Баженова Е.В. Классный час. Классный час для обучающихся 10а класса (педагогического профиля) мбоу Балезинская средняя школа 5
Скачать 351.81 Kb.
|
МБОУ «Балезинская средняя школа №5» Классный час для обучающихся 10а класса (педагогического профиля) МБОУ «Балезинская средняя школа №5» Тема: «Разве не идет дождь для всех равно? Разве не для всех сияет солнце? Не дышим ли мы все единым воздухом?" (по статье Д.С.Лихачева «О патриотизме и национализме» из книги "Д.С.Лихачева «Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре".) Баженова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Балезинская средняя школа №5» П.Балезино, 2022 Актуальность. Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии. Ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования - это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. 16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово "толерантность" произошло от латинского "tolerantia" - терпение. Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность. На протяжении более десятка лет на территории России возникают «горячие точки», разрушающие мирную жизнь отдельных народов, республик, входящих в состав Российской Федерации, бессмысленно уносящие жизни сотни тысяч людей, особенно молодых, служащих в российской армии. Проблема эта касается всех вместе и каждого в отдельности. Предпосылки развития национальной проблемы начались давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность в отношениях между русскими и представителями коренных наций отдельных республик. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация. Напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д. Чем это вызвано? Чувством патриотизма или чувством национализма? Как отличить патриотизм от национализма? Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и характер отношений между его жителями зависят от каждого. В этих условиях актуальным является воспитание в себе чувства уважения к людям другой национальности, других традиций и культуры, т.е. воспитание толерантности. В настоящей в своей методической разработке сосредоточила внимание на проблемах воспитания толерантности обучающихся на основе противопоставления сущности понятий «патриотизм» и «национализм». Методическая разработка классного часа создана путем систематизации статьи Д.С.Лихачева «О патриотизме и национализме» из книги "Д.С.Лихачева « Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре" и информационного материала по истории России из разных современных источников, включая Интернет. Цель: способствовать воспитанию толерантности на основе противопоставления сущностей понятий «патриотизм» и «национализм», пробудить чувство необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных взглядов. Задачи: воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу; продолжить формирование читательской грамотности, работы в группах, анализа документов; развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся; формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями. Основные понятия урока: Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм. Оформление урока: Музыкальная заставка: песня « С чего начинается Родина?» в исполнении хора учителей-финалистов конкурса «Учитель года – 2022» Эпиграфы на доске – высказывания русских гуманистов о патриотизме. Раздаточный материал: статья Д.С.Лихачева «Патриотизм и национализм». Маркеры для работы с текстом. Словари: Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка, Новейший философский словарь Видеоролики: « Я русский…»Речь В.В.Путина Учащиеся работают в малых группах. Прием работы: составление кластера, работа со статьей Д.С.Лихачева, словарями, диалог Ход классного часа: На доске - плакаты: Патриотом обязан быть каждый народ по отношению к своему народу, но националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны… Д. С. Лихачёв В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений В. П. Максаковский Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный Н. А. Добролюбов Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостояния П.И. Багратион Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев… Н.Г. Чернышевский Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою. Н.М. Карамзин Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете. В.В. Путин Включение внимания, пробуждение интереса к теме занятия: - У меня в руках статья Д.С.Лихачева. Первая фраза, которую я читаю: «А в чем самая большая цель жизни?» Именно с нее я хочу начать наш сегодняшний разговор и задать этот вопрос вам (дети отвечают на вопрос) -Вот как ответил на этот вопрос Д.С.Лихачев: «Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство…». (цитата выводится на экран) -Выделите ключевые слова в данном высказывании. (добро, счастье, любит свою мать, своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом, школу, город, село, страну; большое и глубокое чувство) -Как вы думаете, что имел в виду Д.С.Лихачев под фразой «большое и глубокое чувство…»? (предположительный ответ – патриотизм) Задания группам: 1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «ПАТРИОТИЗМ»? (работа в группах, выстраивание ассоциативных рядов слов, предположительный ответ: патриотизм – Родина, отечество, героизм, любовь, народ, страна…Группы зачитывают свои варианты ответов, в завершение работы учитель на экране демонстрирует слайд с ассоциативным рядом слов: -В интернете мое внимание привлекло такое толкование слова На этом классном часе попытаемся разобраться, что же такое патриотизм. Обратите внимание на вопросы, поставленные в теме урока: «Разве не идет дождь для всех равно? Разве не для всех сияет солнце? Не дышим ли мы все единым воздухом?" Как эти вопросы связаны с патриотизмом? Попробуем на них ответить в конце урока. 2.