Философия Контрольная работа 1 курс. Философия КР. Конспект по работе философа. Точка зрения автора. Собственная точка зрения. Заключение
Скачать 33.61 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет» Факультет подготовки инженерных кадров Кафедра _____История, культура и коммуникация________ (наименование кафедры) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по ______________Философии_________________ (наименование дисциплины) на тему: _______________контрольная работа по философии_______________ (наименование контрольной работы) Выполнил студент группы ____ЭАЗ-121______ ____ номер зачетной книжки ________________________ Проверил преподаватель___.______ Волгоград 2020г. Содержание Часть 1. Ответы на вопросы. Онтология как учение о бытии. Основные понятия. Философский смысл понятия «бытие». Основные формы бытия. Проблема сознания в истории философии и в современной философии. Самосознание. Гносеология как учение о познании. Истина и заблуждение в познании. Формы познания. Их особенности. Человек. Жизнь и смерть. Личность и индивид. Концепции общественного развития. Социальная система. Различные картины мира. Глобальные проблемы человечества. Часть 2. Конспект по работе философа. Точка зрения автора. Собственная точка зрения. Заключение Список литературы Часть 1. Ответы на вопросы. 1. Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, её философский смысл. Вопрос о бытии — первый вопрос, с которого начинается философия. Этот вопрос обсуждается в базовом разделе философии, который называется онтология. Онтология — (ontos от др.греч. — бытие, logos от др.греч. — слово) — учение о бытии. Что такое бытие? Можно сказать, что это синоним таких слов, как: реальность, существование и действительность. Выделение форм бытия, или типов реальности, может осуществляться по нескольким основаниям. В зависимости от степени развития или становления объектов можно выделить два типа реальности: существование в возможности и существование в действительности. Возможность не является ничем, она обладает статусом существования. Например, зерно является возможностью на существование растения. Эти типы реальности можно именовать как потенциальную форму бытия и актуальную, физическую, форму бытия. Единство и многообразие бытия — следующая проблема онтологии. Является ли всё разнообразие предметов один и тем же бытием? Может ли разнообразие быть сведено к одной сущности? Или же мы имеем дело в бесконечным разнообразием бытия? Утвердительный ответ на первый вопрос получил название «Монизм», на второй — дуализм, на третий — плюраизм. И в рамках монизма, и в рамках плюраизма возникают свои проблемы, но наиболее активно обсуждаются вопросы монизма о единой сущности бытия. Какого оно рода — материального или потенциального? Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что наличествует во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия. Например, фундаментальным вопросом является соотношение бытия и небытия. Сосуществуют ли они на равных, или же бытие есть, а небытия нет? И что такое небытие? Другой категорией, соотносимой с бытием, является становление. Становится ли бытие, или оно пребывает в неизменности? Еще одна пара онтологических категорий: возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, адействительность — как актуальное. Бытие имеет как актуальную, так и потенциальную форму существования. В последние годы говорят также о виртуальной форме 2. Проблема сознания в истории философии и в современной философской мысли. Самосознание. Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия. Оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В античную эпоху метафорой сознания служила печать на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Античная философия открыла только одну сторону сознания направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана философией. Причина – внимание античного грека было всецело направлено на окружающий мир. Согласно античному философу Плотину, духовный опыт имеет три уровня: высший, где происходит отдохновение в Божественном; чтобы выйти на этот уровень, надо пробудиться от своего тела; уровень рефлексии и рассуждения, где человека одолевает многообразие чувств, мыслей, помыслов; низший, где господствуют инстинкты и страсти. Другими словами: сознание – возмещение нашей несостоятельности: нам не дано постоянно пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание – воспоминание о состоянии отдохновения в Божественном. Сознание есть своеобразная память о нашей земной ничтожности и нашей возможности достигать Божественное, становиться образом Божиим. В культуре христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Практика общения с Богом – молитва. Молитву сопровождают душевные переживания. Они становятся предметом внимания средневековых философов. Сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании. Начиная с Плотина и Августина сознание рассматривается не как нечто лучшее и высокое, что есть в духовном опыте человека. Благодаря сознанию человек понимает, что он наказан тем, что не может долго пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание есть отпадение человека от вечности: бытие во времени, а значит в сознании, менее подлинно, чем бытие в вечности. Строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего – это сущность сознания. Часто сознание мешает человеку в его деятельности. В Новое время произошло переоткрытие проблемы сознания. Это происходило в обстановке, когда человек отказывался от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала человеческую деятельность и способности. Единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли. Новая метафора сознания: сознание – некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включается в общение с миром. Самосознание – это способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и знать о самом сознании. Самосознание интегрирует личность, оно объединяет воедино мысли и чувства человека, его поступки, оценки своего места в обществе и в мире. В вопросе о соотношении сознания и самосознания среди философов нет единства. Одна сторона в этом споре утверждает, что самосознание – это высшая форма сознания, которая проявляется только у взрослого человека и отсутствует у ребенка. Сторонники этой позиции соотносят самосознание только с мышлением и знанием и определяют его как рефлексию над собственным мышлением. Результаты такого интеллектуального самоотображения выражаются в строгих понятиях и суждениях. Следствием такого подхода является вывод о том, что существуют такие формы сознания, которые не сопровождаются самосознанием. Сознания нет без самосознания – таков был вывод философов Нового Времени. Сознание – это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны. Маркс открывает одно онтологическое обстоятельство: социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Возникновение той или иной формационной структуры должно сопровождаться изменением сознания, перестройкой сознания, присущего предыдущей формации. Отклонение от среднего содержания сознания для каждого рабочего ничтожно мало, и потому стало возможным говорить об общественном сознании. Словосочетание «общественное сознание» не поняли бы ни Плотин, ни Августин. Сознание – одновременно и условие существования общества, и обусловленное им. Впервые в истории философии Маркс стал изучать сознание, «вплетенное» в бытие людей. 3. Гносеология как учение о познании. Истина и заблуждение. Формы познания, их особенности. Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. Гносеология изучает специфику того или иного вида познания лишь с мировоззренческой стороны. Целью изучения познавательных процессов выступает возможность достижения истины и формы существования истины. Гносеология исследует явления познавательной деятельности, но в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. «Истина» – одно из центральных понятий гносеологии. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Гносеология опирается на социокультурный аспект деятельности человека, который является ведущим. Один из центральных вопросов гносеологии: «Познаваем ли мир?». Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления сущности. Отвечая на этот вопрос в философии сложилось 2 направления: 1) познавательно-реалистическое; 2) агностическое. Для агностицизма характерно утверждение, что мир непознаваем. Однако, подобное утверждение не совсем верно и берет начало из позиции И.Канта. В конце 19 начале 20 века сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а предметом соглашения между учеными. Современная философская теория познания и агностицизм не расходятся в вопросе о познаваемости явлений. Принципиальное расхождение по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Основной проблемой философии познания является проблема истины. Все проблемы гносеологии характеризуются интересом либо к средствам и путям достижения истины, либо к формам существования истины, формам ее реализации, структуры познавательных отношений. Существует множество определений истины: соответствие знаний действительности; опытная подтверждаемость; полезность знания, его эффективность; соглашение. Определение истина как соответствие знаний действительности является главным в классической концепции понимания истины. Истина – это объективное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина в субъекте и вне субъекта. Объективная истина внеклассова. Трактуя истину как объективную, не зависящую от индивидов, классов, человечества, делаем вывод о ее конкретности. Конкретность истины – это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. В понятие конкретной истины включается указание на время, т.е. время существования объекта и момент или переход его отражения субъектом. Следовательно, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Объективная истина имеет 3 аспекта: бытийственный, аксиологический, праксеологический. Бытийственный аспект связан с фиксацией в истине бытия как предметно-субстратного, так и духовного. Само это бытие является данным субъекту как объект. Сама истина обретает собственное бытие. Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической ее наполненностью, в тесной связи с смыслом жизни, с ее ценностью для всей деятельности человека. Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Из рассмотренных аспектов истины ведущим является бытийственный аспект. Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.д. Существует два вида истины: относительная и абсолютная. Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. Относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь. 4. Человек. Жизнь и смерть. Личность и индивид. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о смысле и цели жизни. Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть “основной” линией жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то общество в целом или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья. Осознавая, что не вечен, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что эта тема важнейшая для каждого человека занимает в важнейшее место во всей культуре человечества. Поисками ответа на этот вопрос занималась и занимается мифология и различные, и религиозные учения, и искусство, и различные направления философии. Философский материализм отрицает возможность личного физического бессмертия. Марксизм исходит прежде всего из собственной ценности и самоцельности человеческой жизни, которая предстает в ней не случайной и не бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматривается не только сам по себе, но и как часть целого - человеческого общества. Маркс отмечал, что “индивид есть общественное существо”. Поэтому всякое проявление его жизни является проявление и утверждение общественной жизни. Человек не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, “самая жизнь оказывается лишь средством к жизни”. Такая неудовлетворенность, нереализованность содержит в себе побудительные причины творческой деятельности. Именно поэтому, признание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности. Осознание человеком неизбежности своей смерти, скорбь по умирающему содержит в себе трагические мотивы. Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бесцельно, что он оставил после себя добрые дела нужные и полезные, то он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым и проблема личной смерти не выдвигается на передний план. В настоящее время многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни, была бы дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманистических дилемм, воззрений. С особой остротой обсуждается, например, “право на смерть” в дискуссиях, где сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой - ее полную подчиненность общественным и государственным интересам. В современных дискуссиях о праве на смерть имеют в виду не самоубийство, как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. Современные философы, юристы, врачи, теологи стремятся разрешить два фундаментальных вопроса: может ли эвтаназия вообще иметь моральное обоснование и если да, то при каких условиях она должна быть узаконена? В этом случае возникает множество проблем связанных с индивидуальной свободой личности с одной стороны, и возможностями злоупотреблений, с другой. Таким образом, сегодня философские размышления о жизни оказываются необходимыми для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Научный гуманизм также имеет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая и то, что относится к культуре умирания. Реальный философский гуманизм дает идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных и общечеловеческих параметрах. Лишь в бессмертии разума и гуманности человека - бессмертие человека. Вопрос о смысле человеческой жизни имеет и другую сторону, относящуюся к реальной природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни разума других внеземных цивилизаций в бесконечной вселенной. 5. Концепции общественного развития. Социальная система. В истории философии сложились различные концепции общества: теистическая, натуралистическая, социопсихологическая, идеалистическая, теория коммуникативного социального действия, структурно-функциональная, теория социальной реальности, диалектико-материалистическая, культуроцентристская и др. Выделим некоторые черты отдельных названных концепций. Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определённости, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчёркивается особая определяющая роль географических и космических факторов. Психологическая концепция объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений. Идеализм отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром». В основе диалектико-материалистической концепции (Маркс, Энгельс, Ленин) общества лежит идея о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Макс Вебер социальное действие считал элементарной единицей социологического анализа. Оно предполагает: а) субъективную мотивацию; б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному действию социальное значение. Вебер выделил четыре типа социального действия: 1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей; 2) традиционное – подражание образцам поведения, закреплённых в традициях; 3) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которых вырабатываются программы действий; 4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех). Концепцию коммуникативного действия развивали Дюркгейм, Хоркхаймер, Адорно, Хабермас и др. Различные исследовательские программы обществознания по целому ряду позиций пересекаются и дополняют друг друга. 