Главная страница
Навигация по странице:

  • Индустриализация страны: характер, темпы, масштабы

  • Формирование творческой и научной интеллигенции. Вклад казахской интеллигенции в социокультурное развитие государства.

  • Казахская и казахстанская культура в ХХ веке

  • Казахская и казахстанская культура в советский период. Казахская и казахстанская культура в советский период. Индустриализация страны


    Скачать 28.63 Kb.
    НазваниеКазахская и казахстанская культура в советский период. Индустриализация страны
    Дата15.01.2023
    Размер28.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКазахская и казахстанская культура в советский период.docx
    ТипДокументы
    #887360

    1. Казахская и казахстанская культура в советский период. Индустриализация страны.

    Казахскую культуру советского периода можно, несомненно, отнести к высоким культурам, поскольку после революции она получила письменность, была ликвидирована неграмотность населения, сложилась национальная система образования, науки, профессионального искусства и т.д. Вместе с тем казахская высокая культура советского периода оказалась ассимилированной русско-советской культурой, во многом утратив свое национальное своеобразие. Среди культур титульных этносов бывшего СССР казахская культура оказалась одной из наиболее ассимилированных русско-советской культурой, одной из наиболее русифицированных. Казахская советская культура развивалась, главным образом, как перенесение на казахскую национальную почву образцов культуры, произведенных в Москве. Это касалось литературы, балета, музыки, телевидения и т.д. Но такой способ развития культуры, определяемый идеологией, не был органично связан с казахской национальной культурной традицией, духом народа и поэтому не вызывал у него интереса. Естественно, что казахская советская культура выглядела провинциальной и непрестижной, в том числе, и в глазах самих казахов. Закономерно, что в условиях выбора между высокой казахской культурой и высокой русско-советской культурой, люди отдавали предпочтение последней. Это касалось, в первую очередь, основополагающих элементов культуры – языка, образования, норм ценностей жизни и т.д

    Культура Казахстана начала ХХ в. явилась продолжением духовного наследия казахского народа, развивавшегося под воздействием новых социально-политических и экономических отношений. Российская революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, подъем освободительного процесса оказали значительное воздействие специфику культурного развития. При этом духовное наследие предков, особенно устная поэзия, музыкальное искусство и другие формы национальной культуры, воспринимая лучшие образцы культуры соседних народов и стран, по-прежнему обогащало мировоззренческие устои коренного населения.

     Индустриализация страны: характер, темпы, масштабы

    Состоявшийся в декабре 1925 г. очередной XIV съезд ВКП (б) в советской историографии считался съездом, взявшим курс на индустриализацию страны.

    Но индустриализация Казахстана имела свои трудности. Они были связаны с технико-экономической отсталостью края, низким уровнем его развития, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, крайней малочисленностью кадров, квалифицированных рабочих и ИТР, более поздним, чем в центре, сроком восстановления его промышленности.

    В полной мере индустриализация Казахстана развернулась в годы 1-й и особенно 2-й пятилетки. (1928-1937 гг.)

    Символами индустриализации принято было считать Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат и Турксиб. Как видно, один из трех символов находился в Казахстане.

    Решение о строительстве этих гигантов в высших органах власти было принято одновременно, а именно в 1926 году, и к их строительству тоже было приступлено одновременно - в 1927 году. Размеры этих строек, судя по сметам, тоже были равными - около 200 млн. рублей каждая.

    Турксиб, протяженностью около 1,5 тысяч км. На всем своем протяжении проходил по территории Казахстана. Его строительство, как сейчас отмечалось, началось в 1927 году с севера - от станции Аягуз и с юга - от станции Луговая.

    В 1929 году наивысшего разворота работ на Турксибе там было занято 55 тысяч работников. В день укладывали до 5 км.путей. Дорога была сдана в эксплуатацию в рекордно-короткий срок - за 3 года, вместо 5 по проекту.

    1 мая 1930 года у станции Айнабулак произошла стыковка рельсов северного и южного участков, на Турксибе было открыто сквозное движение поездов.

    Только за годы 1-й и 2-й пятилеток в Казахстане были введены в строй комплекс предприятий Риддерского свинцово-цинкового комбината, Карсакпайский медеплавильный завод, было приступлено к строительству таких гигантов как Балхашский медеплавильный, Ачисайский полиметаллический, Актюбинский химический комбинаты; Чимкентский свинцовый завод и не имеющий тогда равного в Европе Семипалатинский мясокомбинат. Караганда превратилась в третью угольную базу СССР.

    Конкретный фактический материал, в т.ч. цифровой материал по промышленному и полезно-дорожному строительству студент найдет в учебной литературе и другой рекомендуемой литературе.

