Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые вопросы темы

  • В сущности, Парменид ставит две проблемы

  • Список литературы

  • Классический период развития древнегреческой философии

  • 3. Основные философские школы эпохи эллинизма

  • Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»

  • Мухаметшина Д.А. Практическое задание 2, ЛГП2133z. Ключевые вопросы темы Натурфилософия


    Скачать 29.49 Kb.
    НазваниеКлючевые вопросы темы Натурфилософия
    Дата04.10.2021
    Размер29.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМухаметшина Д.А. Практическое задание 2, ЛГП2133z.docx
    ТипДокументы
    #241120

    Мухаметшина Диана Алексеевна

    Группа: ЛГП-2133z

    Ключевые вопросы темы:

    1. Натурфилософия - умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще.

    Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония.

    К древнегреческой натурфилософии относятся:

    • Милетская школа,

    • школа Пифагора,

    • атомисты.

    Древнегреческая философии включает следующие этапы:

    • 1. становление древнегреческой философии (VII - V вв. до н.э., досократовский период, представлен милетская школой, Гераклитом, эллейской школой, атомистами)

    • 2. классическая древнегреческая философия (V - IV вв. до н.э.,сократический период;

    • 3. философско - просветительская деятельность софистов, философии Сократа, Платона, Аристотеля).

    Общей чертой античной философии, в большей мере её раннего развития, является космоцентризм. Введение понятия «космос» приписывают милетским мыслителям и Пифагору. У них же происходит и окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением. Представителями этой школы являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Не удовлетворённые мифологическими объяснениями возникновения мироздания, они формулируют фундаментальный вопрос- что есть начало всех вещей?- который долго будет стимулировать философские размышления античных мудрецов. Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Ксенофан- земля, Гераклит-огонь. В период расцвета греческой философии будут выдвинуты и другие версии: Платон- идеи, Левкипп и Демокрит- атомы.

    Важное достижение античных мыслителей-физиков заключается в следующем открытии: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, т.е. преходящи, но есть единая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются.

    Другую школу представляет Пифагор. Известно , что в основу своей философии он положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности, принцип всеобщей гармонии. «Самое мудрое-число» Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

    В сущности, Парменид ставит две проблемы:

    1) отношение бытия и небытия;

    2) отношение бытия и мышления.

    Уже в ранний период греческой философии возникают диалектические представления. Сначала у Анаксимандра, затем их развивает уже Гераклит.

    У последнего уже явно выражены две диалектические идеи:

    1) вечность и всеобщность изменений в мире,

    2) единство и противостояние противоположных начал, выявляющихся из Единого.

    Эмпедокл начинает диалектически трактовать проблему изменчивости мира, Меллис впервые формулирует «закон сохранения бытия»-исходного положения в учении элеатов . Анаксагор выдвигает тезис «Всё во всём», который предполагает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия.

    Кроме того, философ переосмысливает понятия «возникновение» и «гибель». «Ибо ни одна вещь не возникает, не уничтожая, но составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них» То есть живое происходит от живого.

    Список литературы:

    1. УрГПУ учебный портал Практическое занятие 2. Лекция Античная философия, https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=17827;

    2. Древнегреческаянатурфилософия https://vuzlit.ru/1436184/drevnegrecheskaya_naturfilosofiya;

    3. Натурфилософия и ее основные идеи https://studbooks.net/923875/filosofiya/problemy_naturfilosofii.

    2. Классический период развития древнегреческой философии связан с творчеством трёх великих мыслителей Сократа (469-399 г. до н.э.), Платона (427-347 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Именно благодаря им философия становится отдельной и самобытной сферой людской культуры, искусством мыслить и постигать суть сущего.

    У истоков классического периода античной философии стоит мудрец Сократ. Главной темой философии, согласно Сократу, является тема человека, а, соответственно, главным принципом – "Познай самого себя". Настоящее знание, при этом рождается в процессе диалога, поэтому свой философский метод Сократ называл майевтикой – искусством рождения истины, по аналогии с повивальным искусством, помогающим появиться на свет ребёнку. Важное значение Сократ уделял диалектике – искусству ведения спора, которое позволяет собеседников неуклонно приближаться к подлинному знанию.

    Сократ также вошёл в историю как автор апологии "учёного незнания", формулой которого стала его знаменитая фраза: "Я знаю, что я ничего не знаю, и поэтому я мудрее других людей, мнящих, что они знают нечто". Естественно, это не означает, что Сократ мало знал. Наоборот, как "мудрейший из эллинов", он понимал ограниченность и несовершенство окончательных и безошибочных ответов и принципиальную открытость философии для свободного и творческого вопрошания. Любое настоящее знание человек может постичь только самостоятельно, в процессе свободной дискуссии, невзирая на мнения авторитетов – так мыслил Сократ "ученое незнание".