6. Глобальные проблемы человечества: определение, пример. Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации. Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом. К глобальным проблемам современности относятся: 1) Проблема Север-Юг - это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. 2) Проблема бедности - одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития. 3) Продовольственная проблема - Мировая продовольственная проблема в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, несмотря на то, что природные ресурсы планеты в сочетании с современным экономическим и научно-техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать. 4) Энергетическая проблема - это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем 5) Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду. 6) Демографическая проблема стостоит из двух частей: А) быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран. Б) старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой. 7) Проблема освоения Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.). Часть 2. Конспект по работе философа. Конспект по работе: Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр. 1. Введение. Стивен Хокинг – человек-легенда, английский физик-теоретик и популяризатор науки, известный своими работами в области черных дыр. Вследствие своего недуга Хокинг оказался прикован к инвалидному креслу, которое, вопреки всему, не сломило, а только воодушевило известного ученого «Краткая история времени: От Большого взрыва до черных дыр» – самая популярная книга Стивена Хокинга, впервые изданная в 1988. В книге рассказывается о появлении Вселенной, о природе пространства и времени, чёрных дырах, теории суперструн и о некоторых математических проблемах, однако на страницах издания можно встретить лишь одну формулу E=mc² О сложнейших вещах вроде черных дыр и корпускулярно-волновой природе света рассказывается простым языком. Поучительно наблюдать, как и почему менялось представление человечества об устройстве Вселенной, но еще более интересно узнать, как в процессе работы изменялись взгляды самого автора. Мы живем, почти ничего не понимая в устройстве мира. Не задумываемся над тем, какой механизм порождает солнечный свет, который обеспечивает наше существование, не думаем о гравитации, которая удерживает нас на Земле, не давая ей сбросить нас в пространство. Нас не интересуют атомы, из которых мы состоим и от устойчивости которых мы сами существенным образом зависим. Книга интересна не только широтой своего содержания, она позволяет увидеть, как работает мысль ее автора. Это также книга о Боге… а может быть, об отсутствии Бога. Слово «Бог» часто появляется на ее страницах. Хокинг отправляется на поиски ответа на знаменитый вопрос Эйнштейна о том, был ли у Бога какой-нибудь выбор, когда он создавал Вселенную. Хокинг пытается, как он сам пишет, разгадать замысел Бога. Тем более неожиданным оказывается вывод (по меньшей мере временный), к которому приводят эти поиски: Вселенная без края в пространстве, без начала и конца во времени, без каких-либо дел для Создателя.\ 2. Конспект Начинается книга с рассказа об эволюции человеческих представлений о Вселенной: от небесных сфер геоцентрической системы Аристотеля и Птолемея до осознания того факта, что Солнце является обычной жёлтой звездой средней величины в одном из рукавов спиральной галактики — среди сотен миллиардов других галактик в наблюдаемой части Вселенной. Открытие красного смещения спектров звёзд других галактик означало, что Вселенная расширяется, и это привело к гипотезе большого взрыва: десять или двадцать миллиардов лет назад все объекты Вселенной могли находиться в одном месте с бесконечно большой плотностью (точка сингулярности). Большой взрыв служит началом отсчёта времени. На вопрос о том, что было до большого взрыва, ответа не существует, так как в точке сингулярности перестают работать научные законы; возможность предсказывать будущее теряется, и поэтому если что-то и происходило «до», то оно никак не повлияет на нынешние события. После же большого взрыва возможны два сценария: либо расширение Вселенной будет продолжаться вечно, либо в некоторый момент прекратится и перейдёт в фазу сжатия, которая закончится возвратом в сингулярность — большим хлопком. Какой именно вариант осуществится, неясно — это зависит от 1 расстояний между галактиками и суммарной массы вещества Вселенной, а эти величины точно не известны. Сингулярности могут быть во Вселенной и после большого взрыва. Звезда, израсходовав ядерное топливо, начинает сжиматься, и при достаточно большой массе не может противостоять гравитационному коллапсу, превращаясь в чёрную дыру. Так