Главная страница
Навигация по странице:

  • Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии

  • Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»

  • Как можно истолковать слова Чацкого «Молчалины блаженствуют на свете…»

  • Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей

  • Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе

  • Как перекликаются между собой первая и финальная сцены «Ревизора»

  • Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту

  • Каковы главные жизненные принципы Чичикова

  • Какой путь нравственного возрождения России намечает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»

  • Роль массовых сцен в драме «Гроза»

  • В чем заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского «Гроза»

  • В чем сила и слабость нигилизма Базарова

  • Роль Ситникова и Кукшиной в романе

  • Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова

  • Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал

  • В чём противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси

  • Как вы понимаете строки Некрасова применимо к поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Народ освобождён, но счастлив ли народ

  • Что страшнее для автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: помещичий деспотизм или добровольное холопство

  • Образ природы и русской земли в «Слове»

  • темы сочинений с аргументами и тезисами. Какие нравственные вопросы решает автор Слова о полку Игореве в своём произведении


    Скачать 26.35 Kb.
    НазваниеКакие нравственные вопросы решает автор Слова о полку Игореве в своём произведении
    Дата28.12.2021
    Размер26.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатемы сочинений с аргументами и тезисами.docx
    ТипДокументы
    #320689

    Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении? 1 Нравственный выбор между жаждой славы и благополучием войска. Князь Игорь предпринял поход не сколько для того, чтобы защитить Русь, а сколько ради того, чтобы доказать всем, что он тоже может победить половцев, как Святослав Киевский, в итоге потерпел поражение и погубил большую часть войска. 2. Необходимость объединения русских князей против общей опасности – половцев. Выражено в «золотом слове» Святослава. Оно показывает важность всеобщего объединения и сражения против врагов вместо междоусобиц, которые были частым явлением в то время. 3. Храбрость и смелость русских воинов, готовность постоять за Родину, сражаться за нее, а не за богатства – военные трофеи.

    Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии? 1 С одной стороны, носителями пороков выступают конкретные герои, высмеиваются именно они, читатель смеется над ними (Простакова, Скотинин, Митрофан), неслучайны и говорящие фамилии, дающие характеристику именно человеку 2. С другой стороны, идеей Фонвизина было показать, к чему может привести невежество и безнаказанность дворянства в целом, он был обеспокоен существующим расслоением сословия, поэтому его целью было высмеять нравы, потому что таких, как семья Простаковых, было немало (пример нравов, поведения) 3. Также герои пьесы изображены однопланово, они выглядят карикатурными или «схематичными», что свойственно для классицизма (пример строго положительного и отрицательного героев). Для этого литературного направления было важно донести идею, поэтому и здесь действующие лица нужны лишь для реализации авторской идеи, передачи замысла, а это значит, что высмеиваются не конкретные люди, а нравы.

    Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»? 1 Две эти темы тесно взаимосвязаны. Именно в недостатке должного воспитания и образования заключается причина злонравия по мнению Фонвизина (Простакова, Скотинин). Помещики жестоки, понимают неограниченность своей власти, осознают, что им не нужно быть образованными для хорошего уровня жизни. Подобным злонравным людям доверено воспитывать будущее поколение дворянства. 2. Что происходит, когда воспитание оказывается в руках таких людей? Своеобразный «плод злонравия» – Митрофан, невежественный и не желающий учиться, равнодушный к службе, воспринимающий ее как наказание. Митрофан олицетворяет следующее поколение молодых дворян, и они являются такими именно из-за неправильного воспитания своих родителей, приверженцев крепостного права. 3. Хорошее воспитание может помочь искоренить невежество и жестокость и распространить нравственность и добродетель среди дворянства, поменять отношение к людям, поэтому именно о добродетельном воспитании молодого дворянина задумывается автор. Именно в воспитании, по его мнению, кроется причина и злонравия, и добродетели.