    В итоге индустриализации Казахстан еще перед Великой Отечественной войной превратился в мощный промышленный арсенал страны. Еще тогда 80% свинца от общесоюзного объема давал Чимкентский свинцовый завод, а половину меди - Балхашский медеплавильный комбинат. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье место по добыче угля, по добыче нефти - после России и Азербайджана.

    Индустриализация Казахстана имела ряд крупных социально-экономических значений, к числу которых, в первую очередь, следует отнести превращение его из аграрного в индустриально-аграрный, рост городов и удельного веса городского населения, формирование рабочего класса, в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции и некоторые другие.

    Промышленность стала преобладающей отраслью экономики республики. Ее удельный вес составил в 1934 году 58,9%.

    Одним из перспективных социальных последствий индустриализации было создание национального рабочего класса технической интеллигенции. В 1939 году 34% рабочего класса республики составляли казахские рабочие. Но тут следует отметить низкий удельный вес казахских рабочих среди квалифицированных рабочих.

    Так, казахские рабочие составляли в угольной промышленности около 60%. Но это приходилось на долю неквалифицированных рабочих: отбойщиков, крепильщиков и откатчиков, занятых на тяжелых ручных работах.

    Другим негативным последствием индустриализации в Казахстане было то, что все вновь построенные и строящиеся предприятия промышленности были предприятиями по добыче и первичной переработке природного сырья. Таким образом, сырьевой характер промышленности Казахстана еще больше усилился.

    Сырьевой характер казахстанской индустрии навязывал и отстаивал тот же Голощекин. Видные государственные деятели С.Садвокасов - член бюро Крайкома, Мунбаев и другие отстаивали план комплексного развития Казахстана, ее обрабатывающих отраслей. Но их позиция с подачи Голощекина была расценена как местничество и националистический уклон. Но самым далеко идущим негативным последствием индустриализации было окончательное утверждение командно-административной системы и отказ от НЭПа.

    Индустриализация требовала колоссальных финансовых ресурсов. При взятии курса на ее осуществление открыто заявлялось, что одним из источников этих ресурсов является крестьянский сектор. Но он стал не одним из источников, а главным источником. Чтобы этот источник был щедрым, были установлены баснословно низкие закупочные цены на сельхозпродукты. СССР за границу продавал огромные объемы сельхозпродуктов, в первую очередь зерна. Это несмотря на жестокий голод в 1931-1932 гг. в Казахстане и в 1933 г. на Украине и юге России.


    1. Формирование творческой и научной интеллигенции. Вклад казахской интеллигенции в социокультурное развитие государства.



    1. рр



    1. Казахская и казахстанская культура в ХХ веке

    Развитие изобразительного искусства в Казахстане

    Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил.

    Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х гг. XX в. До этого времени не было единого художест­венного центра; художники работали разобщенно. В развития и организации национального искусства художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г.Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н.Гоголинского; с 1879 г. до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата). В 1920 г. были созданы художественные мастерские, объединившие группы художников (Н.Хлудов, А.Пономарев,

    Творчество первых казахстанских живописцев, получивших образование в России, достигло высокого художественного уровня и занимает особое место в казахской и мировой культуре XX века. Это позволяет делать обоснованные выводы о серьезных достижениях русской художественной школы. Опыт приобщения казахских художников к традициям русской художественной школы через образовательную систему высших учебных заведений России заслуживает пристального и обстоятельного анализа. Современное изобразительное искусство Казахстана развиваясь на основе богатого национального художественного наследия, продолжает сохранять преемственность традициям высокого реализма русской художественной школы.

    Для процесса формирования живописи Казахстана большое значение имели черты народной психологии, народного сознания и чувствования жизни. Непрерывные во времени песенные традиции казахов ярко говорят о постоянном образном сопоставлении событий, характеров героев с образами природы.

    Наследуя эту традицию, молодое изобразительное искусство республики, в частности, живопись, начинается с прямого обращения к образу родной земли пейзажами первых национальных художников А. Кастеева и А. Исмаилова. Через созданный ими образ природы с непременными сценами из жизни ее людей формируется лирико-эпическая интонация станковой картины.

    Категория времени становится важной составляющей особой поэтики национальных мастеров. Извечный круговорот событий приобретает другую интерпретацию в творчестве основателя романтической линии пейзажной живописи Казахстана – А. Исмаилова .

    Важную роль в развитии художественного образования имела выставочная деятельность, а так­же основание в 1935 г. в Алма-Ате Казахской государственной художественной галереи (ныне Госу­дарственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева). Задача галереи — собрание и популяризация произведений национального, русского и зарубежного искусства. В январе 1939 г. в залах Художественной галереи открылась выставка, на которой было представлено более двухсот пятьдесяти произведений художников республики. Развернулась творческая дискуссия — первая дискуссия художников Казахстана.