вот, английский математик и физик Роджер Пенроуз показал, что объём звезды при этом стремится к нулю, а плотность её вещества и кривизна пространства-времени — к бесконечности. Иными словами, чёрная дыра есть сингулярность в пространствевремени1 . Обратив направление времени, Пенроуз и Хокинг доказали утверждение, что если верна общая теория относительности (ОТО), то точка большого взрыва должна существовать. Так гипотеза большого взрыва стала математической теоремой, а сама ОТО оказалась неполной: её законы нарушаются в точке сингулярности. Это не удивительно — ведь ОТО является классической теорией, а в малой области пространства вблизи сингулярности становятся существенными квантовые эффекты. Таким образом, для исследования чёрных дыр и ранней Вселенной требуется привлечение квантовой механики и создание единой теории — квантовой теории гравитации. Занимаясь явлениями микромира, квантовая механика развивалась независимо от ОТО. В квантовой физике накопился некоторый опыт объединения различных типов взаимодействий. Так, удалось объединить в одну теорию электромагнитные и слабые взаимодействия. Именно, оказалось, что переносчики электромагнитного взаимодействия (виртуальные фотоны) и переносчики слабого взаимодействия (векторные бозоны) являются реализациями одной частицы и становятся неотличимы друг от друга при энергиях около 100 ГэВ. Существуют и теории великого объединения, то есть объединения электрослабого и сильного взаимодействий (правда, для достижения энергий великого объединения и проверки этих теорий нужен ускоритель размером с Солнечную систему). Все эти теории не включают гравитацию, поскольку она очень мала для элементарных частиц. Однако в точке сингулярности гравитационные силы вместе с кривизной пространства-времени стремятся к бесконечности, так что совместный учёт квантовомеханических и гравитационных эффектов становится неизбежным. Это приводит к следующим удивительным результатам. 1От парадоксов отказа законов науки в этом случае нас страхует горизонт событий, закрывающий путь информации изнутри чёрной дыры. 2 По теореме Пенроуза–Хокинга падение в чёрную дыру необратимо. Но, как известно, всякий необратимый процесс сопровождается ростом энтропии. Есть ли энтропия у чёрной дыры? Хокинг замечает, что площадь горизонта событий чёрной дыры не уменьшается со временем (а при падении вещества в чёрную дыру — увеличивается), то есть обладает всеми свойствами энтропии. Его американский коллега Бикенстин предлагает считать площадь горизонта событий чёрной дыры мерой её энтропии. Хокинг возражает: обладая энтропией, чёрная дыра должна иметь температуру и, следовательно, излучать — вопреки самому определению чёрной дыры! — но впоследствии сам же открывает механизм этого излучения. Источником излучения оказывается вакуум вблизи чёрной дыры, в котором из-за квантовых флуктуаций энергии рождаются пары частицаантичастица. Один из членов пары обладает положительной энергией, другой — отрицательной (так что сумма равна нулю); частица с отрицательной энергией может упасть в чёрную дыру, а частица с положительной энергией — покинуть её окрестность. Поток частиц положительной энергии и есть излучение чёрной дыры; частицы же с отрицательной энергией уменьшают её массу — чёрная дыра «испаряется» и со временем исчезает, унося с собой сингулярность. В этом Хокинг видит первое указание на возможность устранения сингулярностей ОТО с помощью квантовой механики и задаётся вопросом: окажет ли квантовая механика аналогичное воздействие на «большие» сингулярности, то есть устранит ли квантовая механика сингулярности большого взрыва и большого хлопка? Классическая ОТО не оставляет выбора: расширяющаяся Вселенная рождается из сингулярности, причём начальные условия неизвестны (ОТО не работает в «момент творения»). В начальный момент Вселенная могла быть упорядоченной и однородной, а могла быть и весьма хаотичной. Дальнейший процесс эволюции, однако, существенно зависит от условий на этой границе пространства-времени. Используя метод Фейнмана суммирования по различным «траекториям» развития Вселенной, Хокинг в рамках квантовой теории гравитации получает альтернативу сингулярности: пространство-время является конечным и не имеет сингулярности в виде границы или края (это похоже на поверхность Земли, но только в четырёх измерениях). А раз нет границы, отпадает и необходимость в начальных условиях на ней, то есть нет нужды вводить новые законы, задающие поведение ранней Вселенной (или прибегать к помощи Бога). Тогда Вселенная «. . . не была бы сотворена, её нельзя было бы уничтожить. Она просто существовала бы». Тема Бога присутствует на протяжении всей книги; по сути, Хокинг 3 ведёт дискуссию с Богом. Приведём цитату, подводящую своего рода итог этой дискуссии. «Из представления о том, что пространство и время образуют замкнутую поверхность, вытекают также очень важные следствия относительно роли Бога в жизни Вселенной. В связи с успехами, достигнутыми научными теориями в описании событий, большинство учёных пришло к убеждению, что что Бог позволяет Вселенной развиваться в