Главная страница
Навигация по странице:

  • Зеркальная композиция новеллы Ги де Мопассана «Пышка».

  • Круг проблем новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье».

  • Творчество Мопассана. 1 творчество мопассана. Классификация новелл Ги де Мопассана


    Скачать 21.7 Kb.
    НазваниеКлассификация новелл Ги де Мопассана
    АнкорТворчество Мопассана
    Дата04.09.2022
    Размер21.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 творчество мопассана.docx
    ТипСборник
    #661251



    Критический реализм. Мопассан (Новеллы "Пышка" и Ожерелье")
    Задания для дистанционной работы


      1. Классификация новелл Ги де Мопассана.

    Новеллы Мопассана (их около 300, объединенных в 16 сборников) исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям (новелла-анекдот, новелла-памфлет, новелла-исповедь, лирическая новелла, новелла характеров и др.), тональности и языку. Собранные вместе, они дают исчерпывающее представление о французской действительности конца XIX в., выявляют богатство социальных типов и человеческих характеров, позволяют проследить эволюцию творческого метода писателя.

    В новеллах первых сборников ("Воскресная прогулка буржуа", "Заведение Телье") влияние натурализма очевидно проявляется в пристрастии к изображению темных сторон жизни, в преувеличении роли биологического начала в человеке ("В лоне семьи"), обусловленности его поступков инстинктами ("Подруга Поля"), в нарочито объективной, безоценочной манере повествования ("Заведение Телье").

    В сборниках середины 80-х гг. расширяется тематика новелл, социальные конфликты становятся ведущими, в них все чаще звучит гневный и страстный голос самого писателя. Мопассан приходит к созданию классических образцов реалистической новеллы. Одной из них явилась "Пышка" (1880), открывшая цикл рассказов, посвященных событиям франко-прусской войны. В ней впервые была сказана вся правда о причинах поражения Франции, о героизме ее народа и продажности власть имущих.

    В новеллах о современности Мопассан, развивая традиции французского реализма, показывает губительную власть денег, духовное измельчание человека в мире, где "накопить фортуну и иметь как можно больше вещей - главный кодекс нравственности" (Достоевский), торжество воинствующей пошлости во всех сферах жизни. Центральной фигурой новелл этого цикла становится трусливый и ограниченный обыватель, все помыслы которого направлены на приобретение богатства, положения в обществе, наград. В его обрисовке Мопассан широко использует разнообразные приемы сатиры: юмор, иронию, сарказм.

    Большинство новелл объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений. В них, как и в романах, обнаруживается трагизм Мопассана-художника: отличный знаток нравов, судья пороков общества, человек, тянущийся к светлому идеалу, он не смог окончательно вырваться из той среды, в которой он жил. И поэтому, типизируя отрицательные явления жизни, обличая грязные стороны её, он иногда создавал новеллы, "щекочущие нервы" (по выражению Горького) парижских буржуа.

    Жанровое разнообразие новелл: реалистические зарисовки жизни, сатирические этюды, стихотворения в прозе, новелла-исповедь, психологическое повествование.
    Тематические циклы:
    1. Новеллы, посвященные событиям франко-прусской войны: истинный и ложный патриотизм в новелле "Пышка"; "маленький человек" на войне ("Пленные", "Два друга"); национальная гордость героини и чувство собственного достоинства ("Мадемуазель Фифи"); разрушающее влияние войны на человеческую психику ("Помешанная").
    2. Новеллы о семье и околосемейных отношениях. Самые различные варианты неудачного супружества. Брак как узаконенная общественная сделка, построенная на власти денег ("Приданное", "Господин Паран", "У постели", "Мадемуазель Перль"); адюльтер - неотъемлемое составляющее брака по расчету ("Завещание", "Исповедь женщины"); незавидная судьба падших женщин, обреченных на борьбу за свое существование ("В порту", "Одиссея проститутки", "Шкаф").
    3. Новеллы, изображающие процесс "обесчеловечивания", утраты естественных связей между людьми ("Малышка Рок", "Правдивая история"); преступление как результат неподконтрольности эгоистических инстинктов ("Исповедь", "Сторож", "Убийца"); стремление человека оборвать все связи с обществом, обрести себя на вынужденное заточение ("Счастье", "Отшельник", "Гарсон, кружку пива"). Героиня новеллы "Мать уродов" обретает достаток, преднамеренно рожая искалеченных детей и продавая их в ярмарочные балаганы. Мопассан изображает ее не какой-то романтической злодейкой, а самой обыкновенной женщиной, совершающей свое преступление с будничной деловитостью.
    Важное место в новеллистике Мопассана занимала тема любви. Во многом это объясняется тем, что Мопассан, как и другие писатели-натуралисты, обратился к запретной прежде для литературы теме плоской любви. Новеллы о любви, о настоящем высоком чувстве, без реализации которого нельзя сказать, что человек испытал истинное счастье. Мопассан подспудно, скрыто утверждает, что мало просто любить (хотя это само по себе уже прекрасно), нужно обязательно стремиться жить с тем, кого любишь – реализовать свою любовь. Отдельный подвид новелл о любви – о несчастных, некрасивых, незаметных женщинах, тем не менее, способных на глубокую любовь. («Мисс Гариетт», «Мадемуазель Перль»).