    Эпохальным событием стал I съезд художников Казахстана (24 июня 1940 г., Алма-Ата). На съезде отмечались достижения Оргкомитета Союза художников Казахстана; вместе с тем подчерки­валось, что перед художниками республики стоят задачи повышения профессионального мастерства, улучшения работы с одаренной национальной молодежью. К тому времени в Казахстане уже сложился костяк национальных художников-живописцев.

    Скульптура

    В отличие от живописи в области скульптуры было мало региональных художников, которые могли бы эффективно повлиять на ее становление. В конце 1930-х годов в Казахстане, в г. Алма-Ате работали несколько русских скульпторов, имевших высшее специальное образование. Они выполняли в основном официальные заказы (главным образом, портретные бюсты), да и то в ограниченном количестве. Первым профессиональным национальным скульптором стал Хакимжан Наурызбаев - с этого имени началось формирование скульптурной школы в Казахстане. Как и в живописи, начальный этап ее развития связан с реалистическим методом и в плане образовательной подготовки, и в творческой практике.

    При всем разнообразии стилистических разработок, даже в самых смелых экспериментах в творчестве казахстанских скульпторов неизменным остается классическая основа строения скульптурной формы с ее нацеленностью на пластическое развитие, исходящее из характера внутреннего конструирования, а не под влиянием каких-либо других внешних факторов.

    Следующему, более молодому поколению казахстанских скульпторов, вышедших на художественную арену в конце 1980-х - 1990-е годы свойственно иное, чем в классической пластике видение массы материала. Они стремятся к ее наибольшей «облегченное™», буквально конструируя внутреннюю структуру образа, превращенную в выразительный пластический иероглиф. Многие художники работают преимущественно в материале (бронза) — это Э. Казарян, Ш. Толеш, Д. Тулеков. Образы, созданные этими авторами, олицетворяют сложное перерождение конкретнореального в фантастически «подвижное» воображаемое.

    Скульптура становится одухотворённее и свободнее. Теряя массу и вес, она может развиться в декоративно-станковый, почти ювелирный объект, висеть на стене или в воздухе, превращаться в графический символ или знак, тем самым, полностью нарушая свою собственную природу.

    Скульптура Казахстана развивается как в монументальном, так и в камерном направлениях. Монументальная пластика, проводящая в жизнь государственную идеологию, напрямую связана с официальным заказом. Активное развитие этого направления с начала 1990-х годов обусловлено обретением страной суверенитета и независимости. Этот период характерен новым этапом формирования национальной идентичности, что напрямую отразилось в монументальных памятниках нового времени.

    Казахстанская скульптурная школа по интенсивности развития, разнообразию авторских позиций, яркости и оригинальности художественно - пластических разработок является уникальной в Центрально-Азиатском регионе.

    Театр в жизни казахстанского общества

    До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбургского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кзыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

    Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство.

    Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.

    В начале 1930-х активно развивается театральное искусство. В Кызыл-Орде открывается первый профессиональный театр. В нем работают такие режиссеры и актеры, как З. Атабаева, М. Ауэзов, К. Жандарбеков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, Ж. Шанин и пр. Позднее был открыт Казахский академический театр драмы, Корейский театр и Уйгурский музыкально-драматический театр.

    Из учебных заведений особую роль в создании Казахского национального театра сыграл Казахский институт народного образования. Один из первых спектаклей был сыгран для делегатов I съезда Советов Казахстана, открывшегося в Оренбурге 4 октября 1920 г. Инициатором постановки спектакля, явился культотдел Кирревкома. Именно в этом спектакле играл тогда Серке Кожамкулов, незадолго до этого переехавший в Оренбург и поступивший в институт народного образования. Постоянный кружок в институте народного образования образовался в 1922 году, активными участниками которого стали будущие актеры Казахского театра Капан Бадыров и Елюбай Умурзаков, приехавшие на учебу в Оренбург. 22 ноября 1925 г. в Наркомпросе Казахской республики состоялось совещание по вопросу о национальном театре. Было решено пригласить уже известных на тот период артистов, игравших в местных театрах республики. Был составлен список из 23 человек, которых, собственно, планировалось пригласить в столицу для работы в республиканском театре. Однако отозвались не все, и приехало тогда всего 7 человек. Во многом сказалось неверие в перспективность театральной деятельности, тем более что многие артисты-любители уже начали профессиональную карьеру на другом поприще.

    О национальном содержании казахского театра говорил и М. Ауэзов, стоявший у истоков его образования. По его убеждению, театр должен быть «зачат в чреве матери», чьи целительные соки дали ему живительные силы. И только через материнские истоки родной истории, через эпическую цельность и народную мудрость нравственных идеалов казахского фольклора он придет к постижению революционного пафоса социалистических преобразований республики».

