это и флэш-мобы, и конкурсы: «Второе дыхание родным языкам», «Язык предков», «Лучший учитель родного языка», это и конференции, и семинары, и олимпиады и многое другое. Каждое лето ассоциация учителей аварского языка, во главе с Баху Шамиловной, проводит слёт. На слёт приезжают тысячи людей, которые неравнодушны к родному языку. Фонд Родные Языки России проводит очень многое. Я думаю, такие мероприятия очень актуальны для сохранения родного языка. Я предложила бы проводить ещё следующие мероприятия:

    1. В школах проводить живые уроки (классные часы) родного языка.

    2. Устраивать этнические концерты, месячники, фестивали, организовывать выезды молодых исполнителей на фестиваль.

    3. Проводить мастер-классы по народному творчеству.

    4. Конференции в области этнографии, археологии, истории, культуры, творчества классиков дагестанской прозы, поэзии. Могут быть и такие темы: «Особенности промысла народов Дагестана», «Сохранение уклада жизни и языка», «Семейные ценности и воспитание подрастающего поколения», «Свадебные традиции», «История национального костюма».

    5. Возродить «институт бабушек», все народное творчество раньше передавалось из уст в уста, грамоты никто не знал. Уверена, что есть еще бабушки-сказительницы, чья память хранит жемчужины народного творчества. К сбору этноматериала привлекать волонтеров.

    6. Создавать больше музеев под открытым небом.

    7. Пропагандировать народные промыслы.

    8.Коллективное чтение произведений литературных классиков на телевидении, в образовательных учреждениях, библиотеках, во Дворцах культуры.

    7

    9.На уровне правительства создать Программу посещения школьниками Национального музея и театра.

    10. Создавать театральные студии, любительские спектакли по произведениям классиков дагестанской литературы в школах, других образовательных учреждениях, Дворцах культуры.

    11. Использовать Интернет-ресурсы: Олимпиады, викторины, клубы знатоков…

    12. Сделать привлекательным Дагестан для отечественного и международного туризма.

    13. Знакомство с современными писателями, поэтами через библиотеки, через Интернет-сообщества, через Центры культуры, через живое общение с писателями, через факультативы, элективные курсы, через подписку на газеты, журналы.

    Для современного человека, живущего в Республике Дагестан, главной целью должно стать знание сохранение богатства родного языка. И красной нитью в нашем сознании должны звучать слова Р. Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть», С. Я. Маршака: «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» [Маршак, 1971 С.157].

    Еще Ушинский Н.Д. отмечал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложение и взаимодействие, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Значит, интеллект и мышление ребенка, прежде всего, должны развиваться на родном языке. [Ушинский,1988. С.122]. Кроме того, Н.Д. Ушинский выдвинул идею о методической последовательности в обучении языку. Он высказывался против обучения иностранному языку раньше, чем ребенок окрепнет в своем родном

    8

    языковом сознании. В родном языке воплощено все родное в психологии человека. Все психологические механизмы развиваются средствами родного языка. По словам Л.В. Щербы, назначение родного языка следует

    рассматривать шире, чем его усвоение, а именно: как основу, как фундамент, на котором закладывается и обучение русскому и иностранному языкам [Щерба,1974. С. 88]. У каждой эпохи имеются определенные ценности, нормы жизни, которые заложены в содержании слова, словосочетания, предложения, текста. Этнос создал язык для общения и познания мира, мира идей, на основе языка возникла и развивается его культура, в которой воплощены смысл жизни народа, его мировоззрение, его назначение в созвездии мировой цивилизации. Из сказанного выше следует вывод о том, что родной язык мы должны беречь, сохранить его для подрастающего поколения.

    И мы призываем всех и каждого любить и хранить родной язык. Кто если не мы может предотвратить исчезновение нашего родного языка. Давайте, учить правильно излагать свои мысли на родном языке, красиво говорить и думать. Думаю, вместе мы справимся.

    9

    Список использованной литературы

    1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2012. – 30 с.

    2. Маршак С.Я. Собрание сочинений: в 8 т. Т.7 – М.: «Художественная литература», 1971. – 639 с.

    3. Ушинский К.Д. «Родное слово».

    4. Расул Гамзатов «Мой Дагестан».

    5. Дангулов Савва. Осенённые Эльбрусом, с.81.

    6. Жирков Л. И. Аварско – русский словарь.

    7. А.Гамзатов «Сборник творческих работ для учителей родного языка и литературы».

    8. М. Усахов «История аварской литературы».

    9. Хайбулаев М.М. «Культура аварской речи».


    10



















    написать администратору сайта