соответствии с определённой системой законов и не вмешивается в её развитие, не нарушает эти законы. Но законы ничего не говорят нам о том, как выглядела Вселенная, когда она только возникла, — завести часы и выбрать начало всё-таки могло быть делом Бога. Пока мы считаем, что у Вселенной было начало, мы можем думать, что у неё был Создатель. Если же Вселенная действительно полностью замкнута и не имеет ни границ, ни краёв, то тогда у неё не должно быть ни начала, ни конца: она просто есть, и всё! Остаётся ли тогда место для Создателя?» Вот и ответ на вопрос Эйнштейна: никакой свободы выбора начальных условий у Бога не было. Выполняя суммирование по фейнмановским траекториям при условии отсутствия границ пространства-времени, Хокинг находит, что Вселенная в её нынешнем состоянии с высокой вероятностью должна расширяться одинаково быстро по всем направлениям — в согласии с наблюдениями изотропного фона реликтового микроволнового излучения. Далее, раз начало отсчёта времени есть гладкая, регулярная точка пространства и времени, то Вселенная начала эволюцию из однородного, упорядоченного состояния2 . Эта начальная упорядоченность объясняет наличие термодинамической стрелы времени, указывающей то направление времени, в котором возрастает беспорядок (энтропия) Вселенной3 . В заключительной части книги Хокинг описывает теорию струн, претендующую на объединение всей физики. Эта теория имеет дело не с частицами, а с объектами наподобие одномерных струн. Частицы трактуются как колебания струн, испускание и поглощение частиц — как 2Конечно, полная однородность невозможна. Хокинг даёт ответ с позиций так называемого антропного принципа: иначе не возникли бы условия для развития разумных существ, способных задать подобный вопрос. В самом деле, в случае меньшей размерности пространства затруднена эволюция: так, всякий сквозной проход в теле двумерного существа делит его на две части. В пространствах же большей размерности иным будет закон гравитационного притяжения, и орбиты планет станут неустойчиыми («мы бы тогда либо замёрзли, либо сгорели»). Конечно, допустимы и другие вселенные, с другим количеством развернувшихся координат, «. . . но в подобных областях не будет разумных существ, которые могли бы увидеть это разнообразие действующих измерений». Хокинг с оптимизмом смотрит на перспективы создания единой теории, описывающей Вселенную. Отняв у Бога акт творения, он отводит Богу роль творца её законов. Когда будет построена математическая модель, останется вопрос, почему Вселенная, подчиняющаяся этой модели, вообще существует. Не связанные необходимостью строить новые теории, учёные обратятся к его исследованию. «И если будет найден ответ на такой вопрос, это будет полным триумфом человеческого разума, ибо тогда нам станет понятен замысел Бога» ЗаключениеНа основании вышеизложенного можно сделать вывод. 1. В книге показывается ретроспектива изменения общепринятого мнения о картине мира. Речь идет не только об известных Птолемеевой модели Вселенной и теории относительности, но и о теории струн, кварках или квазарах. 2.Древнему Homo sapiens интуиция и умение работать с абстрактным миром помогли выиграть конкуренцию с другими видами людей и животных. История изучения Вселенной показывает, что контринтуитивность единиц людей определило сегодняшнее состояние мира. Научная революция связана с появлением лучших моделей описания мира. Новые модели мира или новые теории существенно обогатили абстрактный мир человека. 3. В книге С.Хоккинг говорит о конечной цели науки – создание единой теории, которая описывала бы Вселенную. С этой позиции проводятся рассуждения по всей книге. Но при этом автор в одном месте упоминает один фундаментальный парадокс: «Все сказанное о научных теориях предполагает, что мы являемся разумными существами, можем производить во Вселенной какие угодно наблюдения и на основе этих наблюдений делать логические заключения. Но если единая теория действительно существует, то она, наверное, тоже должна каким-то образом влиять на наши действия. И тогда сама теория должна определять результат наших поисков ее же!». С.Хоккинг помогает одновременно удовлетворять высший интерес человека о существовании во Вселенной и решать злободневные проблемы.В книге нет ответа о причине Большого взрыва и физики до сих пор не знают как совместить теорию относительности с квантовой механикой. Но мотивация человека Стивена Хоккинга о познании мира и принесении пользы человечеству заряжает на долгосрочную исследовательскую деятельность. На то, что нужно проще относиться к абстрактным целям, но делать то, что должен делать как стейкхолдер, создавая в физическом мире успешные целевые системы. Большинство же в большинстве случаев будет неправо, поэтому нужно находить и дорожить мнением уникальных людей.Список литературыБердяев Н.А. «Человек и машина.» Волков В.В. «Философия: основные проблемы, понятия, термины.». Учебное пособие https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-bytiya https://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=157 https://fil.wikireading.ru/2897 |