    Первой пьесой, поставленной Казахским театром, стал «Енлик-Кебек» в 1926 г., после которого был дан большой концерт. Несмотря на то, что в первый сезон было поставлено немного спектаклей, и посещаемость оставалась низкой, театр вызывал неподдельный интерес среди зрителей. Весной театр выехал в гастрольную поездку по республике, которая продолжалась 3 месяца. Театральная труппа побывала в таких крупных городах, как Туркестан, Чимкент, Аулие-Ата и др., выезжала и в аулы.

    На сцене Казахского драматического театра ставились пьесы, как казахских драматургов, так и переводных русских и других авторов. Среди них – «Хлеб» В. Киршона, «Мой друг» Н. Погодина, «Аристократы» Н. Погодина, «Мстислав удалой» Б. Прута, «Майдан» Б. Майлина, «Борьба» К. Байсеитова и А. Шанина, «Шахта» Ж. Шанина, «Турксиб» И. Жансугурова. В 1932 г. режиссер Я. Танеев поставил пьесу М. Тригера «Подводная лодка». Позже в театр был приглашен другой режиссер М. Насонов, однако на отдельные постановки Наркомпросом приглашались режиссеры и Алма-Атинского русского театра.

    Большую роль приобретало балетное искусство. Впервые казахский балет «Калкаман Мамыр» дебютировал в 1938 г. Спустя более 10 лет был поставлен второй балет В.В. Великанова «Камбар и Назым». Постепенно новое для республики балетное искусство вставало на «уверенную ногу» и казахстанские зрители смогли увидеть мировые балеты «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Раймонда», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Медный всадник» и др.

    Театральное искусство Казахстана в условиях строжайшего государственного контроля, смогло добиться высоких результатов – снискать заслуженное признание зрителей, вырастить плеяду всемирно известных артистов, поднять на уровень выше одно из направлений казахстанского искусства.
    Кинематограф в Казахстане

    Зарождение и развитие кинематографии в Казахстане исторически, как известно, было связано с утверждением социализма в стране. Однако кино тогда пропагандировалось не только в качестве современного культурного направления, но одновременно использовалось в целях политической пропаганды среди широких масс народа основ зарождавшегося строя. Все более укрепляясь, киноискусство приобретало идеологические формы. Оно не просто стимулировало советских граждан на «самоотверженный» труд, но воспитывало в них огромный дух патриотизма и преданности к существующей власти в стране. Однако господствовавшая регламентация в идейном и тематическом направлении духовной жизни общества не позволяла ей развиваться в полной мере согласно естественным законам жизни и творчества. Уходили в прошлое сюжеты исторической давности, уступая место эпизодам современной советской жизни. Несмотря на то, что первый казахский художественный фильм «Амангельды» появился в 1938 году, тем не менее киноведы считают, что в 30-е годы еще не было казахского кинематографа. Кроме того, фильмы «Мятеж» (1928 г.), «Песни степей» (1930 г.), «Джут» (1931 г.), «Тайна Каратау» (1932 г.), «Вражьи тропы» (1935 г.), появившиеся еще до «Амангельды» и «Райхан», также были сняты российскими кинематографистами и поэтому «не могут считаться собственно произведениями казахстанского республиканского кинематографа»

    Казахстанское киноискусство было представлено такими произведениями, как «Кыз Жибек», «Конец атамана», «Материнское поле». Казахстан славился целой группой блестящих исполни-телей-киноартистов - Нурмухан Жантурин, Асанали Ашимов, Идрис Ногайбаев и другие. Большую популярность у молодежи приобрели музыкальные ансамбли «Досмукасан», «Айгуль», «Ариран».

    В середине 1970-х годов кинематографисты Казахстана столкнулись с острым творческим кризисом. Практически небольшой успех имели фильмы «Щит города», «Погоня в степи», «Целина», «Серебряный рог Алатау», «Кровь и пот», «Гаухартас» и другие. Основными причинами неудач стали ориентация на конъюнктурную тематику, отсутствие оригинального замысла и режиссуры.

    В конце 1980-х годов в национальное кино пришло новое поколение кинематографистов, у которых имелись свои художественные и идейные принципы. Некоторые их работы отмечались новизной творческого подхода, социальной напряженностью и стали заметным событием в культурной жизни республики. Это «Конечная остановка» (реж. С. Апрымов), «Волчонок среди людей» (реж. Т. Теменев), «Султан Бейбарыс» (реж. Ф. Мансуров). Острой проблематичностью, правдивостью выделяются последние работы кинодокументалистов О. Рымжанова, С. Азимова, А. Шажимбаева.

    Во многом достижения культуры в этот период оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, произошли позитивные перемены в области образования, науки и культуры: открылась Академия наук, появились профессионально подготовленные кадры, строились новые театры, а с другой - партийный диктат мешал свободному творчеству, массами порождая конъюнктурные вещи.


    написать администратору сайта