    Как можно истолковать слова Чацкого «Молчалины блаженствуют на свете…»? 1 Молчалин подлый и одновременно угодливый. Он способен обманывать людей и в то же время быть максимально вежливым и учтивым, таким поведением герой добивается своих целей. 2. Молчалин не имеет своего мнения, зато хорошо подстраивается под чужое, наиболее выгодное ему, благодаря чему его хорошо принимают в фамусовском обществе. 3. Герою удается стать «удачливым любовником» – он не глуп и понимает, что для построения успешной карьеры ему необходимо иметь поддержку, и ее он находит в благосклонности дворянской дочери Софьи. Он удачно подстраивается под ее идеал молодого человека, нежно ухаживает за ней, не испытывая к героине чувств.

    Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей? 1 Для того, чтобы показать нравы фамусовского общества, лучше раскрыть отношение его членов к различным сторонам жизни (образование, продвижение по службе, крепостное право – разговор Скалозуба, Хлестовой, Тугоуховской на вечере, поведение Максима Петровича, о котором можно судить по словам Фамусова) 2. Эпизодический герой выполняет роль двойника. Чацкий – Репетилов. Герой-двойник выполняет «пародийную» функцию, подчеркивая значимые признаки действующих лиц 3. С помощью внесценических персонажей автор показывает, что у Чацкого есть единомышленники, прогрессивные люди 4. Второстепенные персонажи демонстрируют положение дел в стране. Например, Скалозуб – сатира на армию периода Аракчеева

    Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? 1 Для Печорина привычны и скучны все развлечения Петербурга и его светского общества, он разочарован в них, ему знакомы манеры петербургского дворянства – раскрыть душу в таких условиях было бы невозможно. Романтический пейзаж Кавказа помогает понять исключительность героя. 2. На Кавказе Печорину удается раскрыться, он попадает в ситуации, где проявляет себя с разных сторон (смелый, ловкий, испытывающий судьбу), это не петербургское светское общество, где обычно нет места потрясениям, удивлениями. 3. Отношение Печорина к любви лучше раскрывается именно на Кавказе. Отношения с Бэлой (женщины быстро наскучивают герою), с княжной Мери (игра от скуки), с Верой – Печорин даже позволяет себе дать волю чувствам, когда пытается догнать ее. Именно через отношение к таким разным женщинам раскрывается душа Печорина.

      1. Как перекликаются между собой первая и финальная сцены «Ревизора»? 1 Композиция комедии кольцевая – начинается и заканчивается пьеса образом ревизора. 2. Чиновники и в начале, и в конце пьесы испытывают страх перед приездом ревизора – страх вызван их безответственным отношением к выполнению собственных обязанностей 3. И в начале, и в конце комедии чиновники предстают глупыми, их легко обманывает мнимый ревизор Хлестаков – Гоголь обращает внимание на всеобъемлющую глупость чиновников



      1. Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту? 1 Акакий Акакиевич – «маленький» человек, раскрыть черты архетипа, много ограничений в жизни и мало прав, неспособность за себя постоять.2 «Мечта» Башмачкина – вещественная, это лишь новая шинель. Когда ее отбирают у Акакия, он теряет смысл жизни, в этом можно проследить авторскую мысль о том, что не стоит целью своей жизни делать вещь 3. Жестокость петербургских чиновников на примере «значительного лица», который не только не помог Башмачкину, но и выгнал его, обругав, что стало ударом для героя, убедило в собственной беспомощности и безвыходном положении 4. Образ Петербурга Гоголя – холодный, враждебный, неуютный город

    Каковы главные жизненные принципы Чичикова? 1 Деньги – главная жизненная ценность для Чичикова. Наставление его отца, афера, способность радоваться чужой смерти (эпидемия). Он может пойти на многое ради того, чтобы продвинуться по службе или улучшить свое материальное положение 2. Умение подстраиваться и приспосабливаться. Чичиков любезен и вежлив, однако умеет вести себя по-разному в зависимости от того, с кем общается. Даже его внешность описана неопределенно, так, что представление о нем может меняться в зависимости от необходимого Чичикову образа. 3. Целеустремленность. Чичиков умеет отказывать себе во многом ради достижения цели. Еще ребенком он умел это делать, так же поступает и увидев губернаторскую дочь, почувствовав к ней симпатию, все же отказывается от чувств, ведь те могут отвлечь его от достижения цели

    Какой путь нравственного возрождения России намечает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»? 1. Помещики – представлены «мертвыми душами», среди которых все же есть то, что вызывает надежду – отношение Собакевича к крестьянам, горящие глаза Плюшкина. Но в целом помещики уже не способны к нравственному возрождению. 2. Аналогичная ситуация с чиновниками – они взяточники и бюрократы, неспособные к пониманию простых людей и к духовному возрождению. 3. Народ – представлен неоднозначно, но именно в нем кроется потенциал России и, следовательно, за ним и будущее страны, ее нравственное возрождение.