    Новеллы о несправедливости, ужасе и абсурде жизни, таких новелл у Мопассана подавляющее большинство. Множество новелл о жесткости, черствости, жадности людей. «Пышка»).

    Оптимистические – все остальные рассказы на самые разные темы, которые заканчиваются хорошо, их меньше, но они есть. (“Папа Симона”, “Идиллия”, “Парижское приключение”, “Завещание”).

    Есть у него целая группа новелл, в которых отражены мистические ощущения, патологические чувства, какое-то особое восприятие мира ("Страх", "Ночь", "Видение", "Он?", "Орля", "Кто знает?", "Покойница" и др.). В этих новеллах, представляющих собой не что иное, как описание галлюцинаций, кошмаров, преследующих рассказчиков, очень часто выражается сомнение самого рассказчика в реальности всего изображенного.

    Мопассан углубил самый новеллистический жанр, раскрыл его композиционные и стилевые возможности, разнообразил понятие «новеллы». И не случайна та высокая оценка, которую дал новеллистике Мопассана А. П. Чехов, полагавший, что после Мопассана писать по старинке уже невозможно.

    1.2. Зеркальная композиция новеллы Ги де Мопассана «Пышка».

    В новелле Мопассан использует зеркальную композицию для всестороннего раскрытия характера героев. В произведении повторяется похожая ситуация с героями, действия которых отзеркаливаются. Убегая из Руана, предусмотрительной оказалась только девица легкого поведения по прозвищу «Пышка», которая прихватила с собой в дорогу корзину с едой. Остальные участники путешествия, почувствовав в дороге сильный голод, хоть и относились к девушке пренебрежительно, не отказались отведать ее запасы провизии. Когда же в финале произведения Пышка, благодаря которой поездка продолжилась, не успела запастись едой, ее попутчики не только не предложили свои угощения, но и отстранились от нее вовсе. Автор показал, как в одной и той же ситуации повели себя люди разных сословий. Здесь отразились искренность, доброе сердце проститутки и эгоизм так называемых «порядочных и уважаемых» людей. Этим противопоставлением он будто показывает, кто низок на самом деле.


      1. Круг проблем новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье».

    В новелле «Ожерелье» Мопассан поднимает круг проблем.

    Социальная. Автор показывает проблему пагубного влияния буржуазного общества на человеческую слабость. В погоне за богатой жизнью главная героиня лишается того, что имела. По воле случая она теряет ожерелье, которое она одолжила у богатой подруги, чтоб выглядеть роскошно и богато на светском приеме. Ей приходится долгие десять лет влачить нищенское существование, чтобы выплатить долг.

    Психологическая. Конфликт желаний и возможностей главной героини. Изящная, грациозная девушка Матильда не имела ни драгоценностей, ни дорогих нарядов, ни семейных привилегий. При этом она желала быть обольстительной светской львицей. Для Матильды ее внутренний конфликт разрешается очень печально. И еще одна проблема Матильды – это ее неумение и нежелание признать ошибку: отказ от признания подруге в потере ее ожерелья. Это могло бы уберечь ее от многочисленных долгов.

    Философская. Только в конце новеллы Матильда узнает, что то самое ожерелье было фальшивым. Это можно истолковать как фальшь того мира, о котором она так грезила. Положила на это долгие десять лет, а они того не стоили.


    написать администратору сайта