    Учеником Сократа был великий философ Платон, которого часто называют "князем философов", подчёркивая тем самым то огромное значение, которое он внёс в развитие философского знания. Кстати, настоящее имя Платона – Аристокл, а "Платон" – прозвище, которое дал молодому человеку Сократ. В переводе с древнегреческого, "Платон" означает "широкий". В большинстве своих диалогов Платон вкладывает собственные философские идеи в уста своего учителя, Сократа.

    Центральное место в философии Платона занимает его знаменитое учение об идеях или "эйдосах". В соответствии с ним, наряду с изменчивым, земным, воспринимаемым чувствами и несовершенным миром, существует вечный, неизменный и совершенный мир идей или первообразов. Этот идеальный мир и является воплощением смысла всех вещей, которые вновь и вновь возрождаются в изменчивом земном мире в соответствии со своими идеями или архетипами. Благодаря разуму человек может проникнуть в мир идей, и, тем самым, получить доступ к подлинному знанию.

    Человек может открыть содержание идеального мира благодаря разуму, который позволяет созерцать идеи. Поэтому, считал Платон, люди, наделённые разумом, могут реально понять смысл и суть окружающего мира. Такие люди – мудрецы или философы – должны управлять государством, ибо они сопричастны идее высшего блага. Учение об идеальном государстве Платона является первой в европейской философской мысли утопией – попыткой создать умозрительную модель наилучшего общественного устройства, при котором люди будут счастливы.

    С учениками Платону повезло не меньше, чем Сократу. Ведь среди них был великий философ Аристотель (384-322 г. до н.э.), изрёкший знаменитую фразу: "Платон мне друг, но истина дороже!" Интересно, что Аристотель, в свою очередь, был учителем великого полководца Александра Македонского.

    Принципиальное разногласие Аристотеля и Платона лежит в сфере онтологии – учения о бытии. Аристотель отвергает учение Платона об идеальном мире, и настаивает на том, что смысл вещей воплощён в самих вещах. Он называет этот смысл "формой". Таким образом, у Аристотеля прослеживается тенденция к материалистическому объяснению действительности, а Платон, наоборот, объясняет мир идеалистически. Фактически, все последующие философские доктрины будут мыслить мир "по Платону" или "по Аристотелю", ибо именно эти мыслители сформулировали и обосновали две фундаментальные модели миропонимания.

    Аристотель также вошёл в историю как величайший систематик античного знания. Благодаря своему могучему интеллекту он, в буквальном смысле, "разложил по полочкам" всю ту огромную информацию, которую античность накопила к 4 веку до н.э. Поэтому Аристотель считается одним из основоположников психологии, политологии, астрономии и ряда других наук. Кстати, в европейских школах больше тысячи лет большинство наук преподавали "по Аристотелю".

    Список литературы:

    1. УрГПУ учебный портал Практическое занятие 2. Лекция Античная философия, https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=17827;

    2. Классический период развития древнегреческой философии https://studopedia.ru/12_244853_klassicheskaya-drevnegrecheskaya-filosofiya-sokrat-platon-aristotel.html ;

    3. Классический период развития древнегреческой философии https://proza.ru/2013/11/12/370 .



    3. Основные философские школы эпохи эллинизма:

    • стоицизм,

    • эпикуреизм.

    Эллинистический период античной философии охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами.

    В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений.

    Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

    Стоицизм. Название школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона
    Философские воззрения.

    Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом. Так, логика — это ограда сада, деревья — физика, а плоды на деревьях — этика; или скорлупа яйца — логика, белок — физика, желток — этика. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логику; жить надо сообразно природе — отсюда необходимо знать физику. Этика — это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.
    Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.

    Судьба учения. Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода. Ряд его идей вошел в неоплатонизм, значительное влияние оказал стоицизм (учение о Логосе и этика) на становление христианской философии, а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживается и некоторое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу и др. В XX в. к стоицизму обратился Делез.

    Эпикуреизм. Философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии — Тит Лукреций Кар (99—55 гг. до н.э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.

    В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом.

    Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов.
    На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение».
    Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»

    Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.

    Список литературы:

    1. УрГПУ учебный портал Практическое занятие 2. Лекция Античная философия, https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=17827;

    2. Основные философские школы эпохи эллинизма https://vk.com/topic-55331393_30254537;

    3. Эпоха эллинизма https://studopedia.ru/6_171694_osnovnie-shkoli-filosofii-epohi-ellinizma.html.


    написать администратору сайта