|
Конспект диалога Платона «Гиппий Больший». Конспект диалога Платона Гиппий Больший
Конспект диалога Платона «Гиппий Больший»
| Вступление
| - В Афины приезжает знаменитый дипломат и софист Гиппий, встречи с котором давно ждал Сократ, между ними завязывается беседа. - Сократ пытается выяснить почему древние философы не брали деньги за свои и старались держаться в стороне от государственных дел, а современные софисты (Горгий, Продик) используют философию как метод получения прибыли. - Сократ узнает, что в некоторых полисах, например в Лакедемоне слушателей больше интересуют не философские познания Гиппия, а его знание историй из прошлого (Гиппий обладает феноменальной памятью). «Они обращаются к тебе как дети к старухам, чтобы послушать занимательные рассказы» (Сократ)
|
| Постановка вопроса о красоте
| - Гиппий говорит о том, что ему предстоит выступить с речью о прекрасных занятиях , которым должен предаваться молодой человек. Сократ задается вопросом «что такое прекрасное?». - Ответ Гиппия: «Прекрасное — это красивая девушка». - Сократ парирует: Разве не прекрасна прекрасная кобылица, которую похвалил сам бог? Или прекрасная лира? Или даже горшок, если он вылеплен хорошим гончаром, если он гладок, кругл, хорошо обожжен и т.д. - Гиппий признает правоту Сократа: «Прекрасен и этот сосуд, если он хорошо сработан, но в целом, всё это недостойно считаться прекрасным по сравнению с кобылицей, девушкой и всем остальным прекрасным».
|
| Иерархия красоты
| - Сократ вспоминает слова Гераклита: «Из людей людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной, и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». - Предмет делает прекрасным идея прекрасного. Как только она присоединятся к какому либо предмету тот становится прекрасной девушкой, кобылицей либо лирой.
|
| Независимость красоты от материала
| - Гиппий: Прекрасное — золото. «Все мы знаем, что если к чему присоединится золото, то даже то, что раньше казалось безобразным, украшенное золотом, представится прекрасным». - Сократ опровергает этот тезис, приведя в пример прекрасную статую Афины работы Фидия, которая сделана из слоновой кости и камня. - Гиппий: «Каждую вещь делает прекрасной, то что для каждой вещи подходит. Сократ подтверждает этот тезис примером, что для прекрасной каши, сваренной в прекрасном горшке, более подходящим, является уполовник из смоковницы, а не из золота. -Однако, подходящее всего лишь заставляет казаться прекрасным, но не быть им. - Пригодное скорее можно назвать прекрасным, чем все иное. - Прекрасное есть и пригодное, и способное сделать нечто для блага. - Прекрасное есть полезное. - Прекрасное есть причина блага. - Причина не есть, то что возникает, так и возникающее не есть причина. - Ни прекрасное не есть благо, ни благо не есть прекрасное.
|
| Отношение прекрасного к приятному
| Сократ: «Прекрасное — приятное для слуха и зрения» -Невозможно, чтобы приятное благодаря зрению и слуху (одновременно) было прекрасным, раз оно, становясь прекрасным создает нечто невозможное. - Прекрасное — полезное удовольствие. Однако ни благо не может быть прекрасным, ни прекрасное благом. - «Как же ты будешь знать с прекрасной речью выступает кто-нибудь или нет, и так же в любом другом деле, раз ты не знаешь самого прекрасного?» - «Прекрасное - трудно»
| |
|
|