На столах вы видите словари. Обратитесь к словарям и дайте научное определение понятия «патриотизм». -Патриотизм- любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу./Д.Н.Ушаков .Толковый словарь русского языка./ - Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины./Философский словарь/ Вопрос: какое слово объединяет два этих определения? ( Отечество. Родина) ( демонстрация видео: исполнение хором учителей-финалистов конкурса «Учитель года – 2022» песни « С чего начинается Родина?» https://www.youtube.com/watch?v=EhZON_nJhEg&ab_channel=TOGIRRO) Любовь к Родине – это то, что объединяет всех нас из поколения в поколение: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С.Пушкин, как и те мыслители и гуманисты, высказывания которых вы видите на доске, – патриоты и достойные сыны своего Отечества. -Снова хочу обратиться к статье Д.С.Лихачева и зачитать еще одну фразу: « Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.» Обратите внимание на первое предложение. Патриотизму противопоставляется национализм. Задание группам: назовите однокоренные слова к данному понятию. (Нация, национальность) определим значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. (работа со словарями) -НАЦИЯ, нации, ·жен. (·лат. natio). 1. Исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. -НАЦИОНАЛИЗМ, национализма, мн. нет, ·муж. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. /Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка./ НАЦИОНАЛИЗМ — специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. /Новейший философский словарь/ -И снова обращаю ваше внимание к словам академика Лихачева: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.» -Готовясь к нашей встрече, я обратила внимание на фразу, которая меня поразила до глубины души. Вот она: «Патриотизм – последнее прибежище национализма». Так сказал английский поэт Сэмюэль Джонсон. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Попробуем опровергнуть это высказывание, изучив статью Д.С.Лихачева «Патриотизм и национализм». Попробуем разобраться: различаются ли патриотизм и национализм. ( группам для работы выдаются тексты и маркеры для выделения ключевых слов) Задание 1 группе: прочитать статью, выделить ключевые фразы, составить кластер, отразив в нем характерные черты патриотизма (группа работает маркером синего цвета, черным цветом можно выделить фразы или понятия, значимые для читателя) Задание 2 группе: прочитать статью, выделить ключевые фразы, составить кластер, характеризующий национализм. (группа работает маркером коричневого цвета) (пример обработанной детьми статьи: Д.С.Лихачев. О патриотизме и национализме А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на много, обретают новые силы, становятся все выше, человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед - Италией к фашизму…»). Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе свехличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь порожден этим же. … Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи – навещают, участвуют в семейных праздниках. Благополучные семьи живут социально, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи. Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами. Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества. Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания... Действительно, патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей стране... Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего патриотизма. В последних классах школы два-три года курса краеведения, связанного с экскурсиями по историческим местам, с романтикой путешествий, были бы чрезвычайно полезны. Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала. Малые народы ...Человечество страдает еще и от того, что крупные народы с мировыми языками кое-где поглощают малые, с их бесценными сокровищами - фольклорными и лингвистическими, с обычаями и историей. Они исчезают на наших глазах бесследно. Есть очень много народов, которые насчитывают по 600-700 человек. Говорят, даже где-то на востоке Сибири есть народность, от которой сохранилось только двое. Нужно во что бы то ни стало записать их язык, так как это одна из величайших ценностей. Общение народов Если народ действительно уважает себя, он застрахован от комплекса неполноценности и никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур. Национализм Прожив 80 лет, с глубоким сожалением вижу: после трагического опыта фашизма, нацизма рост национализма продолжается. Не могу этого понять. Причем уроков не извлекают и ошибки повторяют те, кто в прошлом сам страдал от национализма... Это противоречит рассудку. Патриотизм и национализм Мои общественные взгляды общеизвестны. Я против любого национализма, за патриотизм каждого народа. Меня же иногда обвиняют то в национализме, то в антирусских настроениях. Я думаю, что это делают очень невнимательные читатели моих произведений. Я не устаю повторять: национализм прямо противоположен патриотизму. Мы обязаны быть патриотами. Патриотом обязан быть каждый народ по отношению к своему народу, но националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны. К агрессивным тенденциям, достойным осуждения, я отношу национализм. Агрессивность общественного сознания порой проявляется в чрезвычайно сильной форме - в этом я вижу результаты десятилетий тирании Сталина. Я не такой благодушный человек, как может показаться. Да, я за запрещения. За запрещение грубых форм национализма. Запрет на убийства, кражи, то есть уголовно наказуемые действия, в том числе и порнографию... К стране, к народу, к нации должны быть применены те же критерии достоинства, что мы применяем к отдельному человеку, к личности человека. Это мое главное убеждение. Как мы оцениваем человека? По уму, воспитанности, скромности, нравственности, уживчивости