РЕФЕРАТ 15 ТЕМА. Категории индивид, индивидуальность, личность. Культурноисторические типы человека в биологическом смысле фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)
Скачать 35.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО» СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ РЕФЕРАТ на тему: Категории - индивид, индивидуальность, личность. Культурно-исторические типы человека в биологическом смысле (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) Преподаватель: Огородник И.С. Студентка: Исмаева Альбина Ильдаровна 2 курс, очная форма обучения, 4 группа Донецк 2020 ОглавлениеВведение 3 Категории - индивид, индивидуальность, личность 4 Индивид 4 Личность 4 Понятие и признаки личности 5 Структура личности 6 Индивидуальность 6 Культурно-исторические типы человека в биологическом смысле (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) 7 Заключение 10 Список литературы 12 ВведениеЧеловек – особый род сущего, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического развития. Человек может стать личностью, если поставит перед собой такую цель. Кого можно назвать личностью? Только человека духовно развитого, обладающего чувством ответственности за свои поступки. Правда, некоторые исследователи полагают, что личностью можно назвать каждого человека. Нет «серых» людей. Но в таком случае сопоставление понятий «индивид» «индивидуальность», «личность» теряет смысл. У американского фантаста Р. Шекли есть словосочетание «минимум человека», т.е. набор элементарных качеств, позволяющих какому-то индивиду называть себя человеком. Можно, очевидно, говорить и о «максимуме человека». Конечно, возможен и иной подход к решению проблемы. Некоторые философы называют личностью не конкретного человека, а определенную часть его духовного мира. В этом случае можно считать личностью каждого человека, отмечая лишь меру его внутреннего богатства. Однако такой подход противоречит русской религиозной философии. Ведь в этом случае речь идет лишь о том, чтобы взращивать в каждом человеке личностное совершенство. А что, если преступник «обогащает» лишь свое криминальное «мастерство», а безнравственный человек настаивает лишь на своем праве не считаться с моралью? Можно ли признать таких людей личностью? Очевидно, нет. Категории - индивид, индивидуальность, личностьВ философской литературе для обозначения человека, для его характеристики используют три термина: «индивид», «индивидуальность» и «личность». Специфически выражая понятие человека, они вместе с тем имеют различное содержание. Если говорить о развитии человека, о приобретении им индивидуальных своеобразных психологических, духовных и социальных качеств, то эти понятия выстраиваются именно в той последовательности, в которой они здесь приведены. ИндивидЧеловеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе. В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление. Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие: генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма; фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой; целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды. Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума. Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования. ЛичностьЕсли индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия. Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации. Понятие и признаки личностиПонятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску. Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности: Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом. Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали. Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений. А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже. Структура личностиЛичность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека: индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.; мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим; направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума; опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития. Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре. ИндивидуальностьЛюбой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость. И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки. Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности: в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций; в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера; в уровне и характере интеллекта; в особенностях активности и деятельности; в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества; в мотивации поведения; в задатках и способностях; в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.; в характере социального взаимодействия; в интересах, потребностях и возможностях; в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях. И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека. И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности. Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны. Культурно-исторические типы человека в биологическом смысле (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)3. Фрейд — основоположник психодинамической теории личности. Основа этой теории — психоанализ. Психоанализ имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. 3. Фрейд схематично определил структуру личности: — ид — примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует в бессознательном и тесно связано с биологическими побуждениями. — эго — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго выражает и удовлетворяет желание ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго обеспечивает безопасность и самосохранение организма. - суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. - Суперэго — морально-этическая сила личности. Оно является следствием положительной зависимости ребенка от родителей. Суперэго подразделяется на две системы: совесть — способность к критической самооценке; Эго- идеал — поощрительный аспект суперэго. Е. Юнг — основоположник аналитической теории личности. Юнг проводит четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное (личное, персональное) отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой содержательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное отражает скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и национальностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы: — анима — бессознательная женская сторона личности мужчины; — анимус — бессознательная мужская сторона личности женщины; — персона — социальная роль человека, сформированная из общественных ожиданий; — тень — бессознательная противоположность утверждаемого индивидом в сознании; —самость — воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности; —мудруц — персонификация жизненной мудрости и зрелости; —бог — конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир. Э. Фромм — основоположник гуманистической теории. Экзистенциальные противоречия неустранимы, считает Фромм, и каждый человек дает им ответ всем своим существом; он отделен от мирового целого, бездомен , но стремится к гармонии с миром; он конечен и смертен, знает об этом, но пытается реализовать себя в отведенный им век, утверждая вечные идеалы и ценности; человек одинок, осознает свою обособленность от других, но стремится к солидарности с ними и т. д. Фромм считает, что человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст. В соответствии с этим природа человека определяется не как биологически заданная совокупность влечений, страстей, но как осмысленный ответ, целостное отношение к миру. Таким ответом может быть стремление к свободе, справедливости, истине, но в равной степени ими могут стать ненависть, садизм, деструктивность, конформизм. Он выделил пять социальных типов характера: —рецептивные типы ищут источник всего хорошего в жизни вне их самих. Эти типы характеризуются зависимостью, пассивностью, беспомощностью. Стремятся быть любимыми, нежели любить самим; —эксплуатирующие типы — добиваются цели силой или изобретательностью. Характеризуются неспособностью к творчеству, добиваются любви и эмоций, заимствуя их у других людей; —накапливающие типы—стремятся к получению большого количества материальных благ, любви и власти. Для них характерно тяготение к прошлому, консерватизму; —рыночный тип убежден в том, что личность есть товар, который можно продать или обменять. Они заинтересованы в своей внешности, знакомствах с нужными людьми; —продуктивный тип— независимый, честный, спокойный, творческий, характеризующийся социально — полезными поступками. А. Адлер—основоположник индивидуальной теории личности. Он выделил следующие типы личности: - управляющий тип характеризуется самоуверенностью, напористостью, активность, но не в социальном плане. Они считают превосходство над внешним миром; —берущий тип характеризуется паразитизмом и удовлетворением своих потребностей за счет других. Их основная задача—получить от других как можно больше. —избегающий тип характеризуется недостаточностью социального интереса, активности. Они зацикливаются на неудачах и не стремятся к успеху. —социально — полезный тип характеризуется воплощением зрелости, высокой степенью социального интереса и высоким уровнем активности. ЗаключениеПроблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература. Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или “метафизика”, гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию. Философия рассматривает бытие человека и общества в более широком плане, давая ответы на так называемые “вечные” вопросы. Она исследует сущность человека и смысл его жизни, выявляя общие закономерности его биологического и социального развития и намечая его идеалы, ценности и цели. Философское знание о человеке стремится не столько к изучению его целостности, сколько к выявлению всеобщих и сущностных связей в системе “человек — мир”. Эти связи имеют ценностно-нормативную окраску, так как устанавливают границы познания человека, обусловленные господствующим в обществе или в определенной философской системе мировоззрением. Философия с древности и по сей день пытается определить специфику человека. Одни философы сводили ее к каким-либо конкретным проявлениям, функциям и отношениям человека. Другие связывают ее с неким универсализмом, в котором теряется многообразие человеческой жизни. Поэтому наиболее запутанной из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Трудно представить общество, в котором люди одеваются одинаково, живут в одинаковых по размеру жилищах, потребляют одну и ту же пищу. Еще страшнее, если они и будут думать одинаково. Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. Список литературы1. Ананьев Б.Г. «Проблемы психологии личности» Москва, 1977. 2. Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания» Москва, 1977. 3. Бодалев А.А. «Личность и общение» Москва, 1983. 4. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Москва, 1988. 5. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность» |