    Роль массовых сцен в драме «Гроза» 1. Массовые сцены позволяют узнать нрав города Калинова. В четвертом действии люди почтительно кланяются, когда входит Дикой, а затем становятся свидетелями его разговора с Кулигиным, который просит у купца десять рублей на благоустройство города, из-за чего оказывается обвиненным в желании украсть деньги. Также Дикой злится, когда Кулигин говорит об установке громоотвода – ведь по мнению купца гроза за грехи «в наказание посылается». Пьеса демонстрирует невежество, которое царит в городе даже среди тех, кто держит в руках власть. 2. Участники массовой сцены перед грозой тревожатся из-за разыгравшейся стихии, предсказывая страшные последствия, что лишь сильнее волнует Катерину, заставляет ее признаться в содеянном. Дурное предчувствие действующих лиц о грозе вскоре сбывается. 3. Сцена в конце драмы, когда все ищут пропавшую Катерину. Перед людьми Кулигин приносит и кладет ее тело, говоря о том, что душа ее теперь «перед судией, который милосерднее», чем люди и нравы в Калинове. В этой сцене смерть Катерины демонстрирует скорое крушение идеалов патриархального общества, ведь даже безвольный Тихон позволяет себе повысить голос на мать – протест Катерины породит еще большее сопротивление в молодом поколении против уклада жизни «темного царства».

    В чем заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского «Гроза»? 1. Образ Катерины – она старается жить по тем нравственным заветам, которые усвоила в детстве и юношестве – это честность, порядочность, верность, уважение к старшим. 2. В Калинове Катерину не понимают, потому что в городе заведено другое. Воплощением типичного для города поведения является Варвара – она может лгать и скрывать истинные намерения даже от матери, лишь бы все «шито да крыто» было. Катерина же не готова нарушить свои моральные принципы. 3. Катерина остается честной – она не смогла притворяться, что любит Тихона, не способна обманывать мужа, жить с грузом предательства на сердце. Поэтому она бросается в реку, демонстрируя нежелание и невозможность смириться с таким образом жизни и предательством себя.

    В чем сила и слабость нигилизма Базарова? 1. Сила нигилизма: нигилист Базаров знает свою цель, ведет себя уверенно. Такое поведение выглядит притягательнее, чем вялость и слабоволие дворян Кирсановых, какими их изображает Тургенев. Также нигилизм ратует за устранение сословных предрассудков. 2. Слабость: нигилизм отрицает вечные ценности, например, природу или искусство и, стремясь разрушить все, не предлагает создавать что-то новое. 3. Слабость: нигилизм отрицает любые чувства, считая их физиологией. Однако Тургенев демонстрирует несостоятельность этой системы взглядов влюбленностью Базарова в Одинцову. Нигилизм не применим на практике.

    Роль Ситникова и Кукшиной в романе 1. Ситников и Кукшина – мнимые нигилисты и «ученики» Базарова. Рассказать о том, какие они, каждый из них по отдельности 2. Тургенев описывает Ситникова и Кукшину с подчеркнутой иронией, акцентирует внимание на неопрятности Кукшиной, на стремлении «казаться, а не быть» Ситникова. Сопоставляя их образы с Базаровым, автор демонстрирует, насколько серьезны и искренни намерения главного героя по сравнению с Ситниковым и Кукшиной. 3. Они называют себя учениками Базарова, но на самом деле не являются таковыми, они только пародия. По мнению автора у нигилизма нет будущего, ведь у каждого учения должны быть свои последователи, а у нигилизма их нет

    Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? 1. Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов слишком разные люди. Описать различия между ними: деятельность – пассивность. 2. Обломов сформировался в условиях праздности и лени, именно Обломовка – идеал его жизни. Подобная картина слишком сильно укоренилась в нем, ему сложно изменить свое отношение к своим ценностям. 3. Ольга хотела изменить Илью Ильича, видела в этом миссию, некую «работу», которая лишь подогревается чувствами. Она любила в нем свои усилия по изменению героя, Обломова в будущем. Подобное поведение ранило Илью Ильича. Также и он сам пытался «вписать» Ольгу в свою идеальную картину жизни в Обломовке. Неспособность принять друг друга такими, какие они есть, не дает героям любить искренне и безусловно..

    Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал? 1. Да, потому что с ней он чувствовал себя защищенным и расслабленным. Она взяла на себя все заботы по дому, все житейские дела, окружила Илью Ильича любовью и вниманием 2. Да, потому что частично был воплощен идеал его жизни в Обломовке. Рассказать про Обломовку, сравнить это с жизнью у Агафьи Пшеницыной 3. Нет, потому что в отношениях с Агафьей не было гармонии и полноты чувств, любви, о которой мечтал Обломов. Поэтому Агафья воплощает лишь одну из сторон идеала Ильи Ильича, сравнить Агафью с Ольгой. 4. Нет, потому что жизнь у Агафьи привела к гибели всех творческих сил и способностей героя

    В чём противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси? 1. В крестьянах, изображаемых Некрасовым есть много хорошего: они сильные, выносливые, терпеливые (Матрена Тимофеевна), верят в лучшее, любят свою родину (Гриша Добросклонов), единые (песни в конце поэмы) 2. Некрасов демонстрирует и различные пороки крестьян: пьянство («Сельская ярмонка»), рабская покорность (Ипат). Автор уверен, что в русском народе есть великий потенциал, но сила эта в людях «спит» 3. Некрасов стремится к достоверному и правдивому изображению Руси. Образы героев приближенны к реальности. Часто это сильные люди, обладающие множеством хороших черт характера. При этом у всех них свое горе, тяжелая судьба, жизнь их нельзя назвать безоблачной. Охарактеризовать авторскую позицию относительно крестьянства

    Как вы понимаете строки Некрасова применимо к поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» 1. Крестьяне освобождены, но они не выглядят счастливыми. Во многом потому, что их условия жизни не улучшились (бедность, пьянство). Они по-прежнему вынуждены работать на помещиков, чтобы себя прокормить 2. Крестьяне не умеют быть свободными. На протяжении многих столетий это сословие было невольным, и «рабское мышление» мешает правильно распоряжаться свободой 3. На протяжении всей поэмы автор показывает тяжелые крестьянские судьбы, раскрывая мысль о том, что счастье заключается не в отмене закона о крепостном праве. Все изменится только тогда, когда народ научится «быть гражданином», избавится от рабского сознания. Можно указать на авторскую позицию о потенциале народа, который еще «спит»

    Что страшнее для автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: помещичий деспотизм или добровольное холопство? 1. Описать помещичий деспотизм на примере князя Утятина (Последыш), господин Поливанов (история про холопа примерного, Якова верного). Жестокость помещиков по отношению к крестьянам, их не считают за людей 2. Описать добровольное холопство – крестьянин Ипат, который считал себя рабом Утятиных даже после отмены крепостного права, потерянность крестьян после реформы, непонимание, как жить дальше из-за того, что они очень долго жили под гнетом крепостничества 3. Добровольное холопство на примере крестьянина Агапа, для которого сымитировали наказание. От чего он умер, никто не знает, но скорее всего именно от того, что не выдержал ущемления его свободы. Вывод: добровольно холопство страшнее, деспотизм помещиков можно ограничить реформой или проучить, а с холопством быстро не справиться.

    Образ природы и русской земли в «Слове» 1. Природа одушевлена, предстает живой, олицетворенной (И рано на другой день кровавые зори свет поведают; / Черные тучи с моря идут… / И в них трепещут синие молнии.») 2. Природа играет роль высшей силы и способна предупредить о возможной опасности (эпизод с затмением) или помочь князю Игорю спастись из плена (горностаем, соколом оборачивается он во время побега) 3. Русская земля страдает от набегов половцев и стонет от бесконечных войн и междоусобиц (образ полей). Через образ земли автор выражает свое отношение к ситуации. Более того, русская земля – это еще и народ, люди, которые тоже


    написать администратору сайта