с другими, неагрессивности, уважению к старикам, заботе о детях, о будущих поколениях, по доброте и т. д. Как оценивают себя государства и грубые националисты? Как можно больше территорий, как можно больше военной силы, военной мощи, сильная армия, огромное число танков, страх, внушаемый государством... Между тем авторитет страны должен измеряться не числом танков, а числом известных авторитетных университетов, числом больниц, хороших школ, качеством науки, музыки, живописи, трудолюбием населения, поведением населения. Есть одно особое обстоятельство, на которое следует обратить серьезное внимание именно сейчас. Это отношение к другим народам. Мы ценим в любом человеке его дружелюбие, общительность, его понимание собеседника, вообще "другого" человека. Но вновь образовывающиеся на территории нашей страны независимые государства в большинстве своем отдают предпочтение только одной, господствующей, своей национальности. Национализм - страшное бедствие современности. В чем его причина? В том, что народы слишком мало знают друг о друге. Не знают культуры своих соседей. Имеют самые посредственные знания по истории. При этом в исторической науке очень много мифов, ложных представлений, фальсификаций. Да и вообще мы часто подчиняем культуру политике... Патриотизм против национализма Существуют совершенно неправильные представления о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистическим инстинктам. Великий русский историк С.М. Соловьев в начале седьмой книги своей "Истории России с древнейших времен" писал: "Неприятное восхваление своей национальности... не может увлечь русских..." Это совершенно верно. Восхвалением самих себя по-настоящему русские никогда не "хворали". Напротив, русские очень часто, а особенно в XIX и начале XX в., были склонны к самоуничижению - преувеличивали отсталость своей культуры. Русские хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами. Мы можем отметить это уже для древнейших веков существования Руси. Мирное соседство русских и карельских деревень на севере в течение тысячелетия - факт очень показательный. Соседство с русскими мери, веси, ижоры и т. д. не было окрашено кровопролитиями. В Киеве был Чудин двор - какого-то знатного представителя чуди (будущих эстонцев). В Новгороде была Чудинцева улица. Там же в недавние годы найден древнейший памятник финского языка - финская берестяная грамота, лежавшая рядом с написанными по-русски. Несмотря на все войны со степью, иные из которых носили отнюдь не национальный, а сугубо феодальный характер, русские князья женились на знатных половчанках. Не было, значит, расовой отчужденности. Сразу по взятии Казани в середине XVI в. составляется "История Казанского взятия", где рассказывается и о храбрости татарских защитников Казани, и с сочувствием передается плач казанской царицы Сююмбеки о потере Казанью своей независимости. Это поразительное произведение... Но вот, как будто бы с другого конца, я занялся восхвалением своей национальности? Но нет, ведь то же самое свойство открытости и миролюбия отличало и финские племена, жившие в соседстве с русскими. Эта открытость - черта определенного, донационального, существования народов. Однако на Руси эта черта пережила все временные границы, она утвердилась идеологически, стала сознательным и определенным принципом в жизни лучшей части русской литературы и исторической мысли. Принципы эти были унаследованы восточнославянскими народами у болгар. Кирилл (или Мефодий) говорил в своем споре с триязычниками (сторонниками богослужебной практики только на трех языках - греческом, еврейском и латинском) в Венеции: "Разве не идет дождь для всех равно? Разве не для всех сияет солнце? Не дышим ли мы все единым воздухом?" Этой мысли вторит в середине XI в. русский митрополит Иларион в своем замечательном "Слове о Закона и Благодати", где говорится о том, что все народы равноправны и все совершают общее дело для человечества. Национальные особенности - достоверный факт. Не существует только каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности - значит делать мир народов очень скучным и серым. Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не принадлежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значение. Оно очень важно. Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого - не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, - не отделимая от умения заметить это лучшее. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа - хотя бы на тех, кто не признает национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям. Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру. Необязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традиций. Лет пятнадцать назад, еще до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился с тремя милыми и думающими молодыми людьми, которые, как и я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что можем еще потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить о том, что мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезают бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках". - "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?" Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы поймите, - говорил я, - делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Приятно делать подарки. В покровительстве другим, в добром отношении к ним есть сознание силы, уверенность в себе и есть настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч. Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы - различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру. Из книги "Д.С.Лихачев. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре". Москва, 2006) Кластер 1 группы. Что такое патриотизм? К школе К народу К семье К себе гуманизм Жизнь творчество Толерантность К стране Круг интересов Культура духа Вдохновение К Земле свет Равноправие Кластер 2 группы Что такое национализм? Незнание культуры других народов. бедствие Смерть Агрессивность: как можно больше территорий, военной силы, мощи, сильная армия. Неуверенность в самом себе, слабость Самое тяжелое из несчастий человеческого рода Злоба, ненависть к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов (после вдумчивого чтения и создания кластеров группы вывешивают кластеры на доске и представляют их защиту, анализируют те понятия, которые выделили в кластере, подтверждая их цитатами из текста) - Итак, Д.С.Лихачев резко и категорично развел эти два понятия, как добро и зло, жизнь и смерть… можем ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы: «Разве не идет дождь для всех равно? Разве не для всех сияет солнце? Не дышим ли мы все единым воздухом?" - Да. Можем. Но лучше это сделать цитатой из текста: «Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы - различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру.» Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 300 различных народов и национальностей. -Назовите народы, входящие в состав Российской Федерации? Введу в краткую историю формирования населения России. Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским. В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них. Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам) Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем. Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация. Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д. Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но при этом национальность остается раз и навсегда. Причем своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком. В смешанных семьях национальность по смешению кровей узнать невозможно. В таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей. Этому способствует и действующее российское законодательство. -Скажите, пожалуйста, сколько национальностей среди Вас? (удмурты, татары, русские, азербайджанцы, цыгане, украинцы…) Общаясь друг с другом, вы когда-нибудь испытывали неприязнь к собеседнику только потому, что он другой национальности? Каждый ли из вас может назвать себя толерантным? И что такое толерантность? Давайте поговорим о толерантности (плакат или слайд с расшифровкой термина размещается на доске). Вам знакомо это слово? Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках. Перевод слова “толерантность” с разных языков
Задание: А теперь на основе этих переводов попытайтесь дать определение понятию «толерантность» (учащиеся предлагают свои варианты). ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. -Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе, что преобладает в нем патриотизм или национализм. Рассматриваем блок-схему “Толерантность”: -По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм. -Снова обратимся к статье Д.С.Лихачева. (на экране цитата): «Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру. Необязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традиций». Выделю последнюю фразу. Мы сильны своими традициями, мы сохраняем и чтим их. Наш Балезинский район тоже многонационален, как и наша республика, страна. Мы знаем, любим и празднуем все национальные праздники. В нашем районе вы можете посетить центры культур: удмуртской в с.Люк, татарской в с.Кестым, бесермянской в с Юнда, русской культуры в с.Сергино. В поселке есть действующая церковь, строится мечеть. Все народы, живущие в районе, дружны…толерантны. Заключение. -Таким образом, к какому мнению вы пришли в ходе обсуждения проблемы патриотизма и национализма? Подводится итог, выделяется главная мысль, самое важное для каждого учащегося из услышанного, высказанного. Выводы записываются на доске или экране. -Патриот своей Родины (малой или большой) не является националистом. Патриотизм прямо противоположен национализму. -Национализм в форме шовинизма никогда не приводил к улучшению жизни граждан, а почти всегда выливался в конфликт, кровную вражду. -Каждый человек в отдельности, который является националистом с шовинистическими взглядами, несет ответственность за разгоревшуюся вражду. -Национальность человека определяется не местом рождения, а национальностью родителей. -Своей национальной принадлежностью нужно гордиться -Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение. -Взаимоотношения, в основе которых лежит толерантность исключают национализм. -Национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров. -Компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем. -Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме .Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее и подумайте о том, как вы относитесь к другим людям. Я уверена, что вы найдете много общего. А может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать. А в заключение я хочу предложить вам отрывок выступления нашего президента В.В.Путина, где он формулирует суть патриотизма просто и доступного для любого («Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дегестана, лакца по национальности, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин». Всех невозможно перечислить. Вместе с тем не откажусь от убеждения, что русские и украинцы – это один народ. Даже несмотря на то, что часть жителей Украины запугали, оболванили.» Демонстрация видеообращения президента В.В.Путина.) - Я желаю вам МИРА! Спасибо за работу. Список литературы: Лихачев Д.С.Заметки о русском.– М.: Сов. Россия, 1981.– 71 с.– (Писатель и время)(Переизд. 1984, 1987, 2016) Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка, Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с https://www.youtube.com/watch?v=EhZON_nJhEg&ab_channel=TOGIRRO https://yandex.ru/video/preview/15147032298754822143 |